Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
12 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
123.32 kB
Просмотров:
74
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Сравнительный анализ стихотворений
№2 слайд
Содержание слайда: Бессонница
Тарковский
№3 слайд
Содержание слайда: Работа после первого прочтения
Представим, что каждое стихотворение – это шкатулка, которую открываешь, а там еще одна, и еще… Ключ, который позволит открыть первую шкатулку, но не единственную, потому что великие произведения нельзя постигнуть до конца, - это название стихотворений. Бессонница. Это слово – тревога, отклонение от привычного порядка жизни, душевная болезнь. Как его переживают поэты? Возможно ли выздоровление?
№4 слайд
Содержание слайда: Итак, источник вдохновения, чувство, которое стало стихами, найдено. Бессонница.
Сравним общую тональность произведений с помощью ключевых слов и словосочетаний:
№5 слайд
Содержание слайда: Итак, тревожный источник вдохновения, чувство, которое стало стихами, найдено. Бессонница.
Сравним общую тональность произведений с помощью ключевых слов и словосочетаний:
Тарковский
Беда, кредиторы, души людские, часы городские
Глаголы:
трескается
разбредается
плетутся
приплясывают
оборвут
№6 слайд
Содержание слайда: вывод
Звучание стихотворений минорное: бессонница вызвана не мечтой, не ожиданием перемен к лучшему, не волнением любви. Это чувство отчаяния. У Тарковского оно подчеркнуто словом невозможно, которое выделено отдельной строкой. У Тютчева ключевым определителем состояния будет слово тоска
№7 слайд
Содержание слайда: Сравним центральные поэтические образы
Общей для двух стихотворений станет тема города.
В стихотворении Тарковского появляется образ городских часов, которые одушевляют секунды. И вот уже они « хромые, кривые, живые, полуживые» завоевывают пространство, начинают свой пир ( «вынимают из сумок стаканы и приплясывают, как цыганы») Глагол приплясывают не нарушает чувства безысходности, потому что пир цыганский, разнузданный, неуправляемый. Секунды становятся кредиторами, они ведут счет времени жизни. Во время бессонницы человек особенно остро чувствует время. Тревога дня превращается в страшное чудовище.
У Тютчева об этом в стихотворении «День и ночь» :
И бездна нам обнажена.
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами-
Вот отчего нам ночь страшна!
№8 слайд
Содержание слайда: Сравним центральные поэтические образы
Вещи в стихотворении Тарковского оживают, в них вселяются человеческие души, «слепые, немые, глухие».
Вновь вспоминаются
Тютчевские строки:
Ночь хмурая, как зверь стоокий,
Глядит из каждого куста
( Песок сыпучий по колени…)
№9 слайд
Содержание слайда: Сравним центральные поэтические образы
Центральным поэтическим образом
стихотворения Тютчева становится сердце. Найдено пронзительное сравнение – подкидыш. Столько это слово рождает печальных ассоциаций: жалость, страдание, горе, отчаяние, безысходность, одиночество. Так одно слово – сравнение озвучивает весь поэтический текст.
№10 слайд
Содержание слайда: Сравним состояние лирического героя. Кто он, герой стихотворения?
В стихотворениях отсутствует местоимение «я».
У Тютчева есть «нас». Значит, чувство, выраженное в стихотворении приобретает общечеловеческий смысл.
У Тарковского это наблюдение за окружающим миром ( временем-секундами, вещами-душами). Но кто наблюдает: лирический герой или тоже «мы»? В сравнении со стихотворением Тютчева, картина более конкретная: мебель, капли водопровода, этажи, двери. И вот они уже открываются, добавляя ужаса от невозможности заснуть. Покой не сбывается.
А у Тютчева «жалкий стон» смолкает от слабости.
№11 слайд
Содержание слайда: Вывод
Мы увидели созвучность поэтических образов, доказали возможность преодоления временных расстояний в мире литературы.
Великие произведения и волнуют нас потому, что рассказывают о чувствах вне времени
№12 слайд
Содержание слайда: Материалы к урокам изучения лирики Ф.И.Тютчева
Марченкова И.М., учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №2 г. Торжка»
2014 г.