Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
13 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
85.66 kB
Просмотров:
80
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Обособленные обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами
№2 слайд
Содержание слайда: 1. Обособляются два или несколько одиночных деепричастий, выступающих в роли однородных членов:
Пример:
И чем одно из них нежнее в борьбе неравной двух сердец, тем неизбежней и вернее, /любя/, /страдая/, /грустно млея/, оно изноет наконец... (Ф. Тютчев);
Волны несутся, /гремя/ и /сверкая/. (Ф. Тютчев)
2. Обособляется одиночное деепричастие, сохраняющее глагольное значение и указывающее на время, причину, цель и т. д. или выступающее в роли вопросительного сказуемого. Подобное деепричастие стоит, как правило, перед глаголом-сказуемым или реже — после него.
Пример:
И кой-где первый желтый лист, /крутясь/, слетает на дорогу (Ф. Тютчев);
Смеркалось; на столе, /блистая/, шипел вечерний самовар (А. Пушкин);
Много раз сидел я на дереве над забором, /ожидая/, что вот они позовут меня играть с ними. (М. Горький)
№3 слайд
Содержание слайда: Обрати внимание!
Как правило, не обособляются одиночные деепричастия, близкие по функции к наречиям образа действия (они отвечают на вопросы: как? каким образом? в каком положении?). Обычно они непосредственно примыкают к глаголу-сказуемому: бежал не оглядываясь, сидел молча.
Пример:
Там, в темноте, чьи-то глаза смотрели не мигая. (А.Н. Толстой)
Ср.: Коваленко сидел, /надувшись/, и молчал. (А. Чехов)
№4 слайд
Содержание слайда: 3. Обособляется деепричастный оборот, независимо от степени распространенности и места, занимаемого им по отношению к глаголу-сказуемому:
Пример:
/Надвинув пониже свою кепку/ и /крутя над головой кнутом/, кучер гнал лошадь прямо на мост (В. Каверин);
По лощинам, /звезды отражая/, ямы светят тихою водой. Журавли, /друг друга окликая/, осторожно тянутсягурьбой. А весна в зазеленевшей роще ждет зари, /дыханье затая/. (И. Бунин)
№5 слайд
Содержание слайда: 4. Деепричастный оборот, стоящий после сочинительного или подчинительного союза (или союзного слова),отделяется от него запятой:
Пример:
Туман уже совершенно поднялся и, /принимая формы облаков/, постепенно исчезал в темно-голубой синеве неба. (Л. Толстой)
Ср.: Было видно, как, /принимая формы облаков/, поднялся туман.
Было видно, как туман, /принимая формы облаков/, совершенно поднялся.
№6 слайд
Содержание слайда: 5. Если перед деепричастным оборотом стоит союз а, то запятая между ними не ставится в том случае, когда союз невозможно оторвать от деепричастного оборота, а деепричастный оборот невозможно переставить в другое место, не нарушив структуры предложения:
Пример:
Я давно хотел посмотреть этот фильм, а посмотрев, был разочарован.
Если же союз а выступает в роли собственно противительного союза для противопоставления членов предложения, то запятая между а и деепричастным оборотом ставится.
Пример:
Ср.: Они не просто ловили рыбу в запретное время, а, /боясь остаться без улова/, брали даже мелочь.
— Они не просто ловили рыбу, а брали даже мелочь, /боясь остаться без улова/.
№7 слайд
Содержание слайда: 6. Деепричастный оборот не обособляется, если:
а) он тесно связан с глаголом-сказуемым или другим членом предложения и образует при этом смысловой центр высказывания:Пример:
писал ни на кого не смотря; писал не задумываясь и т. д.
б) представляет собой фразеологическую единицу:Пример:
спустя рукава, засучив рукава, задрав нос и т. п.
Фразеологизмы «судя по всему», «честно говоря», если они функционируют в роли вводных слов, выделяются запятыми в соответствии с правилами употребления знаков препинания при вводных словах:
№8 слайд
Содержание слайда: Обрати внимание!
Пример:
Честно говоря, я не знал, с чего начну лекцию;
Судя по всему, мы пришли именно в то место, которое указал нам лесник.
в) деепричастие утратило глагольное значение и перешло в другой разряд слов,
начиная с — предложное сочетание:
Пример:
Ср.: Начиная со среды я ухожу в отпуск.
Со среды я ухожу в отпуск.
г) деепричастие в качестве зависимого слова имеет союзное слово который и входит в состав придаточного определительного:
Пример:
Есть долг, не выполнив которого нельзя смотреть в глаза своим друзьям и т. п.
д) деепричастный оборот выступает в качестве однородного члена в одном ряду с необособленными обстоятельствами:
Пример:
Я ушел с собрания молча и ни на кого не глядя.
№9 слайд
Содержание слайда: 7. Однородные деепричастные обороты и деепричастия, соединенные одиночными сочинительными союзами (соединительными и, да и разделительными или, либо), как и любые однородные члены, запятой не разделяются.
Пример:
/Гудя и потрескивая/ и /похлопывая заслонкой/, она [печка] освещала дверь и половину комнаты (С. Аксаков);
/Предчувствуя неприятную встречу/, /ворча/ и /оглядываясь/, Каштанка вошла в маленькую комнату... (А. Чехов)
№10 слайд
Содержание слайда: Обособленные обстоятельства, выраженные другими частями речи
1. Обстоятельства, выраженные существительными в косвенных падежах с предлогами или без предлогов, обособляются с целью их смыслового выделения или для выражения дополнительного замечания.
Пример:
Добрый комендант, /с согласия своей супруги/, решил освободить Швабрина. (А. Пушкин)
2. Обособление конструкций с предлогами и предложными сочетаниями благодаря, ввиду, вопреки, вследствие, несмотря на, по причине и т. п. является факультативным и зависит от степени смысловой нагрузки, распространенности, положения в предложении и т. д. Обязательным является только обособление с предложным сочетанием несмотря на, имеющим уступительное значение.
Пример:
Происшествие имело место благодаря неосторожности самого машиниста-наставника, а также вследствие несоблюдения надлежащих правил службы движения и эксплуатации (А. Платонов);
К счастью, /по причине неудачной охоты/, наши кони не были измучены (М. Лермонтов);
/Несмотря на погоду/, мы решили выступать. (В. Обручев)
№11 слайд
Содержание слайда: Проверь себя:
Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
Перелистывая страницы (1) принесённой из кабинета (2) книги (3) отец остановился у приоткрытой двери (4) прислушиваясь к разговору на кухне.
№12 слайд
Содержание слайда: Уже в наше время исследователи творчества Э. А. По (1) получив в своё распоряжение (2) скрывавшиеся прежде (3) материалы (4) смогли установить связь между жизнью и творчеством американского писателя.
№13 слайд
Содержание слайда: Домашнее задание:
1. В тетради выполнить упр.1 с.174 учебника В.В. Бабайцевой «Русский язык 10-11 »