Презентация Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 34 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    34 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    2.55 MB
  • Просмотров:
    65
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Автор лекционного курса-
Содержание слайда: Автор лекционного курса- к.ф.н. Кондарина Ирина Владимировна

№2 слайд
Русский язык и культура речи
Содержание слайда: Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И.Дунаев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа, 2012. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И.Дунаев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа, 2012. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- 14-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2008 Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012

№3 слайд
Культура речи как учение о
Содержание слайда: Культура речи как учение о коммуникативных качествах речи

№4 слайд
Русский язык в его
Содержание слайда: Русский язык в его современном состоянии. Язык и общество. Русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме. Русский язык в его современном состоянии. Язык и общество. Русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме. Норма и кодификация. Основные типы норм. Отклонение от нормы и ошибка. Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и мышление. Речевая деятельность и ее разновидности. Понятие речевой культуры. Основные культурно-речевые критерии.

№5 слайд
общенародный язык
Содержание слайда: общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая. общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая. Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.

№6 слайд
наличие письменности наличие
Содержание слайда: наличие письменности наличие письменности  нормированность  кодифицированность  стилистическое многообразие относительная устойчивость  распространенность  общеупотребительность  общеобязательность соответствие употреблению, обычаям и возможностям языковой системы.

№7 слайд
Содержание слайда:

№8 слайд
Культура речи нормативность
Содержание слайда: Культура речи – нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период; соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений. Культура речи – нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период; соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений. Культура речи – раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения.

№9 слайд
Нормативный аспект, т.е.
Содержание слайда: Нормативный аспект, т.е. соблюдение норм литературного языка Нормативный аспект, т.е. соблюдение норм литературного языка Коммуникативный аспект – выбор необходимых для данной цели языковых средств Этический аспект- знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.

№10 слайд
Предмет изучения дисциплины
Содержание слайда: Предмет изучения дисциплины «Культура речи» – языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии. Предмет изучения дисциплины «Культура речи» – языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии. Основные задачи культуры речи: - охрана литературного языка, - оптимальное применение носителями языка предложенных норм речи и правил ее построения

№11 слайд
Говорение, написание
Содержание слайда: Говорение, написание Говорение, написание передача информации

№12 слайд
Язык исторически сложившаяся
Содержание слайда: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Устная речь – речь звучащая, создаваемая в процессе разговора. Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная.

№13 слайд
Норма это оценка носителями
Содержание слайда: Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Литературно-языковая норма – стабильность формы языковых единиц в процессе их функционирования, поддерживаемая социальными установлениями и опирающаяся на авторитетные образцы.

№14 слайд
систематизация, закрепление в
Содержание слайда: систематизация, закрепление в виде сводов правил, законов в грамматиках и словарях особенностей функционирования языковых единиц. систематизация, закрепление в виде сводов правил, законов в грамматиках и словарях особенностей функционирования языковых единиц.

№15 слайд
совокупность знаний, умений и
Содержание слайда: совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие коммуникантов на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации. совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие коммуникантов на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.

№16 слайд
потенциальные возможности
Содержание слайда: потенциальные возможности языковой системы (фонемы, лексемы, морфемы, фразеологической единицы, синтаксической конструкции), реализуемые в процессе функционирования в целях общения. потенциальные возможности языковой системы (фонемы, лексемы, морфемы, фразеологической единицы, синтаксической конструкции), реализуемые в процессе функционирования в целях общения.

№17 слайд
Язык знаковый механизм
Содержание слайда: Язык – знаковый механизм общения, система знаковых единиц общения в их коммуникативной готовности Язык – знаковый механизм общения, система знаковых единиц общения в их коммуникативной готовности

№18 слайд
Язык это связанная
Содержание слайда: Язык – это связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний. Язык – это связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний. Важнейшие свойства языка – номинативность, предикативность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.

№19 слайд
Номинативность состоит в том,
Содержание слайда: Номинативность состоит в том, что основная единица языка – слово – обозначает или именует предмет, образ которого содержится в представлении человека. Слово называет вещь, предмет мысли. Номинативность состоит в том, что основная единица языка – слово – обозначает или именует предмет, образ которого содержится в представлении человека. Слово называет вещь, предмет мысли. Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли. Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы. Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

№20 слайд
Базовые функции языка
Содержание слайда: Базовые функции языка: коммуникативная, когнитивная. Базовые функции языка: коммуникативная, когнитивная. Производные функции: познавательная , эмоциональная и др.

№21 слайд
Речь осуществление и
Содержание слайда: Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли.

№22 слайд
Речь подразделяется на
Содержание слайда: Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

№23 слайд
Диалог есть совместная и
Содержание слайда: Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание. Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание. Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.

№24 слайд
общий диалог, назначение
Содержание слайда: общий диалог, назначение которого состоит общий диалог, назначение которого состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности; информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации; диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности; обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности; соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности; совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения; игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями, — общая и конкретная тренировка; командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.

№25 слайд
развертываются из различных
Содержание слайда: развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением

№26 слайд
Высказывания подразделяются
Содержание слайда: Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации. Высказывания подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации.

№27 слайд
Содержание слайда:

№28 слайд
По положению коммуникантов в
Содержание слайда: По положению коммуникантов в пространстве и времени различают контактное – дистантное общение По положению коммуникантов в пространстве и времени различают контактное – дистантное общение По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: непосредственное – опосредованное общение По средствам: речевое, паралингвистическое (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковое (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.) С точки зрения формы существования языка: устное- письменное общение С точки зрения переменной или постоянной позиции Я-говорящего и Ты –слушающего: диалогическое – монологическое общение С точки зрения количества участников: межличностное – массовое общение С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся: частное – официальное.

№29 слайд
Норма оценка носителями языка
Содержание слайда: Норма – оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Норма – оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных. Вариантные нормы – результат такого изменения явления, при котором остается неизменной суть этого явления.

№30 слайд
нормы письменной и устной
Содержание слайда: нормы письменной и устной форм речи; нормы письменной и устной форм речи; нормы письменной речи; нормы устной речи. К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся: лексические нормы; грамматические нормы; стилистические нормы. Специальными нормами письменной речи являются: нормы орфографии; нормы пунктуации. Только к устной речи применимы: нормы произношения; нормы ударения; интонационные нормы.

№31 слайд
Разновидность литературного
Содержание слайда: Разновидность литературного языка, исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе, представляющая собой замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни носителями языка Разновидность литературного языка, исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе, представляющая собой замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни носителями языка

№32 слайд
Сфера деятельности наука,
Содержание слайда: Сфера деятельности (наука, право, технологии, искусство и пр.) Сфера деятельности (наука, право, технологии, искусство и пр.) Роль автора текста Роль адресата текста Цель стиля (обучение, воздействие, эстетическое воспитание, призыв и пр.) Преимущественное использование устной или письменной формы речи Вид речи (монолог, диалог, полилог) Тип коммуникации (общественная, частная) Набор жанров Характерные стилевые черты Типичные языковые средства

№33 слайд
Паралингвистические средства
Содержание слайда: Паралингвистические средства – это средства, участвующие в организации текста вербального языка: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой набор, цифры, рисунки, таблицы и т.п. Паралингвистические средства – это средства, участвующие в организации текста вербального языка: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой набор, цифры, рисунки, таблицы и т.п.

№34 слайд
Содержание слайда:

Скачать все slide презентации Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) одним архивом:
Похожие презентации