Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
24 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
591.00 kB
Просмотров:
80
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Роман М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени».
Мотивы лирики и проблематика
(Литературно-тематический вернисаж)
№2 слайд
Содержание слайда: Цель урока
Доказать, что все основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова развиты в романе «Герой нашего времени».
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Вступительное слово учителя
Роман «Герой нашего времени» написан
М.Ю. Лермонтовым в последний период жизни, поэтому в нем развиты все основные мотивы творчества писателя:
мотив свободы и воли;
мотив одиночества;
мотив трагизма любви и дружбы;
мотив трагедии поколения;
мотив высокого назначения писателя, поэта.
№4 слайд
Содержание слайда: 2. Литературно-тематическое исследование.
Мотив свободы и воли в лирике
М.Ю. Лермонтова и романе «Герой нашего времени»
№5 слайд
Содержание слайда: 3. Литературоведческие загадки
1. Какое средство художественной выразительности помогает услышать нам мотив свободы и воли в стихотворении «Прощай, немытая Россия»?
№6 слайд
Содержание слайда: Ключ к литературоведческим загадкам
1. Эмоциональные эпитеты: «немытая Россия», «преданный народ» и др.
2. Прием развернутого сравнения: «Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится…»; «…желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки…»
№7 слайд
Содержание слайда: 4. Литературно-тематическое исследование.
Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова
и романе «Герой нашего времени».
№8 слайд
Содержание слайда: 5. Иллюстрации к стихотворению «Выхожу один я на дорогу» и к роману «Герой нашего времени»
Предложите свои варианты
иллюстраций к данным
произведениям…
№9 слайд
Содержание слайда: 6. Литературоведческие загадки
1. Какое средство художественной выразительности помогает глубоко осмыслить мотив одиночества в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»?
2. Какой художественный прием помогает увидеть индивидуализм Печорина?
№10 слайд
Содержание слайда: Ключ к литературоведческим загадкам
1. Олицетворение: «пустыня внемлет богу», «звезда с звездою говорит», «спит земля» и др.
2. Психологический портрет – «самокритика»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…»
№11 слайд
Содержание слайда: 7. Литературно-тематическое исследование.
Мотив трагизма любви и дружбы в лирике
М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»
№12 слайд
Содержание слайда: 8. Иллюстрация к роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Иллюстрация… Помогает она или мешает увидеть
«художественную дуэль»
Печорина с Грушницким?
Обсуждение вопроса.
№13 слайд
Содержание слайда: 9. Литературоведческие загадки
1. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в стихотворении «Благодарность»?
2. Какой стилистический прием усиливает трагизм любви, дружбы, жизни в романе «Герой нашего времени»?
№14 слайд
Содержание слайда: Ключ к литературоведческим загадкам
1. Анафора или единоначатие:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
2. Поток вопросительных предложений без ответов: «Одно мне всегда было
странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда
приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не
стараясь. Отчего это? – оттого ли что я никогда ничем очень не дорожу и что
они ежеминутно боялись выпустить меня из рук? Или это – магнетическое
влияние сильного организма? Или мне просто не удавалось встретить
женщину с упорным характером?...» Или «Я сел на скамью и задумался… Я
чувствовал необходимость излить свои мысли в дружеском разговоре…
но с кем?...»
№15 слайд
Содержание слайда: 10. Литературно-тематическое исследование.
Мотив трагедии поколения в лирике
М.Ю. Лермонтова и в романе «Герой нашего времени»
№16 слайд
Содержание слайда: 11. Литературоведческие загадки
1. В каком жанре написано стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дума»?
2. Какой художественный прием использует М.Ю. Лермонтов, показывая трагическую противоречивость образа Печорина?
№17 слайд
Содержание слайда: Ключ к литературоведческим загадкам
1. Жанр элегии-сатиры помогает высветить трагедию поколения.
2. Прием антитезы (противопоставления): «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия».
№18 слайд
Содержание слайда: 12. Литературно-тематическое исследование.
Мотив высокого назначения писателя, поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и в романе
«Герой нашего времени»
№19 слайд
Содержание слайда: 13. Литературоведческие загадки
1. Для чего М.Ю. Лермонтов композиционно выстраивает стихотворение «Поэт» на развернутом сравнении?
2. Какие слова являются ключевыми в романе «Герой нашего времени»?
№20 слайд
Содержание слайда: Ключ к литературоведческим загадкам
1. В стихотворении «Поэт» использован прием развернутого сравнения – сравнение Поэта с кинжалом. Когда-то грозное боевое оружие, верно служившее своему господину на поле битвы, – теперь кинжал превратился в игрушку, золотую, бесславную и безвредную. С судьбой кинжала сравнивает М.Ю. Лермонтов и судьбу Поэта в современном ему обществе.
2. Ключевые слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над сами собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
№21 слайд
Содержание слайда: 14. Художественно-творческое задание.
Определите, к каким произведениям созданы эти
иллюстрации? Каких героев Вы узнали?
№22 слайд
Содержание слайда: 15. Заключительное слово учителя
Мотивы лирики и прозы М.Ю. Лермонтова
неразрывно связаны между собой. Тема, начатая в стихотворении, находит свое продолжение в прозе (а именно – в романе «Герой нашего времени»). Все мотивы творчества художника объединены единой целью – помочь людям глубже заглянуть в себя, оценить свои мысли, поступки, окружающий мир, вернуться к истинным, духовным ценностям.
№23 слайд
Содержание слайда: 16. Домашнее задание
Выразите письменно собственную
мысль (на свободную тему) в
стихотворной и прозаической формах.
№24 слайд
Содержание слайда: Спасибо за внимание!