Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
33 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
109.50 kB
Просмотров:
52
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Средства речевой выразительности
Задание А6
Автор: Крюкова М.А., учитель МОУ «СОШ № 99» г. Омска 2010 год
№2 слайд
Содержание слайда: Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.
Для того чтобы справиться с заданием А6, необходимо владеть теорией, а именно знать определения средств речевой выразительности, а также уметь видеть их в тексте.
Данная презентация содержит не только теоретический материал по теме, но и образцы экзаменационных заданий.
№3 слайд
Содержание слайда: Метафора
Метафора
Олицетворение
Эпитет
Сравнение
Гипербола
Литота
Антитеза
Анафора
Параллелизм
Градация
№4 слайд
Содержание слайда: Метафора
Это слово в переносном смысле.
Чаще всего выражается глаголами,
существительными
Например:
Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
№5 слайд
Содержание слайда: Наделение неодушевлённых предметов
Наделение неодушевлённых предметов
признаками и свойствами человека.
Например:
Заговорили наши орудия.
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
№6 слайд
Содержание слайда: Образное определение предмета или действия.
Образное определение предмета или действия.
Чаще всего выражаются прил. и нар.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: не являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
№7 слайд
Содержание слайда: Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение
Сопоставление одного предмета с другим. Сравнение
может быть представлено:
а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью
союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении
союза КАК)
Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки,
И берёзы стоят, как большие свечки.
б) сравнительным придаточным предложением
Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду,
словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
в) существительным в Т.п.
Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
№8 слайд
Содержание слайда: Преувеличение.
Преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.
№9 слайд
Содержание слайда: Преуменьшение.
Преуменьшение.
Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц,
не более напёрстка.
№10 слайд
Содержание слайда: Противопоставление, основанное на
Противопоставление, основанное на
параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
№11 слайд
Содержание слайда: Это повтор звуков слов или оборотов в
Это повтор звуков слов или оборотов в
начале отрывков, из которых состоит
высказывание.
Например: Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке…
№12 слайд
Содержание слайда: Повтор смежных грамматических
Повтор смежных грамматических
конструкций для подчёркивания их единства
и образности.
Например:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие…
№13 слайд
Содержание слайда: Усиление значения слов благодаря эффекту
Усиление значения слов благодаря эффекту
нарастания.
Например: Сейте разумное, доброе, вечное…
№14 слайд
Содержание слайда: Необычный порядок слов.
Необычный порядок слов.
При необычном порядке слов:
а) подлежащее стоит после сказуемого
б) прилагательное после существительного
в) наречие после глагола
Например: Вот нахмурил царь брови чёрные.
(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)
№15 слайд
Содержание слайда: Это вопрос, который ставится с целью
Это вопрос, который ставится с целью
усиления утверждения и на него не
требуется ответа.
Например: На кого не действует новизна?
№16 слайд
Содержание слайда: Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с
Подчёркнутое обращение к кому-нибудь с
целью усиления выразительности.
Например: О Русь моя! Жена моя!
№17 слайд
Содержание слайда: Косвенное упоминание объекта путем не
Косвенное упоминание объекта путем не
называния, а описания.
Например: ночное светило = луна
или
Люблю тебя, Петра творенье! =
Люблю тебя, Санкт-Петербург!"
№18 слайд
Содержание слайда: Образное обозначение предмета по одному
Образное обозначение предмета по одному
из его признаков.
Например: Все флаги будут в гости к нам.
(флаги – то есть корабли)
№19 слайд
Содержание слайда: Слова, используемые в повседневно-
Слова, используемые в повседневно-
бытовой сфере общения.
Например: реветь, дочурка, продажный
№20 слайд
Содержание слайда: Намеренное повторение одного и того же
Намеренное повторение одного и того же
слова, так выделяется ключевое слово, на
значение которого нужно обратить внимание.
Например:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
№21 слайд
Содержание слайда: Слова с одинаковым корнем.
Слова с одинаковым корнем.
Например: ленивый, ленится, лентяй
№22 слайд
Содержание слайда: Сочетание несочетаемого.
Сочетание несочетаемого.
Например: живой труп, пленница свободы,
светлая тьма
№23 слайд
Содержание слайда: Устойчивые сочетания слов.
Устойчивые сочетания слов.
Например: за тридевять земель
как кошка с собакой
вешать лапшу на уши
№24 слайд
Содержание слайда: Образцы взяты из контрольно-тренировочных тестов
К образцам заданий прилагаются ответы.
№25 слайд
Содержание слайда: Кормили плохо, вечно хотелось есть.
Кормили плохо, вечно хотелось есть.
Утка была некрупная, молодая.
Всё равно толку не добьёмся, нас восемь человек, а она такая маленькая.
Поворачивая голову по сторонам, она смотрела на нас изумлёнными бусинками глаз.
№26 слайд
Содержание слайда: Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
Помните, он корчил рожи, а вы ему сказали, что у него способности?
Здесь жила Мария Петровна, его учительница по математике, как же он сразу о ней не подумал, не вспомнил!
- Мария Петровна, - тихо сказал Павел Георгиевич, - вы меня узнаёте?
Когда Сафонов вошёл в родной городок, окраины встретили его длинными тенями от старых тополей; ветви яблонь, обогретых солнцем, свешивались через заборы.
№27 слайд
Содержание слайда: Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
Перед глазами его вдруг встало лицо Марины...
Она была ему другом, и как же посмел он сейчас так думать...
Благодаря Марине Лёня никогда не чувствовал себя чужим в этой семье...
Марина сидела на крылечке и с нетерпением ждала сына.
№28 слайд
Содержание слайда: «Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а
«Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а
каменные стены римского Колизея. Сейчас он не ученик
средней школы, он – отважный гладиатор. На нём не
штаны и куртка, а кованые доспехи».
Гипербола
Метафора
Антитеза
Сравнительный оборот
№29 слайд
Содержание слайда: «И он готов ради этого работать день
«И он готов ради этого работать день
и ночь, трудиться не покладая рук».
Эпитет
Олицетворение
Синтаксический параллелизм
Фразеологизмы
№30 слайд
Содержание слайда: «Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в
«Вообще мои родители то и дело обвиняли нас обоих в
нечёткости: мы нечётко сообщали, кто звонил маме и
отцу по телефону и что передавали в «Последних
известиях», нечётко выполняли режим дня».
Лексический повтор
Эпитет
Олицетворение
Метафора
№31 слайд
Содержание слайда: «За пятёрочками Наталья не гонялась,
«За пятёрочками Наталья не гонялась,
а они сами к ней липли».
Лексика разговорного стиля
Эпитет
Олицетворение
Гипербола
№32 слайд
Содержание слайда: Задание 1 - 4
Задание 1 - 4
Задание 2 - 4
Задание 3 - 2
Задание 4 – 3 (антитеза)
Задание 5 – 4 (фразеологизмы)
Задание 6 – 1 (лексический повтор)
Задание 7 – 1 (лексика разговорного стиля)
№33 слайд
Содержание слайда: Желаю
Желаю
сдать
экзамен
на «5»!