Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
18 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
12.14 MB
Просмотров:
174
Скачиваний:
5
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Философские концепции общественного развития
(Философия истории)
№2 слайд
Содержание слайда: Философия истории рассматривает проблемы:
1) направленность и смысл истории
2) методологические подходы к типологизации общества.
3) критерии периодизации истории
4) Критерии прогресса исторического процесса.
№3 слайд
Содержание слайда: Относительно типологизации и периодизации исторического процесса:
Итальянский мыслитель Дж. Вико (1668-1744) – идея круговорота. Три эры «Век Богов», «Век Героев», «Век Людей»
Французский просветитель Ж.Л. Кондорсе (1743-1794), критикуя христианскую трактовку истории, делил весь исторический процесс на 10 эпох. В основу этого деления он положил прогресс человеческого разума на основе научных знаний.
Г.В.Ф. Гегель в основе исторического процесса - саморазвитие мирового духа, который в разное время находит свое наиболее полное выражение в духе (культуре) определенного народа. (Переход от одного периода к другому означает, по Гегелю, прогресс в сознании свободы)
№4 слайд
Содержание слайда: Понятие «цивилизация». Цивилизационная типология общественного развития.
В 18 веке появилось новое понятие «цивилизация». Рассматривалось в тесной связи с понятием культуры и рассматривалось как такой этап исторического развития человечества, который связан с развитием государственности и следует за варварством.
№5 слайд
Содержание слайда: В современном понимании в основе понятия цивилизации лежит деятельностный подход
решающая роль в социальном процессе отводится
субъективному фактору (земледелие, ремесла, техника, технология) и
духовной культуре (нравственность, религия, философия, политика, психология и др.)
№6 слайд
Содержание слайда: Современная теория цивилизации. Два подхода
1) Универсальность, одинаковость развития всех цивилизаций:
Марксисты и представители технологического детерминизма (АРОН, БЭЛЛ, ТОФФЛЕР)
Аграрная,
Индустриальная
Постиндустриальной (информационная цивилизация)
№7 слайд
Содержание слайда: Марксистское учение –
формационная типология истории
Каждая из сменяющих друг друга формаций образует особую ступень человеческой истории.
Источник общественного развития - диалектика производительных сил и производственных отношений.
Движущая сила - классовая борьба и социальная революция.
Высший этап развития, которого неизбежно достигнет все человечество - коммунистическая общественно-экономическая формация.
№8 слайд
Содержание слайда: 2. Второй подход. Теории локальных цивилизаций
Данилевский
(1822-1885)
О. Шпенглер
(1880-1936)
А. Тойнби
(1889-1975)
№9 слайд
Содержание слайда: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
Теория множественности цивилизаций.
Единой общечеловеческой цивилизации не существует, большинство цивилизаций - это обособленные, локальные «культурно-исторические типы»
1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилонский ; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) аравийский; 10) европейский (германо-романский.
№10 слайд
Содержание слайда: Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»
Все КИТы, «самодостаточны». Каждый из них имеет различные основы: религиозная, культурная, политическая, общественно-политическая.
подавляющее большинство цивилизаций являются созидательными в одной или нескольких областях, где они добились высот (еврейская – религиозная сфера, греческая – собственно культурная, римская – политическая)
№11 слайд
Содержание слайда: «Россия и Европа»
Теория множественности цивилизаций.
Периоды в развитии культурно-исторического типа:
Этнографическое состояние
Государство
ЦИВИЛИЗАЦИЯ– КОРОТКИЙ ПЕРИОД РАСЦВЕТА И ПОСЛЕДУЮЩЕГО ИСТОЩЕНИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕКОГО ТИПА
№12 слайд
Содержание слайда: Шпенглер. Закат Европы
В истории общества 8 «культурных организмов» (индийский, китайский, вавилонский, египетский, античный, арабский, русский, западноевропейский), каждый из которых зарождается, развивается, дряхлеет и гибнет
ЦИВИЛИЗАЦИЯ- это заключительная стадия существования культуры, когда господствует техника, политика, спорт, деградирует искусство, а народ превращается в «безликую массу».
№13 слайд
Содержание слайда: Арнольд Тойнби. Локальные цивилизации
История - непрерывное поступательное движения человечества, представленного как развитие отдельных локальных цивилизаций (целостные в социокультурном отношении и ограниченные в пространстве и времени человеческие общества.)
В истории он насчитывает всего 21 (а включая цивилизации-спутники и застывшие цивилизации – 37), они и являются основным структурным элементом мировой истории.
№14 слайд
Содержание слайда: А.Тойнби. Движущие силы
Каждая цивилизация начинается с Ответа на Вызов — природной и человеческой среды. (напр., Древний Египет,Россия Петре I)
Ключевая роль в формировании ОТВЕТА принадлежит творческому меньшинству (элите и гениям) и, социальному большинству, которое способно только подражать элите (мимесису), благодаря этому Ответ становится достоянием нетворческого большинства.
№15 слайд
Содержание слайда: По Тойнби каждая цивилизация в своем развитии проходит 4 стадии:
Генезис;
Рост;
Надлом;
Распад (необязательная стадия. На этом этапе цивилизация либо исчезает с лица Земли (египетская цивилизация, цивилизация Инков) либо дает жизнь новым цивилизациям (эллинская цивилизация, породившая через вселенскую церковь западное и православное христианство).
В отличие от Шпенглера, Тойнби не видит в истории фатальной предопределености.
№16 слайд
Содержание слайда: Карл Ясперс (1883-1969) «Смысл и назначение истории»
Мировая история:
Прометеевская эпоха (доистория, человек только становится человеком.
Эпоха великих культур древности (появление письменности, Вавилон, Египет ид р.)
Эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) -(500 лет до н. э., появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. Др.Греция, Др.Индия, Др.Китай. Время рождения мировых религий. Духовная культура Запада и Востока имеет общие корни, позволяющие найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства)
Эпоха развития техники.
№17 слайд
Содержание слайда: Гумилев Л.Н.(1912-1992)
Теория пассионарного этногенеза
Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции.
Этносы рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы
Движущими силами этногенезе являются природные биосферные факторы.
Пассионарность - непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели, причем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представляется данному лицу ценнее даже собственной жизни.
№18 слайд
Содержание слайда: Заключение
В действительности социальный мир и един , и многообразен
Т.е.: единство исторического процесса не исключает его культурно-исторического многообразия и МНОГОВАРИАНТНОСТИ: развитие любой страны отличается своими природными, историческими, национальными особенностями, экономическим и социальным укладом жизни, формами политического правления.