Презентация Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 31 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:31 слайд
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.80 MB
- Просмотров:111
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: Философия техники и современность
Философское осмысление современных проблем науки и техники – это одно из направлений философствования, характерное для ХХ в. и современности. Появление философии техники вызвано чрезвычайно широким распространением техники и технических средств именно в прошлом веке и всеобъемлющим влиянием науки и техники на все стороны жизни общества, а также стремительным ростом мощных технологий, позволяющих изменить окружающий мир и способных вызвать техногенные катастрофы.
Однако на современном этапе развития человечества стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения научных исследований необходима современная техника. И поэтому философия науки и техники, а также технические знания занимают одно из ведущих мест в современной философии.
№6 слайд
Содержание слайда: Эволюция философских представлений о технике
Роль и значение техники в современной культуре оцениваются в зависимости от философской позиции, принятой исследователем.
Античные концепции техники имели в виду не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе. Понятие техника встречается у Платона и Аристотеля, которому принадлежит мысль об аналогии между естественными и искусственными органами труда: руку он называл «инструментом инструментов».
В Новое время этот образ использовал немецкий философ Георг Гегель (1770-1831),
называвший руку «орудием орудий». Он выдвинул плодотворные идеи для понимания развития техники. Технические средства определяются природой объекта. Человек зависит от объективного мира и законы окружающего мира (механической и химической природы) определяют целесообразную деятельность человека. Но, с другой стороны, средство является носителем цели, которая сохраняет и осуществляет себя через техническое средство (кирка и гора). Гегель ставил средство выше конечных целей внешней целесообразности, ибо в своих орудиях человек обладает властью над внешней природой, хотя по своим целям он скорее подчинен ей. Далее Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением труда.
№7 слайд
Содержание слайда: Исторические школы философии техники
В Новейшее время начинают выделять исторические школы философии техники:
немецкая (Э. Капп, Ф. Рело, Э. Гартиг, А. Ридлер,
Ф. Дессауэр, М. Хайдеггер, Ф. Бон);
российская (П.К. Энгельмейр);
американо-французская (А. Эспинас, Л. Мэмфорд,
Ж. Эллюль);
марксистская (К. Маркс).
№11 слайд
Содержание слайда: Франц Рело (1829-1905)
немецкий учёный в области механики и машиностроения, лектор Берлинской Королевской
Технической академии и впоследствии её президент. Автор книг «Конструирование в
машиностроении», «Теоретическая кинематика», где он пишет: «Искусство и научная техника
не исключают друг друга. Требуются только усилия, чтобы удовлетворить обоим, большая
стойкость и духовное углубление в тонкие эстетические законы, чтобы отразить напор
разрушительных влияний машины».
на основе историко-культурологического анализа формирует два метода философского
анализа техники – манганизм и натуризм. 1. образовано от древнегреческого названия
«manganon», т.е. механизм магов. Это понятие давалось всякому искусственному устройству
при помощи которого могло производиться что-нибудь необыкновенное. Манганизм – такое
использование сил природы, когда добыто знание природных законов и умение этими силами управлять.
2. Противоположность манганизма - натуризм, когда от сил природы лишь обороняются, таинственно и безотчетно подслушивая у нее кое-какие рецепты. Этими понятиями Рело обозначает два направления в современном культурном развитии, с их помощью разделяет нации и народы на манганистические и натуристические.
Суть манганизма в культурном расцвете европейской цивилизации (куда он включает и Америку) проявляется не в отдельных искусствах, не в христианстве и не в вещественных изобретениях, а в прогрессе, в мышлении. Он провозглашает, что «господство на земле принадлежит манганистическим нациям», а «те нации, которые не захотят перейти к манганизму, должны заранее помириться с постепенным своим подчинением или исчезновением».
№12 слайд
Содержание слайда: Эрнст Гартиг (1836-1900)
известный технолог, первый ректор Дрезденской высшей технической школы (1890 г.) Он отстаивал надобность в логической чистке технических понятий и отношений между ними, которые возникли в технике чисто эмпирическим путем и считал необходимым создание новой науки «технологики», направленной на логическую разработку технического материала. Размышлял над патентной деятельностью.
№13 слайд
Содержание слайда: Алоиз Ридлер (1850-1936)
крупный немецкий инженер, по Энгельмейеру «столп машиностроения»,
возглавлял лабораторию научного испытания автомобилей.
На рубеже XX века в историко-культурном аспекте рассматривает
технику Ридлер в своих работах «Германские высшие технические заве-
дения и запросы двадцатого столетия», «Цели высших технических школ».
Он считает, что все заслуги в современном культурном развитии обычно
приписываются «теоретическим естественным наукам», а не технике.
Роль же самой техники сводится лишь к использованию «наличных
естественно-исторических знаний», что неверно. Теоретические знания
опережают прогресс в технике только в отдельных отраслях естествознания.
Чаще «техника» сама создает и использует основы научных знаний еще до того, как становится возможной их теоретическая формулировка. В качестве примера он приводит паровую машину, которая создана и усовершенствована инженерами задолго до создания теории теплоты. Она исключительно «результат инженерного гения».
№14 слайд
Содержание слайда: Алоиз Ридлер (1850-1936)
Техника является частью истории человеческой культуры, по своему
значению и содержанию может помериться с историей любой науки.
В основе техники лежит «творческий разум» и «умственная деятель-
ность инженеров расширяет и сами естественные науки». И технику
следует считать «не созидательницей науки, но ее мощной сотрудницей».
Он предлагает ввести как общеобразовательный предмет в высших
технических школах «историю инженерного дела», «но не как хронологию,
а как историю культуры и культурных средств».
Главная цель философии техники – рациональная организация инженерного образования, цель которого «выработать научно образованных и общеобразованных практических инженеров».
Он подчеркивает важную роль соединения техники не только с наукой, но и с искусством (прежде оно соединялось лишь с ремеслом). Именно в этом случае она сможет называть себя «со справедливой гордостью «технэ», т.е. искусство, умение и творческое применение».
№15 слайд
Содержание слайда: Фридрих Дессауэр (1881-1963)
Односторонность технического направления в философии техники,
определенного инженерами Каппом и Энгельмейером сменилась
гуманитарным направлением. Первые представители этого
направления философии техники стали Ф. Дессауэр и Л. Мэмфорд.
Дессауэр - немецкий биофизик, радиолог, философ-неотомист, в
работе «Философия техники» (1927) считает, что техника – не только
часть природы, подчиняющаяся ее закономерностям. Она включает
некоторую «трансцендентную сущность», выходящую за пределы
человеческого познания и проникающую в область сверхъестественного.
При этом функции человека трактуются как реализация им «божественного предназначения». Таким образом, в теологическом истолковании, техника есть инструмент сотворчества человека Богу.
Как философ-неотомист он подверг острой критике концепцию «органопроекции»
Каппа, отвергая идею о том, что техника создается по образу природы. По Дессауэру, первоначальное бытие предмета техники – это его «возможное бытие» как идея бога, конечная же ступень предмета техники – познанная бытие.
№16 слайд
Содержание слайда: Мартин Хайдеггер (1889-1976)
крупнейший философ ХХ в. был связан, в частности, с осмыс-
лением феномена техники. Он трактует технику в контексте
отношения человека к миру. С одной стороны, разъясняет мыслитель,
человек подчиняется «власти техники», а с другой - как бы
воспринимает «послания бытия».
Сущность техники связывается им с полезностью для «человечес-
кого действия», это наша первооснова, коренное человеческое начало,
способ самореализации человека.
Во второй половине XX в., в рамках социально-экологического подхода, мировые школы и направления философии во все большей мере укрепляли свою взаимосвязь с осмыслением феномена техники. Обосновывалась точка зрения, в соответствии с которой именно современные формы техники, с одной стороны, обостряют конфликт системы «человек - социум - биосфера», а с другой – эффективное развитие техники и технологии способствуют смягчению конфликта, а в перспективе – и преодолению.
№17 слайд
Содержание слайда: Фред Бон (?-1898)
Немецкий философ в 1898 г. издал концептуально-аналитическое исследование «О долге и добре», где выдвигает в качестве главной задачи философии анализ и точную формулировку понятий, которые употребляются в обыденном языке.
Техника рассматривалась им как универсальный феномен жизни и деятельности человека.
Он предупреждает от неверного представления о том, будто бы отдельной технической специальности всегда соответствует одна наука (напр., электротехнике – только теория электричества). Невозможно было бы построить паровую машину лишь на основе знания теории теплоты; можно точно знать все законы индукции, но не быть в состоянии сконструировать динамомашину. То есть невозможно на основе высказываний какой-либо одной науки построить техническое высказывание. Для этого необходимо собрать отдельные высказывания многих наук и связать их друг с другом. Ф. Бон интересует концептуальный аспект: исследование того, какие высказывания науки превращаются в технические высказывания.
Выделяет три проблемы, над которыми работает техника: 1. поиск средства, если дана цель;
2. задача присоединения к данному процессу другого процесса так, чтобы была достигнута нужная цель и установление связи между средством и целью; 3. для данного средства найти цель (т.е. возбудить потребность), достижение цели само оказывается побочным следствием некоторого другого ряда целей, и выбрать соответствующий ей ряд целей.
№19 слайд
Содержание слайда: Фред Бон
Бон различает технику в узком и широком смысле. Техника в узком смысле – это покоящаяся на высказываниях физики и химии промышленная или инженерная техника. Расширение этого понятия происходит, если двигаться от техники неорганической, основанной на точных науках, к органической технике (земледелие, скотоводство, врачевание и т.д.) и от техники естественных наук к технике наук о духе (политике, педагогике и т.д.). При этом он выделяет общий признак всякой техники – указатель средства для достижения данной цели. Короче говоря, по Бону, любая целенаправленная деятельность имеет свою технику.
Фред Бон разграничивает понятия «техника» и «практика». По его мнению, наука и техника совместно строят здание теории и как таковые противостоят практике. Практика – это любая профессиональная деятельность, в то время как техника дает лишь руководство к осуществлению этой деятельности. Причем техника отличается от науки главным образом лишь иной формой высказываний и другой организацией материала. С его точки зрения, рабочий, монтер, чертежник, конструктор, преподаватель школы и исследователь составляют в промышленной технике один непрерывный ряд. Трудности в разграничении сфер науки, техники и практики заключены в том, что эти три ступени бывают обыкновенно многократно переплетены в одной и той же персоне.
№20 слайд
Содержание слайда: Карл Маркс (1818-1883)
В его трудах техника трактуется как материальная форма целесообразной
деятельности. Тайна техники скрыта в труде, сущность ее может быть понята
лишь в связи с сущностью труда.
Маркс определяет труд как «процесс, в котором человек своей собственной
деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между
собой и природой». Только в единстве человека и техники возможен труд.
В труде участвуют три компонента: человек, средство труда и предмет труда.
Средство труда (техника) играет роль посредника между человеком (обществом)
и предметом труда (природой). Естественные работающие органы человека и его
искусственные органы (орудия труда) дополняют друг друга и служат средствами преобразования природы. Исторически техника формируется именно как дополнение естественных человеческих органов труда, а не как их копия. В свою очередь человек в известной степени дополняет орудия труда своими руками, энергией, нервной системой, мозгом.
Среди технических средств важнейшая роль принадлежит орудиям производства и они составляют материальную основу общества, являются показателем тех общественных отношений. Динамика техники обусловлена социальной практикой, социально-экономическими взаимоотношениями, а именно совокупность экономических отношений определяет социальные функции техники.
№21 слайд
Содержание слайда: Карл Маркс (1818-1883)
В своих трудах Маркс дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего. Он показал, что машинное, фабричное капиталистическое производство уродует и калечит рабочего как в социальном, так и в технологическом отношении (не он применяет машины, а машина его. В отличие от ремесленного труда, где человек является хозяином и творцом всего производственного процесса, для выполнения которого он применяет те или другие ручные инструменты и эпизодически машины, в машинном (фабричном) производстве рабочий не охватывает производственный процесс в целом, не владеет им и не выполняет его как художник, он является лишь необходимым придатком станка - машины, которая сама выполняет какую-то тысячную часть процесса).
Вместе с тем Маркс (1818-1883) видел и прогрессивный характер машинного капиталистического производства. Фабричный труд основывался на использовании сил природы, а это предопределяло развитие естественных наук и превращение их в непосредственную производительную силу. Научные знания в известном смысле можно также рассматривать как потенциальную технику (технику – как «овеществленную силу знания»), ибо новые технические конструкции создаются на основе познания закономерностей и свойств природы, ибо наука становится непосредственной производительной силой, воплощаясь в технике.
№22 слайд
Содержание слайда: Карл Маркс (1818-1883)
К. Маркс изучил, проанализировал и описал технологию фабричного, машинного производства, которое он определил как производство, основанное на системе машин. С техникой и технологией производства К. Маркс связывал крупные социальные изменения в обществе, а также перемены в характере, условиях и экономических показателях труда.
Капиталистическая конкуренция автоматически разъединяет и объединяет рабочих: в этом противоречивом процессе важную роль играет техника. Введение машин разъединяет рабочих, усиливает конкуренцию между ними тем, что во-первых, машины упрощают разделение труда и всякая отрасль труда становится более доступной для каждого; во-вторых, рабочим приходится конкурировать с машинами, из-за машин они лишаются работы; в-третьих, «мелкие промышленные предприятия гибнут и не могут выдержать конкуренции с крупными. Целые слои класса буржуазии отбрасываются в ряды рабочего класса», что увеличивает предложение рабочей силы на ее рынке. Объединению рабочих способствует прежде всего возникновение крупных промышленных центров, дешевых и быстрых средств сообщения.
Роль Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли значительную роль в повороте философии к технике.
№23 слайд
Содержание слайда: Американо-французская школа
Наряду с Каппом французский философ Альфред Эспинас (1844-1922)
является одним из первых философов техники, автор книги «Возникнове-
ние технологии» (сборник его работ, помещенных в разных философских
журналах, он отстаивает идею сакрального происхождения техники и
формулирует понятие технологии.
Технология – это новое учение о человеческой деятельности и полезных
искусствах, которое выделит их исторический характер и даст возможность
извлечь основные законы человеческой практики в некоторую «общую
праксеологию». Это учение заполнит пробел – отсутствие «философии действия».
Эспинас подчеркивает, что ни одно изобретение не может родиться в пустоте; человек может усовершенствовать свой способ действия, только видоизменяя средства, которыми он уже обладал. Не бессознательная практика, а лишь зрелые искусства порождают технологию. Каждое из таких искусств предполагает специальную технологию, а совокупность этих технологий естественно образует общую, систематическую технологию – праксеологию.
Праксеология – наука о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Общая технология – это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определенных ступенях развития цивилизации.
№24 слайд
Содержание слайда: Альфред Эспинас (1844-1922)
Технология обнимает три рода проблем в зависимости от трех точек зрения рассматривания техники: 1. можно производить аналитическое описание ремесел в том виде, в каком они существуют в данный момент в обществе, определяя их разнообразные виды, и затем систематизируя сводить к немногим типам. Это статическая точка зрения на технику, которая в результате сформировала морфологию технологии.
2. можно исследовать, при каких условиях и в силу каких законов устанавливается каждая группа правил, каким причинам они обязаны своей практической деятельностью. Это динамическая точка зрения на технику, результат - физиология технологии.
3. комбинация динамической и статической точек зрения дает возможность изучать зарождение, апогей и упадок техники в данном обществе или даже эволюцию всей техники человечества, в чередовании традиций и изобретений, которое составляет ритм этой эволюции.
Предмет его исследования – история технологии, что означает и историю философии действия, т.е. наблюдение за тем, как философия действия следует за развитием индустрии и техники. Основные категории действия – желать, опасаться, начинать, кончать, пробовать, достигать, терпеть неудачу.
№25 слайд
Содержание слайда: Льюис Мэмфорд (1895-1990)
американский философ и социолог предлагает технократическую
концепцию генезиса и развития мировой культуры. В работах «Техника
и цивилизация» (1934), «Искусство и техника» (1952) и особенно в «Мифе
о машине» (1967-70) Мэмфорд выступает как один из крайних представи-
телей технологического детерминизма. Основную причину всех социальных
зол и потрясений современной эпохи он видит в возрастающем разрыве
между уровнями технологии и нравственности, этот разрыв уже в недалеком
будущем угрожает человечеству порабощением со стороны безличной
Мегамашины, т.е. предельно рационализированной, технократической организацией общества.
Работы Мэмфорда стали основой «технического пессимизма» (антитехницизма), в рамках которого акцент ставился на негативныx сторонах современных технических форм для «человеческого развития».
Середина 19 в. породила могучий всплеск внимания к этой проблеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоффлер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и генезисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.
№26 слайд
Содержание слайда: Жак Эллюль (1912-1994)
французский философ и социолог трактует философию техники
не только как совокупность машин и механизмов, но и как определен-
ный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации.
Техника, созданная как средство подчинения природной среды
человеком, сама становится сплошной средой, делающей природу
совершенно бесполезной, покорной, вторичной, малозначительной.
Фетишизация и демонизация техники превращает ее в некий
абсолют-машину, порабощающую человека. В результате все
компоненты человеческого бытия, включая мысли и чувственность,
заполняются механическими процессами.
Таким образом, техника превращается в фактор закабаления человека и в быту.
Главную задачу Эллюль видит не в отвержении техники как таковой, а в радикальном отвержении идеологии техники. Это и будет подлинной революцией. Тогда использование автоматизации и информатизации создаст благоприятные возможности для расцвета национальных дарований, для новой культуры, открывающей просторы творчества.
№27 слайд
Содержание слайда: Российская школа философии техники
возникла в конце XIX в. и активно развивалась в первой половине XX в. Основателем этого направления социально-философского знания считается российский философствующий инженер Петр Климентьевич Энгельмейер, он сформулировал задачи философии техники в брошюре «Технический итог ХIХ века» (1898 г.). В основу его философских представлений о технике были положены определяющие доктрины конца XIX - начала XX вв.: позитивизм, прагматизм, интуитивизм.
Его определение техники: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса».
№28 слайд
Содержание слайда: Петр Климентьевич
Энгельмейер (1855-1941)
Первый философ техники в России, автор целого ряда трудов,
являющихся классикой философии техники. При жизни его труды больше
были известны в Германии, чем в России. В последнее время в связи с
заинтересованностью философией техники его имя стало приобретать
известность.
«Мы должны изучать вопрос о том, что представляет собой техника,
какие цели она преследует прежде всего, какие она применяет методы, где следует искать границы ее компетентности, какие другие сферы человеческой деятельности соотнесены с ней наиболее тесно и близко, ее отношение к науке, этике, искусству и т.д.… Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем возможно большее количество форм проявления технической деятельности.., ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития»
№29 слайд
Содержание слайда: П.К. Энгельмейер (1855-1941)
Техника рассматривалась им, прежде всего, как инструмент прогресса и путь к новым горизонтам бытия, а теория органопроекции Э. Каппа подвергалась резкой критике: «В самом деле, лишь ограниченное число доисторических орудий, вроде молотка и топора, можно, пожалуй, рассматривать как проекции наших конечностей. Но уже для стрелы принцип Каппа становится под знак вопроса; а колесо доисторической повозки уже не имеет прототипа в животном организме, а потому принцип проектирования органов к машине уже совсем неприложим. Капп насильно распространяет свой принцип на машину и говорит: «Хотя общая форма паровой машины мало, даже совсем не похожа на человеческое тело, но отдельные органы похожи». Какие? Капп благоразумно умалчивает, ибо одно упоминание о цилиндре с поршнем, о коленчатом вале, вращающемся в подшипнике, отрицает проектирование органов как принцип создания механизмов».
Энгельмейер выделил две линии в новом философском направлении: первая идет от «философствующих инженеров» (Э. Гартиг, Фр. Рело и А. Ридлер), вторая – от философов – Э. Капп, А. Эспинас, Ф. Бон. Философствующие инженеры «не покидая инженерной профессии, ... стали задумываться над тем, что такое техника?».
№30 слайд
Содержание слайда: Классическая концепция – концепция «органопроекции»
Классическая концепция – концепция «органопроекции»
Неклассическая концепция, основные идеи данной концепции:
- техника – это путь к новым горизонтам бытия.
- всё можно сделать лучше, чем делалось до этого.
Постнекласическая концепция, основные идеи данной концепции:
- прогресс во имя прогресса.
- идея искусственного интеллекта.
Скачать все slide презентации Эволюция философских представлений о технике. Классические, неклассические и постнеклассические концепции философии техники одним архивом:
-
Неклассическая и постнеклассическая философия
-
Возникновение философских представлений в Индии Презентацию подготовили Студенты первого курса Факультета таможенного дела К
-
Развитие социально-гуманитарных наук 1. Классический 2. Неклассический 3. Постнеклассический
-
По философии Философия науки Классический и неклассический идеалы рациональности
-
Философия науки Классический и неклассический идеалы рациональности
-
Философская эволюция Ницше Холомеев Антон. ИЗ-12
-
Философские концепции общественного развития
-
Неклассическая философия (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ)
-
Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Лекция 10
-
Философские системы немецкой классической философии