Презентация Культура речи: языковые нормы, стили, средства выразительности онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Культура речи: языковые нормы, стили, средства выразительности абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 37 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Культура речи: языковые нормы, стили, средства выразительности



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    37 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    738.28 kB
  • Просмотров:
    111
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Тема КУЛЬТУРА РЕЧИ ЯЗЫКОВЫЕ
Содержание слайда: Тема 3 КУЛЬТУРА РЕЧИ: ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ СТИЛИ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

№2 слайд
Признаки культуры речи
Содержание слайда: Признаки культуры речи соответствие речевым нормам русского языка (правильность) содержательность точность, понятность богатство (разнообразие) речи чистота выразительность

№3 слайд
ПРИЗНАКИ НОРМЫ системность
Содержание слайда: ПРИЗНАКИ НОРМЫ системность (устойчивость): соответствие структуре языка, относительная устойчивость, длительность употребления; историческая изменчивость и социальная обусловленность функциональность (распространенность): массовая и регулярная воспроизводимость в процессе речевой деятельности большинства говорящих; общеобязательность и общеупотребительность: общественное одобрение и признание. объективность кодифицированность Норма – исторически сложившиеся, принятые в общественно-речевой практике образованных людей правила употребления языковых средств.

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Содержание слайда:

№6 слайд
Содержание слайда:

№7 слайд
Любой образец идеал требует
Содержание слайда: Любой образец (идеал) требует отбора Результат отбора может быть: обязательным, жестким (императивные нормы) это такие нормы, нарушение которых расценивается как слабое владение русским языком (например, нарушение норм склонения, спряжения или принадлежности к роду). Эти нормы не допускают вариантов (они не вариативные), любые другие их реализации рассматриваются как неправильные. Например: встретился с Ваней (не с Ванем), квартАл, алфавИт, прИнял, моя мозоль (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью). вариативным, «мягким» (диспозитивные нормы) допускают стилистически различающиеся или нейтральные варианты Например: твОрог – творОг, бАржа – баржА, гренкИ - грЕнки (разг.), мышлЕние - мЫшление (устаревающее), прожекторЫ –прожекторА, кусок сыра - кусок сыру, поехало трое студентов - поехали трое студентов.

№8 слайд
противопоставление
Содержание слайда: противопоставление разговорной и книжной разновидностей языка (произношение слов: боюсь - боюс, шаги - шыги, жара - жыра, верх - верьх) влияние просторечной среды (пара носков – пара носок) влияние профессионально-технической среды (осужденный - осужденный, компас – компас) наличие устаревших слов и т.д. (музыка – музыка) влияние идеологических факторов (Бог – бог) Варианты необходимы для: установления компромисса между консервативностью языка и его стремлением к изменениям развития языка, реакции на речевую практику разнообразия выразительных возможностей языка

№9 слайд
Норма А А и B доп. А и В В и
Содержание слайда: Норма А А и B (доп.) А и В В и А (доп.) Норма В Стакан чая – стакан чаю 1. В XVIII в.: стакан чаю (основная норма) 2. В XIX в. в худ. литературе появился вариант «стакан чая» (разговорный вариант) 3. В XX в.: равноправные варианты 4. Сегодня: чая (основной вариант) – чаю (устаревший вариант) Основные тенденции в развитии вариативности: стремление к экономии языковых усилий (более короткие варианты побеждают) усиление влияния устной и разговорной речи (разговорные варианты становятся основными)

№10 слайд
Содержание слайда:

№11 слайд
Содержание слайда:

№12 слайд
Содержание слайда:

№13 слайд
Типология норм Тип I нормы
Содержание слайда: Типология норм Тип I – нормы устной речи: орфоэпические (произношение, ударение, интонация)

№14 слайд
Лексические ошибки
Содержание слайда: Лексические ошибки Употребление слов в несвойственном значении Я одолжил у него деньги. Все это едва не нарушилось благодаря сильному морозу. На новом месте работы мне выдали страховой полюс.

№15 слайд
Лексические ошибки Одолжить
Содержание слайда: Лексические ошибки Одолжить – дать в долг. Правильно: Я занял у него деньги. Значение союза «благодаря» включает элемент «желательный результат». Правильно: Все это едва не нарушилось из-за сильного мороза. Полюс – предел, граница, крайняя точка чего-либо; нечто диаметрально противоположное другому (два полюса). Полис- документ, удостоверяющий заключение определенных Договоров (например, страхования). Полис – город-государство, особая форма социально- экономической и политической организации общества, типичная для Древней Греции и Древней Италии. Правильно: Мне выдали страховой полис.

№16 слайд
Лексические ошибки Нарушение
Содержание слайда: Лексические ошибки Нарушение лексической сочетаемости Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным. Наш музей выполняет все те особенности, что и другие музеи.

№17 слайд
Лексические ошибки Место
Содержание слайда: Лексические ошибки Место ошибки: показывать образец; выполняет особенности. Правильно: показывать пример или служить образцом; выполняет обязанности или имеет особенности Примеры несочетаемости: играть значение, иметь роль

№18 слайд
Лексические ошибки Смысловая
Содержание слайда: Лексические ошибки Смысловая избыточность (плеоназм) Прейскурант цен Сфотографировать в анфас Моя автобиография Сервисное обслуживание Смешение слов-паронимов (слов, близких по звучанию или написанию, но различающихся по значению) Например: одеть- надеть, эффектный-эффективный, командированный-командировочный, адресат-адресант Я одел пальто Человек ведет праздничную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который составляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.    

№19 слайд
Лексические ошибки Правильные
Содержание слайда: Лексические ошибки Правильные варианты: Прейскурант, сфотографировать анфас, автобиография, обслуживание Я надел пальто. Человек ведет праздную жизнь. Тем больше у вас шансов выиграть наш приз, который представляет из себя майку с логотипом “Радио-7”.

№20 слайд
Грамматические ошибки
Содержание слайда: Грамматические ошибки Неправильное образование сравнительной формы прилагательного Он считался самым способнейшим студентом. Эта книга более интереснее. Отмечу из наиболее последнего.

№21 слайд
Грамматические ошибки
Содержание слайда: Грамматические ошибки Правильные варианты: Он считался способнейшим студентом. Или: Он считался самым способным студентом. Эта книга интереснее. Или: Эта книга более интересна. Отмечу из самого последнего.

№22 слайд
Грамматические ошибки Ошибки
Содержание слайда: Грамматические ошибки Ошибки в склонении числительных Городской район с трехстами пятидесятью тысяч жителей. Мой брат брат родился в двухтысячно пятом году. У обоих девушек есть спортивный разряд по теннису. Мы ехали в автобусе около полтора часов. Впереди охотника бежало трое собак. - Поход длился двадцать двое суток.

№23 слайд
Грамматические ошибки В
Содержание слайда: Грамматические ошибки В составных количественных числительных склоняются все образующие их слова: книга с двумя тысячами четырьмястами семьюдесятью пятью рисунками В порядковых числительных склоняется только последнее слово: в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом году, в две тысячи седьмом году. Числительное обе имеет падежные формы: обеих, обеим и т.д. Числительное полтора имеет две падежные формы: полтора (им.п., в.п.) и полутора (р.п., д.п, т.п., п.п.) Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) употребляется: c существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола (двое друзей, трое сирот) с существительными, имеющими формы только множественного числа (двое часов) с существительными дети, люди, лицо (в значении человек) (двое детей, трое ребят) с личными местоимениями мы, вы, они (нас двое, вас трое) Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола и животных. Нельзя сказать: трое девушек. Правильно: три девушки, три собаки. При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме ед.ч.: двадцать три юноши. Нельзя говорить: двадцать двое суток, двадцать трое ножниц. Правильно: двадцать два дня, ножницы в количестве двадцати трех штук. Нельзя говорить: оба ворота, у обоих ворот. Правильно: у тех и других ворот.

№24 слайд
Синтаксические ошибки
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Нарушение порядка слов Впереди неслись лошади казаков, которые были покрыты пеной Построенный дом на окраине города развалился.

№25 слайд
Синтаксические ошибки Место
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Место ошибки: местоимение «который» относится к существительному, после которого следует (в данном случае «казаков»). Правильно: Впереди неслись казаки на лошадях, покрытых пеной Место ошибки: Построенный дом на окраине Правильно: Построенный на окраине города дом развалился.

№26 слайд
Синтаксические ошибки
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Смещение конструкции Гражданам, проходящим в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

№27 слайд
Синтаксические ошибки Место
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Место ошибки: Гражданам, .. . . должны снимать Правильно: Граждане, проходящие в помещение, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

№28 слайд
Синтаксические ошибки Ошибки
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Ошибки в управлении Ответ по заявлению был получен немедленно. Я сомневаюсь о том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме. обсуждали о том, что; утверждают о том, что; поняли о том, что; в тот период времени, о котором вы указываете; означает о том, что; не верите о том, что; ожидал о том, что; говоря о том, о чем заметил.

№29 слайд
Синтаксические ошибки
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Правильные варианты: Ответ на заявление был получен немедленно. Я сомневаюсь в том, что все кончится благополучно. Мы хотим обратить внимание общества на эту проблему. обсуждали вопрос о том, что (или: обсуждали то, что); утверждают, что; поняли, что; в тот период времени, о котором вы говорите; означает, что; не верите в то, что; ожидал, что; говоря о том, о чем упомянул.

№30 слайд
Синтаксические ошибки
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Неправильное употребление союзов В темноте ему почудилось, что будто кто-то идет по его следам Он не только любил прозу, но и стихи. Археологи нашли не только рукописи, а также предметы быта древних людей.

№31 слайд
Синтаксические ошибки Место
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Место ошибки: союз «будто» является в данном случае избыточным Правильно: В темноте ему почудилось, что кто-то идет по его следам. Место ошибки: Обе части составного союза «не только, но и» должны всегда стоять перед однородными членами предложения. Правильно: Он любил не только прозу, но и стихи. Место ошибки: не только …а также (такого сложного союза не существует; есть сложный союз не только, но и) Правильно: Археологи нашли не только рукописи, но и предметы быта древних людей.

№32 слайд
Ошибки при употреблении
Содержание слайда: Ошибки при употреблении однородных членов Предлагаю шкуру медведя, певчих птиц. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

№33 слайд
Синтаксические ошибки Место
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Место ошибки: шкура медведя ... и птиц; возникшие … и которые не позволяют Правильный варианты: Предлагаю певчих птиц и шкуру медведя. Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и не позволяющие продолжать нормальную эксплуатацию продукции, то гарантийный срок продлевается.

№34 слайд
Ошибки в употреблении
Содержание слайда: Ошибки в употреблении деепричастных оборотов Пройдя несколько шагов, его осенила интересная мысль. Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднимается критиковать местные власти. Прочитав работу, мне думается, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента. Получив рану, солдат был спасен своими товарищами.

№35 слайд
Синтаксические ошибки Место
Содержание слайда: Синтаксические ошибки Место ошибки: пройдя… осенила мысль; глядя, ….. рука не подни- мается; прочитав … думается; сделано… учитывая; получив … был спасен. Правило: Деепричастный оборот всегда обозначает действие, совершаемое подлежащим. Следовательно: Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепри- частием, относятся к разным лицам. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении, имеющем логическое подлежащее. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией. Правильные варианты: Когда я прошел несколько шагов, меня осенила интересная мысль. Когда я гляжу на эту ситуацию, рука не поднимается …. Прочитав работу, я подумал, что основные мысли в ней выражены правильно. Все изложение в книге сделано предельно коротко, с учетом бюджета времени студента. Солдат, получивший рану, был спасен своими товарищами.

№36 слайд
Стилистические ошибки
Содержание слайда: Стилистические ошибки Тавтология (повтор однокоренных слов) Необоснованное использование иностилевых слов Неоправданное использование канцеляризмов и штампов Неоправданное использование иностранных слов Неоправданное использование нелитературной лексики (просторечия, жаргон и т.д.)

№37 слайд
Стилистические ошибки
Содержание слайда: Стилистические ошибки Президент обратился с радиообращением; вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас; маленький исторический экскурс в историю страны; я слышал по слухам; значение выделения денег России не имеет значения; он заявил любопытное заявление; спросить вопрос; при ближайшем рассмотрении налицо просматривается кризис; мы гонимся в погоне за этим счастьем; нужно вкладывать деньги в те отрасли, которые быстро отдадут отдачу. Он делал на правительстве доклад. Обработка результатов испытаний проводится специалистами. В романе автором дается широкий показ разорения деревни. Налоговая инструкция потребовала произвести опечатание склада. Но первый же звонок этим лохам развеял мечты. Тех, кто жаждал шоу с переодеванием, ждал облом. Скажи, Юла, а сама ли ты пишешь музыку и текстА? В вечернем эфире грозненской телекомпании “Кавказ” Шамиль Басаев опять наехал на Аслана Масхадова”. Это вопрос, связанный вчистую с регионами. Почему тогда этот вопрос не подымается? По всей вероятности, труд этих двух людей возымеет столь же далекие последствия, как и ставшее знаменитым деяние Моники Левински.

Скачать все slide презентации Культура речи: языковые нормы, стили, средства выразительности одним архивом: