Презентация Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление грамматических форм имен числительных, местоимений и глаголов онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление грамматических форм имен числительных, местоимений и глаголов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 82 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление грамматических форм имен числительных, местоимений и глаголов
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:82 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:834.70 kB
- Просмотров:148
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№8 слайд
![ЭТО ИНТЕРЕСНО! Знаменитый](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img7.jpg)
Содержание слайда: ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, придумал слово миллион, стремясь выразить восхищение несметными богатствами страны. К итальянскому слову МИЛИ, означающему «тысяча», он добавил ОНЕ (суффикс ИЩ).
Следовательно, слово МИЛЛИОН переводится как «ТЫСЯЧИЩА»
№10 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img9.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
5. При склонении составных числительных по падежам изменяются все слова, входящие в их состав.
Двадцать пять – двадцати пяти, двадцатью пятью
Шестьсот семьдесят три – шестисот семидесяти трех, шестьюстами семьюдесятью тремя
№12 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img11.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
Склонение порядковых числительных.
Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные.
У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
В две тысячи шестнадцатОМ году.
Я был пятьсот тридцать девятЫМ.
№13 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img12.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
Сочетаемость числительных с другими словами.
Числительные два, три, четыре, а также составные количественные числительные, имеющие в своем составе данные числительные, в И. и В. сочетаются с существительными в форме ед.ч. род. пад. В косвенных падежах эти числительные сочетаются с существительными в форме мн.ч., согласуясь с ними в падеже.
ДВА ФИЛЬМА, ТРИДЦАТЬ ТРИ БОГАТЫРЯ
СТА СОРОКА ТРЕХ ПОКЛОННИКОВ
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ ЧЕТЫРЬМЯ ВОИНАМИ
№16 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img15.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
Простые числительные два, три и четыре (а также составные с данными числительными) в И. и В. падежах не сочетаются с существительными, не имеющими формы единственного числа.
НЕВЕРНО: Мы отсутствовали 22 суток. Необходимо купить 53 ножниц. В упаковке 24 рукавиц.
ВЕРНО: Мы отсутствовали 22 дня.
Необходимо купить 53 штуки ножниц.В упаковке 24 пары рукавиц.
№20 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img19.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
5.В сочетаниях количественных числительных с именам существительными в современном русском языке наблюдается ослабление категории одушевленности (это выражается в том, что у существительных форма вин.п. совпадает с формой имен.п.)
Правильно: Поймать четыре рыбы
Неправильно: Поймать четырех рыб.
№21 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img20.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
6. В сочетаниях с дробными числительными имена существительные употребляются в ед.ч. В случае, когда числительное выступает в сочетании со словами с половиной, с четвертью, существительное используется в форме, которую требует числительное.
Одна третья пути
Сорок четыре целых и пять десятых килограмма
Восемь с половиной километров
Две с четвертью тонны
№23 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img22.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
8. В сочетаниях порядковых числительных с именами существительными, обозначающими даты, числительные управляют существительными, а значит, при склонении числительного имя существительное остается в одной и той же форме.
Поздравить с Восьмым марта.
Подготовить доклад к первому сентября.
№24 слайд
![Употребление грамматических](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img23.jpg)
Содержание слайда: Употребление грамматических форм имен числительных
Какие имена числительные называются собирательными?
Почему в предложении употреблены разные числительные?
Три девушки и трое юношей каждый день проводили время у реки.
Что вы знаете о сочетаемости собирательных числительных с именами существительными?
№29 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img28.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
При использовании местоимений в речи можно встретиться с рядом определенных трудностей.
Одна из них – прибавление начального звука Н к личным местоимениям 3-го лица.
Как правильно сказать: Превосходная вещь Интернет. При помощи его (при помощи него) можно легко найти любую информацию.
№31 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img30.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Начальный звук Н не прибавляется:
после предлогов ВНУТРИ и ВНЕ- внутри их, вне его;
после предлогов наречного происхождения, которые управляют дат. п.:
вопреки, наперекор, согласно, навстречу, подобно, благодаря (чему?) – наперекор ему, благодаря им;
3) после некоторых предлогов и сочетаний слов:
при помощи, в отношении, по поводу, наподобие, не в пример, за исключением, со стороны, на счет – за исключением её, в отношении их;
4) после сравнительной степени прилагательных и наречий – больше его, моложе её, сильнее их.
№33 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img32.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Найдите ошибки в употреблении местоимений:
Опоздания – это актуальная проблема нашего класса. Сегодня, например, кто опоздали на первый урок? Если спросить у всякого в нашем классе, то окажется, что любой хотя бы раз опаздывал на занятия. Вот такова картина сложилась у нас. При решении вопроса опозданий надо смотреть в самою суть его…
№35 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img34.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Определительное местоимение САМ, сочетаясь с одушевленными существительными и личными местоимениями, имеет значение «самостоятельно»
(Малыш оделся сам),
а в сочетании с неодушевленными существительными может использоваться с целью уточнения или выделения
(Само выступление артиста не вызвало у публики никаких негативных эмоций).
Данное местоимение изменяется по родам и числам, при этом форма ж.р. в вин.п. представлена двумя вариантами САМОЁ (книжн.) и САМУ (общеупотр).
№36 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img35.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Указательные местоимения ТАКОЙ и ТАКОВ различаются синтаксическими функциями и оттенками значения. Такой употребляется в роли определения, желая усилить впечатление от сказанного, а таков – в роли сказуемого.
Вот такая картина сложилась у нас.
Картина такова.
№37 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img36.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Определительные местоимения КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ, ЛЮБОЙ близки по значению, однако далеко не всегда взаимозаменяемы. Местоимение каждый указывает на всех без исключения, всякий имеет значение «различный», любой означает «какой угодно».
Если спросить у любого ученика в нашем классе, то окажется, что каждый хотя бы раз опаздывал на занятия.
№38 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img37.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Вопросительное местоимение КАКОЙ обозначает вопрос о качестве или свойстве предмета, а КОТОРЫЙ – вопрос о порядке, занимаемом этим предметом в ряду однородных. На вопрос какой? ответ, как правило, дается качественным или относительным прилагательным.
Какие фильмы ты предпочитаешь? Я люблю историческое кино.
На вопрос который? – порядковым числительным.
В котором часу мы встретимся у кинотеатра? Я думаю, что в седьмом.
№39 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img38.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Если речь идет о годе, мы используем местоимение КАКОЙ, так как нас интересует название года, а не его порядковое место в системе летосчисления.
Сравните:
В каком году ты родился?
Который год тебе шел, когда ты впервые пошел?
В каком году будет зимняя Олимпиада в Сочи?
В котором году от основания русского государства был построен первый флот.
№41 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img40.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
При употреблении местоимений мы должны соблюдать определенную осторожность и каждую фразу строить так, чтобы собеседнику было понятно, какое слово заменяет местоимение.
Мой друг попросил меня взять с собой свои фотографии.(Чьи фотографии? Мои или друга?)
В нашем кабинете покрасили стены и поставили новые столы. Поэтому мы будем внимательно следить за их сохранностью. (За чьей сохранностью? Стен или столов?)
№42 слайд
![Употребление в речи](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img41.jpg)
Содержание слайда: Употребление в речи местоимений
Прочитайте текст Чехова и объясните, в чем причина возникшего непонимания?
Двое дерутся, третий не мешайся. Абрамка стал было его унимать, чтоб в кабаке не безобразить, а он Абрамку по уху. Абрамкин работник его... А он схватил его, поднял его и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай в спину барабанить… А его из-под него за ноги вытащили.
Кого его?
Известно, кого… На ком верхом сидел…
Кто?
Да этот самый, про кого сказываю.
№55 слайд
![Выполните задания Выберите](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img54.jpg)
Содержание слайда: Выполните задания
Выберите предложение, которое не содержит двусмысленности при употреблении местоимений:
Добрыня Никитич сидит на своем боевом коне, грива его развевается на ветру.
Мама моей подруги, когда она болеет, никогда не обращается в поликлинику, а использует средства нетрадиционной медицины.
Все ребята засмеялись, услышав такое нелепое объяснение моего опоздания.
Больной попросил медсестру налить себе воды.
№58 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img57.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Чтобы не ошибиться при образовании глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва-/-ива-, важно соблюдать некоторые правила.
Если в глаголе совершенного вида ударение падает на корневой гласный, то в парном глаголе несовершенного вида в корне будет А:
ЗатормозИть – затормАживать
НастоЯть – настАивать
ПодбодрИть – подбАдривать
УкоротИть - укорАчивать
№59 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img58.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
2. Если в глаголе совершенного вида ударение падает на корневой гласный О, то в парном глаголе несовершенного вида чередования не происходит:
НамОрщить – намОрщивать
ПросрОчить – просрОчивать
ОзабОтить – озабОчивать
УпрОчить - упрОчивать
№60 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img59.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Исключения составляют глаголы, в корнях которых прочно закрепился гласный А, хотя в начале прошлого века они употреблялись с О.
ЗаготОвить – заготАвливать
ТрОгать – дотрАгиваться
ЗарабОтать – зарабАтывать
ОспОрить – оспАривать
ПриспосОбить – приспосАбливать
УспокОить – успокАивать
ЗастрОить – застрАивать
УдвОить - удвАивать
№61 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img60.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
3. В настоящее время есть вариантные формы глаголов, причем различия вариантов носит стилистический характер: глагольная форма с О чаще используется в книжной речи, форма с А свойственна в основном разговорной речи.
ЗадОбривать – задАбривать
ОбеспокОивать – обеспокАивать
ОбуслОвливать – обуслАвливать
СосредотОчивать – сосредотАчивать
УдостОивать – удостАивать
УполномОчивать - уполномАчивать
№63 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img62.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
При образовании форм лица у многих глаголов происходит чередование. Формы, образованные без чередования, считаются грубыми просторечными и в литературном языке не употребляются.
Течь – теку – течет
Беречь – берегу – бережет
Бежать – бегу – бежит
Жечь – жгу – жжёт – жжёшь
Влечь – влеку – влечёт
Испечь – испеку – испечёт.
Хотеть – хочу – хочет – хочешь - хотят
№64 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img63.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
При образовании форм 1 лиц у некоторых глаголов происходит чередование звуков в корне слова.
Беситься – бешусь
Бороздить – борозжу
Вонзить – вонжу
Вынудить – вынужу
Грезить – грежу
Ездить – езжу
Замутить – замучу
Искусить – искушу
Колесить – колешу
Лазить – лажу
Обезопасить – обезопашу
Освятить – освящу
Отяготить – отягощу
Прослезиться – прослежусь
Пылесосить – пылесошу
Ютиться - ючусь
№65 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img64.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Среди русских глаголов выделяется группа недостаточных глаголов, которые имеют ограничения в образовании и употреблении некоторых форм лица. К ним относятся глаголы, не образующие формы 1 лица единственного числа наст и буд. времени:
Галдеть, голосить, дерзить, дудеть, ерундить, затмить, исколесить, очутиться, ощутить, победить, убедить, угораздить, толпиться, чудить, шелестеть, шкодить.
Победить – смогу (сумею победить) (НЕ побежу, побежду, победю)
№66 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img65.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Нормы употребления глаголов в форме мужского рода единственного числа прошедшего времени с суффиксом –НУ-
Бесприставочные глаголы, а также глаголы, которые без приставки не употребляются, образуют две формы – с суффиксом –НУ- и без него: достиг – достигнул, стыл – стынул, сверг – свергнул, мок – мокнул, креп – крепнул, мерз – мерзнул.
Приставочные глаголы образуют дну форму – бессуффиксную. Формы, содержащие суффикс –НУ- в настоящее время воспринимаются как устаревшие и употребляются главным образом в поэтической речи: вникнуть – вник, стихнуть – стих, проникнуть – проник, смолкнуть – смолк, ослабнуть – ослаб, привыкнуть – привык.
№67 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img66.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
При употреблении спрягаемых форм некоторых глаголов необходимо быть особенно осторожными, поскольку при образовании таких форм часто появляются варианты.
Глаголы, имеющие вариантные формы в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени, которые различаются смысловыми оттенками.
Брызжет (быстро рассеивает мелкие частицы жидкости) – брызгает (опрыскивает что-либо жидкостью)
Двигается (перемещает что-либо, производит движение)– движется (является причиной, содействует развитию, приводит в движение, перемещается)
Капает (падает каплями, льет по капле) – каплет (протекает)
Метает (бросает, прошивает стежками)- мечет (разбрасывает, направляет, производит потомство)
№68 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img67.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Сок брызжет –брызгает водой листья
Двигает шкаф, тень двигается с места – движется по кругу, вода движет камни, им движет жажда власти, движет прогресс
Капает вода из крана – яд каплет сквозь кору
Метает копье, метает фартук – мечет молнии, мечет взгляд, мечет икру
№71 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img70.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Образование форм повелительного наклонения.
1. Многие глаголы в русском языке образуют вариативные формы повелительного наклонения, которые различаются стилистически: одна форма является нейтральной и используется в литературном языке, другая – стилистически окрашенной и распространена либо в разговорной речи, либо вообще является просторечной (следует избегать).
№73 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img72.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Образование форм повелительного наклонения.
2. Некоторые глаголы, например, хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, не имеют форм повелительного наклонения. В таком случае используют аналогичные формы, образованные от похожих глаголов, или описательные обороты: сумей захотеть, попробуй смочь, смотри, слушай, поезжай.
№74 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img73.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
При употреблении в речи причастия как особой формы глагола нередко возникает немало грамматических ошибок.
Речевые недочеты:
1. В устной речи у причастий, образованных от возвратных глаголов, часто опускается постфикс –ся, например: небьющая посуда (вместо небьющаяся), увлекающая натура (вместо увлекающаяся).
2. Из вариативных форм причастий забредший-забрёвший, приобретший-приобрёвший и др. норматичными являются первые формы.
№75 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img74.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
3. Нередко действительные причастия используются вместо страдательных, например: Мясо, запекающееся (вместо запекаемое) в духовке, следует поливать жиром, чтобы оно покрылось аппетитной корочкой.
4. И в устной, и в письменной речи встречается много ошибок, связанных с неверным выбором временных, а иногда и видовых форм причастий. Происходит нарушении в согласовании категорий вида и времени причастия и глагола-сказуемого. Например: Вспоминаю первую игру нашей дворовой команды, состоящей из мальчишек двенадцати-тринадцати лет. (вместо состоявшей)
№76 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img75.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
5. Ошибки могут быть связаны с нарушением согласования в роде, числе и падеже причастия с определяемым словом, например: Старого Тараса, видевшИМ смерть обоих сыновей, уже ничего не пугает.
6. Ошибки могут быть связаны с неверным образованием причастий: привыкнувшая к дому собака (вместо привыкшая); убратый в шкаф (вместо убранный); построящийся в нашем районе дом (вместо построенный).
№78 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img77.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Деепричастия несовершенного вида не образуются:
От односложных глаголов бить, шить, рвать, ждать, гнать, звть, лгать, жечь и др.;
От глаголов с основой настоящего времени на Г,К,Х: мочь – могут, течь – текут;
От глаголов с чередованием з/ж, с/ш в основах: вязать – вяжу, писать – пишет;
От глаголов с суффиксом –НУ: мокнуть, сохнуть, мерзнуть.
№79 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img78.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Деепричастия совершенного вида иногда образуются:
От основы будущего времени при помощи суффикса –А/-Я: прочтут – прочтя, обретут – обретя, придут – придя
В виде равноправных вариантов от основы неопределенной формы и основы прошедшего времени, если они не совпадают:
Промокнуть – промокнув, промок – промокши
Высохнуть – высохнув, высох – высохши
Замереть – замерев, замер - замерши
№80 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img79.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Найдите ошибки в образовании деепричастий.
Вспыхает небо, разбужая ветер,
Проснувший гомон птичьих голосов -
Проклинивая все на белом свете,
Я вновь бежу в нетоптанность лесов.
Шуршат зверушки, выбегнув навстречу,
Приветливыми лапками маша:
Я среди тут пробуду целый вечер,
Бессмертные творения пиша.
Но, выползнув на миг из тины зыбкой,
Болотная зеленовая тварь,
Совает мне с заботливой улыбкой
Большой Орфографический словарь.
№81 слайд
![Употребление различных форм](/documents_6/6e1c8071c992a62cc5b748509d7dbb55/img80.jpg)
Содержание слайда: Употребление различных форм глагола
Еще одна ошибка – это нарушение в согласовании деепричастий между собой, если в высказывании их несколько.
Подчеркнув эти слова как члены предложения и определяя, какой частью речи они выражены, мы продолжим выполнение синтаксического разбора. (Подчеркнув и определив)
Скачать все slide презентации Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление грамматических форм имен числительных, местоимений и глаголов одним архивом:
Похожие презентации
-
Морфологические нормы русского литературного языка. Употребление грамматических форм имен существительных и прилагательных
-
Имя числительное Морфологические нормы, связанные с употреблением имени числительного
-
Лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка
-
Урок русского языка в 6 классе Неопределённые местоимения
-
Урок русского языка в 3 классе Неопределённая форма глагола
-
Урок русского языка «Употребление имен прилагательных в разных падежах. Изложение».
-
Местоимение (повторение изученного) Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.
-
Урок русского языка в 5 классе на тему: Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов. Учитель русского языка: Грибанов
-
Глагол и глагольные формы Нормы образования и употребления
-
"Морфологический разбор местоимения" - скачать презентации по Русскому языку