Презентация Доклад на тему: «Фразеологизмы, образованные в 1812 году» Ученицы 9 «А» класса Средней школы 1 г. Можайска СВИРИДЕНК онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Доклад на тему: «Фразеологизмы, образованные в 1812 году» Ученицы 9 «А» класса Средней школы 1 г. Можайска СВИРИДЕНК абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 12 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Доклад на тему: «Фразеологизмы, образованные в 1812 году» Ученицы 9 «А» класса Средней школы 1 г. Можайска СВИРИДЕНК
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:12 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:7.79 MB
- Просмотров:88
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Введение
Фразеология (гр. phrasis - "выражение", logos - "наука"), лингвистическая дисциплина, изучающая устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением. К фразеологизмам относят словосочетания следующих типов: идиомы, коллокации , пословицы , поговорки , грамматические фразеологизмы, фразеосхемы.
Фразеологизмы, подобно словам, находятся в определённых отношениях между собой и составляют особую систему, которую можно назвать фразеологической системой языка. Иными словами, фразеологизм – это то, что в двух-трех словах изображает то, что можно долго объяснять несколькими предложениями. Это образ, образное выражение, которое как картинка может вместить в себе целый сюжет.
С точки зрения актуальности применения фразеологизмы, как и слова, могут быть употребительными, устаревающими и устаревшими. Степень употребительности зависит и от стилистической окраски фразеологизма: стилистически нейтральные и разговорно-просторечные фразеологизмы обычно используются активно, а книжные обороты, напротив, не в такой мере востребованы в наши дни. Устаревшие обороты утрачивают внутреннюю форму и нередко содержат архаичные элементы.
В данной работе я рассмотрю фразеологические обороты, которые так или иначе имеют отношение к Отечественной войне 1812 года.
№3 слайд
Содержание слайда: “Пироги печёт сапожник”
История происхождения этого фразеологизма следующая: морской адмирал Чичагов командовал во время Отечественной войны 1812 года сухопутной армией. Его армия должна была отрезать отступление Hаполеона через реку Березину. Неумелые действия адмирала привели к тому, что Hаполеону с частью войск удалось переправиться через реку. По этому поводу Иван Крылов написал басню “Щука и кот” о пирожнике, который берется шить сапоги, то есть о моряке, командующим сухопутными войсками. Строчки “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник” обозначают человека, берущегося не за своё дело.
№4 слайд
Содержание слайда: «Нашествие двунадесяти языков»
От предков, живших 200 лет тому назад, нам достался фразеологизм к одной из особенностей вторжения войск Наполеона в российские пределы: нашествие двунадесяти языков (ударение на «ы»). Им открывается истина о национальном составе более чем 600-тысячной Великой Армии императора французов. А перечень «языков» позволяет назвать Отечественную войну 1812 года военной кампанией объединённой Европы (!) против России. Там, к западу от Немана, Буга и Прута, проживало более трёх четвертей населения континента (а значит, и способных носить оружие мужчин), там была сосредоточена почти вся его промышленность. Только Испания, героически сопротивляющаяся маршалам Бонапарта, и Великобритания (по политическим и экономическим соображениям) не приняли участия в попытке дележа «Восточного Колосса».
№5 слайд
Содержание слайда: "Прошел огонь, воду и медные трубы"
Так мы говорим о человеке, которому выпало на долю много трудностей, тяжелых испытаний. Такому теперь ничего не страшно, у него всё уже было. И огонь, и вода, и медные трубы... Вот только при чем здесь последнее?
"Пройти огонь и воду" - фразеологизм очень древний и интернациональный. Как сообщает нам словарь "Фразеологизмы в русской речи" (авторы - Мелерович, Мокиенко), это выражение восходит к древнему мифологическому осмыслению огня и воды как очищающих, "испытывающих" стихий.
В русском фольклоре образ огня и воды тоже весьма живой и активный: вспомните, как говорили о героях сказок - "в огне не горят и в воде не тонут".
Да, но откуда же медные трубы?.. Оказывается, этот вариант устойчивого выражения - не только огонь и вода, но и медные трубы - считается относительно новым, оригинальным и специфическим. Такие фразеологизмы, кроме русского, употребляются только в белорусском и украинском языках, причем лишь с XX века. Как сообщает нам все тот же словарь, "Фразеологизмы в русской речи", прибавка "...и медные трубы", видимо, появилась первоначально в военной среде в период Отечественной войны 1812 года. До нее это выражение в русской литературе вообще не фиксируется, а вот после - встречается, причем чаще в произведениях на военную тему. "Медные трубы" здесь не что иное, как испытание славой! В дополнении к работе С. Г. Займовского «Крылатое слово. Краткий справочникцитаты и афоризма» (М.—Л., 1930) содержатся такие сведения: «Пройти сквозь огонь и воду, и медные трубы». Смысл: пройти много испытаний.
№6 слайд
Содержание слайда: «Шаромыжники»
1812 год… Ранее непобедимая наполеоновская армия, измученная холодами и партизанами, отступала из России. Бравые «завоеватели Европы» превратились в замерзших и голодных оборванцев. Теперь они не требовали, а смиренно просили у русских крестьян чего-нибудь перекусить, обращаясь к ним «сher ami» («любі друзі»). Крестьяне, в иностранных языках не сильные, так и прозвали французских попрошаек – «шаромыжники». Не последнюю роль в этих метаморфозах сыграли, видимо, и русские слова «шарить» и «мыкать».
№7 слайд
Содержание слайда: «От великого до смешного один шаг»
С французского: Dit sublime аи ridicule il п'у a qu'un pas. Буквально: От возвышенного до смешного только один шаг.
Наполеон промчался по Польше, Германии, Франции и утром 18 декабря 1812 г. явился в Тюильрийский дворец. Он ехал, соблюдая строжайшее инкогнито, понимая опасность этих критических дней: в истинных чувствах немцев к себе он не обманывался. Коленкур, сопровождавший его в этом путешествии, говорит о совершенном спокойствии Наполеона, его бодрости, энергии и готовности к дальнейшей борьбе. По дороге он остановился в Варшаве и вызвал к себе своего посланника при короле саксонском, аббата Прадта. Он и Прадта удивил своим спокойствием. Именно ему-то император и сказал при свидании свои знаменитые слова: "От великого до смешного только один шаг, и пусть судит потомство". Но тут же прибавил, что скоро вернется на Вислу с 300-тысячной армией, и "русские дорого заплатят за свои успехи, которыми они обязаны не себе, а природе".
№8 слайд
Содержание слайда: «Пушечное мясо»
В русский язык выражение вошло благодаря французскому поэту Шатобриану, в своем политическом памфлете «О Бонапарте и Бурбонах» отметившему, что призыв в армию Наполеона проходил в условиях, когда жизнь французов в глазах властей потеряла всякую ценность. «Презрение к человеческой жизни и к Франции, — пишет он, — достигло такой степени, что новобранцев называли сырьём и пушечным мясом». С лёгкой руки творческой личности выражение «пушечное мясо» получило широкую известность и разлетелось по остальным литературным произведениям, благо в ходе дальнейшего развития техники поводов к его использованию нашлось довольно много.
По другой версии, выражение возникло от термина «пушечное сало». Нет-нет, это никоим образом не связано с Украиной и её жителями! Просто с развитием артиллерии срочно потребовалось что-нибудь для смазки ствола. Этим веществом стало обыкновенное животное сало. Оно же дополнительно защищало ствол от коррозии при сгорании черного пороха. Пушки требовали ухода вообще и после каждого выстрела в частности. Стволы чистили «пушечным салом», а занималось этим, конечно же, «пушечное мясо» — разменный человеческий материал.
№9 слайд
Содержание слайда: «Старая гвардия»
Солдаты наполеоновской армии – ветераны Египетского, Итальянского походов были могучими, опытными воинами. Они мужественно сражались, стояли насмерть во время битв, а на биваке могли давать советы и разносить в пух и прах проштрафившихся стратегов штаба. В 1807 году наполеон создал отборные войска, разделив «молодую» и «старую» части войска. Так возникла «старая гвардия» – многоопытная часть армии, в состав которой входили закаленные в боях лучшие солдаты и офицеры, игравшие большую роль в наполеоновских войнах, которая была окружена ореолом «непобедимости».
Вскоре выражение «старая гвардия»
окрасилось в переносный смысл. Оно
стало использоваться не только
применительно к военной тематике,
а ко многим отраслям человеческой
деятельности. Так стали называть
ветеранов и заслуженных деятелей
в любой области. В Советском Союзе
появилось и противоположное этому
выражение, которое также отмечало
почетом уже юную часть общества –
«молодая гвардия».
№10 слайд
Содержание слайда: «Как кур во щи (попасть)».
Вот очень распространенный фразеологизм, который мы повторяем сплошь и рядом, представления не имея о его подлинном смысле и происхождении. Что такое «кур» (ведь не «кура»!)? Почему он попал именно во щи, а не в другое блюдо? Все неясно.
Начнем с «кура». Это слово на старом русском языке значит «петух». А «щей» в нашем фразеологизме раньше никаких не было. Раньше он произносился правильно: «Попал как кур в ощип», то есть был ощипан, «не повезло».
Слово «ощип» забылось, и тогда люди выражение «в ощип» волей-неволей переделали «во щи». Но как ни изменялась за долгие годы эта ядовитая фраза, смысл ее остался старым: «стряслось с тобой неожиданное несчастье».
Когда она родилась? Неясно: одни думают, что еще при Димитрии Самозванце, когда «в ощип» попали польские завоеватели; другие — что в Отечественную войну 1812 года, когда русский народ принудил к бегству полчища Наполеона.
№11 слайд
Содержание слайда: Заключение
Фразеологический фонд русского языка настолько велик, что полное его исследование не уместилось бы в рамки данной работы. Тем не менее, на примере рассмотренных фразеологизмов можно отчетливо представить, насколько разнообразны по своей семантике и выразительности фразеологизмы русского языка.
В заключении хочу отметить то, что богатствами русской фразеологии восхищались многие писатели и исследователи. Однако мы до сих пор не имеем полного свода фразеологических оборотов нашего языка, в то время как на материале западноевропейских языков созданы словари, в которых зафиксировано от 40 до 70 тыс. устойчивых сочетаний.
Развитие русской национальной фразеологии идет сложными путями. Оно стимулируется не только созданием новых художественных ценностей, но одновременно и всё более глубоким и современным осмыслением классического наследия, поныне сохраняющего своё действенное значение, являющеюся составной частью духовной и речевой культуры нашего народа.
№12 слайд
Содержание слайда: СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Толково-фразеологический словарь, Михельсон М.И. – М.: АСТ, 2006. –
771с.
2. Универсальный фразеологический словарь русского языка/ Под ред. Т.
Волковой. – М.: Вече, 2001.- 464 с.
3. Французско-русский фразеологический словарь /Под ред. Я.И.Рецкера.-
М.: Российское издательство иностранных и
национальных словарей, 1963. – 1112 с.
4. Русская фразеология, ее развитие и источники, Бабкин А.М. - Л.: Наука,
1990. - 126 с.
5. Фразеология современного русского языка, Шанский Н.М. – М.: Высшая
школа, 1985. – 160с.
Скачать все slide презентации Доклад на тему: «Фразеологизмы, образованные в 1812 году» Ученицы 9 «А» класса Средней школы 1 г. Можайска СВИРИДЕНК одним архивом:
-
ДОКЛАД ДОКЛАД на тему: «Тайны русского языка» ученицы 1 класса «Б» Гимназии 1 Овсянниковой Дарьи
-
Подготовка к сочинению-рассуждению по статье Даниила Гранина «О милосердии» Выполнила ученица 8 «А» класса Средней школы 13 Си
-
Непроверяемые безударные гласные в корне слова Автор: учитель начальных классов Кневицкой средней школы А. П. Стройкина
-
Из опыта работы учителя начальных классов Горбуновской средней школы Гайновой Г. В.
-
Исследовательская работа на тему «Утрата языковой культуры в современном обществе» Выполнила: Петрова Карина,ученица 9Б класса А
-
Комикс Проект по русскому языку На тему « Суффиксы «К» и « Ск» в прилагательных. Выполнила6 Числова Алина Ученица 6 класса.
-
Чтение слов с буквой е Сергеева Елена Викторовна учитель начальных классов ГБОУ средней школы 409 Пушкинского района Санкт-Петербурга 2011 год
-
История одного фразеологизма Выполнила ученица 8 класса МОУ «ООШ с. Никольское» К
-
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА Выполняла ученица 6 «Б» класса Злобина Оля Проверяла Горбачёва . М . Ю
-
«Свое и чужое в русской речи» Проектная работа по русскому языку ученицы школы 1354 6 класса Батюхно Виктории, учитель Короле