Презентация Личностный подход в отечественной клинической психологии онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Личностный подход в отечественной клинической психологии абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 31 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Личностный подход в отечественной клинической психологии



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    31 слайд
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    390.50 kB
  • Просмотров:
    176
  • Скачиваний:
    2
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Кафедра клинической
Содержание слайда: Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Дисциплина: Теории личности в клинической психологии Тема: Личностный подход в отечественной клинической психологии лекция № 9 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 37.05.01 – Клиническая психология канд.псх.н., доцент Волкова Олеся Владимировна Красноярск

№2 слайд
План лекции Современные
Содержание слайда: План лекции: Современные теории личности в отечественной психологии Личностный подход к психологической диагностике в клинике Современные отечественные исследования в области психологии личности

№3 слайд
I. Современные теории
Содержание слайда: I. Современные теории личности в отечественной психологии В отечественной психологии также существует ряд попыток представить структуру личности (Ковалев А.Г., Платонов К.К., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л. и др.). В частности, Александр Григорьевич Ковалёв (1913-1997) — известный советский педагог и психолог духовный облик личности рассматривал как синтез сложных структур: темперамента - как комплекса природных свойств; направленности - как совокупности потребностей, интересов и идеалов; способностей - как системы интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств.

№4 слайд
Сергей Леонидович Рубинштейн
Содержание слайда: Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) Рассматривал проблематику структуры личности в трех сходных планах. 1. Подструктура направленности личности (ответ на вопрос: «Что человек хочет?»): установка, интересы, потребности, мировоззрение, идеалы, убеждения, интересы, склонности, самооценка и др. 2. Задатки и способности (ответ на вопрос: «Что человек может?»): интеллект (мыслительные способности), частные способности (музыкальный слух, хороший глазомер, любой другой талант), природно-индивидуальные проявления уровня развития психических процессов (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства и воля). 3. Темперамент и характер (ответ на вопрос: «Что человек из себя представляет?»): темперамент и характер.

№5 слайд
Константин Константинович
Содержание слайда: Константин Константинович Платонов (1906-1984) На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности выдвинул четыре группы, составляющие основные стороны (подструктуры) личности: 1-я - направленность и моральные качества личности. Элементы этой подструктуры, за исключением влечений и склонностей, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное общественное сознание: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение); 2-я - опыт. Подготовленность, индивидуальная культура личности: знания, навыки, умения и привычки, приобретаемые в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологических и даже генетически обусловленных свойств личности; 3-я - индивидуальные особенности психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения (ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, чувства, воля); 4-я - биопсихические свойства личности. Активность этой подструктуры определяется больше основными физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, половые и возрастные особенности личности, включая ее патологические, т.н. органические изменения.

№6 слайд
Владимир Николаевич Мясищев -
Содержание слайда: Владимир Николаевич Мясищев (1893-1973) Рассматривает структуру личности только в качестве одной из ее сторон, наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой. По мнению В.Н. Мясищева, психические образования и их функции должны быть непрерывно связаны с содержанием психической деятельности. Именно особенности содержания определяют функциональную структуру психики и личности. Доминирование их в сознании и поведении зависит от отношения человека, положительной или отрицательной значимости их содержания для него. Психические отношения человека - это его сознательные избирательные связи с различными сторонами действительности.

№7 слайд
Содержание слайда: Структурно-характерологические особенности личности А) Структура личности. 1. Отношения и их уровень развития: а) высокий (идейный - убеждения, сознание долга, общественно-коллективистские мотивы); б) средний (преобладание конкретно-личных отношений - личные симпатии и антипатии, непосредственный утилитарный интерес или расчет); в) низкий (примитивно-витальный - влечения). 2. Интеллект и способности и степень их развития: а) уровень развития - высокий, средний, низкий; б) дифференцированность отдельных компонентов: запаса знаний (высокий, средний, бедный), развития умений, характеристики работоспособности и воли (мера стремления к реализации потребности), а также особенностей других психических процессов (памяти, внимания, мышления). 3. Темперамент (динамика психических реакций и особенности эмоциональности человека): а) типы по Гиппократу - Павлову: холерический (безудержный), сангвинический (сильный, подвижный), флегматический (сильный, инертный), меланхолический (слабый); б) человеческие типы по Добролюбову - Павлову: художественный, мыслительный, средний. 4. Характер (личность в ее своеобразии, личность индивидуума и привычные способы поведения): а) тип характера - сильный, слабый, недифференцированный; б) структура характера - цельный (гармонический), противоречивый (дисгармонический); в) направленность основных тенденций - экспансивный, импрессивный, уравновешенно-рассудочный, неуравновешенно-безрассудочный.

№8 слайд
Б Содержание личности. .
Содержание слайда: Б) Содержание личности. 1. Содержание основных отношений личности: социальных, общественных, производственных, бытовых, семейных, личных, интимных; 2. Характеристика мировоззрения личности: взгляды и оценки (широкие - объективные, узкие - субъективно-личные); уровень интересов (идейные, коллективистские, семейные, личностно-индивидуалистические, эгоистические, витально-примитивные); нравственно-эстетический уровень (гуманистический, индивидуалистический, аморальный); идеологический уровень.

№9 слайд
Алексей Николаевич Леонтьев -
Содержание слайда: Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) В деятельностном подходе личность рассматривается как продукт социально-общественного развития; в качестве же реального базиса ее выступает совокупность общественных отношений человека, реализуемых его деятельностью.

№10 слайд
В деятельности происходит
Содержание слайда: В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму, в образ; вместе с тем в деятельности совершается также переход деятельности в ее объективные результаты, в ее продукты. Внутренняя, психическая деятельность человека произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации. Деятельность - это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Деятельность человека вытекает из его потребностей и вне деятельности реализация любой потребности невозможна. При этом ядром личности, ее стержнем выступают мотивы и цели деятельности

№11 слайд
Лев Семёнович Выготский -
Содержание слайда: Лев Семёнович Выготский (1896-1934)  Представления о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов Личностный смысл делает доступным сознанию субъективное значение тех или иных обстоятельств или действий, но это «информирование» чаще осуществляется в эмоционально-чувственной форме. Тогда перед субъектом стоит задача рефлексии - задача на поиск смысла. А иногда субъект бессознательно ставит другую задачу - на сокрытие смысла, и прежде всего от самого себя.

№12 слайд
Сокрытие смысла лежит за
Содержание слайда: Сокрытие смысла лежит за защитными механизмами, поэтому для их объяснения нет нужды привлекать понятия конфликта между инстанциями Я или врожденными влечениями. Проявления личности, которые обнаруживаются в проективных тестах, также могут быть поняты в терминах личностных смыслов и соответствующей деятельности человека по поиску либо сокрытию этих смыслов.

№13 слайд
Полимотивация человеческой
Содержание слайда: Полимотивация человеческой деятельности Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие (мотивы-стимулы), сосуществующие с первыми, играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных). Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, отношения иерархии мотивов.

№14 слайд
Борис Герасимович Ананьев -
Содержание слайда: Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) Многообразие связей личности с обществом в целом, с различными социальными группами и институциями определяет интраиндивидуальную структуру личности, организацию личностных свойств и ее внутренний мир. Ограничение социальных связей личности нарушают нормальный ход человеческой жизни и могут быть одной из причин возникновения неврозов и психоневрозов.

№15 слайд
Структура личности, оказывает
Содержание слайда: Структура личности, оказывает влияние на состояние личности, динамику ее поведения, процессы деятельности и все виды общения. Структура личности является продуктом развития человека. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизнедеятельности и поведения комплексов органических свойств.

№16 слайд
Четыре основные стороны
Содержание слайда: Четыре основные стороны личности биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные качества личности Все стороны тесно взаимодействуют друг с другом. Доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением и направленностью, потребностями и интересами, идеалами и стремлениями, моральными и эстетическими качествами.

№17 слайд
На любом уровне и при любой
Содержание слайда: На любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и межличностных отношениях; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения; в) преобразованиями внутреннего мира самой личности.

№18 слайд
Структура личности строится
Содержание слайда: Структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.

№19 слайд
II. Личностный подход к
Содержание слайда: II. Личностный подход к психологической диагностике в клинике Личность - это не некий уровень развития психики, а вся психика человека является личностной Традиционным для психологии является частичное, фрагментарное изучение психических функций, деятельностей и т.д. При изучении отдельных проблем, касающихся человеа не реализуется идея целостности человека во взаимосвязи и единстве его прошлого, настоящего и будущего.

№20 слайд
Проблема целостного подхода
Содержание слайда: Проблема целостного подхода Такой частичный, нецелостный подход к человеку обусловлен тем, что психология как наука родилась в недрах естественных наук, восприняв не только их методы, но главное — их методологию. Появление комплексных исследований психики человека и соответствующих методов явилось реакцией на традиционную односторонность психологических исследований и было обусловлено стремлением отразить психику человека, в том числе и его личностные особенности в их разносторонности. В отечественной психологии примером такого подхода явилось прежде всего так называемое комплексное исследование психики человека, осуществленное Б.Г. Ананьевым и под его руководством, а также интегральное исследование индивидуальности В.С. Мерлина.

№21 слайд
Обращение к определению
Содержание слайда: Обращение к определению конституирующего начала личности направленность — у Л.И. Божович; отношение — у В.Н. Мясищева; общение — у А.А. Бодалева; иерархия деятельностей и мотивов — у А.Н. Леонтьева; значимость — у Н.Ф. Добрынина; установка — у Д.Н. Узнадзе; эмоциональная направленность — у Б.И. Додонова и т.д.

№22 слайд
Сущностный подход Сущностный
Содержание слайда: Сущностный подход Сущностный подход характеризуется тем, что в основу конкретных исследований личности положено представление о сущности человека.

№23 слайд
Система определяющих
Содержание слайда: Система определяющих оснований личности По результатам теоретических и разносторонних эмпирических исследований была выделена система фундаментальных, ведущих, обобщенных, устойчивых, определяющих многообразные конкретные свойства психики и особенности разнообразных форм функционирования человека — система так наз. базовых оснований личности, которые представляют собой психологическую форму реализации сущностных свойств человека. В нее входят: Ценностность. Отношения «Я — Другой». Способность преодоления привычных представлений о мире и о себе. Определяющие основания сознания. Определяющие основания деятельности. Базовые основания личности взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены, являясь внутренним основанием целостности личности.

№24 слайд
Уровневый подход Проблема
Содержание слайда: Уровневый подход Проблема адекватности определения функций разных уровней и их иерархичности. Тенденция приписывать низшим уровням (уровням наследственности, локализации, соматическим и физиологическим и пр.) функции высших уровней Все психосоматические явления демонстрируют влияние высших (психических, личностных) уровней по отношению к низшим (соматическим).

№25 слайд
Конструктивный подход
Содержание слайда: Конструктивный подход Исследования и практика, диагностика, формирование, психокоррекция в контексте целостно-личностного подхода ориентируются на человека, не только каков он есть, но и каким он может быть, т.е. на максимальную реализацию его сущностных свойств.

№26 слайд
Универсальный подход
Содержание слайда: Универсальный подход выделенные базовые основания личности и их система определяют многообразие психологических свойств, качеств личности, особенности разных сфер функционирования человека, его взаимоотношений с окружающими и т.д. базовые основания характеризуются устойчивыми чертами, обусловливающими индивидуально-типическую специфику личности, проявляющиеся на фоне возрастных особенностей, на разных этапах жизни человека.

№27 слайд
III. Современные
Содержание слайда: III. Современные отечественные исследования в области психологии личности 80-90-е г. ХХ в. могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой-Славской, являются: обращение к исследованию реальной личности. В 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова; сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации; особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию); благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких системных исследований очень активно развивается типологический подход.

№28 слайд
Резюме Обращение к
Содержание слайда: Резюме Обращение к исследованию реальной личности. В 20-30 гг. ХХ в. советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в основном личности ребенка) - живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности - личности советского человека, так называемой гармонически развитой личности. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова; сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации; особое внимание к проблемам психического здоровья (психотерапии и консультированию); благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, исследование конкретных проблем психологии личности (эмоций, способностей, мотивации) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания.

№29 слайд
Домашнее задание Провести
Содержание слайда: Домашнее задание Провести сопоставительный анализ западных и отечественных теорий личности. Подготовить доклады к семинарским занятиям в соответствие с графиком!

№30 слайд
Литература Основная . Общая
Содержание слайда: Литература Основная: 1. Общая психология и психология личности /под ред.А.А.Реана. – М.: АСТ, 2009. Дополнительная: 1. Хьелл, Л. Теории личности: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2006. 3. Хрестоматия по психологии личности. В 2 т. – СПб.: Питер, 2005. Электронные ресурсы: 1. БД «MedArt» 2. БД «Медицина» 3. ЭК КрасГМУ 4. Электронная библиотека Absotheue

№31 слайд
Спасибо за внимание!
Содержание слайда: Спасибо за внимание!

Скачать все slide презентации Личностный подход в отечественной клинической психологии одним архивом:
Похожие презентации