Презентация Общие проблемы философии науки онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Общие проблемы философии науки абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 86 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Общие проблемы философии науки
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:86 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:193.90 kB
- Просмотров:144
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: 1. ПОНЯТИЕ НАУКИ.
1. ПОНЯТИЕ НАУКИ.
Наука – это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование действительности.
Цель науки – постижение истины и объективных законов существования и развития природы, общества и мышления.
Предмет науки – окружающий мир и его отражение в человеческом сознании.
№7 слайд
Содержание слайда: Становление философии науки обусловлено:
- изменениями в философии, появлении новых стратегий исследования
- потребностями науки в разработке ее философско-методологических оснований
(идей и принципов, обосновывающих нормы и идеалы науки, а также содержание научной картины мира)
№13 слайд
Содержание слайда: Функции философии в научном познании
Онтологический аспект. Философия разрабатывает определенные «модели» реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свой предмет исследования.
Гносеологический аспект. Философия дает исследователю знание общих закономерностей познавательного процесса, учение об истине, путях и формах ее достижения.
№14 слайд
Содержание слайда: Функции философии в научном познании
Методологический аспект. Философия дает науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий, являясь предельным, наиболее общим методом исследования.
Аксиологический аспект. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и смысложизненные ориентиры.
№15 слайд
Содержание слайда: Функции философии в научном познании
Селективная функция. В наибольшей степени философия влияет на научное познание при построении теорий (особенно фундаментальных).
Умозрительно-прогнозирующая функция. В рамках философии вырабатываются идеи, значимость которых для науки выясняется лишь на будущих этапах познания.
№19 слайд
Содержание слайда: Основные проблемы философии науки
Первая группа проблем формируется при движении от философии к науке. То есть они исходят из специфики философского знания. Это приводит к постановке вопросов предельно общего характера, когда исследуются начальные принципы организации научного знания, глубинные механизмы и основания науки. Важную роль в такого рода вопросах играют мировоззренческие позиции, влияющие на выбор методологической основы исследования.
№20 слайд
Содержание слайда: Основные проблемы философии науки.
Вторая группа проблем возникает внутри самой науки, но научными средствами оказывается неразрешимой, поэтому привлекаются возможности философского знания. К этой группе проблем относятся вопросы, связанные с познавательной деятельностью, общие принципы познания, разрабатываемые в русле философии и собственно философские средства, используемые для решения научных проблем.
№21 слайд
Содержание слайда: Основные проблемы философии науки.
К третьей группе относятся проблемы взаимодействия науки и философии с учётом их фундаментальных различий и переплетений во всех возможных плоскостях. Философское мировоззрение играет огромную роль в развитии научного знания. Это показывает вся история развития науки. Особенно сильное влияние философия на науку оказывает в эпоху научных революций, когда осуществляется коренная ломка всех научных представлений о мире и происходит смена научной парадигмы.
№28 слайд
Содержание слайда: Науковедение как система
1) общее науковедение – механизмы функционирования и тенденции развития науки как социального явления, выработка на этой основе норм управления процессом развития науки
2)история науки
3) социология науки (наука как компонент социальной системы, социальный институт; взаимодействие между обществом и наукой и др.)
№29 слайд
Содержание слайда: 4) психология науки (психология ученых и научных коллективов)
5) экономика науки (инвестирование, стимулирование и пр.)
6) теория правового обеспечения науки
7) организация науки (принципы и методы организации научно-исследовательских разработок)
8) наукометрия (математические и статистические методы)
9)философия науки (гносеология, методология, социальная философия, этика и эстетика науки)
№33 слайд
Содержание слайда: Формы трансляции научного знания
XVII – книга (манускрипт, фолиант)
Начиная с конца XVII века – переписка между учеными
С конца XVIII - начала XIX вв. – публикации в журналах как закрепление и трансляция научного результата
с XX в. – научные журналы и конференции
С конца ХХ в – интернет-коммуникации
№34 слайд
Содержание слайда: Институализация науки
XVII в. – возникновение академических учреждений ( Лондонское королевское общество -1660, Парижская академия наук – 1666, Берлинская Академия наук – 1700)
Конец XVIII – XIX вв. – сообщества исследователей-специалистов (Французская консерватория технических искусств и ремесел – 1795, Собрание немецких естествоиспытателей – 1822, Британская ассоциация содействия прогрессу – 1831 и пр
Конец XVIII – XIX вв. – преподавание естественнонаучных и технических дисциплин в университетах, центры подготовки специалистов (Горная Академия – Фрейберг, 1765, Политехническая школа - Париж 1795 и пр.)
№47 слайд
Содержание слайда: Рост научного знания. Смена типов научной рациональности.
Типы научной рациональности:
Классический тип научной рациональности (17 – конец 19 вв. – объектный стиль мышления)
Неклассический тип научной рациональности (конец 19 – середина 20 вв. – связь между знанием объекта и характером средств и операций деятельности субъекта)
Постнеклассический тип научной рациональности (середина 20 – 21 вв. – включение субъективной деятельности, целей и ценности в знание)
№49 слайд
Содержание слайда: Функции научной школы
Исследовательская функция
А) получение новых знаний
Б) исследовательский коллектив
Обеспечение преемственности в развитии науки
А) механизм воспроизводства научного сообщества
Б) воспроизводство норм и традиций научно-исследовательской деятельности
Педагогическая функция
№54 слайд
Содержание слайда: «Ценностная нейтральность» в социальном исследовании
М.Вебер: принцип «аксиологической нейтральности» в социально-гуманитарном познании
Цели «понимающей социологии»: истолковывать социальные явления,
Формировать исторические понятия,
Интерпретировать социальные действия
Цели могут быть достигнуты:
При помощи объективного анализа и выявления исторических причин
При помощи соотнесения с ценностями и формулирования оценок
№55 слайд
Содержание слайда: «Ценностная нейтральность» в социальном исследовании
Социальное действие, по Веберу:
Соотнесение с поведением других субъектов, определяется этим соотнесением и может быть объяснено
Результат: отнесение к ценностям и оценка
→Недостаток объективности в социальном познании
Выбор предмета исследования путем «отнесения к ценности» свойственен познанию в целом
№56 слайд
Содержание слайда: Оценка в социально-гуманитарных науках
Описательные высказывания о фактах, функционирующие в системе определенных общих ценностей
научные законы, являющиеся стандартами оценки других утверждений теории;
высказывания о тенденциях социального развития, подводящие итог предшествующих стадий эволюции социальных явлений и структур и намечающие перспективу их дальнейшего развития;
принципы морали как правила
правила логики и математики, являющиеся правилами всякой, или универсальной, практики и вместе с тем сохраняющие определенное описательное содержание и, значит, известное притязание на истинность.
№58 слайд
Содержание слайда: Оценка в социально-гуманитарных науках
Герберт Маркузе:
до начала размышления над проблемами общества каждый ученый принимает два основополагающих оценочных положения:
– человеческая жизнь стоит того, чтобы ее прожить;
– существующее общество, и, прежде всего, его экономику, можно усовершенствовать в интересах благополучия человека
(«Одномерный человек»)
№62 слайд
Содержание слайда: Рациональное в социально-гуманитарных науках
Рациональное как свойство знания
Рациональность - устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества
Конкретно-исторический характер рациональности
№65 слайд
Содержание слайда: Истинное в социально-гуманитарных науках
Объективность и элиминация субъекта как условия истинности в классической концепции
Связь субъекта, объекта, средств деятельности и согласование мыслимого в суждениях с вещью в неклассической концепции (субъект как основание истины)
Постнеклассическая концепция – добавление понятий цели и ценности (социокультурный фактор познания)
№69 слайд
Содержание слайда: Научные конвенции
Конвенция – познавательная операция, предполагающая ведение норм, правил, знаков, символов и т.п. на основе соглашения субъектов познания
А.Пуанкаре: идеи о «свободном соглашении», об установлении терминов как средства вербализации открытия;
Конвенции как основы научных теорий, которые обусловлены соображениями удобства и простоты и не связаны непосредственно с критериями истинности
Объективность сводится к общезначимости→
требование интерсубъективности соглашений
№71 слайд
Содержание слайда: Конвенциональное общение в научно-познавательной деятельности
Оформление знания в виде текстов
Принятие сообществом унифицированного научного языка, стандартов, формализаций для представления знания
Система предпосылочного знания
Передача неявного знания, парадигмы и т.п. в ходе совместной деятельности
Когнитивные стандарты в целом, единицы и приемы измерения и пр.
№72 слайд
Содержание слайда: Проблемы при установлении конвенций
Выяснение объективных и субъективных предпосылок их образования
Определение способов введения конвенций в научное знание
Процедура выведения конвенций из познавательного процесса
Проблема истинности знания
Проблема зависимости конвенций от ценностей и культурно-исторических предпосылок
№73 слайд
Содержание слайда: Моральная ответственность за введение конвенций
т.к. на конвенциях в определенной мере основывается наука, а ее цель – постижение истины, следовательно, конвенции не должны основываться на ложных посылках, уводить исследователя в сторону, мешать развитию знания, служить основой неправильных данных
Поскольку конвенции конструируются, их можно и изменять и оценивать→нести за них моральную ответственность
№74 слайд
Содержание слайда: Экологическая этика и наука
Экологическая этика – междисциплинарная комплексная область исследования на стыке экологии и классической этики
Предмет экологической этики: разработка и обоснование этических принципов и правил, регулирующих моральное отношение человека к природе и ее представителям
№75 слайд
Содержание слайда: Экологическая этика и наука
Олдо Леопольд (1887 – 1948) – понятие «экологической совести»
Альберт Швейцер ( 1875- 1965) –понятие этической ответственности, «Культура и этика»
1979 – журнал «Экологическая этика»
1982 – Всемирная хартия природы генеральной Ассамблеи ООН
1990 - Интернациональное общество экологической этики (Холмс Ролстон)
1992 – журнал «Экологические ценности»
1992 – на конференции ООН в Рио-де-Жанейро принята Декларация по окружающей среде и развитию
№76 слайд
Содержание слайда: Экологическая этика и наука
Антропоцентризм: оценивает поведение человека по отношению к природе на основе его влияния на человеческое благополучие (внутренняя ценность и моральный статус человека)
Биоцентризм: оценивает поведение человека по отношению к природе на основе его влияния на живые организмы или экосистемы (внутренняя ценность и моральный статус природы в целом)
№79 слайд
Содержание слайда: Наука и паранаука
лат. para — «около»
Паранаука
А- Историческая фаза развития науки, система воззрений, сформированная до становления ее доказательной и верифицированной базы
Б- термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с нею определенной общностью проблематики или методологии.
№81 слайд
Содержание слайда: Виды паранауки
Парафилософия (теософическое общество Е.Блаватской – всеобщее братство;сравнительное изучений религий, науки и философии; исследование неизвестных законов природы и внутренних сил человека)
Парафизика (астрология, алхимия)
Парабиология (хиромантия, физиогномика, метопоскопия)
Парапсихология (психокинез, телепатия, экстрасенсорное восприятие)
Паракультурология («Живая этика» Е.Рерих) и др.
№82 слайд
Содержание слайда: Б
1. содержание науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме ( теоретические гипотезы +опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность вспомогательных теорий или практических приложений)
(космонавтика Циолковского в нач. ХХ в, гелиобиология Чижевского)
№86 слайд
Содержание слайда: «Паранаука в ее современном виде — естественный спутник и вызов науке в условиях демократического общественного устройства, когда наука вынуждена вести диалог с другими социокультурными системами и не может окончательно устранить оппонентов. Это способствует формированию более широкого мировоззрения, развитию критического мышления и активной социальной позиции ученых по пропаганде науки и техники»
Скачать все slide презентации Общие проблемы философии науки одним архивом:
-
Наука и философия. Онтологические проблемы науки
-
Философия науки, ее предмет и основные проблемы. Взаимосвязь истории и философии науки
-
План: 1. Проблема сознания в философии. 2. Сущность и происхождение сознания. 3. Теория отражения. 4. Структура сознания: а)
-
Презентация: Человек, индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии
-
Философские и общественные науки в Средние века, Новое и Новейшее время
-
Сущность человека как проблема философии
-
ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Проблема научности философии
-
На тему "Проблема пространства и времени" - презентации по Философии
-
Методологические проблемы современной науки Макиенко Марина Алексеевна
-
История и философия науки Мультимедийное учебное пособие