Презентация О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14 онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14 абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 20 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Философия » О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:20 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:427.50 kB
- Просмотров:111
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: НА ЧТО «Я» МОГУ НАДЕЯТЬСЯ?
В мистерии выступления реализуется центральный антропологический проект Нового времени. Человек обретает себя в с структурах удвоенной самости автора - читателя (слушателя). Ипостась автора – того, кто активно создаёт смысл произведения заметна (высветлена философской и литературоведческой критикой). Ипостась читателя (слушателя) в тени. М. Бахтин, чтобы не потерять диалогического партнёра для автора, визуализировал эту ипостась в качестве со-автора. В человеке как читателе он не заметил ничего «своего». Ничего особенного. Однако именно ему – этой, казалось бы, пассивной тени собственно человеческого в человеке, принадлежит судьбоносная роль - именно в его пассивном действии (слушания или чтения) происходит суд над человеком, претендующим на авторство. Происходит судебное слушание, в котором претендующий на авторство получает или не получает особого рода дары – внимания, признания и имени.
см. Тищенко П.Д. Голос, рождающийся на кончике пера: философско-антропологическое размышление о природе интеллигенции //Архэ. Вып.6 / Ред. И.Е. Берлянд. М.: РГГУ, 2011. С. 58 – 93. Есть в Интернете.
№4 слайд
Содержание слайда: TERRI SCHIAVO
В феврале 1990 г. перенесла дома инфаркт миокарда и некоторое время находилась без сознания, сердцебиений и дыхания. Была реанимирована бригадой «скорой помощи». Диагноз персистирующего вегетативного состояния поставлен через год после неудачных попыток реабилитации пациентки, включавших экспериментальное использование «таламического стимулятора» (thalamic stimulator). Законным представителем был по суду в 1990 году назначен ее муж Michael Schiavo. С 1998 по 2005 год между мужем и родителями прошло 16 судебных разбирательств в судах различных инстанций по поводу того нужно или не нужно продолжать искусственное кормление. 18 марта 2005 года года зонд был удален, 31 го марта она умерла.
№5 слайд
Содержание слайда: TERRI SCHIAVO
Решающую роль сыграло слушание в Окружном апелляционном апелляционном суде штата Флорида в октябре 2002 г., проведённое судьёй Greer’ом. Предметом слушания был вопрос – могут ли новые методы лечения восстановить в какой либо степени когнитивные функции Terry Schiavo? В ходе подготовки к процессу были проведены дополнительные исследования, включавшие компьютерную томографию и стандартные методики типа ЭЭГ, клиническое обследование. Свидетельствовало пять врачей - четыре невролога и один радиолог.
№6 слайд
Содержание слайда: TERRI SCHIAVO
Пять врачей исследовало историю болезни, сканы мозга, видеоматериалы, обследовали пациентку. Три врача поставили диагноз персистирующее вегетативное состояние. Два врача свидетельствовали в суде и ставили диагноз состояния минимального сознания, утверждая, что возможна позитивная динамика. Суд, заслушав экспертов и проведя дополнительные обсуждения и консультации, принял решение в пользу мужа. Пациентка находится в постоянном вегетативном состоянии. Лечение смысла не имеет. Учитывая свидетельство мужа о том, что его жена не хотела бы переносить дополнительные страдания из-за применения бесполезных методов искусственного поддержания жизни. Суд постановил прекратить кормление пациентки… После этого состоялось ещё несколько судебных слушаний, в которых родители пытались отменить решение судьи Geer 2002 года… Но 18 марта 2005 года зонд был удален. 31го марта пациентка умерла от обезвоживания.
№7 слайд
Содержание слайда: ЦЕНА ОШИБКИ
1. За истекшие 14 лет было показано, что в повреждённом мозге есть стволовые клетки, которые, как ожидается, смогут обеспечивать регенерацию и, в некоторых случаях, восстановление нарушенных функций.
2. Описаны случаи восстановления сознания из состояния минимального сознания после через более, чем два десятилетия после получения травмы.
3. Показано, что некоторые пациенты с диагнозом вегетативного состояния могут давать «ответы», регистрируемые новыми методами компьютерной томографии, не отличающиеся от «ответов» нормальных людей.
По сути, ошибка в проведении границы между вегетативным состоянием и состоянием минимального сознания может привести к убийству пациента.
№9 слайд
Содержание слайда: В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ?
Ключевую роль в понимании темы выступления играет немодное сегодня слово «начало», взятое во множественном числе. Началом будет называться то, что одномоментно принадлежит и не принадлежит мысли, но заставляет, императивно принуждает её к мышлению. С чего размышление начинается не по времени (тут многое зависит от случайных обстоятельств начала разговора), а по существу
№10 слайд
Содержание слайда: В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ?
«Кое-что в наших восприятиях не побуждает наше мышление к дальнейшему исследованию, потому что достаточно определяется самим ощущением; но кое-что решительно требует такого исследования, поскольку ощущение не дает ничего надежного... Не побуждает к исследованию то, что не вызывает одновременно противоположного ощущения, а то, что вызывает такое ощущение, я считаю побуждающим к исследованию, поскольку ощущение обнаруживает одно нисколько не больше, чем другое, ему противоположное».
Платон, Государство, VII, 523b.
№11 слайд
Содержание слайда: В КАКОМ СМЫСЛЕ РЕЧЬ ИДЁТ О НАЧАЛАХ?
В философии В.С. Библера, обращённость мысли к своим началам (парадоксам, апориям, антиномиям, трагическим амеханиям и т.д.) раскрывает идею нравственности как противопоставленную воплощённости её (мысли) результатов в виде моральных норм, правил, ценностей и т.д.
Если этика как рефлексия на мораль отслеживает в морали не только нормативное (ценностное) содержание, но и себя как особую деятельность, в которой это содержание не только отображается, но и преобразуется и образуется заново – тогда слово «нравственность» лишнее.
№12 слайд
Содержание слайда: ПРОФАНАЦИЯ КАК ПУТЬ В БИОЭТИКУ
В своём философском истолковании феномена биоэтики я профанирую (в концептуальном смысле) библеровскую идею нравственности, заземляя её до жизненных апорий каждодневности. От акмеизма библеровской идеи остаётся только апория мысли, воплощённая не в безвыходных перипетиях на вершинах разумного постижения мира, а в безвыходных жизненных ситуациях, в которых из-за столкновения взаимонесогласующихся экспертных (врачебных, философских, богословских и т.д.) представлений о добре и зле остаётся надеяться на благоразумных профанов, на «людей с улицы (lay people)». Мы все, собственно говоря, на 99% профаны будучи экспертами в достаточно узкой области исследовательского интереса.
№13 слайд
Содержание слайда: БИОЭТИКА И КАЗУС
Понимание природы биоэтики опасно связывать с герменевтикой её названия. Она ни в коем случае не является прикладной этикой или особой этикой жизни, хотя бы только потому, что одновременно выступает как прикладная антропология, гносеология, юриспруденция, социология и т.д. То, к чему они все «прикладываются» - это общие проблемы (жизненно-практические апории), выраженные, обычно, естественным языком в повествовательной форме казуса. Казус – изначальный жизненный факт, который с «точки зрения» экспертного сознания видится как «пример», выражение некоторой обобщённой точки зрения. Биоэтика фундаментально меж- и, даже, транс-дисциплинарна, проблемоцентрична её «материя» - казус, а не пример.
№14 слайд
Содержание слайда: СТРАДАНИЕ КАК НАЧАЛО ИМПЕРАТИВНОСТИ
Проблема как связующий центр («аттрактор») множества экспертных и профанных дискурсов «в себе», с теоретической точки зрения, мной понимается как определённого рода «страдание». Тогда императивность, принуждающая разных людей (экспертов в «своей» области и профанов во всех остальных) совместно сотрудничать над разрешением этих проблем, можно интерпретировать в качестве деятельного сострадания. Биоэтика рождается из императивного желания облегчить, к примеру, страдания пациентов, но не как телесных существ (этим занимаются врачи), а как «личностей». Врачебный патернализм, нарушая права пациентов выступать в качестве автономных субъектов, вызывает, тем самым, моральное (в широком смысле) страдание.
№15 слайд
Содержание слайда: ЭПОХА И СТРАДАНИЕ
Природа страдания, которое обнаруживается в основаниях жизненных апорий, порождающих биоэтику, мной истолковывается с опорой на подсказки М. Хайдеггера, данные в связи с интерпретацией понятия «эпоха». См. разъяснения в книге «Био-власть в эпоху биотехнологий» М. ИФ РАН 2001. Гл. 3. §2 (C.87 – 89). Есть в Интернете. Об этом будет сказано вскользь.
№16 слайд
Содержание слайда: ЗОНЫ ФАЗОВЫХ ПЕРЕХОДОВ
(Б. Г. ЮДИН)
Постоянным продуцентом «страданий» выступает прогресс биомедицинских технологий, который втягивает человека в пограничный режим существования в «зонах фазовых переходов» по Б.Г. Юдину (человек – машина, человек – животное, человек до рождения и на грани смерти). В этих зонах человек становится иным. Возникают области неразличимости, невозможности однозначно сказать – является ли некое существо уже, ещё человеком и его нельзя рассматривать только в качестве средства, или же оно (это похожее на человека существо) пересекает незримую границу, очерчивающую мир человеческого существования, становясь неким фрагментом природного мира, который можно рассматривать только как средство.
№17 слайд
Содержание слайда: ПРИНЦИПЫ БИОЭТИКИ
Теоретическая визуализация специфически понимаемого страдания в биоэтике представлена в «принципах биоэтики»: защита автономии, требование «творить добро» и «не причинять зла», требование справедливости и уважения человеческого достоинства. Эти принципы не несут конкретных предписаний. Они обозначают лишь вопросы в повестке дня, выложенные перед заинтересованными в разрешении конкретного казуса «сторонами» для совместного обсуждения. В принципах нет общего понятийного содержания, из которого можно было бы вывести верный ответ и, тем самым, превратить казус в пример этого общего понимания.
№18 слайд
Содержание слайда: РАЗРЕШЕНИЕ
Разрешение проблемы (облегчение «страдания») понимается как достижение договорённости и выражается в разработке контингентных (приноровленных к случаю – казусу) «норм». Тем самым формируется лабильная, подстраивающаяся к конкретным нуждам нормативная сеть, которая прорастает во все социальные уровни (от исследовательских институтов, больниц и профессиональных объединений до международных организаций типа Совет Европы и ООН), внося свою лепту в формирование аппаратов «мягкой власти». Био-власти и био-политики.
№19 слайд
Содержание слайда: БИОЭТИКА КАК ЖИВОЕ НАЧАЛО
Особенность биоэтического решения жизненно-практической апории в том, что оно в качестве результата осознанно контингентно, временно, локально универсально и, что самое главное, оставляет внутри себя в неснятом виде саму проблемность как осново-полагающее начало последующего переосмысления. Тем самым, оно постоянно открыто к своему пересмотру. Реально эту открытость обеспечивает постоянно идущий в обществе и академической биоэтике спор.
Скачать все slide презентации О нравственном смысле казусов или жизненные апории как начала биоэтики. Семинар 14 одним архивом:
-
АФФЕКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Выполнили: Аверченко Катя, Никулова Света Группа Э072П
-
Практика как источник, основа, цель познания и критерий истины. Виды практики Выполнили: студенты 1 курса ФТД Т-114 Гал
-
Парадокс Зенона Движение невозможно. В частности, невозможно пересечь комнату, так как для этого нужно сначала пересечь полови
-
Биоэтика – история возникновения. Семинар 5
-
Проблемы начала человеческой жизни. Семинар 7
-
Биоэтические проблемы генетики (лысенковщина и евгеника). Семинар 8
-
Геномика как наука нового типа. Семинар 9
-
Биоэтические проблемы медицинских манипуляций конца человеческой жизни. Семинар 10
-
Начало цивилизации
-
Природа человека. Нравственное начало в становлении личности. (Тема 2)