Презентация Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е. А. , учитель русского языка и литерат онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е. А. , учитель русского языка и литерат абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 38 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е. А. , учитель русского языка и литерат
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:38 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:186.53 kB
- Просмотров:83
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№10 слайд
![Слова категории состояния -](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img9.jpg)
Содержание слайда: Слова категории состояния - это часть речи, выражающая категориальное грамматическое значение состояния живых существ, окружающей среды. Оценку действий в форме синтаксического ядра безличного предложения.
Слова категории состояния могут быть сказуемыми и в двусоставном предложении, если подлежащее выражено инфинитивом: Говорить было трудно.
№11 слайд
![Категорию состояния образуют](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img10.jpg)
Содержание слайда: Категорию состояния образуют слова следующих групп:
Категорию состояния образуют слова следующих групп:
слова на -о, соотносимые с краткой формой качественных имён прилагательных и с наречиями;
слова, соотносимые с именами существительными типа: пора, лень, неохота и др., которые выражают не значение предмета, а состояние (Читать было неохота.)
слова со значением желательности, возможности того или иного действия, готовности его произвести: можно, нельзя, надо, необходимо и др.
№12 слайд
![Лексико- семантические группы](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img11.jpg)
Содержание слайда: Лексико- семантические группы слов категории состояния.
Семантика – от греч. semantikos – обозначающий. Смысл (слова, оборота речи, грамматической формы).
1) Слова, обозначающие состояние окружающей среды:
.
2) Слова, выражающие физическое состояние человека:
3) Слова, выражающие душевное состояние человека:
4) Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку:
5)Безлично-предикативные слова, имеющие модальное значение:
№14 слайд
![Слова категории состояния](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img13.jpg)
Содержание слайда: Слова категории состояния могут образовывать
Слова категории состояния могут образовывать
формы наклонения и времени: тепло – было тепло – будет тепло – было бы тепло – пусть будет тепло
Слова категории состояния с суффиксом на –о могут образовывать
степени сравнения: радостно – радостнее
Слова категории состояния – главные в словосочетании
страшно мне (управление), стыдно подумать (примыкание)
№15 слайд
![Слова категории состояния](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img14.jpg)
Содержание слайда: Слова категории состояния необходимо отличать от омонимичных им наречий и кратких прилагательных.
Упражнение 291 на стр. 192
- Сопоставив предложения, заполните таблицу.
1. Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. – На улице тихо.
2. Я весело бежал по тропинке. – Мне было очень весело.
3. Море спокойно. – На душе спокойно. – Степь спит спокойно
№19 слайд
![- Найдите слова категории](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img18.jpg)
Содержание слайда: - Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.
- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.
1) Мне, право, неловко. – Он чувствует себя неловко. – Его поведение неловко.
2) Пора отправляться в путь.- Юность – прекрасная пора жизни.
№20 слайд
![- Найдите слова категории](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img19.jpg)
Содержание слайда: - Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.
- Найдите слова категории состояния, сделайте их морфологический разбор.
1) Мне, право, неловко (категория состояния). – Он чувствует себя неловко (наречие). – Его поведение неловко (краткое прилагательное).
2) Пора (категория состояния) отправляться в путь. Юность – прекрасная пора (имя существительное) жизни.
№24 слайд
![Французская революция](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img23.jpg)
Содержание слайда: (1)Французская революция восемнадцатого века провозгласила и распространила вредный предрассудок, будто люди от рождения или от природы «равны» и будто вследствие этого со всеми людьми «одинаково».
(5)Тогда справедливость арифметически и механически; и все были бы довольны, ибо люди и в самом деле были бы, как равные атомы, как механически перекатывающиеся с места на место шарики, до неразличимости одинаковые и внутренне и внешне.
(8)Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неравную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, дарами, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга телесно и душевно, что на свете двух одинаковых людей.
№26 слайд
![Комментарий см. текст и](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img25.jpg)
Содержание слайда: Комментарий
(см. текст и примечания к тексту)
Имя И. А. Ильина, национального мыслителя, писателя, литературного критика, публициста, современный читатель не знает. В своей в статье он пишет о «предрассудке естественного равенства», провозглашённом в XVIII веке и мешающем разрешить основную проблему человечества.
№28 слайд
![Позиция автора см. текст Люди](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img27.jpg)
Содержание слайда: Позиция автора
(см. текст)
Люди не равны от природы, им даются различные способности. На свете невозможно найти двух одинаковых людей. Справедливость есть искусство неравенства.
К людям надо относиться по-разному. Справедливость требует предметно-обоснованного неравенства.
В основе справедливости лежит внимание к человеческой индивидуальности и к жизненным различиям, а также живая совесть и живая любовь к человеку.
№30 слайд
![Аргументы литературный и](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img29.jpg)
Содержание слайда: Аргументы
(литературный и жизненный примеры)
Думаю, эти размышления натолкнули русских классиков на создание произведений о социальном неравенстве и несправедливости общества. А. С. Пушкин в «Станционном смотрителе» пишет о бесправии «маленького человека Самсона Вырина. Н. В. Гоголь показывает, как несправедливы окружающие к Акакию Акакиевичу Башмачкину в повести «Шинель». А. П. Чехов с иронией пишет об Иване Дмитриевиче Червякове в рассказе «Смерть чиновника». Все эти литературные герои несчастны в обществе, которое не видит человеческое в них.
№32 слайд
![А . Какое утверждение не](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img31.jpg)
Содержание слайда: А 28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
1 Сущность несправедливости состоит в неодинаковом обхождении с неодинаковыми людьми.
2 Жизнь была бы простой и лёгкой, если бы все люди были бы одинаковыми.
3 Справедливость не требует равенства, а требует предметно-обоснованного неравенства.
4 Искусство неравенства – это и есть справедливость
№35 слайд
![Ответы к заданиям В - В](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img34.jpg)
Содержание слайда: Ответы к заданиям В1 - В3 запишите словами.
В1. Из предложений 20-23 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом.
В2. Из предложений 20-27 выпишите причастие (-я), употреблённые в значении существительного.
В3. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании надо щадить (предложение 12).
№36 слайд
![Ответы к заданиям В В](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img35.jpg)
Содержание слайда: Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами.
В4. Среди предложений 9 -18 найдите простые безличные предложения. Напишите номера этих предложений.
В5. Среди предложений 3 -6 найдите предложение, осложнённое сравнительными оборотами. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 1 -6 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные причины. Напишите номера этих предложений.
В7. Среди предложений 20 -27 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи сочинительного союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
№37 слайд
![В . Фрагмент О справедливости](/documents/a00babca4cd629e25c4c3669f6bb3641/img36.jpg)
Содержание слайда: В8. «Фрагмент «О справедливости» взят из книги русского философа Ивана Ильина «Поющее сердце». Что есть справедливость? Какова её природа? Есть ли равенство среди людей? На эти вопросы, которые волнуют людей испокон веков, автор предлагает нам свои ответы. Философские рассуждения И. Ильина отличают такие средства выразительности, как _____(«ибо», «провозгласила», «подобают» и др.), ______ (предложение 6), _______ (предложения 11-16). Однако текст не лишён образности, которую придают ему _____ («живая совесть», «живая любовь», «доброе сердце» и др.)».
Список терминов:
1) риторический вопрос 6) парцелляция
2) книжная лексика 7) антонимы
Скачать все slide презентации Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния Ковальчук Е. А. , учитель русского языка и литерат одним архивом:
Похожие презентации
-
Категория состояния как часть речи Выполнила работу: Елена Владимировна Сорокина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уд
-
Скачать презентацию Лексико-грамматические группы и грамматические особенности категории состояния
-
Урок по теме: Предложения с обращениями. Выполнила: Покатилова Л. М. , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ
-
Лексика - раздел науки о языке Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2006
-
«Человек – это истинная ценность…» МОУ Чеботаевская СОШ Грачева Н. М. , учитель русского языка и литературы высшей категории
-
Особенности употребления жаргонизмов Составители: Юсупова С. С. ,учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 31» г. Магнитогорс
-
Лексика и фразеология Урок русского языка в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Зах
-
Мышаева Евгения Петровна учитель русского языка и литературы первая квалификационная категория МБОУ «Средняя школа 13» педа
-
Анисимова Наталья Сергеевна учитель русского языка и литературы высшая квалификационная категория МОУ «Ташлинская средняя общео
-
Тема : Лексика ( 5 класс ) Учитель русского языка и зарубежной литературы Воинова Лилия Александровна