Презентация Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 34 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1)
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:34 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:2.55 MB
- Просмотров:65
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И.Дунаев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа, 2012.
Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ А.И.Дунаев, М.Я.Дымарский, В.А.Ефремов и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высшая школа, 2012.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- 14-е изд., испр.- М.: Флинта: Наука, 2008
Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012
№4 слайд
Содержание слайда: Русский язык в его современном состоянии. Язык и общество. Русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме.
Русский язык в его современном состоянии. Язык и общество. Русский литературный язык. Общее понятие о литературной норме.
Норма и кодификация. Основные типы норм. Отклонение от нормы и ошибка.
Язык и речь. Функции языка и речи. Речь и мышление. Речевая деятельность и ее разновидности.
Понятие речевой культуры. Основные культурно-речевые критерии.
№5 слайд
Содержание слайда: общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая.
общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемая носителями данного языка как образцовая.
Литературный язык – это язык литературы в широком понимании. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
№8 слайд
Содержание слайда: Культура речи – нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период; соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений.
Культура речи – нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период; соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, построения словосочетаний и предложений.
Культура речи – раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения.
№9 слайд
Содержание слайда: Нормативный аспект, т.е. соблюдение норм литературного языка
Нормативный аспект, т.е. соблюдение норм литературного языка
Коммуникативный аспект – выбор необходимых для данной цели языковых средств
Этический аспект- знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях.
№10 слайд
Содержание слайда: Предмет изучения дисциплины «Культура речи» – языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии.
Предмет изучения дисциплины «Культура речи» – языковая структура речи в ее коммуникативном воздействии.
Основные задачи культуры речи:
- охрана литературного языка,
- оптимальное применение носителями языка предложенных норм речи и правил ее построения
№12 слайд
Содержание слайда: Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Язык – исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Устная речь – речь звучащая, создаваемая в процессе разговора.
Письменная речь – это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная.
№13 слайд
Содержание слайда: Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных.
Норма – это оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных.
Литературно-языковая норма – стабильность формы языковых единиц в процессе их функционирования, поддерживаемая социальными установлениями и опирающаяся на авторитетные образцы.
№15 слайд
Содержание слайда: совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие коммуникантов на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.
совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих целенаправленное взаимодействие коммуникантов на основе адекватного выбора и использования средств общения, а также умения прогнозировать воздействие высказываний на собеседников, извлекать информацию в условиях устной и письменной коммуникации.
№16 слайд
Содержание слайда: потенциальные возможности языковой системы (фонемы, лексемы, морфемы, фразеологической единицы, синтаксической конструкции), реализуемые в процессе функционирования в целях общения.
потенциальные возможности языковой системы (фонемы, лексемы, морфемы, фразеологической единицы, синтаксической конструкции), реализуемые в процессе функционирования в целях общения.
№18 слайд
Содержание слайда: Язык – это связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний.
Язык – это связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний.
Важнейшие свойства языка – номинативность, предикативность, членораздельность, рекурсивность, диалогичность.
№19 слайд
Содержание слайда: Номинативность состоит в том, что основная единица языка – слово – обозначает или именует предмет, образ которого содержится в представлении человека. Слово называет вещь, предмет мысли.
Номинативность состоит в том, что основная единица языка – слово – обозначает или именует предмет, образ которого содержится в представлении человека. Слово называет вещь, предмет мысли.
Предикативность есть свойство языка выражать и сообщать мысли.
Членораздельность есть свойство языка членить высказывания на повторяющиеся в других высказываниях воспроизводимые элементы.
Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.
№21 слайд
Содержание слайда: Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли.
Речь — осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли.
№23 слайд
Содержание слайда: Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.
Диалог есть совместная и разделенная последовательностью реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.
Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.
№24 слайд
Содержание слайда: общий диалог, назначение которого состоит
общий диалог, назначение которого состоит
в сопровождении речью совместной
жизнедеятельности;
информационный диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;
диалектический диалог, назначение которого состоит в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;
обучающий диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;
соревновательный диалог, назначение которого состоит в распределении людей по их компетентности и пригодности к деятельности;
совещательный диалог, назначение которого состоит в принятии решения;
игровой диалог, назначение которого состоит в выработке форм выражения мысли в их отношении к типовым действиям и в согласовании действий с высказываниями, — общая и конкретная тренировка;
командный (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.
№25 слайд
Содержание слайда: развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением
развертываются из различных видов называния, — определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопрос-ответ, когда он становится единым развернутым произведением
№28 слайд
Содержание слайда: По положению коммуникантов в пространстве и времени различают контактное – дистантное общение
По положению коммуникантов в пространстве и времени различают контактное – дистантное общение
По наличию или отсутствию какого-либо опосредующего «аппарата»: непосредственное – опосредованное общение
По средствам: речевое, паралингвистическое (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковое (продукты производства, изобразительного искусства и т.д.)
С точки зрения формы существования языка: устное- письменное общение
С точки зрения переменной или постоянной позиции Я-говорящего и Ты –слушающего: диалогическое – монологическое общение
С точки зрения количества участников: межличностное – массовое общение
С точки зрения обстановки общения и взаимоотношений общающихся: частное – официальное.
№29 слайд
Содержание слайда: Норма – оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных.
Норма – оценка носителями языка тех или иных фактов в качестве правильных или неправильных, допустимых или недопустимых, уместных или неуместных.
Вариантные нормы – результат такого изменения явления, при котором остается неизменной суть этого явления.
№30 слайд
Содержание слайда: нормы письменной и устной форм речи;
нормы письменной и устной форм речи;
нормы письменной речи;
нормы устной речи.
К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:
лексические нормы;
грамматические нормы;
стилистические нормы.
Специальными нормами письменной речи являются:
нормы орфографии;
нормы пунктуации.
Только к устной речи применимы:
нормы произношения;
нормы ударения;
интонационные нормы.
№31 слайд
Содержание слайда: Разновидность литературного языка, исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе, представляющая собой замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни носителями языка
Разновидность литературного языка, исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе, представляющая собой замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах жизни носителями языка
№32 слайд
Содержание слайда: Сфера деятельности (наука, право, технологии, искусство и пр.)
Сфера деятельности (наука, право, технологии, искусство и пр.)
Роль автора текста
Роль адресата текста
Цель стиля (обучение, воздействие, эстетическое воспитание, призыв и пр.)
Преимущественное использование устной или письменной формы речи
Вид речи (монолог, диалог, полилог)
Тип коммуникации (общественная, частная)
Набор жанров
Характерные стилевые черты
Типичные языковые средства
№33 слайд
Содержание слайда: Паралингвистические средства – это средства, участвующие в организации текста вербального языка: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой набор, цифры, рисунки, таблицы и т.п.
Паралингвистические средства – это средства, участвующие в организации текста вербального языка: графическая сегментация текста, его расположение на бумаге, шрифтовой набор, цифры, рисунки, таблицы и т.п.
Скачать все slide презентации Культура речи. Русский язык и современная ситуация. (Лекция 1) одним архивом:
-
Современный русский язык и культура речи: практический курс Антонова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литерату
-
Русский язык и культура речи Тема 2. Функциональные стили современного русского литературного языка Т. Б. Фрик, доцент каф. РЯ
-
Русский язык и культура речи. Современный литературный язык и система функциональных стилей
-
Лекционный курс по дисциплине «Русский язык и культура речи»
-
Современный русский язык и культура речи
-
Русский язык и культура профессиональной речи. (Лекция 1)
-
Русский язык и культура речи. Нормы русского языка. Выполнила: Молодкина Анна, ученица 11 класса
-
Русский язык и культура речи
-
Тема проекта: «Русский язык в сети Интернет» Название проекта: «Русский язык. Культура речи» Тема проекта: «Русский язык в сети
-
Русский язык и культура речи Разговорная речь Т. Б. Фрик, доцент каф. РЯЛ