Презентация Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 30 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:30 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:138.82 kB
- Просмотров:68
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Участники Олимпиады должны](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img1.jpg)
Содержание слайда: Участники Олимпиады должны знать:
историю русского алфавита и основные этапы становления русской орфографии;
семантическую систему современного русского литературного языка и закономерности исторического развития лексического значения слова;
русскую фразеологию;
речевые нормы русского языка в их обусловленности языковой системой;
морфологическую систему русского языка;
синтаксическую систему русского языка;
№3 слайд
![Участники Олимпиады должны](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img2.jpg)
Содержание слайда: Участники Олимпиады должны продемонстрировать:
владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.);
умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте
навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа;
навыки морфологического анализа слова;
умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности
осведомленность в области истории русского языкознания;
творческие способности.
№4 слайд
![Формулировка заданий В](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img3.jpg)
Содержание слайда: Формулировка заданий
В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем.
Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов.
Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ».
№6 слайд
![Лингвистические тесты](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img5.jpg)
Содержание слайда: Лингвистические тесты
Лингвистические тесты – это задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка.
Задания тестового характера предполагают формулировки вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…и др.
К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме.
№7 слайд
![Лингвистические тесты](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img6.jpg)
Содержание слайда: Лингвистические тесты
Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах: ветхий, дешёвый, дикий, славный.
Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у].
Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба?
Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.
№8 слайд
![Лингвистические задачи](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img7.jpg)
Содержание слайда: Лингвистические задачи
Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие
а) знаний в разных областях русского языка,
б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа,
в) языкового чутья и лингвистической догадки,
г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).
Классификацию лингвистических задач возможно производить в рамках отношений текста и языка
№9 слайд
![От текста к языку В заданиях](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img8.jpg)
Содержание слайда: От текста к языку
В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы.
В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»? Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная.
Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его?
В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.
№10 слайд
![От текста к языку Можно ли](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img9.jpg)
Содержание слайда: От текста к языку
Можно ли словосочетания всемирная паутина, встреча без галстуков, страны ближнего зарубежья считать фразеологизмами? Ответ обоснуйте. Объясните значение данных сочетаний.
В данных выражениях определите значение выделенного слова.
Идти с миром, одним миром мазаны, тесен мир, на миру и смерть красна.
Как называется это явление в лексикологии?
Объясните значение подчеркнутого фразеологизма.
№11 слайд
![От текста к языку Форма](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img10.jpg)
Содержание слайда: От текста к языку
Форма превосходной степени прилагательного может иметь разные значения. Проанализируйте данные ниже пары и объясните эти различия.
Этот городок – ближайший к пограничной заставе населенный пункт. – В ближайшее время нам предстоит интересная встреча.
Какое озеро считается глубочайшим на планете? – На ее лице отразилось глубочайшее волнение.
Образуйте составную форму превосходной степени прилагательного сильный и составьте два предложения, в которых эта форма имела бы разные значения.
№12 слайд
![От текста к языку Что](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img11.jpg)
Содержание слайда: От текста к языку
Что обозначает выделенное слово в приведенных ниже фрагментах? Какое из современных значений слова комиссия ближе всего к этому устаревшему значению?
Что за комиссия, создатель,
Быть взрослой дочери отцом… (А.С. Грибоедов)
Пьер…по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам (Л.Н. Толстой)
№13 слайд
![От языка к тексту От правил и](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img12.jpg)
Содержание слайда: От языка к тексту
1) От правил и структуры языка к конкретному факту
Можете ли Вы назвать обязанности, которые должны выполнять люди следующих профессий?
Аквизитор, неонщик, интервьюер, клипмейкер, витражист, консигнатор, копирайтер, вальвеолог, логистик, маркетолог, мерчендайзер, промоутер, рецепшионист, супервайзер
Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.
№14 слайд
![От языка к тексту Слова](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img13.jpg)
Содержание слайда: От языка к тексту
Слова вестибюль, фойе, холл относятся к одной тематической группе, но в их значениях есть и отличия. С учетом этих отличий вставьте подходящие слова на место пропусков. Свой выбор обоснуйте.
Войдя в гимназию, Вы окажетесь в светлом ………….
Во время антракта зрители прошли в ………………… театра
В просторном ……… на первом этаже особняка все было готово для приема гостей.
Каково происхождение этих слов? Какие признаки позволили Вам сделать такой вывод?
№15 слайд
![Проверка Вестибюль большое](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img14.jpg)
Содержание слайда: Проверка
Вестибюль – большое помещение перед входом во внутренние части здания. Чаще всего вестибюлем называют помещение при входе в общественное здание.
У слова фойе значения более узкое, специальное. Это особое помещение, зал для зрителей. Фойе бывает в зданиях, которые специально предназначены для зрелищ (театр, концертный зал).
Холлом называют нежилое помещение, которое предназначено для отдыха или ожидания. Холлы бывают как в общественных зданиях (гостиницах, санаториях), так и частных (больших квартирах, особняках).
Войдя в гимназию, вы окажетесь в светлом вестибюле.
Во время антракта зрители прошли в фойе театра
В просторном холле на первом этаже особняка все было готово для приема гостей.
Это иноязычные (заимствованные) слова: вестибюль – из латинского, фойе – из французского, холл – из английского. На их происхождение указывают графические и фонетические признаки (сочетание губного согласного и гласного непереднего ряда БЮ, Ф в начале слова, избыточный йот – ЙЕ, удвоенная согласная в корне слова) и грамматические особенности (фойе – несклоняемое существительное).
№17 слайд
![От языка к тексту От системы](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img16.jpg)
Содержание слайда: От языка к тексту
2) От системы языка к отрывку из текста
Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это.
И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)
№18 слайд
![Проверка И разговор зашел](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img17.jpg)
Содержание слайда: Проверка
И разговор зашел опять о войне , о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны , а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.
№19 слайд
![От языка к тексту Прочитайте](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img18.jpg)
Содержание слайда: От языка к тексту
Прочитайте фрагмент из книги «Встречи в редакции».
В ту ночь я был дежурным редактором. «Сюрпризы» следовали один за другим. Читая заметки, я встал в тупик, когда в списке, озаглавленном «Лучшие доярки области», нашел … мужчину. Стали раздумывать, как заменить заголовок. «Лучшие доярки и дояры» - не подходит. Ведь дояр всего один.
Что сделали бы Вы на месте редактора?
А если бы речь в заметке шла об учителях или о врачах, стал бы ее заголовок проблемой для редактора? Ответ обоснуйте.
№20 слайд
![От языка к языку Задания](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img19.jpg)
Содержание слайда: От языка к языку
Задания структурно-лингвистического плана требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых.
По принятой в лингвистике терминологии буквы могут быть однозначными и двузначными, а их значения – основными и второстепенными. Проиллюстрируйте эти термины.
№22 слайд
![От языка к языку Поиск](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img21.jpg)
Содержание слайда: От языка к языку
1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров).
Продолжите ряд слов. Объясните свое решение.
Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины…
Хлеб - хлеба, снег – снега…
Сок – соки, масло – масла…
В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?
№23 слайд
![От языка к языку В. И. Даль](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img22.jpg)
Содержание слайда: От языка к языку
В. И. Даль назвал прилагательное лихой «словом двусмысленным». В лингвистике для этого и подобных многозначных слов есть термин энантиосемия. Как вы думаете, что обозначает этот термин? Приведите свои примеры аналогичных слов.
С одной стороны, молодецкий, хваткий, бойкий, проворный, смелый и решительный; с другой – злой, злобный, мстительный, лукавый.
Внутрисловная антонимия.
Одолжить, задуть, слоить.
№24 слайд
![От языка к языку Разбор](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img23.jpg)
Содержание слайда: От языка к языку
2) Разбор известных (трудных) единиц и категорий письма и языка.
Выпишите из предложений грамматические основы и определите тип сказуемых.
Я буду диктовать, а ты записывай.
Ты не должен отказываться от участия в конкурсе.
Я буду первым в этом соревновании.
Мне нужна твоя помощь.
Я прошу тебя помочь мне.
Я и прибежал помогать.
№25 слайд
![От языка к языку Мы говорим](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img24.jpg)
Содержание слайда: От языка к языку
Мы говорим два (три, четыре) года, но пять (шесть и т.д) лет. Возможно ли в русском языке наличие у форм одного слова разных основ? Можно ли считать, что год и лет - формы одного и того же существительного? Докажите.
В словарях отмечена и другая форма существительного год – годов. Объясните с исторической и современной точки зрения наличие в языке двух вариантов для обозначения множественного числа.
№26 слайд
![От языка к языку Найдите в](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img25.jpg)
Содержание слайда: От языка к языку
Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение. Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза.
В речи иногда употребляется сочетание прошедшего времени с неизменяемым словом было. Какое значение имеют такие конструкции? Какой частью речи является это неизменяемое слово? Дайте исторический комментарий этому факту.
Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?
№28 слайд
![Творческие задания](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img27.jpg)
Содержание слайда: Творческие задания
Преобразование, творческая переработка текста
Перевод древнего текста
Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п.
1. От модели текста к тексту.
В ходе подобных конкурсных испытаний может быть предложено написать текст заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.
№29 слайд
![Творческие задания . От](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img28.jpg)
Содержание слайда: Творческие задания
2. От текста к тексту.
Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст.
А) Прочитайте фрагмент рассказа А.П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествания. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста. Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.
№30 слайд
![Литература Сергей Николаевич](/documents_6/4d2112d347e5bb81e297125a8e05adf3/img29.jpg)
Содержание слайда: Литература
Сергей Николаевич Смольников, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Вологодского государственного педагогического университета
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для разработки заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
http://www.a-elita.net/
http://www.rosolymp.ru
http://www.philologia.ru/
Скачать все slide презентации Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся одним архивом:
Похожие презентации
-
Подготовка к ГИА по русскому языку Тренажёр к заданиям В8 (экзаменационная версия 2010 г. ) Тесты для учащихся Составила Хребтищева Е
-
Скачать презентацию Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15. 1, 15. 2, 15. 3)
-
Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему (задание С2 ГИА по русскому языку)
-
Методика подготовки учащихся к написанию сочинения (задания 15. 1, 15. 2, 15. 3 ОГЭ по русскому языку)
-
Подготовка учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15. 1, 15. 2, 15. 3)
-
"Подготовка к ГИА по русскому языку часть 2 (тестовые задания и задания с кратким ответом)" - скачать презентации п
-
Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе Задания типа В6
-
Синонимы Материал (упражнения и тесты) для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся
-
Работа над речевыми, грамматическими, фактическими ошибками в заданиях ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель ру
-
Тренажер к заданию B-8 ЕГЭ по русскому языку Подготовила Митюшкина Т. В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Булычёво