Презентация Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 25 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    25 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.97 MB
  • Просмотров:
    81
  • Скачиваний:
    2
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Нравственные уроки рассказа
Содержание слайда: Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)

№2 слайд
Образовательная - рассмотреть
Содержание слайда: 1) Образовательная: - рассмотреть главных героев рассказа и их поступки. 2) Развивающая: - формировать умение анализировать текст художественного произведения; - развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; - формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов; - учить сжато излагать повествовательный текст; - развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; продолжить работу по развитию культуры речи школьников. 3) Воспитательная: - воспитание общечеловеческих ценностей; - умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.

№3 слайд
Из словаря С.И.Ожегова Плен
Содержание слайда: Из словаря С.И.Ожегова: Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить.

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Содержание слайда:

№6 слайд
В середине столетия на
Содержание слайда: В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

№7 слайд
Содержание слайда:

№8 слайд
Содержание слайда:

№9 слайд
Военно-грузинская дорога
Содержание слайда: Военно-грузинская дорога

№10 слайд
. - Тема и идея
Содержание слайда: . - Тема и идея художественного произведения; Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. - Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету. Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках. Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока. Кульминация – второй побег. Развязка – Жилин оказывается в своей крепости. Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость. -Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. -Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью? Главные герои- Жилин и Костылин. Татары и русские (Жилин и татары) Дина и другие жители аула. Война и мирная жизнь.

№11 слайд
План .Военное звание.
Содержание слайда: План: 1.Военное звание. 2.Внешняя характеристика: 3.Плен: а) место жительства в плену; б) питание пленных; в) занятия; г) подготовка к побегу; 4.Первый побег. 5. Второй побег. - Что общее у героев и что их различает? - Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену? ( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.) - А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? ( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

№12 слайд
Содержание слайда:

№13 слайд
Жилин повел себя иначе. Он
Содержание слайда: Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама. - найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради) Жилин Костылин ходит по аулу спит всматривается скучает выпытывает информацию считает дни рукодельничает ждет ответ на письмо -Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи. - Как завоевывает Жилин симпатию горцев? (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; - Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; - однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) - Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему? ( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг - Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?

№14 слайд
- Может быть, Жилин смирился
Содержание слайда: - Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену? - Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену? - Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. - А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

№15 слайд
Содержание слайда:

№16 слайд
-Какие друг с другом и с
Содержание слайда: -Какие друг с другом и с другими качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях людьми.

№17 слайд
Содержание слайда:

№18 слайд
Содержание слайда:

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Вывод Жилин добрый, думает о
Содержание слайда: Вывод: Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом. -Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?» Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя. - Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Что обозначает: Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

№21 слайд
В чём смысл названия
Содержание слайда: В чём смысл названия рассказа? ( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

№22 слайд
Содержание слайда:

№23 слайд
Итог урока. Рефлексия. . Чему
Содержание слайда: Итог урока. Рефлексия. 1. Чему учит рассказ? 2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой? - Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.

№24 слайд
Домашнее зедание. Сочинение
Содержание слайда: Домашнее зедание. Сочинение «Жилин и Костылин: разные судьбы».

№25 слайд
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Содержание слайда: ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ bibliotekar.ru/rus/index.htm lenagold.ru/fon/clipart/p/pero4.html

Скачать все slide презентации Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) одним архивом:
Похожие презентации