Презентация Особенности научного стиля онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Особенности научного стиля абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 58 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Особенности научного стиля
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:58 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:173.92 kB
- Просмотров:120
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
Содержание слайда: обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их.
обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их.
Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.
№5 слайд
Содержание слайда: Основные особенности
Подчеркнутая информативность
Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников.
Насыщенность фактической информацией, доказательность
Объективность изложения (изложение и анализ разных точек зрения на проблему, сосредоточенность на предмете высказывания и отсутствие субъективизма при передаче содержания, безличность языкового выражения)
Отвлеченность, обобщенность, абстрактность
Точность, однозначность высказывания (использование однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью)
Подчеркнутая логичность, последовательность повествования (особые синтаксические конструкции и типичные средства межфразовой связи)
№7 слайд
Содержание слайда: Научный стиль Художественный стиль
Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше.
Дуб развивает очень мощную крону.
Летний дуб - порода довольно светолюбивая.
Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях.
Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.
№8 слайд
Содержание слайда: Подстили научного стиля
Отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность.
Научно-информативный подстиль должен точно передать информацию о собственно научных работах (вторичные тексты).
Учебно-справочный подстиль отражает объективныую научную информацию в концентрированном, сжатом виде
Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений.
Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.
№14 слайд
Содержание слайда: Языковые особенности. Лексика
Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п.
Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении:
Дуб – порода светолюбивая;
Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).
№15 слайд
Содержание слайда: Языковые особенности. Лексика
2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства.
Терминология воплощает точность научной речи.
Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.
№16 слайд
Содержание слайда: Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.).
Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.).
Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи.
Определение понятий дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.)
Почва (спец.) – верхний слой земной коры, а также коры другого небесного тела
№17 слайд
Содержание слайда: Дефиниция (определение)– это краткая идентификационная характеристика понятия , обозначенного определённым термином
Правила формулирования дефиниции
определение должно строго соответствовать термину
определение строится по модели ЧТО – ЭТО ЧТО
определение формулируется по принципу «от родовых признаков (то есть наиболее общих) к видовым (то есть более узким)»
Земля – это…
№19 слайд
Содержание слайда: Специфические особенности термина
• системность,
• наличие дефиниции (определения),
• однозначность,
• стилистическая нейтральность,
• отсутствие экспрессии (авторского отношения),
• простота.
Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами.
Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.).
Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.
№26 слайд
Содержание слайда: Виды терминов
Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п.
Специальные – закреплены за определенными отраслями знания:
Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое.
Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.
Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях.
№33 слайд
Содержание слайда: Примеры
В шутку эту теорию можно назвать бутербродной. Однако именно так и назвал ее сам доктор райт – опсоническая (греческое слово «опсоно» означает «приготовляю пищу»). И в самом деле, по мнению Райта, в организме человека происходило нечто вроде пиршества. В начале в крови возникали определенные вещества. Они как бы смазывали сверху микробов... Делали из них бутерброд с маслом. Фагоциты же, которые любят есть сухой хлеб, охотно ели микробы с маслом.
№34 слайд
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология
1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п.
2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.
№38 слайд
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология
6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple):
Азот соединяется с кислородом
(т.е. способен соединяться).
Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли.
80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида
№44 слайд
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис
3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже:
«жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь)
выяснение структуры общественного производства;
установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).
№47 слайд
Содержание слайда: Использование односоставных предложений
Безличные:
1) с модальными словами:
Нужно найти кривую;
Нельзя вывести формулу;
2) с безличными глаголами:
Требуется определить силу тока;
3) с предикативными наречиями:
Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.
№49 слайд
Содержание слайда: Ограничения употребления языковых средств в научном стиле
Недопустимость внелитературной лексики.
Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы.
Ограниченно используются неполные предложения.
Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.
№50 слайд
Содержание слайда: Особенности научного стиля
Научный стиль русского языка – это его разновидность, которая функционирует в сфере науки, техники и производства.
Научный стиль существует в письменной и устной формах. Наиболее ярко все его черты проявляются в письменной форме.
Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от самих наук и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник).
Этот стиль характеризуется логичностью изложения, упорядоченной системой связей между частями.
Он насыщен терминами, в частности интернациональными.
Большую роль имеет использование абстрактной лексики (система, период, тенденция).
В области морфологии часто встречается использование форм ед. ч. в обобщенном значении (Волк – хищное животное). Вещественные и отвлеченные существительные используются в форме множественного числа: высококачественные стали, большие глубины, шумы.
№51 слайд
Содержание слайда: При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков).
При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков).
Широко используются имена краткие имена прилагательные.
Из синтаксических особенностей следует отметить тенденцию к сложным построениям – это предложения с однородными членами, сложные предложения, вставные конструкции. Характерно использование составных союзов: вследствие того, что; между тем; несмотря на то, что.
Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.)
Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).
№52 слайд
Содержание слайда: Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А.
Когнитивная лингвистика
В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
№53 слайд
Содержание слайда: Анализ текста.
Попова З.Д., Стернин И.А.
«Когнитивная лингвистика»
В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
№54 слайд
Содержание слайда: Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А.
«Когнитивная лингвистика»
В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
№55 слайд
Содержание слайда: Анализ текста
Попова З.Д., Стернин И.А.
«Когнитивная лингвистика»
В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).
№56 слайд
Содержание слайда: План
стилистического анализа текста
I. Экстралингвистический анализ текста
1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора.
2. Вид речи (монолог, диалог, полилог).
3. Форма речи (устная или письменная).
4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.
№57 слайд
Содержание слайда: План
стилистического анализа текста
II. Лингвистический анализ текста
1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста:
а) лексические;
б) морфологические;
в) синтаксические.
2. Средства создания образности и экспрессивности текста.
III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).
№58 слайд
Содержание слайда: Пример:
Пример:
Научный стиль:
Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 12 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая и берёза пушистая.
Энтропия – 1. Физическая величина, характеризующая термодинамическое состояние тела или системы тел и возможные изменения этих состояний.
2. В теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности неизвестен.
3. В обыденном сознании энтропия – разрушение, хаос, то, чему противостоит упорядоченность.
Скачать все slide презентации Особенности научного стиля одним архивом:
-
Языковые особенности научного стиля речи
-
Стили речи. Особенности научного стиля речи
-
Особенности научного стиля речи
-
Языковые особенности научного стиля
-
Культура речи. Особенности научного стиля. (Лекция 7)
-
Лекция 4. Лингвистические особенности научного стиля речи
-
Культура речи. Особенности научного стиля. (Лекция 4)
-
Особенности публицистического стиля
-
Сфера, функция, стилевые черты, языковые особенности (синтаксические). Подстили художественного стиля: поэтический, прозаический.
-
Сфера, функции, стилевые черты, языковые особенности (синтаксические). Основные произносительные и синтаксические нормы стиля (3 ч. )