Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
21 слайд
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
100.70 kB
Просмотров:
87
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: ОГЭ - 2016
Подготовка к написанию сочинения - рассуждения
на лингвистическую тему
№2 слайд
Содержание слайда: Структура текста сочинения
1. Тезис, то есть высказывание о русском языке : формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).
2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).
3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
1) пример №1, его роль
2) пример №2, его роль
Внимание:
- если примерами являются слова или словосочетания, их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют;
- если в качестве примера используется предложение, его можно или процитировать, или только указать его номер.
4. Вывод.
№3 слайд
Содержание слайда: План и образец сочинения
1. Тезис, то есть высказывание о русском языке: формулируем позицию автора (цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования).
2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора).
3. Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста:
1) пример №1, его роль
2) пример №2, его роль
4. Вывод.
№4 слайд
Содержание слайда: Пошаговая инструкция по написанию сочинения
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы:
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
№5 слайд
№6 слайд
№7 слайд
№8 слайд
№9 слайд
Содержание слайда: Варианты рассуждений учеников
по ряду высказываний на лингвистическую тему
(примеры взяты из текста О. Павловой)
(черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)
1. «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу». (М. В. Панов.)
- Например, в предложении 52 («Смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и ошеломленную Нюшу») аллитерация помогает услышать шум сильного порыва ветра.
- Невероятная новость о том, что Гришка смеется, поразила окружающих, и многозначное слово «высыпали» (51) помогает зримо представить, как в коридоре появилась толпа людей.
№10 слайд
№11 слайд
№12 слайд
№13 слайд
№14 слайд
№15 слайд
Содержание слайда: Варианты сочинений на лингвистическую тему
(черным цветом выделены лингвистические термины, которые помогают раскрыть смысл высказывания автора; синим – конкретный пример из текста; фраза, в которой указывается роль данного примера, подчеркнута)
I
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы», - утверждает лингвист Г. Я. Солганик.
Это действительно так. Писатель воспринимает мир особо, он по-другому, глубже, чувствует его и с помощью слова создает такие образы, которые помогают читателю увидеть то, что скрыто между строк.
Так, в тексте О. Павловой интересен образ капельницы – «жирафа» и ее постепенное «оживление». В предложении 45 «жираф» «трясся…тонко звеня, словно вторя задорному смеху мальчика», а в предложении 50 он уже «трясся от смеха» вместе с Гришей. Сравнительный оборот и олицетворение показывают победу радости и жизни над «страшной тьмой».
Думаю, что и талант писателя определяется тем, насколько точно и убедительно он может воплотить в словесных образах мир, окружающий нас.
№16 слайд
№17 слайд
№18 слайд
Содержание слайда: Обобщающая таблица
«Языковые единицы в тексте О. Павловой»
Языковые единицы
№19 слайд
Содержание слайда: Синтаксис (грамматика)
- Однородные члены предложения
- Обособленные члены предложения
- Вводные слова
- Обособленное приложение
- Обособленное определение
- Обособленные обстоятельства
- Сложноподчиненные предложения
- Безличные предложения
- Односоставные неопределенно-личные предложения
- Диалог
- Абзац
- Восклицательные предложения
№20 слайд
Содержание слайда: Пунктуация
- Восклицательный знак
- Многоточие
Морфемика
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Однокоренные слова
Лексика. Фразеология
- Контекстные антонимы
- Устная речь героя
Повтор
Средства выразительности
- Эпитеты, сравнения, олицетворение, метафора, фразеологизмы
- Звукопись
№21 слайд