Презентация Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 96 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:96 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:175.50 kB
- Просмотров:180
- Скачиваний:3
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Основания науки. Роль философских идей и принципов в развитии научного знания
Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности
Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания
Возможности применения количественных методов в современной науке
№3 слайд
Содержание слайда: Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
Философия науки – это область, лежащая на границе философии и конкретного научного знания.
Эта область, где интересы двух областей человеческого познания «перекрещиваются», где становится очевидным, что всеобщее, составляющее предмет философского познания, существует не в чистом виде, а в неразрывном единстве с особенным и конкретным, с т.е. предметом научного познания
№5 слайд
Содержание слайда: Изменения особенно заметны в современной науке с присущими ей тенденциями дифференциации и специализации знаний.
Поэтому возникает потребность философского осмысления особенностей научного познания как в науке в целом, так и в отдельных научных дисциплинах. Так что вместе с изменениями научного знания происходят изменения и в философии науки
№9 слайд
Содержание слайда: Науку как сложное системное явление необходимо рассматривать с нескольких позиций. С одной стороны, наука определяется как совокупность знаний определенного рода и процессов их получения, т.е. процессов познания. С другой стороны, наука является социальным институтом, т.е. определенной организацией названного процесса, сформировавшейся на конкретном этапе исторического развития
№10 слайд
Содержание слайда: Значение социальных институтов в науке (исследовательских, академических, учебных, просветительских
Социально-организационным формам, в которых воплощена научная деятельность, соответствуют свои особые идеалы, стандарты, ценности, совокупность которых можно назвать этосом науки
№12 слайд
Содержание слайда: Размышляя о взаимосвязи философии науки и истории науки, мы сталкиваемся с проблемой происхождения науки и проблемой ее периодизации. Можно заметить, что в настоящее время в сообществе науковедов и философов науки отсутствует единое понимание происхождения науки. Нет и единых принципов и критериев ее периодизации
№13 слайд
Содержание слайда: Широко признано положение, что наука, как и философия, зарождается внутри древнего мифологического сознания. Однако по вопросу о том, как наука стала самостоятельной областью общественной деятельности, существуют различные точки зрения
Античность как эпоха возникновения науки
Первобытная магия как первая наука (Фрэзер). Значение повседневной деятельности и ритуальных практик.
№14 слайд
Содержание слайда: Согласно третьей точке зрения, возникновение науки относится к позднему европейскому Средневековью (12-14 вв). Решающий аргумент в этом случае – распространение эксперимента в естествознании
Согласно четвертой точке зрения, наука в собственно смысле этого слова зародилась в Европе 16-17 веков в период, называемый «великой научной революцией»
№26 слайд
Содержание слайда: 2. Воспроизводимость. Всякий научный результат, будучи таковым, предполагает возможность его многократного воспроизведения – и самим его автором, и другими членами научного сообщества – при наличии тех же условий, которые обычно называют «рамочными».
Историческая изменчивость условий «по умолчанию»
№27 слайд
Содержание слайда: 3. Выводимость. Научное знание предполагает возможность получения нового знания в виде следствий из содержания данного результата, имеющихся теоретических положений и фактов, а также нередко и из дополнительно принимаемых допущений, посредством логических выводов, математических расчетов, методов формализации и т.д.
№30 слайд
Содержание слайда: Отметим при этом, что «предсказание» понимается не только во временном смысле, а предельно широко, как выход за границы той области знания, в которой данное знание было получено. Под обобщением понимается распространение данного результата на все явления соответствующей предметной области
№31 слайд
Содержание слайда: 5. Проблемность. Система научного знания характеризуется тем, что решение какой-то одной проблемы наряду с полученным результатом (положительным или отрицательным) означает также появление возможности сформулировать новые проблемы; это нередко не менее ценно, чем сам результат.
№34 слайд
Содержание слайда: Речь идет, во-первых, о том, что в предполагаемой проверке мы касаемся самого существа того явления, к которому относится проверяемое утверждение. Во-вторых, утверждение признается принципиально проверяемым, если вполне выяснено, как соответствующий опыт (наблюдение, эксперимент, моделирование и др.) можно было бы осуществить.
№35 слайд
Содержание слайда: 7. Критичность. Всякое научное утверждение время от времени – по мере появления новых фактов и построения новых теорий – пересматривается. При этом «пересмотр» вовсе не означает полного «забвения» данного результата. Так, с появлением теории относительности физическая теория Ньютона не отменяется, а входит в физическую картину Эйнштейна как частный случай
№36 слайд
Содержание слайда: 8. Ориентация на практику. Научное знание в той или иной форме ориентировано на практические потребности общества и тесно связано с практикой. Именно практика является основой научного познания и обеспечивает его разнообразными средствами познания. Практика – движущая сила научного познания, влияет на приоритеты научных исследований и определяет их «портфель заказов»
№37 слайд
Содержание слайда: Наука и духовная культура. Функции науки в жизни общества
Для философии науки история науки по роли и значению чем-то подобна тому, чем в любом научном исследовании для теоретического уровня является уровень эмпирический. В самом деле, откуда могут взяться соответствующие философские мысли о науке, если отсутствует историко-научное знание вообще и знание о современном состоянии науки в частности?
№39 слайд
Содержание слайда: Сегодня наука стала неотъемлемой частью общественной жизни. Наука воздействует на жизнь общества двояко: посредством изменения его материальной базы и влияния на различные компоненты его духовной культуры. Под духовной культурой обычно понимают совокупность всех многообразных идеальных общественных феноменов – метафизических, художественных, научных, религиозных, этических, правовых
№40 слайд
Содержание слайда: В современную эпоху вследствие чрезвычайно возросшей роли науки в жизни общество необычайно усилилось взаимное воздействие науки и других форм духовной культуры
Неудивительно, что интерес к науке как элементу общественного устройства, к той роли, которую сегодня играет наука и которую она, безусловно, будет играть и в дальнейшей организации сосуществования людей, постоянно усиливается.
№41 слайд
Содержание слайда: Можно установить четыре характеристики, присущие науке как общественному феномену:
1. наука есть социальный институт, организованный по специфическим правилам
2. наука есть сообщество ученых объединенных на основе вполне определенных внутренних установок
3. наука играет сегодня весомую политическую роль
4. наука влияет на экономическую модель современного общества
№42 слайд
Содержание слайда: В науке как в социальном институте проявляются доселе неведомые ей измерения: возникает научный менеджмент, который занимается принципами оптимизации работы ученых и исследовательских групп. Возникает к концу ХХ века экономическое измерение науки. Исследования, проводимые учеными, начинают регулироваться экономической целесообразностью. Максима вроде познания ради самого познания отходит на второй план
№44 слайд
Содержание слайда: Поэтому современная наука представляет собой не что иное, как структурообразующий институт в обществом организме. И если на ранних этапах своего развития этому институту были присущи только две основополагающие функции (воспитательная и исследовательская), то в наше время наука обретает ряд совершенно новых измерений (политическое и экономическое). Соответственно заметно усиливается роль, которую наука играет в обществе
№45 слайд
Содержание слайда: С учетом того, что духовная культура включает в себя познание, т.е. духовное (культурное) освоение человеком мира, можно отметить, что история науки и философия науки – формы рефлексии культуры над самой собой со всеми связанными с этим обстоятельством особенностями и сложностями их существования (или сосуществования) и их изучения.
№48 слайд
Содержание слайда: Сами попытки описания объективной истории науки, представленные в хронологической последовательности, образуют объективную историю субъективной истории науки. Эту объективную историю можно опять-таки моделировать посредством «книжной полки», на которой в хронологическом порядке расставлены сочинения по истории науки
№49 слайд
Содержание слайда: Само развитие науки также может быть описано и подвергнуто анализу. В результате могут быть выявлены и классифицированы методы, которые применяются в разных историях науки; представления об историко-научном процессе, используемые в этих историях, историко-научные концепции. Так возникает историография науки
№51 слайд
Содержание слайда: Согласно этой точке зрения, историку науки подобает описывать хронологическую последовательность фактов, которые образуют собой научную деятельность, в то время как философу науки подобает устанавливать некоторые нормы для того, чтобы оценивать эту последовательность фактов; проводить различия между хорошей и плохой наукой; определять, когда от теории следует отказаться, и т.д.
№52 слайд
Содержание слайда: При рассмотрении идеалов и норм науки, а также критериев научности следует исходить из понимания генеральной цели функционирования науки в едином теле культуры – производства объективных и истинных знаний о мире. Такие идеалы науки, как объективность, истинность, системность, обоснованность, универсальность, полнота и открытость относятся к константам ценностей, которые отличают науку
№53 слайд
Содержание слайда: Проблемы возникновения науки и периодизации ее истории
В познании структуры и свойств универсума большое значение имеет научная картина мира, являющаяся формой систематизации и обобщения научных знаний.
Научная картина мира (НКМ) – система общих представлений о фундаментальных свойствах и закономерностях универсума, возникающая и развивающаяся на основе обобщения и синтеза основных научных фактов, понятий и принципов
№54 слайд
Содержание слайда: По мере своего развития наука продуцирует несколько разновидностей НКМ, которые различаются по уровню обобщения системы научных знаний: общенаучная картина мира, картина мира определенной области науки (естественно-научная), картина мира отдельного комплекса наук (физическая, астрономическая, биологическая и т.д.)
№55 слайд
Содержание слайда: Первые три общенаучные картины мира (механическая, электро-динамическая, квантово-полевая) формировались и развивались на основе фундаментальных физических теорий, так как именно развитие физики долгое время определяло развитие науки в целом и естествознания в частности.
№57 слайд
Содержание слайда: Суммарный период функционирования механической и электро-динамической картин мира характеризует классическую науку как первый этап ее развития. Период формирования и функционирования третьей НКМ – квантово-полевой – позволяет говорить о втором этапе ее развития – неклассической науке
№61 слайд
Содержание слайда: Во-вторых, эпистемологическую, реализующуюся в категориальных схемах, которые характеризуют научные познавательные процедуры и результаты их осуществления (понимание истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и т.п.) Причем обе подсистемы исторически развиваются
№64 слайд
Содержание слайда: Вопросы соотношения исходных категорий и принципов имеют первостепенное значение не только для философии, но и для науки, так как относительность в выборе онтологии имеет определенные пределы. Как следствие, любая научно-исследовательская программа в своем основании имеет логическую систему исходных категорий человеческого мышления.
№65 слайд
Содержание слайда: Например, научное знание отражает объективную реальность, а значит, необходимость этого знания обусловливается соответствующим философским принципом, дедуцированным из объективной реальности. Это принцип детерминизма, сущность которого заключается в утверждении всеобщей закономерной взаимосвязи явлений, процессов действительности
№66 слайд
Содержание слайда: Последовательное развитие принципа детерминизма как объективного основания необходимости научных знаний мы находим в философии Нового времени. Основоположники, казалось бы, противоположных направлений – эмпиризма и рационализма – Бэкон и Декарт равным образом придавали решающее значение в научном познании принципу причинности как объективному основанию и в мире вещей, и в научном познании
№68 слайд
Содержание слайда: Законы, которые открывались и формулировались в этот период, получили название динамических, поскольку они имели форму абсолютной необходимости и исключали какую-либо случайность. Если же такая форма в какой-то мере нарушалась, то это считалось чем-то субъективным, недостатком самого научного знания
№69 слайд
Содержание слайда: Наука как тип рациональности. Историческая смена типов научной рациональности
Рациональность есть разумность и в том смысле – одно из самых существенных определений, связанных с человеческой деятельностью. В самом общем виде можно понимать рациональность как способность упорядочивать восприятие мира, способность давать миру определения, правила, законы. Нередко встречается понятие рационального действия.
№70 слайд
Содержание слайда: Это означает действие сообразно с установленными в мире законами, правилами, определениями. Так как в разные исторические эпохи эта способность видоизменяется, принято говорить об исторических типах рациональности. Но прежде нужно определить, что представляет собой наука как тип рациональности, возможны ли иные типы рациональности, кроме науки
№71 слайд
Содержание слайда: Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания; классификация наук
Различают два уровня научного познания – эмпирический и теоретический
Эмпирический уровень включает в себя наблюдение, эксперимент, группировку, классификацию и описание результатов наблюдения и эксперимента, моделирование
№72 слайд
Содержание слайда: Теоретический уровень включает в себя выдвижение, построение и разработку научных гипотез и теорий; формулирование законов; выведение логических следствий из законов; сопоставление друг с другом различных гипотез и теорий, теоретическое моделирование, а также процедуры объяснения, предсказания и обобщения
№73 слайд
Содержание слайда: Гипотетико-дедуктивная схема развития научного познания
Если некоторое утверждение, т.е. гипотеза, являются непосредственно проверяемым, то вопрос о его истинности или ложности, естественно, и решается непосредственно путем проведения проверочного наблюдения или эксперимента, в схеме построения которых представлено наше проверяемое утверждение.
№75 слайд
Содержание слайда: Это и есть основная идея гипотетико-дедуктивной схемы развития научного знания, согласно которой познание состоит в выдвижении определенных гипотез и последующей проверке следствий из них, т.е. положений, которые из них логически вытекают и являются непосредственно проверяемыми утверждениями
№76 слайд
Содержание слайда: Возможно, следствие из проверяемой гипотезы, полученное «на первом же шаге» дедукции (логический вывод, решение системы уравнений и т.д.), окажется непосредственно проверяемым утверждением. Так что может понадобиться проделать некоторое количество преобразований данного типа
№78 слайд
Содержание слайда: Далее, как правило, нередко мы имеем дело не с отдельной гипотезой, а с некоторой совокупностью гипотез.
Организация исследования предполагает различение гипотез различного уровня с точки зрения их «приближения» к уровню, где располагаются непосредственно проверяемые утверждения, и представление их в виде некоторой системы.
№80 слайд
Содержание слайда: В зависимости от того, соответствуют названные непосредственно проверяемые утверждения результатам опыта или нет, «обратное движение» от результатов опыта может идти двумя путями. Если соответствия нет, а повторные проверки имеют такой же результат, то наша гипотеза «отодвигается в сторону» на неопределенное время.
№81 слайд
Содержание слайда: Если же имеет место соответствие, то положение предшествующего этапа, по-видимому, следует считать подкрепленным, т.е. выдержавшим опытную проверку. А это – основание считать, что и положение еще более раннего этапа дедукции тоже является подкрепленным. И так далее – до уровня самой проверяемой гипотезы. Она считается подкрепленной
№86 слайд
Содержание слайда: В соответствии с формулой Байеса, при оценке степени подкрепления гипотезы решающее значение имеет разность между числом исходов проверок «в пользу гипотезы» и числом исходов «против нее» на каждом этапе из серии испытаний. Та степень подкрепления, которую мы имеем в начале каждой данной проверки из всей серии проверок, может возрасти или же уменьшиться после ее проведения.
№87 слайд
Содержание слайда: Возможности применения количественных методов в современной науке
Наблюдение и эксперимент и, пожалуй, вообще все методы современного научного познания связаны с использованием приборов. Дело в том, что наши природные познавательные способности, воплощенные как в чувственной, так и в рациональной форме, являются ограниченными, а потому в решении многих научных проблем – совершенно недостаточными
№88 слайд
Содержание слайда: Именно так можно определить роль приборов в научном познании. Приборы, во-первых, усиливают имеющиеся у нас органы чувств, расширяя диапазон их действия в различных отношениях (чувствительность, реактивность, точность и тд.) Во-вторых, они дополняют наши органы чувств новыми модальностями, представляя возможность воспринимать такие явления, которые мы без них осознанно не воспринимаем (например, магнитные поля)
№91 слайд
Содержание слайда: Различия между качественными и количественными понятиями – характеристика нашей системы понятий, а не собственно реальности. С некоторой неточностью можно сказать даже, что речь идет о различии между языками: менее точным и более точным, а поэтому и более удобным для научных целей.
№94 слайд
Содержание слайда: Очевидно, количественные понятия увеличивают эффективность словаря языка науки. До их появления людям приходилось использовать множество качественных понятий или прилагательных, чтобы можно было описать все возможные состояния дел в отношении всего того, что выражается посредством величин
№96 слайд
Содержание слайда: Эти законы намного более эффективны и с точки зрения объяснения наблюдаемых явлений, и с точки зрения предсказания новых явлений. Очевидно, что качественный язык, пусть и обогащенный упорядоченными множествами прилагательных, которые выражают свойства и их градации, не освободил бы нашу память от огромных перегрузок
Скачать все slide презентации Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки одним архивом:
-
История и философия науки Мультимедийное учебное пособие
-
Модуль 1. Философия, круг ее проблем и роль в жизни общества Тема 1. Мировоззрение: понятие и проблемы. Общественно-исторический ха
-
История и философия науки Лектор, экзаменатор : Сергей Александрович Чернов, д. ф. н. , проф. , зав. кафедрой философии stchernovsut. ru Консул
-
История и философия науки Тема 2 Русская гносеология и философия науки
-
История и философия науки Тема 1 Русская философия социального и исторического знания
-
ДЕ 1. Что есть философия? Тема 1. Что есть философия? (4 часа) Мировоззрение и его исторические типы Предмет и специфика философск
-
Проблема человека в истории философии
-
Проблема «искусственного разума» Предмет: Философия
-
Основные понятия и предмет философии
-
Общие проблемы философии науки