Презентация ЕГЭ ГИА Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему ЕГЭ ГИА Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 89 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » ЕГЭ ГИА Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:89 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:22.34 MB
- Просмотров:51
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Художественный текст](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img1.jpg)
Содержание слайда: Художественный текст
Художественный текст служит планом выражения
образного строя произведения.
Образ «всегда является эстетически организованным структурным элементом... Этим определяются и формы его словесного построения, и принципы его композиционного развития... Образы могут сочетаться в последовательно развертываемую цепь, могут соотноситься один с другим... могут включать в себя друг друга...». Это композиционное развитие должно постоянно быть в центре внимания исследователя.
Художественный текст создает определенную модель пространственно-временных отношений, порождает тот или иной образ времени и пространства. Одним из важнейших этапов анализа текста, должен быть анализ его пространственно-временной организации.
Художественный текст как часть культуры всегда связан с другими текстами, которые преобразуются или частично используются в нем, служат для выражения его смыслов. Обращение к филологическому анализу текста связано и с рассмотрением межтекстовых связей.
Анализ художественного текста немыслим без внимания к его структуре, без учета наиболее ярких сигналов авторской позиции (семантики заглавия, ключевых слов текста и т.д.)
№3 слайд
![Текст как структура словесных](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img2.jpg)
Содержание слайда: Текст как «структура словесных форм в их эстетической организованности».
«Творчество писателя, его авторская личность, его герои, темы, идеи и образы воплощены в его языке и только в нем и через него могут быть постигнуты».
Виноградов В.В.
Читатель должен
воспринять намерения автора,
проявить творческую активность, чтобы понять
проблематику, композицию, систему образов,
последовательность и особенность
сочетаемости языковых средств разных уровней.
№4 слайд
![Содержание и форма](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img3.jpg)
Содержание слайда: Содержание и форма произведения
«Произведение искусства есть явление не природное, а это значит, что в основе его лежит духовное начало, которое, чтобы существовать и восприниматься, непременно должно обрести некоторое материальное воплощение, способ существования в системе материальных знаков.
Отсюда естественность определения границ формы и содержания в произведении: духовное начало – это содержание, а его материальное воплощение – форма»
Есин А.Б.
Содержание – это размышления писателя о мире, а форма – система средств и приемов, в которой эти размышления находит свое воплощение. Для точного и полного понимания содержания произведения необходимо внимательно анализировать его форму, т.к.
все элементы речевой формы художественного произведения являются средством воплощения образов, в которых и отражается действительность в искусстве.
№8 слайд
![Текст как объект](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img7.jpg)
Содержание слайда: Текст как объект филологического анализа
Цель лингвистического анализа текста — «показ тех средств, посредством которых выражается идейное и связанное с ним эмоциональное содержание произведения» (Л.В. Щерба).
Цель литературоведческого анализа — выявление содержания художественного текста как произведения искусства.
Цель филологического анализа — показать через взаимную обусловленность формы и содержания текста его смысл.
Филологический анализ текста – это неотъемлемая часть общей работы по совершенствованию лингвистических и литературоведческих знаний, развитию речи и мышления учащихся.
№11 слайд
![Этапы работы с текстом. Этап](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img10.jpg)
Содержание слайда: Этапы работы с текстом. Этап 1
На первом этапе после первого прочтения текста осуществляется
определение эмоционального впечатления, которое он произвел,
восприятие того или иного образа,
авторской трактовки вопроса и т.п., затем это первое впечатление будет конкретизироваться, обосновываться в ходе дальнейшего анализа.
№12 слайд
![Этапы работы с текстом. Этап](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img11.jpg)
Содержание слайда: Этапы работы с текстом. Этап 2
1) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков: заглавия, имеющихся метатекстовых знаков), затем - ключевые знаки, на основании чего
- определяется тема и идея текста,
- выявляется конфликт,
- делается вывод об образной системе текста;
2) выявить особенность структуры текста, соотнести их с содержанием, выраженным с помощью ключевых текстовых знаков и определить особенности композиции.
3) провести анализ изобразительно-выразительных средств на всех уровнях языковой системы (лингвистический анализ), делая предварительные замечания об их месте и роли в художественном тексте: выяснить лексические, грамматические и др. особенности текста.
№13 слайд
![Анализ текста имеет](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img12.jpg)
Содержание слайда: «Анализ текста имеет циклический характер... Мы постоянно переходим от формы к содержанию и обратно, отдавая на первых порах предпочтение форме». (Лукин В.А.)
Наблюдения над формой и ее анализ дают возможность сделать содержательные выводы, которые вновь проверяются рассмотрением языковых средств и образной системы текста.
Предлагаемый подход к филологическому анализу художественного текста определяет его «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер — постоянные переходы от содержания к форме и обратно.
№15 слайд
![Михаилу не спалось, и он](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img14.jpg)
Содержание слайда: (1)Михаилу не спалось, и он вышел из дома в ночной сад, чтобы немного проветрить голову.
(2)Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам. (3)Сначала ушли друг за другом бабушка, дед и мама, а пару лет назад не стало и отца.
(4)Вернуться в этот раз его заставила необходимость распорядиться оставленным хозяйством. (5)Только как продать дом, в небе над которым светят с детства знакомые звезды?
(6)Михаил поднял голову в перемигивающуюся синь, и вдруг ее знакомая бесконечность и щекочущий нос запах выспевших, налитых соком, никому уже не нужных яблок сжали горло так сильно, что он на секунду испугался, что не сможет дышать.
(1)Михаилу не спалось, и он вышел из дома в ночной сад, чтобы немного проветрить голову.
(2)Последние поездки в Аксеновку выходили сплошь по печальным поводам. (3)Сначала ушли друг за другом бабушка, дед и мама, а пару лет назад не стало и отца.
(4)Вернуться в этот раз его заставила необходимость распорядиться оставленным хозяйством. (5)Только как продать дом, в небе над которым светят с детства знакомые звезды?
(6)Михаил поднял голову в перемигивающуюся синь, и вдруг ее знакомая бесконечность и щекочущий нос запах выспевших, налитых соком, никому уже не нужных яблок сжали горло так сильно, что он на секунду испугался, что не сможет дышать.
(7)Он прокашлялся, опустился на землю, и вмиг воспоминания об одной такой же теплой ночи вернули его в далекое детство…
(8) - Видишь во-о-он то скопление звезд рядом с Большой Медведицей? (9)Это созвездие Цефея…
(10) Мишка повернулся на бок, и раскладушка под ним недовольно, как соседский пёс, заворчала. (11)Запрокинув голову, отец сидел рядом с ним на ковре из травы, чуть тронутой ночной росой, и указывал рукой куда-то над собой.
(12)В детстве, когда Мишка гостил здесь у бабушки с дедушкой, он иногда тайком наедался ещё неспелых яблок из фамильного сада и до утра мучился животом.
(13)В такие ночи отец выносил на поляну в самом центре знакомого огромного сада большую старую раскладушку, укладывал на нее сонного, согнувшегося пополам мальчика и старался, осторожно поглаживая по животу, успокоить боль и усыпить сына легендами о созвездиях.
(14)Мишка глядел сквозь слипающиеся веки в ночное небо, и, казалось, оно, удостоверившись, что деревня на самом деле уснула, тоже позволяло себе устало прилечь на ее крыши. (15) Небо казалось близким, как купол большой палатки, которую они с отцом часто брали в походы по горам. (16)Оно было почти осязаемым и усыпанным звездами щедро, с избытком, совершенно нерасчетливо…
№16 слайд
![В их старом доме хранилась](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img15.jpg)
Содержание слайда: (17) В их старом доме хранилась большая шкатулка с пуговицами. (18)Разномастная коллекция пополнялась издавна и была внушительной: взору открывшего шкатулку представала россыпь множества этих застежек разных цветов и диаметров.
(17) В их старом доме хранилась большая шкатулка с пуговицами. (18)Разномастная коллекция пополнялась издавна и была внушительной: взору открывшего шкатулку представала россыпь множества этих застежек разных цветов и диаметров.
(19)Когда на чьей-нибудь одежде отрывалась пуговица, бабушка ловко выбирала нужную замену и пришивала ее на место пропажи. (20)Сколько бы раз Мишка ни прибегал, придерживая спадающие штаны или расходящуюся в стороны рубаху, набитую сорванными яблоками, в шкатулке, как по волшебству, находилось спасение для простой, припудренной теплой пылью деревенских тропинок Мишкиной одежды.
(21) Разглядывая бесчисленные звезды в небе над Аксеновкой, мальчик в детстве думал, что весь видимый огромный мир – это шкатулка Бога.(22) И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц.
(23)Казалось, невозможно было представить себе человека, способного разобраться в этой небесной россыпи. (24) Поэтому когда рука отца уверенно рисовала перед ним очертания новых созвездий, Мишка следил за ним с восхищением.
(25) - Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. (26)Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. (27)Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… (28)Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. (29)Но он не остался и в волшебном саду. (30)Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. (31)И теперь люди видят их на небе…
(32)На свежем воздухе Мишка быстро начинал засыпать, и, теряя нить рассказа, перебивал отца невпопад:
(33) - Бать, а бать…(34) Скажи… кто пришивает звезды к небу?
(35)Уже не расслышав ответа, Мишка засыпал, и отец, дождавшись, когда дыхание сына станет ровным и глубоким, уносил его в дом…
(36)Михаил поднялся с земли, сорвал еще не успевшее отдать тепло, пахнущее солнцем яблоко, и, закрыв глаза, глубоко вдохнул его запах. (37)Вот если бы можно было открыть их и увидеть рядом отца, и проговорить с ним хоть одну ночь напролет…
(38)«Но он не остался в волшебном саду…, - медленно произнес вслух юноша. (39) - Вместе с колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Батьки… (40)Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. (41)Ты только не промахнись, слышишь… (42)Мне во-о-он в то скопление звезд, рядом с Большой Медведицей…».
(По Павловой О.)
№18 слайд
![Работаем с текстом](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img17.jpg)
Содержание слайда: Работаем с текстом
Определите, как связано название с темой, идеей, образами в рассказе.
Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста?
Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа?
Определите, как «развертывается»
заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним.
№19 слайд
![Шкатулка Бога звёздное небо](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img18.jpg)
Содержание слайда: Шкатулка Бога – звёздное небо:
Шкатулка Бога – звёздное небо:
звёзды – пуговицы, которыми время от времени латают небесную рубаху;
«И если где-то появляется новая деревня, то звезды для нее берутся именно отсюда, из этого беспорядочного скопища мерцающих золотых пуговиц».
№21 слайд
![Функция метатекста в](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img20.jpg)
Содержание слайда: Функция метатекста в произведении
А. Попович, М. Р. Майенова : «Текст о тексте»; «авторское повествование об авторском повествовании».
А. Вежбицкая «Метатекст в тексте»: «Двутекст, состоящий из высказывания о предмете и высказывания о самом высказывании…»; его функция заключается в том, чтобы прояснять «семантический узор» основного текста»; «высказывания о текущей речи в этой же речевой ситуации».
Ю. М. Лотман: «Текст, обращенный не только к предмету, но и к авторскому слову о нем», в нём «объектом изображения становится само литературное изображение».
№22 слайд
![Давным-давно на Земле рос](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img21.jpg)
Содержание слайда: Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. Но он не остался и в волшебном саду. Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. И теперь люди видят их на небе…
Давным-давно на Земле рос волшебный сад, в самом сердце которого высилось красивое дерево. Его плоды могли дарить людям вечную жизнь. Раз в тысячу лет хозяйка сада приглашала к себе богов и некоторых смертных людей, и однажды среди них оказался простой возничий одного из древних императоров… Он попробовал плодов бессмертия и больше не смог возвратиться в свои родные места. Но он не остался и в волшебном саду. Вместе со своей колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Цефея, а его колесницу – в созвездие Большой Медведицы. И теперь люди видят их на небе…
№23 слайд
![Композиция рассказа](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img22.jpg)
Содержание слайда: Композиция рассказа
Композиция включает в себя
«расстановку» персонажей (система образов);
последовательность событий и поступков (композиция сюжета);
особенности вставных рассказов и лирических отступлений (композиция внесюжетных элементов);
использование стилистических приемов (речевая композиция);
способы описания подробностей обстановки, переживаний, поведения (композиция деталей).
№26 слайд
![Работаем с текстом На какие](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img25.jpg)
Содержание слайда: Работаем с текстом
На какие композиционные части делится текст?
Как его содержание согласуется с таким построением?
Определите художественные образы и используемые автором изобразительные приемы, объединяющие первую и третью части рассказа.
Какова роль второй части в создании образной системы рассказа?
Как кольцевая композиция помогает понять авторский замысел?
№37 слайд
![Природа, космос, окружающий](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img36.jpg)
Содержание слайда: Природа, космос, окружающий мир
Проблема
осознания единства жизни человека и Вселенной;
обретения философского мировосприятия;
восприимчивости человека к красоте природы;
влияния красоты природы на мышление и эмоции человека;
взаимодействия человека и космоса;
познавательного отношения к миру и др.
№38 слайд
![Слово-образ звезда Это символ](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img37.jpg)
Содержание слайда: Слово-образ звезда
Это символ
вечности,
света,
высоких устремлений,
души и т.д.
Докажите, что
сходный смысл выражается словесным образом «шкатулка Бога», который также символизирует вечную жизнь отдельного человека;
ряд образов рассказа устанавливает параллель «звезды — души людей».
- Какова роль данного образа в раскрытии авторского представления о мире и человеке?
№39 слайд
![Жизнь, смерть, бессмертие](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img38.jpg)
Содержание слайда: Жизнь, смерть, бессмертие
Проблема
преодоления смерти и достижения бессмертия;
утверждения духовного бессмертия человека;
обретения бессмертия в потомках;
отношения человека к смерти и бессмертию;
формирования гармоничного мировосприятия;
осознания смысла жизни как главной ценности;
умиротворенного осознания конечности своего земного существования;
ощущения причастности к вечности;
вечного круговорота бытия и т.п.
№40 слайд
![Многозначность образа Дома в](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img39.jpg)
Содержание слайда: Многозначность образа Дома в литературе
Дом
жилище,
хранитель духовных, культурных, нравственных ценностей и традиций,
воплощение связи времён прошлого и настоящего,
духовный портрет семьи;
отражение сущности человека,
приём характеристики героя,
центр мира,
пристанище, место восстановления сил и т.д.
№41 слайд
![Исследуем текст Как вписан в](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img40.jpg)
Содержание слайда: Исследуем текст
Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
3. Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
Что свойственно всем обитателям дома?
Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
7. Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
8. Как происходит расширение границ пространства дома?
№43 слайд
![Дом, семья, детство Проблема](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img42.jpg)
Содержание слайда: Дом, семья, детство
Проблема
памяти о своих истоках, о своём детстве;
роли семьи в развитии ребёнка;
роли отчего дома в судьбе человека;
восприятия ребёнком окружающего мира;
роли детства в становлении личности человека;
связи поколений;
взаимоотношений с близкими людьми;
роли детских воспоминаний в жизни человека;
роли общения в развитии личности ребёнка;
роли взрослых в формировании мировосприятии ребёнка;
влияния детства на формирование жизненной позиции человека;
влияния событий детства на характер и судьбу человека и т.д.
№50 слайд
![Приметы времени раскрываются](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img49.jpg)
Содержание слайда: «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп».
«Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и примет характеризуется художественный хронотоп».
М.М.Бахтин
№53 слайд
![Изобразительные возможности](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img52.jpg)
Содержание слайда: Изобразительные возможности
графостилистических средств
Стилистические средства, с помощью которых передаются общие закономерности функционирования определенных единиц текста.
Особенности начертания букв, знаки препинания и т.п. включаются в систему выразительных средств и помогают писателю сильнее воздействовать на читателя.
Курсив используется с целью логического, смыслового подчеркивания определенных слов, фрагментов текста.
Пунктуация может передать особенности интонации (мелодику, паузы).
Важно привлекать внимание учащихся
к особенностям графического оформления текста, если графические средства несут на себе художественные нагрузки,
анализировать случаи намеренного нарушения автором орфографических и пунктуационных норм в изобразительно-выразительных целях, что связано с необходимостью формировать представление о значимости каждого элемента художественного текста в создании образов, передаче чувств, мыслей и переживаний.
№54 слайд
![Интонационное оформление](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img53.jpg)
Содержание слайда: Интонационное оформление текста
Паузы в тексте (логические (смысловые) и психологические (диктуемые чувством)- составной компонент его интонационного оформления, актуального членения, выражения смысла и эмоций.
Психологические паузы действуют
как выразительное средство в художественной
речи, усиливающие содержание высказывания.
Виды психологических пауз:
паузы припоминания:
«Но он не остался в волшебном саду…», - медленно произнес вслух Миша.
паузы умолчания:
Вот если бы можно было открыть глаза и увидеть рядом отца, и проговорить с ним хоть одну ночь напролет…
- паузы напряжения - неожиданная остановка «на самом интересном
месте», привлекающая внимание и придающая последующим словам особую значимость:
Скажи… кто пришивает звезды к небу?
.
№55 слайд
![Работаем с текстом Определите](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img54.jpg)
Содержание слайда: Работаем с текстом
Определите разновидность психологических пауз в следующих фрагментах текста:
(7)Он прокашлялся, опустился на землю, и вмиг воспоминания об одной такой же теплой ночи вернули его в далекое детство…
(39) -Вместе с колесницей он вознесся на небо, где боги превратили его в созвездие Батьки… (40)Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху…. (41)Ты только не промахнись, слышишь… (42)Мне во-о-он в то скопление звезд, рядом с Большой Медведицей…
С каким знаком препинания совпадает психологическая пауза? О чём свидетельствует в данном случае этот знак?
№56 слайд
![Лексические](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img55.jpg)
Содержание слайда: Лексические изобразительно-выразительные средства русской речи
«Под рукой мастера слова преобразовываются и преображаются, получают дополнительные
характеристики, обнаруживают “приращение смысла”, расширение связей и взаимодействий, выступая в художественном тексте как качественно новые единицы, реализуя свои эстетические потенции выразительности»
Доктор филологических наук В. П. Григорьев
Языковые средства – фундамент построения тропов и стилистических фигур речи.
№58 слайд
![Работаем с текстом Выпишите](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img57.jpg)
Содержание слайда: Работаем с текстом
Выпишите словосочетания, создающие зрительные образы неба, звёзд. Какие тропы использованы автором?
Какие языковые средства позволяют определить отношение мальчика к окружающему миру?
Какие лексические выразительные средства используются автором, чтобы создать образы звезд?
Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния мальчика?
Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных лексических средств.
Выпишите метафоры, объясните их роль в тексте.
Почему в рассказе практически нет лексики, создающей слуховые образы?
№61 слайд
![Лексический повтор Он создает](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img60.jpg)
Содержание слайда: Лексический повтор
Он создает целостность текста.
Выполняет в тексте усилительно-выделительную и композиционную функции.
Повтор служит для создания характеристики персонажа или изображаемых событий,
Выделяет ведущие мотивы произведения.
На основе повтора развертываются образные поля текста.
Повтор связывает различные пространственные сферы и временные планы текста, актуализирует смыслы, значимые для его интерпретации
Путем повтора слова в тексте выделяется ключевое понятие и т.д.
№67 слайд
![Изобразительные возможности](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img66.jpg)
Содержание слайда: Изобразительные возможности морфологии
Какова роль существительных в 1-5 предложениях?
Проанализируйте 7-14 предложения текста. Какая глагольная форма оказывается в них наиболее частотной, почему?
Определите вид глаголов прошедшего времени в тексте; назовите глаголы, которые использованы не в основном лексическом значении; основу какого тропа создает такое их употребление?
Какова роль глагола в создании олицетворения?
Определите оттенки значений деепричастий в предложениях (11,13,21,35).
С помощью слов какой части речи создаётся картина звёздного неба?
Каков тип речи фрагмента (предл. 17-20), слова какой части речи преобладают в нем, какова их роль в тексте?
Какую изобразительную функцию выполняют прилагательные в тексте?
Какие морфологические средства языка участвуют в создании эмоциональной художественной речи? и т.п.
№69 слайд
![Синтаксические образные](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img68.jpg)
Содержание слайда: Синтаксические образные средства языка
Синтаксис (вместе с другими языковыми средствами выразительности)
часто служит способом обрисовки внутреннего мира персонажей, их психического состояния. Самое
главное – на уровне синтаксиса становится возможной реализация
изобразительно-выразительных возможностей единиц всех других уровней языковой системы.
Это необходимо учитывать при работе с художественным текстом на уроке.
№71 слайд
![Работаем с текстом Обоснуйте](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img70.jpg)
Содержание слайда: Работаем с текстом
Обоснуйте выделение абзацев в тексте. Назовите лексические и грамматические средства связи в них.
Выделите основную мысль каждого из абзацев данного текста. Как они связаны между собой?
Выделите синтаксические особенности текста.
Проанализируйте предложения с однородными членами. Какова их стилистическая роль в тексте?
Назовите определения, укажите, чем они выражены.
Найдите конструкции, осложняющие предложения в тексте. Охарактеризуйте их по форме, значению, функции.
Найдите сложноподчинённые предложения в тексте. Какие отношения между частями устанавливаются благодаря союзам? Какова роль этих предложений в тексте?
Произведите синтаксический анализ речи Михаила. Как она помогает передать характер героя?
Определите, какие конструкции
употребляются автором для описания эмоций и чувств героя,
создают инверсию, градацию.
№73 слайд
![Экспрессивные возможности](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img72.jpg)
Содержание слайда: Экспрессивные возможности структуры предложения
При оценке экспрессивности и художественного своеобразия текста можно сопоставить предложения из текста с абстрактной моделью идеального предложения: в ней предложение является
двусоставным,
полным,
распространенным /очень незначительно/,
неосложненным,
с прямым порядком слов и
типичными способами выражения членов.
Чем больше отличается предмет анализа от модели, тем он интереснее в стилистическом отношении.
№74 слайд
![Синтаксис предложения -](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img73.jpg)
Содержание слайда: Синтаксис (предложения 40-41)
Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь, поэтому они придают художественной речи живые интонации: 40)Когда-нибудь и моей пуговицей подлатают эту небесную рубаху….
В неопределённо-личном предложении подчеркивается действие: внимание акцентируется на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет.
№75 слайд
![Исследуем текст. Синтаксис Ты](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img74.jpg)
Содержание слайда: Исследуем текст. Синтаксис
(41)Ты только не промахнись, слышишь…
Сложное предложение, первая часть которого -двусоставное предложение с подлежащим, выраженным местоимением.
Какими стилистическими соображениями продиктовано обращение к нему?
Необходимость подчеркнуть значение 2-го лица как носителя действия: Ты только не промахнись…
такой тип двусоставного предложения используется при выражении побуждения с оттенком просьбы;
подчеркнуто разговорный характер интонации в данном случае передаёт психоэмоциональный настрой героя, как бы вовлекающего адресата обращения (слышишь) в решение поставленной проблемы.
№76 слайд
![Исследуем текст. Инверсия](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img75.jpg)
Содержание слайда: Исследуем текст. Инверсия
Традиционное предложение имеет следующую структуру: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство.
Задание: найдите в тексте предложения с обратным порядком слов (инверсией), определите её роль.
Выводы:
инверсия позволяет сделать акцент на определенном слове или словосочетании, расставляя в предложении смысловые нагрузки;
инверсия передает отношение автора к избражаемому и т.д.
№77 слайд
![Михаил опустился на землю](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img76.jpg)
Содержание слайда: «Михаил опустился на землю» – «Михаил поднялся с земли»;
«Михаил опустился на землю» – «Михаил поднялся с земли»;
«никому не нужные яблоки» – «сорвал… яблоко» и «глубоко вдохнул его запах»;
Михаил «испугался, что не сможет дышать» - «глубоко вдохнул»
освобождение от боли потери родных, принятие ухода из этой жизни как неизбежность
№78 слайд
![Образ автора как определяющая](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img77.jpg)
Содержание слайда: Образ автора как определяющая категория словесного построения художественного произведения
Образ автора теснейшим образом связан с языковой композицией произведения. Именно в своеобразии речевой структуры образа автора глубже и ярче всего выражается стилистическое единство сложного композиционного художественного речевого целого.
В композиции словесного художественного произведения образ автора проявляется как точка вúдения, с которой изображается действительность.
№79 слайд
![Авторская позиция Н.С.](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img78.jpg)
Содержание слайда: Авторская позиция
Н.С. Валгина под авторской модальностью подразумевает «модальность текста» как «выражение в тексте отношения автора к сообщаемому, его точки зрения, позиции, его ценностных ориентаций, сформулированных ради сообщения их читателю...»
Авторское отношение обычно находит свое выражение в заглавии, ключевых словах, именах собственных. Чаще же на идею указывает вся структура художественного текста, в которой важными являются различные элементы и характер их взаимосвязи.
№80 слайд
![Автор Видит взаимосвязь между](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img79.jpg)
Содержание слайда: Автор
Видит взаимосвязь между существованием человека и бытием Вселенной, их единство;
рассматривает место и роль человеческой жизни во Вселенной;
стремится преодолеть ограниченность человека в пространстве и времени (преодоление смерти и достижение бессмертия, хотя бы духовного, нравственного);
Духовность бесконечное восхождение, бесконечный путь
№81 слайд
![Как автор позволяет читателю](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img80.jpg)
Содержание слайда: Как автор позволяет читателю увидеть аспекты проблемы?
С помощью
композиции текста, ведь в ней «отражается не просто авторская мысль, но движение авторской мысли…»( Е.А. Маймин)
композиционных приёмов (повтор, усиление, противопоставление, монтаж), которые служат расстановке нужных автору акцентов и направленно «подают» читателю информацию о тексте.
художественной идеи, включающей в себя и направленную интерпретацию, и оценку автором определенных жизненных явлений;
элементов композиции: диалогов, монологов, художественных описаний, пейзажей и т.п.;
№82 слайд
![Важно приучать школьников к](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img81.jpg)
Содержание слайда: Важно приучать школьников к внимательному чтению художественного текста, формировать умение видеть, как его языковое оформление помогает автору передать содержание произведения.
Важно приучать школьников к внимательному чтению художественного текста, формировать умение видеть, как его языковое оформление помогает автору передать содержание произведения.
№83 слайд
![Уроки развития речи Усиление](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img82.jpg)
Содержание слайда: Уроки развития речи
Усиление функционально-коммуникативного аспекта в преподавании грамматики свидетельствует о внимании на уроках русского языка к особенностям употребления грамматических языковых средств, о необходимости взаимосвязанного обучения языку и речи.
Упражнения по развитию речи
необходимо связывать с определенным грамматическим материалом;
выбор этих упражнений на каждом уроке должен определяться ответом на вопрос: что дает изучение данного грамматического понятия или правила для развития речи?;
художественный текст должен быть на таких уроках не только дидактическим материалом: с его помощью ученика нужно научить понимать стилистическую и изобразительную роль изучаемых грамматических явлений.
№84 слайд
![Реализация интеграции](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img83.jpg)
Содержание слайда: Реализация интеграции русского языка и литературы в работе с художественным текстом
Рассмотрение смежных лингвистических и литературоведческих терминов с целью расширения лингвистических знаний учащихся:
антонимы антитеза приём контраста;
лексическое значение слова переносное значение слова (олицетворение, эпитет, метафора и т.д.)
Наблюдение за особенностями функций единиц всех уровней языка в тексте, их изобразительными возможностями:
Фонетика приёмы ассонанса, аллитерации части речи, передающие эти звуки;
словообразование однокоренные слова, слова с оценочными суффиксами;
морфология части речи в роли эпитетов, олицетворений и т.д.; роль «нанизывания» существительных; роль всех форм и видов
глаголов и др.;
лексика с точки зрения происхождения, значения выразительные возможности
синтаксис фигуры речи, различные синтаксические конструкции, придающие особую выразительность.
№85 слайд
![Понимание текста понимание](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img84.jpg)
Содержание слайда: Понимание текста – понимание жизни эпохи
«Филология есть связь всех связей. Она нужна текстологам, источниковедам, историкам литературы и историкам науки…, ибо в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов… Слово связано с любыми формами бытия, с любым познанием бытия: слово, а еще точнее, сочетания слов. Отсюда ясно, что филология лежит
в основе не только науки, но и всей человеческой культуры…».
Лихачёв Д.С.
№86 слайд
![Если тебе когда-нибудь](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img85.jpg)
Содержание слайда: …Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
…Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную трудность и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто, - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!"
Ричард Бах
№89 слайд
![Литература Николина Н.А.](/documents_6/8fc2aa506df9e1f0465e18c7382f19c6/img88.jpg)
Содержание слайда: Литература
Николина Н.А. Филологический анализ текста –М., 2003
Бахтин М.М. Язык в художественной литературе — М., 1997.
Белова Н.А. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2008.
Бабенко Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа : М., 2004.
Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи: М., 1971.
Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста – М., 2006
А.Б. Есин Принципы и приемы анализа литературного произведения -М., 2000.
Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11 кл.: М., 2000.
Новиков Л. А. Художественный текст и его анализ: М., 1988.
Агеева Р. А. Категория пространства и способы её выражения в языке.- М.,1984.
Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитаных науках.- М., 1996
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии М., 1990.
Скачать все slide презентации ЕГЭ ГИА Интеграция лингвистического и литературоведческого подходов в работе с текстом одним архивом:
Похожие презентации
-
Подготовка к ЕГЭ Работа с микротекстом (задания А9-А12) Т. Н. Зинович
-
Результаты городских диагностических работ по русскому языку ЕГЭ, ГИА - 9 2010 - 2011 учебный год
-
Скачать презентацию Подготовка к ЕГЭ задание C1 (Работа над исходным текстом)
-
Подготовка к сочинению ЕГЭ 2019. Работа с текстом Чехова
-
Работа с текстом. Задание 27, ЕГЭ
-
Русский язык. ЕГЭ. Задание 1. Работа с текстом
-
Информационная обработка письменных текстов. Подготовка к ЕГЭ
-
Работа с текстом: подготовка к ЕГЭ
-
ЕГЭ Работаем с текстом. Комментарий к проблеме (задание 25)
-
ЕГЭ Учимся работать с текстом