Презентация Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 25 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Литература » Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:25 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.97 MB
- Просмотров:81
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: 1) Образовательная:
- рассмотреть главных героев рассказа и их поступки.
2) Развивающая:
- формировать умение анализировать текст художественного произведения;
- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы;
- формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов;
- учить сжато излагать повествовательный текст;
- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;
продолжить работу по развитию культуры речи школьников.
3) Воспитательная:
- воспитание общечеловеческих ценностей;
- умение работать в группе: уважать мнение товарища, развитие чувства взаимопомощи, поддержки.
№6 слайд
Содержание слайда: В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.
Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.
№10 слайд
Содержание слайда: .
- Тема и идея художественного произведения;
Идея – это главная мысль произведения. И автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей.
- Сюжет и композиция. Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.
Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.
Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.
Кульминация – второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.
Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.
-Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте.
-Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, С какой целью?
Главные герои- Жилин и Костылин.
Татары и русские (Жилин и татары)
Дина и другие жители аула.
Война и мирная жизнь.
№11 слайд
Содержание слайда: План:
1.Военное звание.
2.Внешняя характеристика:
3.Плен:
а) место жительства в плену;
б) питание пленных;
в) занятия;
г) подготовка к побегу;
4.Первый побег.
5. Второй побег.
- Что общее у героев и что их различает?
- Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения и в плену?
( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)
- А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
( Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.
№13 слайд
Содержание слайда: Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
- найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин Костылин
ходит по аулу спит
всматривается скучает
выпытывает информацию считает дни
рукодельничает ждет ответ на письмо
-Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.
- Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)
- Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?
( Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг
- Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
№20 слайд
Содержание слайда: Вывод:
Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.
-Исследование «Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»
Вывод: При описании Жилина- глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.
- Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»?
Что обозначает:
Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий
Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных
Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?
№21 слайд
Содержание слайда: В чём смысл названия рассказа?
( Уже в названии заложено противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)
№23 слайд
Содержание слайда: Итог урока. Рефлексия.
1. Чему учит рассказ?
2. Какие нравственные качества ценит в человеке Л.Н.Толстой?
- Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе?
Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.
Скачать все slide презентации Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» (Урок литературы. 5 класс) одним архивом:
-
Урок литературы в 5 классе (по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»). Презентация подготовлена учителем
-
Презентация к уроку литературы в 5классе . «Жилин и Костылин: разные судьбы» (по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»). Т
-
Урок русской литературы в 10 классе Уроки нравственности по роману «Война и мир» Л. Н. Толстого.
-
На тему "Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»" - скачать презентац
-
Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики в произведен
-
Тема гибели человеческой души и нравственного оскудения в рассказе А. Чехова «Ионыч» Урок-диспут литературы в 11 классе подготовле
-
Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу Л. Н. Толстого Старый дед и внучек
-
Сравнительная характеристика героев рассказа –были Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина Автор: Волкова Елизав
-
Изображение партизанской войны 1812 г. в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. 3 ч. 3) Урок литературы 10 класс
-
Урок литературного чтения 3 класс Тема: Л. Н. Толстой «Лев и собачка» МОУ «Бехтеевская СОШ» Учитель начальных классов Куюмчиева Лю