Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
36 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
1.59 MB
Просмотров:
100
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Психогенетические](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img0.jpg)
Содержание слайда: Психогенетические исследования когнитивных способностей
Психогенетика
Лекция 8
№2 слайд![Что такое интеллект?](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img1.jpg)
Содержание слайда: Что такое интеллект?
Способность к абстрактному мышлению?
Способность усваивать новые знания или умения?
Способность приспосабливаться к новым ситуациям?
Устойчивая структура умственных способностей?
№3 слайд![Тест Бине-Симона предсказание](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img2.jpg)
Содержание слайда: Тест Бине-Симона: предсказание школьной успеваемости
«Интеллект? Да это же просто то, что оценивает мой тест!»
«Неважно, что собой представляют тесты; главное, что их много»
Альфред Бине
№4 слайд![Коэффициент интеллекта IQ в](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img3.jpg)
Содержание слайда: Коэффициент интеллекта (IQ)
в тесте Бине-Симона
С тестом должны справляться дети, квалифицированные как умные (по школьной успеваемости)
Система подсчёта баллов по формуле: IQ=УВ/ХВ х 100, где
УВ –умственный возраст ребёнка, определяемый по тому, как он справляется с тестами, решаемыми детьми другого возраста (от 6 до 16 лет)
ХВ – хронологический возраст, т.е. реальный.
№5 слайд![Интеллект взрослых тест](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img4.jpg)
Содержание слайда: Интеллект взрослых – тест Векслера
Вербальные субтесты: оценка общей осведомленности, словарный запас, понятливость и арифметические способности.
Образные субтесты: соединение частей объектов, дополнение незавершённых рисунков, определение правильной последовательности рисунков.
№6 слайд![Тест академических](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img5.jpg)
Содержание слайда: Тест академических способностей
Предназначен для того, чтобы выявить, насколько успешно будут использованы знания, полученные в высшей школе.
«Образование может превратить дурака в учёного, но оно никогда не изменит первооснову».
Бошен
№7 слайд![Существует ли общий](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img6.jpg)
Содержание слайда: Существует ли общий интеллект?
Тест Векслера - четыре субтеста:
I – информационный (общая осведомленность);
С – сообразительность;
А – арифметический;
V – вербальный.
Факторный анализ (Спирмен): результаты субтестов хорошо коррелируют – общий интеллект, g
№8 слайд![Генеральный фактор интеллекта](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img7.jpg)
Содержание слайда: Генеральный фактор интеллекта G
(по Spearman, 1904)
№9 слайд![Первичные умственные](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img8.jpg)
Содержание слайда: Первичные умственные способности
(по Thurstone, 1938)
1. Счётная способность (операции с числами и арифметическими действиями).
2. Вербальная гибкость: способность находить наиболее подходящие слова.
3. Вербальное восприятие.
4. Пространственная ориентация.
5. Память.
6. Способность к рассуждению.
7. Быстрота восприятия сходств и различий между объектами.
№10 слайд![Структура интеллекта по](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img9.jpg)
Содержание слайда: Структура интеллекта по Guilford (1959) – 120 специфических способностей
№11 слайд![Распределение IQ в популяции](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img10.jpg)
Содержание слайда: Распределение IQ в популяции
№12 слайд![Нормальное распределение IQ](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img11.jpg)
Содержание слайда: Нормальное распределение IQ
Средний балл равен 100, стандартное отклонение – 15
Распределение симметрично по отношению к среднему и имеет форму колокола.
Тест специально отрабатывается для получения нормального распределения
№13 слайд![Корреляции по IQ между](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img12.jpg)
Содержание слайда: Корреляции по IQ между родственниками
(Bouchard & McGue, 1981)
№14 слайд![Корреляция по IQ между людьми](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img13.jpg)
Содержание слайда: Корреляция по IQ между людьми с разной степенью родства
(сводка Erlenmeyer-Kimling, Jarvik, 1963)
№15 слайд![](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img14.jpg)
№16 слайд![Корреляция IQ у разлучённых МБ](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img15.jpg)
Содержание слайда: Корреляция IQ у разлучённых МБ
№17 слайд![Разлучённые МБ и среда Из пар](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img16.jpg)
Содержание слайда: Разлучённые МБ и среда
Из 38 пар (Шилдс) 27 пар МБ воспитывались в родственных семьях (r=0,83), остальные – в неродственных (r=0,54)
Из 19 пар (Ньюмен): при большой разности образования IQ различался до 16 баллов, при одинаковом образовании – не более 4-5.
При значительном различии социальных условий разница IQ до 13 баллов, при малом различии – 6-7 баллов.
Роль возраста тестирования: до 15 лет – разница IQ 2-3 балла, старше 30 лет – свыше 9 баллов.
№18 слайд![Корреляции между детьми и их](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img17.jpg)
Содержание слайда: Корреляции между детьми и их приёмными и биологическими родителями
(Техасский проект, 1960-е, тест Векслера)
№19 слайд![Корреляции по IQ между детьми](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img18.jpg)
Содержание слайда: Корреляции по IQ между детьми и их приёмными и биологическими матерями
№20 слайд![Имущественное положение](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img19.jpg)
Содержание слайда: Имущественное положение родителей и IQ детей (по Zazzo, 1960)
№21 слайд![Вербальный и невербальный](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img20.jpg)
Содержание слайда: Вербальный и невербальный интеллект
Гипотеза: невербальные характеристики интеллекта менее зависимы от влияния культурной среды, а потому должны в большей степени определяться генотипом.
Факты: устойчивой закономерности нет, но в нескольких исследованиях выявлена большая зависимость от среды у невербальных способностей и большая генетическая зависимость – у вербальных.
№22 слайд![Внутрипарные корреляции](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img21.jpg)
Содержание слайда: Внутрипарные корреляции способностей у близнецов
№23 слайд![Внутрипарное сходство](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img22.jpg)
Содержание слайда: Внутрипарное сходство близнецов по показателям академической успешности (Loehlin, Nichols; 1976)
№24 слайд![В таблице приведены данные](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img23.jpg)
Содержание слайда: В таблице приведены данные исследования около 700 пар МБ и 500 пар ДБ
Отбирались пары, в которых близнецы минимально различались по индивидуальному опыту (пропуски занятий по болезни, дополнительные занятия и т.п.).
Влияние генотипа примерно одинаково проявляется при изучении языков, математики, гуманитарных и естественных дисциплин.
№25 слайд![Внутрипарное сходство](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img24.jpg)
Содержание слайда: Внутрипарное сходство близнецов по оценкам (школьники 13 лет, Швеция: Fischbein, 1986)
№26 слайд![Экспериментальное изучение](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img25.jpg)
Содержание слайда: Экспериментальное изучение вопроса
№27 слайд![Норма и диапазон реакции](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img26.jpg)
Содержание слайда: Норма и диапазон реакции «умных» и «тупых»: количество ошибок при тестировании в разных условиях среды
№28 слайд![Сущность генетических](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img27.jpg)
Содержание слайда: Сущность генетических корреляций
Высокие генотипические корреляции, например у МБ, полученные при сравнении разных когнитивных характеристик, свидетельствуют о сходстве генотипических влияний, регулирующих эти характеристики.
При низких корреляциях когнитивных характеристик можно предполагать, что они определяются разными наборами генотипических факторов.
Генетические корреляции меняются с возрастом.
№29 слайд![Корреляции между показателями](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img28.jpg)
Содержание слайда: Корреляции между показателями когнитивных способностей в 7 и 9 лет
№30 слайд![Влияние показателей](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img29.jpg)
Содержание слайда: Влияние показателей темперамента (как преимущественно генетического фактора) на уровень IQ у ребенка в 3-4 года:
Уровень эмоциональности ребенка – чем он выше, тем выше показатель IQ ребенка;
Активность ребенка – она повышает его уровень IQ, но это наблюдается только при высоком уровне IQ у родителей (только в этом случае они способны использовать активность детей, направляя ее на исследование).
№31 слайд![Креативность Характеризует](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img30.jpg)
Содержание слайда: Креативность
Характеризует творческие способности, отражает дивергентное мышление.
Конвергентное мышление: направлено на поиск единственно правильного решения.
Дивергентное мышление: свободный поиск оригинальных решений.
Показатели: беглость (кол-во выполненных заданий), гибкость (разнообразие типов применённых предметов), оригинальность (необычность, низкая частота применения в популяции), разработанность (кол-во деталей).
№32 слайд![Креативность и интеллект Две](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img31.jpg)
Содержание слайда: Креативность и интеллект
Две точки зрения: 1) креативность является одним из проявлений интеллекта; 2)креативность – самостоятельная психологическая характеристика.
Факты: если IQ не превышает 120 баллов, высока корреляция между интеллектом и креативностью.
Если IQ выше 120 (или 127), то корреляция отсутствует
№33 слайд![Корреляции по показателям](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img32.jpg)
Содержание слайда: Корреляции по показателям креативности у близнецов
№34 слайд![Характеристики семьи, IQ и](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img33.jpg)
Содержание слайда: Характеристики семьи, IQ и достигнутый социальный уровень
№35 слайд![](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img34.jpg)
№36 слайд![](/documents_6/4772545d398255b0ae47f231e785e671/img35.jpg)