Презентация Личностный подход в отечественной клинической психологии онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Личностный подход в отечественной клинической психологии абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 31 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Личностный подход в отечественной клинической психологии
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:31 слайд
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:390.50 kB
- Просмотров:176
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
![Кафедра клинической](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img0.jpg)
Содержание слайда: Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО
Дисциплина:
Теории личности в клинической психологии
Тема:
Личностный подход
в отечественной клинической психологии
лекция № 9 для студентов 2 курса,
обучающихся по специальности 37.05.01 – Клиническая психология
канд.псх.н., доцент
Волкова Олеся Владимировна
Красноярск
№3 слайд
![I. Современные теории](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img2.jpg)
Содержание слайда: I. Современные теории личности в отечественной психологии
В отечественной психологии также существует ряд попыток представить структуру личности (Ковалев А.Г., Платонов К.К., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л. и др.).
В частности, Александр Григорьевич Ковалёв (1913-1997) — известный советский педагог и психолог духовный облик личности рассматривал как синтез сложных структур: темперамента - как комплекса природных свойств; направленности - как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей - как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.
№4 слайд
![Сергей Леонидович Рубинштейн](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img3.jpg)
Содержание слайда: Сергей Леонидович Рубинштейн
(1889-1960)
Рассматривал проблематику структуры личности в трех сходных планах.
1. Подструктура направленности личности (ответ на вопрос: «Что человек хочет?»): установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др.
2. Задатки и способности (ответ на вопрос: «Что человек может?»): интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля).
3. Темперамент и характер (ответ на вопрос: «Что человек из себя представляет?»): темперамент и характер.
№5 слайд
![Константин Константинович](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img4.jpg)
Содержание слайда: Константин Константинович Платонов
(1906-1984)
На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выдвинул четыре группы, составляющие основные стороны (подструктуры) личности:
1-я - направленность и моральные качества личности. Элементы этой подструктуры, за исключением влечений и склонностей, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное общественное сознание: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение);
2-я - опыт. Подготовленность, индивидуальная культура личности: знания, навыки, умения и привычки, приобретаемые в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологических и даже генетически обусловленных свойств личности;
3-я - индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства, воля);
4-я - биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры определяется больше основными физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т.н. органические изменения.
№6 слайд
![Владимир Николаевич Мясищев -](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img5.jpg)
Содержание слайда: Владимир Николаевич Мясищев
(1893-1973)
Рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н. Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности. Именно особенности содержания определяют функциональную структуру психики и личности. Доминирование их в сознании и поведении зависит от отношения человека, положительной или отрицательной значимости их содержания для него. Психические отношения человека - это его сознательные избирательные связи с различными сторонами действительности.
№7 слайд
![](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img6.jpg)
Содержание слайда: Структурно-характерологические особенности личности
А) Структура личности.
1. Отношения и их уровень развития: а) высокий (идейный - убеждения, сознание долга, общественно-коллективистские мотивы); б) средний (преобладание конкретно-личных отношений - личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет); в) низкий (примитивно-витальный - влечения).
2. Интеллект и способности и степень их развития: а) уровень развития - высокий, средний, низкий; б) дифференцированность отдельных компонентов: запаса знаний (высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли (мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления).
3. Темперамент (динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу - Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову - Павлову: художественный, мыслительный, средний.
4. Характер (личность в ее своеобразии, личность индивидуума и привычные способы поведения): а) тип характера - сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера - цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций - экспансивный, импрессивный, уравновешенно-рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.
№8 слайд
![Б Содержание личности. .](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img7.jpg)
Содержание слайда: Б) Содержание личности.
1. Содержание основных отношений личности: социальных, общественных, производственных, бытовых, семейных, личных, интимных;
2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие - объективные, узкие - субъективно-личные); уровень интересов (идейные, коллективистские, семейные, личностно-индивидуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический уровень (гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.
№10 слайд
![В деятельности происходит](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img9.jpg)
Содержание слайда: В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты.
Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации.
Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.
Деятельность человека вытекает из его потребностей и вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности
№11 слайд
![Лев Семёнович Выготский -](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img10.jpg)
Содержание слайда: Лев Семёнович Выготский
(1896-1934)
Представления о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов
Личностный смысл делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств или действий, но это «информирование» чаще осуществляется в эмоционально-чувственной форме. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего от самого себя.
№12 слайд
![Сокрытие смысла лежит за](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img11.jpg)
Содержание слайда: Сокрытие смысла лежит за защитными механизмами, поэтому для их объяснения нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Проявления личности, которые обнаруживаются в проективных тестах, также могут быть поняты в терминах личностных смыслов и соответствующей деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.
№13 слайд
![Полимотивация человеческой](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img12.jpg)
Содержание слайда: Полимотивация человеческой деятельности
Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие (мотивы-стимулы), сосуществующие с первыми, играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных).
Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, отношения иерархии мотивов.
№14 слайд
![Борис Герасимович Ананьев -](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img13.jpg)
Содержание слайда: Борис Герасимович Ананьев
(1907-1972)
Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Ограничение социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов.
№15 слайд
![Структура личности, оказывает](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img14.jpg)
Содержание слайда: Структура личности, оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности является продуктом развития человека. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности.
Структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств.
№16 слайд
![Четыре основные стороны](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img15.jpg)
Содержание слайда: Четыре основные стороны личности
биологически обусловленные особенности,
особенности отдельных психических процессов,
уровень подготовленности или опыт личности,
социально обусловленные качества личности
Все стороны тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.
№18 слайд
![Структура личности строится](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img17.jpg)
Содержание слайда: Структура личности строится по двум принципам одновременно:
1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.
№19 слайд
![II. Личностный подход к](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img18.jpg)
Содержание слайда: II. Личностный подход к психологической диагностике в клинике
Личность - это не некий уровень развития психики, а вся психика человека является личностной
Традиционным для психологии является частичное, фрагментарное изучение психических функций, деятельностей и т.д. При изучении отдельных проблем, касающихся человеа не реализуется идея целостности человека во взаимосвязи и единстве его прошлого, настоящего и будущего.
№20 слайд
![Проблема целостного подхода](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img19.jpg)
Содержание слайда: Проблема целостного подхода
Такой частичный, нецелостный подход к человеку обусловлен тем, что психология как наука родилась в недрах естественных наук, восприняв не только их методы, но главное — их методологию.
Появление комплексных исследований психики человека и соответствующих методов явилось реакцией на традиционную односторонность психологических исследований и было обусловлено стремлением отразить психику человека, в том числе и его личностные особенности в их разносторонности.
В отечественной психологии примером такого подхода явилось прежде всего так называемое комплексное исследование психики человека, осуществленное Б.Г. Ананьевым и под его руководством, а также интегральное исследование индивидуальности В.С. Мерлина.
№21 слайд
![Обращение к определению](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img20.jpg)
Содержание слайда: Обращение к определению конституирующего начала личности
направленность — у Л.И. Божович;
отношение — у В.Н. Мясищева;
общение — у А.А. Бодалева;
иерархия деятельностей и мотивов — у А.Н. Леонтьева;
значимость — у Н.Ф. Добрынина;
установка — у Д.Н. Узнадзе;
эмоциональная направленность — у Б.И. Додонова и т.д.
№23 слайд
![Система определяющих](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img22.jpg)
Содержание слайда: Система определяющих оснований личности
По результатам теоретических и разносторонних эмпирических исследований была выделена система фундаментальных, ведущих, обобщенных, устойчивых, определяющих многообразные конкретные свойства психики и особенности разнообразных форм функционирования человека — система так наз. базовых оснований личности, которые представляют собой психологическую форму реализации сущностных свойств человека. В нее входят:
Ценностность.
Отношения «Я — Другой».
Способность преодоления привычных представлений о мире и о себе.
Определяющие основания сознания.
Определяющие основания деятельности.
Базовые основания личности взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, являясь внутренним основанием целостности личности.
№24 слайд
![Уровневый подход Проблема](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img23.jpg)
Содержание слайда: Уровневый подход
Проблема адекватности определения функций разных уровней и их иерархичности.
Тенденция приписывать низшим уровням (уровням наследственности, локализации, соматическим и физиологическим и пр.) функции высших уровней
Все психосоматические явления демонстрируют влияние высших (психических, личностных) уровней по отношению к низшим (соматическим).
№26 слайд
![Универсальный подход](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img25.jpg)
Содержание слайда: Универсальный подход
выделенные базовые основания личности и их система определяют многообразие психологических свойств, качеств личности, особенности разных сфер функционирования человека, его взаимоотношений с окружающими и т.д.
базовые основания характеризуются устойчивыми чертами, обусловливающими индивидуально-типическую специфику личности, проявляющиеся на фоне возрастных особенностей, на разных этапах жизни человека.
№27 слайд
![III. Современные](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img26.jpg)
Содержание слайда: III. Современные отечественные исследования в области психологии личности
80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются:
обращение к исследованию реальной личности. В 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;
сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;
особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);
благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.
№28 слайд
![Резюме Обращение к](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img27.jpg)
Содержание слайда: Резюме
Обращение к исследованию реальной личности. В 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова;
сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации;
особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию);
благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания.
№30 слайд
![Литература Основная . Общая](/documents_6/0f5d069ba302e767924943d76edd598d/img29.jpg)
Содержание слайда: Литература
Основная:
1. Общая психология и психология личности /под ред.А.А.Реана. – М.: АСТ, 2009.
Дополнительная:
1. Хьелл, Л. Теории личности: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006.
3. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. – СПб.: Питер, 2005.
Электронные ресурсы:
1. БД «MedArt»
2. БД «Медицина»
3. ЭК КрасГМУ
4. Электронная библиотека Absotheue
Скачать все slide презентации Личностный подход в отечественной клинической психологии одним архивом:
Похожие презентации
-
Теории личности в отечественной психологии. Современные подходы к личности. Тысячеликий герой Дж. Кемпбелла
-
Сравнительный анализ подходов и направлений к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии
-
Деятельностный подход в отечественной психологии: ключевые понятия и основные положения
-
Понимание мотива в отечественной психологии, мотив как личностная диспозиция и ситуативное побуждение
-
Клиническая психология. Предмет и задачи клинической психологии
-
Индивидуальная психология А. Адлера. От «комплекса неполноценности» к личностному росту
-
Работа клинического психолога в учреждениях оказывающих психиатрическую помощь
-
Концепция происхождения личностных нарушений и невротических расстройств в гуманистической психологии
-
Подход к этиологии личностных нарушений и невротических расстройств в бихевиоризме
-
Проблема личности в клинической психологии