Презентация Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 30 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    30 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    138.82 kB
  • Просмотров:
    68
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Олимпиада по русскому языку
Содержание слайда: Олимпиада по русскому языку Типология заданий и стратегия подготовки учащихся

№2 слайд
Участники Олимпиады должны
Содержание слайда: Участники Олимпиады должны знать: историю русского алфавита и основные этапы становления русской орфографии; семантическую систему современного русского литературного языка и закономерности исторического развития лексического значения слова; русскую фразеологию; речевые нормы русского языка в их обусловленности языковой системой; морфологическую систему русского языка; синтаксическую систему русского языка;

№3 слайд
Участники Олимпиады должны
Содержание слайда: Участники Олимпиады должны продемонстрировать: владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.); умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа; навыки морфологического анализа слова; умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности осведомленность в области истории русского языкознания; творческие способности.

№4 слайд
Формулировка заданий В
Содержание слайда: Формулировка заданий В задании должна подразумеваться или быть указана форма ответа (подчеркнуть…, обозначить графически, сформулировать… и т.д.), а в некоторых случаях и его объем. Если при проверке предполагается оценить какие-то отдельные стороны ответа, то они должны быть обозначены в задании в виде отдельного дополнительного вопроса или серии вопросов. Задания, для выполнения которых необходима аргументация, включают формулировки «докажите», «обоснуйте», «дайте мотивированный ответ».

№5 слайд
Типы заданий Лингвистические
Содержание слайда: Типы заданий Лингвистические тесты Лингвистические задачи Творческие задания

№6 слайд
Лингвистические тесты
Содержание слайда: Лингвистические тесты Лингвистические тесты – это задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Задания тестового характера предполагают формулировки вставьте пропущенные буквы…, раскройте скобки…, расставьте знаки препинания…, подчеркните…, выделите графически…, постройте схему…, укажите номер правильного ответа…и др. К заданиям данного типа можно отнести и те, которые требуют точного и лаконичного ответа в утвердительной форме.

№7 слайд
Лингвистические тесты
Содержание слайда: Лингвистические тесты Образуйте от данных прилагательных все краткие формы и запишите их. Расставьте ударения в кратких формах: ветхий, дешёвый, дикий, славный. Перечислите единицы языка, которые могут быть выражены звуком [у]. Кого из перечисленных ниже языковедов можно назвать современниками А. С. Пушкина: В. В. Виноградов, Н. И. Греч, В. И. Даль, М. В. Ломоносов, А. А. Потебня, М. Г. Смотрицкий, Ф.Ф. Фортунатов, Л. В. Щерба? Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами: зеница, длань, рубище.

№8 слайд
Лингвистические задачи
Содержание слайда: Лингвистические задачи Лингвистические задачи – это задания эвристического характера, требующие а) знаний в разных областях русского языка, б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического и синтаксического анализа, в) языкового чутья и лингвистической догадки, г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение). Классификацию лингвистических задач возможно производить в рамках отношений текста и языка

№9 слайд
От текста к языку В заданиях
Содержание слайда: От текста к языку В заданиях этого типа предлагается текст, высказывание или словоупотребление в речи, требуется сделать вывод о свойствах языковых единиц как элементов языковой системы. В чем заключается особенность употребления выделенных слов? Почему такие слова иногда называют «губками», «джокерами»? Восток – дело тонкое. Жизнь – интересная штука. Человеческое счастье – вещь сложная. Найдите фразеологизм в предложениях из рассказа А. П. Чехова «Сельские эскулапы». Восстановите его в первоначальном виде. Как, по вашему мнению, появилось в русском языке это устойчивое выражение? С какой целью автор изменил его? В приемную входит маленькая, в три погибели сморщенная, как бы злым роком приплюснутая старушонка. Она крестится и почтительно кланяется эскулапствующему.

№10 слайд
От текста к языку Можно ли
Содержание слайда: От текста к языку Можно ли словосочетания всемирная паутина, встреча без галстуков, страны ближнего зарубежья считать фразеологизмами? Ответ обоснуйте. Объясните значение данных сочетаний. В данных выражениях определите значение выделенного слова. Идти с миром, одним миром мазаны, тесен мир, на миру и смерть красна. Как называется это явление в лексикологии? Объясните значение подчеркнутого фразеологизма.

№11 слайд
От текста к языку Форма
Содержание слайда: От текста к языку Форма превосходной степени прилагательного может иметь разные значения. Проанализируйте данные ниже пары и объясните эти различия. Этот городок – ближайший к пограничной заставе населенный пункт. – В ближайшее время нам предстоит интересная встреча. Какое озеро считается глубочайшим на планете? – На ее лице отразилось глубочайшее волнение. Образуйте составную форму превосходной степени прилагательного сильный и составьте два предложения, в которых эта форма имела бы разные значения.

№12 слайд
От текста к языку Что
Содержание слайда: От текста к языку Что обозначает выделенное слово в приведенных ниже фрагментах? Какое из современных значений слова комиссия ближе всего к этому устаревшему значению?   Что за комиссия, создатель, Быть взрослой дочери отцом… (А.С. Грибоедов)   Пьер…по списку, составленному женой, купил все, не забыв ни комиссий матери и брата, ни подарков на платье Беловой, ни игрушек племянникам (Л.Н. Толстой)

№13 слайд
От языка к тексту От правил и
Содержание слайда: От языка к тексту 1) От правил и структуры языка к конкретному факту Можете ли Вы назвать обязанности, которые должны выполнять люди следующих профессий? Аквизитор, неонщик, интервьюер, клипмейкер, витражист, консигнатор, копирайтер, вальвеолог, логистик, маркетолог, мерчендайзер, промоутер, рецепшионист, супервайзер Употребите эти слова в составе предложений, которые бы раскрывали их значения.

№14 слайд
От языка к тексту Слова
Содержание слайда: От языка к тексту Слова вестибюль, фойе, холл относятся к одной тематической группе, но в их значениях есть и отличия. С учетом этих отличий вставьте подходящие слова на место пропусков. Свой выбор обоснуйте. Войдя в гимназию, Вы окажетесь в светлом …………. Во время антракта зрители прошли в ………………… театра В просторном ……… на первом этаже особняка все было готово для приема гостей. Каково происхождение этих слов? Какие признаки позволили Вам сделать такой вывод?

№15 слайд
Проверка Вестибюль большое
Содержание слайда: Проверка Вестибюль – большое помещение перед входом во внутренние части здания. Чаще всего вестибюлем называют помещение при входе в общественное здание. У слова фойе значения более узкое, специальное. Это особое помещение, зал для зрителей. Фойе бывает в зданиях, которые специально предназначены для зрелищ (театр, концертный зал). Холлом называют нежилое помещение, которое предназначено для отдыха или ожидания. Холлы бывают как в общественных зданиях (гостиницах, санаториях), так и частных (больших квартирах, особняках). Войдя в гимназию, вы окажетесь в светлом вестибюле. Во время антракта зрители прошли в фойе театра В просторном холле на первом этаже особняка все было готово для приема гостей. Это иноязычные (заимствованные) слова: вестибюль – из латинского, фойе – из французского, холл – из английского. На их происхождение указывают графические и фонетические признаки (сочетание губного согласного и гласного непереднего ряда БЮ, Ф в начале слова, избыточный йот – ЙЕ, удвоенная согласная в корне слова) и грамматические особенности (фойе – несклоняемое существительное).

№16 слайд
От языка к тексту Придумайте
Содержание слайда: От языка к тексту Придумайте предложения, в которых словосочетание воздушный шар использовалось бы для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союзное слово что присоединяет разные типы придаточных частей.

№17 слайд
От языка к тексту От системы
Содержание слайда: От языка к тексту 2) От системы языка к отрывку из текста Прочитайте текст. Вставьте вместо точек наиболее подходящее слово из тех, которые даны в скобках. Какой из рядов слов, выделенных курсивом, не является синонимическим? Докажите это. И разговор зашел опять о войне, о Бонапарте и … (сегодняшних, теперешних, нынешних) генералах и … (официальных, казенных, государственных) людях. Старый князь был убежден даже, что никаких политических … (затруднений, сложностей, трудностей), не было в Европе, не было и войны, а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, … (симулируя, прикидываясь, притворяясь, делая вид, маскируясь), что делают дело. Князь Андрей весело … (сносил, терпел, переносил, выдерживал, переживал) насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью … (вызывал, провоцировал, побуждал, зажигал) отца на разговор и слушал его. (Л.Н. Толстой)

№18 слайд
Проверка И разговор зашел
Содержание слайда: Проверка И разговор зашел опять о войне , о Бонапарте и нынешних генералах и государственных людях. Старый князь, казалось, был убежден не только в том, что все теперешние деятели были мальчишки, не смыслившие и азбуки военного и государственного дела, и что Бонапарте был ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых противопоставить ему; но он был убежден даже, что никаких политических затруднений не было в Европе, не было и войны , а была какая-то кукольная комедия, в которую играли нынешние люди, притворяясь, что делают дело. Князь Андрей весело выдерживал насмешки отца над новыми людьми и с видимою радостью вызывал отца на разговор и слушал его.

№19 слайд
От языка к тексту Прочитайте
Содержание слайда: От языка к тексту Прочитайте фрагмент из книги «Встречи в редакции». В ту ночь я был дежурным редактором. «Сюрпризы» следовали один за другим. Читая заметки, я встал в тупик, когда в списке, озаглавленном «Лучшие доярки области», нашел … мужчину. Стали раздумывать, как заменить заголовок. «Лучшие доярки и дояры» - не подходит. Ведь дояр всего один. Что сделали бы Вы на месте редактора? А если бы речь в заметке шла об учителях или о врачах, стал бы ее заголовок проблемой для редактора? Ответ обоснуйте.

№20 слайд
От языка к языку Задания
Содержание слайда: От языка к языку Задания структурно-лингвистического плана требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. По принятой в лингвистике терминологии буквы могут быть однозначными и двузначными, а их значения – основными и второстепенными. Проиллюстрируйте эти термины.

№21 слайд
От языка к языку Являются ли
Содержание слайда: От языка к языку Являются ли слова досуг и недосягаемый этимологическими родственниками? Докажите. Досягати – доставать, дотягиваться; достигать, добиваться чего-либо

№22 слайд
От языка к языку Поиск
Содержание слайда: От языка к языку 1) Поиск закономерностей по данным примерам (в открытом ряду примеров). Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Красота – красоты, забота – заботы, глубина – глубины… Хлеб - хлеба, снег – снега… Сок – соки, масло – масла… В чем проявляется грамматическое своеобразие глаголов казнить и миловать? Приведите другие примеры подобных глаголов? Каким термином они называются?

№23 слайд
От языка к языку В. И. Даль
Содержание слайда: От языка к языку В. И. Даль назвал прилагательное лихой «словом двусмысленным». В лингвистике для этого и подобных многозначных слов есть термин энантиосемия. Как вы думаете, что обозначает этот термин? Приведите свои примеры аналогичных слов. С одной стороны, молодецкий, хваткий, бойкий, проворный, смелый и решительный; с другой – злой, злобный, мстительный, лукавый. Внутрисловная антонимия. Одолжить, задуть, слоить.

№24 слайд
От языка к языку Разбор
Содержание слайда: От языка к языку 2) Разбор известных (трудных) единиц и категорий письма и языка. Выпишите из предложений грамматические основы и определите тип сказуемых. Я буду диктовать, а ты записывай. Ты не должен отказываться от участия в конкурсе. Я буду первым в этом соревновании. Мне нужна твоя помощь. Я прошу тебя помочь мне. Я и прибежал помогать.  

№25 слайд
От языка к языку Мы говорим
Содержание слайда: От языка к языку Мы говорим два (три, четыре) года, но пять (шесть и т.д) лет. Возможно ли в русском языке наличие у форм одного слова разных основ? Можно ли считать, что год и лет - формы одного и того же существительного? Докажите. В словарях отмечена и другая форма существительного год – годов. Объясните с исторической и современной точки зрения наличие в языке двух вариантов для обозначения множественного числа.

№26 слайд
От языка к языку Найдите в
Содержание слайда: От языка к языку Найдите в предложениях сказуемое и определите его тип. Объясните свое решение. Давай посмотрим. Пойду посмотрю. Буду смотреть во все глаза. В речи иногда употребляется сочетание прошедшего времени с неизменяемым словом было. Какое значение имеют такие конструкции? Какой частью речи является это неизменяемое слово? Дайте исторический комментарий этому факту. Постройте словообразовательную цепочку от слова ум к слову умничание. Сколько «шагов» отделяет эти слова?

№27 слайд
От языка к науке о языке,
Содержание слайда: От языка к науке о языке, описанию языка В каких разделах школьного учебника по русскому языку может быть рассмотрено слово бесспорно? Аргументируйте свое мнение. Какие задачи выполняют «словари трудностей языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

№28 слайд
Творческие задания
Содержание слайда: Творческие задания Преобразование, творческая переработка текста Перевод древнего текста Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица и т. п. 1. От модели текста к тексту. В ходе подобных конкурсных испытаний может быть предложено написать текст заданного стиля или жанра (художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т. д.) на предложенную тему.

№29 слайд
Творческие задания . От
Содержание слайда: Творческие задания 2. От текста к тексту. Этот тип заданий связан с традиционной филологической работой над текстом, его толкованием и оформлением. В качестве исходного условия задан текст, требуется в процессе его анализа создать свой оригинальный текст. А) Прочитайте фрагмент рассказа А.П. Чехова «Происшествие (рассказ ямщика)». Определите стиль повествания. Найдите языковые средства, помогающие автору в создании образа рассказчика. Какой образ создается при помощи этой речевой характеристики? Свой ответ оформите в виде связного текста. Мой покойный батенька, царство им небесное, везли к барину пятьсот целковых денег; тогда наши и шепелевские мужики снимали у барина землю в аренду, так батенька везли деньги за полгода. Человек они были богобоязненный, писание читали, и чтобы обсчитать кого, или обидеть, или, скажем, не ровен час, обжулить - это не дай бог, и мужики их очень обожали, и когда нужно было кого в город послать - по начальству, или с деньгами, то их посылали. Были они выделяющее из обыкновенного, но, не в обиду будь сказано, сидела в них малодушная фантазия. Любили они муху зашибить.

№30 слайд
Литература Сергей Николаевич
Содержание слайда: Литература Сергей Николаевич Смольников, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Вологодского государственного педагогического университета МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для разработки заданий муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку http://www.a-elita.net/ http://www.rosolymp.ru http://www.philologia.ru/

Скачать все slide презентации Олимпиада по русскому языку. Типология заданий и стратегия подготовки учащихся одним архивом:
Похожие презентации