Презентация Русский язык и культура речи. Нормы русского языка. Выполнила: Молодкина Анна, ученица 11 класса онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Русский язык и культура речи. Нормы русского языка. Выполнила: Молодкина Анна, ученица 11 класса абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 26 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Русский язык и культура речи. Нормы русского языка. Выполнила: Молодкина Анна, ученица 11 класса
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:26 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.06 MB
- Просмотров:226
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Что такое культура речи?
Культура речи — распространённое в лингвистике XX века понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка, а также «умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения». Этим же словосочетанием обозначается лингвистическая дисциплина, занимающаяся определением границ культурного речевого поведения, разработкой нормативных пособий, пропагандой языковой нормы и выразительных языковых средств.
№6 слайд
Содержание слайда: Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка , т.е правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно – языковой практике. Это единообразие, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка.
Языковая норма – это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка , т.е правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно – языковой практике. Это единообразие, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка.
Норма обязательна как для устной, так и для письменной речи и охватывает все стороны языка.
№8 слайд
Содержание слайда: Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трёх степенях нормативности:
- норма l степени – строгая , жесткая, не допускающая вариантов.
- норма ll степени – нейтральная, допускает равнозначные варианты.
- норма lll степени – более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.
№9 слайд
Содержание слайда: Орфографические нормы.
Орфография - слово греческое по происхождению (ortos - прямой, правильный, gráphō - пишу) и означает "правописание", иначе говоря, правильное, соответствующее нормам письмо. Орфографические нормы составляют специфику письменной формы речи.
Особую область орфографии составляет передача средствами русской графики заимствованных слов, особенно географических названий (топонимика) и собственных имен (ономастика).
№10 слайд
Содержание слайда: Русская орфография как система правил распадается на разделы:
Русская орфография как система правил распадается на разделы:
1) правила передачи звуков (фонем) буквами в составе слов и морфем;
2) правила о слитных, полуслитных (дефисных) и раздельных написаниях слов;
3) правила употребления прописных (больших) и строчных (малых) букв;
4) правила переноса слов с одной строки на другую; правила графического сокращения слов.
Центральным разделом орфографии является первый: в зависимости от того, на какой основе строится обозначение звукового состава слов в той или иной национальной орфографии, говорят о принципе той или иной орфографической системы.
№11 слайд
Содержание слайда: Пунктуационные нормы.
Под пунктуацией принято понимать, с одной стороны, Систему графических неалфавитных знаков (знаков препинания), а с другой стороны, Систему правил, в которых описываются современные нормы пунктуационного оформления письменного текста.
Основная функция пунктуации- смысловое членение речи.
№12 слайд
Содержание слайда: Пунктуационная норма регулирует и контролирует речевое поведение носителя языка. В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, Разрядка, Шрифт И др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. Центр составляют так называемые основные знаки препинания, которые организованы на основе функций: Отделение (одиночные знаки) – Выделение (парные знаки). Например, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией Отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки Выделяют в предложении какой-либо компонент. В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или подчеркиванием свидетельствует о важности в смысловом отношении выделенных компонентов.
Пунктуационная норма регулирует и контролирует речевое поведение носителя языка. В современных печатных текстах наблюдается разнообразное использование пунктуационных знаков и графических средств (курсив, Разрядка, Шрифт И др.), которые составляют единую пунктуационно-графическую систему русского языка. Современную пунктуацию можно рассматривать как систему с центром и периферией. Центр составляют так называемые основные знаки препинания, которые организованы на основе функций: Отделение (одиночные знаки) – Выделение (парные знаки). Например, в предложении точка, вопросительный или восклицательный знаки, многоточие, запятая, точка с запятой обладают общей функцией Отделения, а двойные запятые, скобки, кавычки Выделяют в предложении какой-либо компонент. В тексте мы можем выделить и другие функции пунктуационно-графических средств. Например, выделение слова или части текста особым шрифтом или подчеркиванием свидетельствует о важности в смысловом отношении выделенных компонентов.
№13 слайд
Содержание слайда: Орфоэпические нормы.
Орфоэпические нормы – это произносительные нормы устной речи. Их изучает специальный раздел языкознания- орфоэпия ( от греч. Orthos – правильный и epos – речь). Орфоэпией называют и совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или отдельных словах.
№14 слайд
Содержание слайда: Основные правила литературного произношения.
Произношение гласных. В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко. В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется редукции.
Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, т.к. отражает не литературного норму, а диалектные особенности.
№16 слайд
Содержание слайда: Морфологические нормы
Морфология – раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов, т.е. грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории. Особенности русского языка заключаются в том, что средства выражения грамматических значений зачастую варьируются. При этом варианты могут различается оттенками значений, стилистических окраски, сферой употребления; соответствовать норме литературного языка или нарушать её.
№17 слайд
Содержание слайда: Самую большую группу составляют варианты, использование которых ограничено функциональным стилем или жанром речи. Так, в разговорной речи нередко встречаются формы родительного падежа множественного числа апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров, у от ней, ней вместо у неё, от неё. Употребление таких форм в официальной письменной и устной речи считается нарушением морфологической нормы.
№18 слайд
Содержание слайда: Немало в русском языке морфологических вариантов , которые рассматриваются как идентичные, равнозначные .Например: цехи – цеха , весною – весной, дверями – дверьми.
В других случаях одна из форм нарушает норму литературного языка: рельс, а рельса неправильно, туфля, а туфель и туфля неправильно.
№20 слайд
Содержание слайда: 1.В русском языке существуют названия мужского рода и отсутствуют к ним параллели женского рода или существуют только названия женского рода. Например: ректор, бизнесмен, финансист, няня, кружевница.
2.Существуют названия мужского, так и женского рода, оба оно нейтральны. Например: спортсмен – спортсменка, поэт – поэтесса.
3. Образованы обе формы( и мужского рода и женского), но слова женского рода отличаются значением или стилистической окраской. Так слова профессорша, докторша имеют значение « жена профессора», « жена доктора» и разговорный оттенок, а как названия должности становятся просторечными .
№21 слайд
Содержание слайда: Синтаксические нормы
Было давней нормой было употребление предлога по и местоимения в предложном падеже: по ком, по чем, по нем, по нас, по вас. Существительные в данный конструкции имели форму дательного падежа: по отцу, по матери, по другу. Поскольку существительные с предлогом по имели форму дательного падежа, то и местоимения стали приобретать эту же форму: по кому, по нему, по чему, по ним. Предложные форму по ком, по нем, по чем в настоящее время устарели, встречаются редко.
№22 слайд
Содержание слайда: Лексические нормы.
Особое внимание требует лексическое нормы, т.е правила применения слов речи. Слова должно использоваться в том значении, которое оно имеет и которое зафиксировано в словарях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Можно привести немало примеров неточного употребления отдельных слов. Так, наречие где –то имеет одно значение – «в каком – то месте», «неизвестно где»
№23 слайд
Содержание слайда: Нарушение лексических норм порой связано с тем, что говорящие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Например ,не всегда правильно употребляются глаголы предоставить и представить. Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем- либо», а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо»
№25 слайд
Содержание слайда: Грамматические нормы
Грамматические нормы литературного языка - это соответствие строго установленной системе речевого строя, включающей в себя образование грамматических форм и употребление этих форм в устной и письменной речи. Грамматические нормы в основном сводятся к пониманию и правильному использованию законов грамматики, то есть определенных правил изменения и сочетания слов в предложении. Когда кто - либо не соблюдает грамматических норм языка, его речь кажется сбивчивой и сумбурной. Мысли и чувства, высказанные им, с трудом воспринимаются слушателями и нередко понимаются ими искаженно. Иногда приходится слышать оратора, который умудряется насытить речь таким количеством различных ошибок против правил и норм языка, что слушатели начинают подсчитывать эти ошибки и мысленно разбирать их вместо того, чтобы вникать в содержание. Говорите правильно, по правилам и нормам языка.
№26 слайд
Содержание слайда: Легкомысленное отношение к законам грамматики приводит говорящего к неряшливому построению предложения, нарушает в нем логически мотивированную связь и последовательность мысли («Жизнь и деятельность великих писателей зовут их к личному интересу природы и окружающих людей»). Не ведая грамматических правил, говорящий нарушает согласованность слов в предложении, неверно употребляет падежи и предлоги, причастия и деепричастные обороты и т. п.
Легкомысленное отношение к законам грамматики приводит говорящего к неряшливому построению предложения, нарушает в нем логически мотивированную связь и последовательность мысли («Жизнь и деятельность великих писателей зовут их к личному интересу природы и окружающих людей»). Не ведая грамматических правил, говорящий нарушает согласованность слов в предложении, неверно употребляет падежи и предлоги, причастия и деепричастные обороты и т. п.
Скачать все slide презентации Русский язык и культура речи. Нормы русского языка. Выполнила: Молодкина Анна, ученица 11 класса одним архивом:
-
Тайны слов. О чём говорят названия слов, можно найти в «Толковом словаре русского языка». Выполнила: ученица 5 А класса МОУ Нижнесп
-
Русский язык 7 класс «Деепричастие как часть речи» Презентацию подготовила учитель русского языка МОУ «Серпейская средняя обще
-
Лексические трудности русского языка Выполнила: Серебренникова Э. Н. ученица 11 класса
-
Сценарий СУО Русский язык 6 класс Учитель русского языка и литературы Касаткина Жанна Юрьевна.
-
Нужны ли нашей речи фразеологизмы? Образец работы ученика 6 класса. Выполнила учитель русского языка МОУ «Поярковская СОШ 2» Коз
-
Урок развития речи в 5 классе «Типы речи. Рассуждение» Полезные и вредные привычки Выполнила: Будаева Э. А. учитель русского языка
-
Культура речи. Соблюдай нормы русского языка. Правописание падежных окончаний причастий и прилагательных.
-
Современный русский язык и культура речи: практический курс Антонова Ирина Викторовна, учитель русского языка и литерату
-
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ Аспекты культуры речи
-
Эвфемизмы в русском языке Работу выполнили: Федорова Анна и Баталова Лукерья ученицы МОУ «Лицей», 8 класс