Презентация Особенности научного стиля онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Особенности научного стиля абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 58 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Особенности научного стиля



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    58 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    173.92 kB
  • Просмотров:
    120
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Особенности научного стиля
Содержание слайда: Особенности научного стиля

№2 слайд
План Основные признаки
Содержание слайда: План Основные признаки Подстили Языковые особенности

№3 слайд
Сфера использования Научная
Содержание слайда: Сфера использования Научная деятельность Производственная деятельность Учебная и преподавательская деятельность

№4 слайд
обусловлены
Содержание слайда: обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. обусловлены предназначенностью научных текстов для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Он получает новые знания, хранит и передает их. Язык науки – естественный язык с элементами искусственных языков (расчеты, графики, символы и др.); национальный язык с тенденцией к интернационализации.

№5 слайд
Основные особенности
Содержание слайда: Основные особенности Подчеркнутая информативность Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Насыщенность фактической информацией, доказательность Объективность изложения (изложение и анализ разных точек зрения на проблему, сосредоточенность на предмете высказывания и отсутствие субъективизма при передаче содержания, безличность языкового выражения) Отвлеченность, обобщенность, абстрактность Точность, однозначность высказывания (использование однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью) Подчеркнутая логичность, последовательность повествования (особые синтаксические конструкции и типичные средства межфразовой связи)

№6 слайд
Отличия от других стилей В
Содержание слайда: Отличия от других стилей В основном существует в письменной форме. Для научного стиля типичен монолог. Диалог используется в дискуссии. Авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в меньшей степени, чем в других стилях.

№7 слайд
Научный стиль Художественный
Содержание слайда: Научный стиль Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, 150-200 лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью.

№8 слайд
Подстили научного стиля
Содержание слайда: Подстили научного стиля Отличительная черта собственно научного стиля — академическое изложение, адресованное специалистам. Признаки данного подстиля – точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения, лаконичность. Научно-информативный подстиль должен точно передать информацию о собственно научных работах (вторичные тексты). Учебно-справочный подстиль отражает объективныую научную информацию в концентрированном, сжатом виде Учебно-научный подстиль адресован будущим специалистам и поэтому в нем много иллюстративного материала, примеров, пояснений. Научно-популярный подстиль имеет другие признаки. Он адресован широкой читательской аудитории, поэтому научные данные должны быть преподнесены в доступной и занимательной форме. Он не стремится к краткости, к лаконичности, а использует языковые средства, близкие публицистике. Здесь также используется терминология.

№9 слайд
Подстили научного стиля
Содержание слайда: Подстили научного стиля Академический (собственно научный) Научно-учебный Научно-популярный

№10 слайд
Подстили научного стиля
Содержание слайда: Подстили научного стиля

№11 слайд
Подстили научного стиля
Содержание слайда: Подстили научного стиля

№12 слайд
Подстили научного стиля
Содержание слайда: Подстили научного стиля

№13 слайд
Лексика Лексика Морфология
Содержание слайда: Лексика Лексика Морфология Синтаксис

№14 слайд
Языковые особенности. Лексика
Содержание слайда: Языковые особенности. Лексика Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).

№15 слайд
Языковые особенности. Лексика
Содержание слайда: Языковые особенности. Лексика 2. Термины – слова и словосочетания, являющиеся названиями специальных понятий науки, техники, искусства. Терминология воплощает точность научной речи. Термины всегда однозначны и имеют дефиницию (лат. definitio – «толкование») – точное, строго логическое толкование.

№16 слайд
Термин это слово или
Содержание слайда: Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Термин – это слово или словосочетание, точно и однозначно обозначающее понятие специальной области знания или деятельности (диффузия, конструкционная прочность, маркетинг, фьючерс, измерение, плотность, программные средства и др.). Понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Формирование понятий – важное условие научной речи. Определение понятий дает дефиниция (лат. определение) – краткая идентификационная характеристика предмета, обозначенного определенным термином (Индуктивность – это физическая величина, характеризующая магнитные свойства электрической цепи.) Почва (спец.) – верхний слой земной коры, а также коры другого небесного тела

№17 слайд
Дефиниция определение это
Содержание слайда: Дефиниция (определение)– это краткая идентификационная характеристика понятия , обозначенного определённым термином Правила формулирования дефиниции определение должно строго соответствовать термину определение строится по модели ЧТО – ЭТО ЧТО определение формулируется по принципу «от родовых признаков (то есть наиболее общих) к видовым (то есть более узким)» Земля – это…

№18 слайд
Земля спец. третья от Солнца
Содержание слайда: Земля (спец.) – третья от Солнца планета, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Проходка (спец.) – разработка горных выработок в определённом направлении

№19 слайд
Специфические особенности
Содержание слайда: Специфические особенности термина • системность, • наличие дефиниции (определения), • однозначность, • стилистическая нейтральность, • отсутствие экспрессии (авторского отношения), • простота. Одно из требований к термину – его современность, т.е. устаревшие термины заменяются новыми терминами. Термин может быть интернационален или близок терминам, которые созданы и употребляются в других языках (коммуникация, гипотеза, бизнес, технология и др.). Также в термин входят интернациональные словообразовательные элементы: анти, био, микро, экстра, нео, макси, микро, мини и др.

№20 слайд
Соотнесите термины и их
Содержание слайда: Соотнесите термины и их эквиваленты: генезис ординарный фиксировать индифферентно игнорировать лимитировать ориентировочно функционировать диверсификация детерминировать кардинальный адаптировать

№21 слайд
Основу научного стиля речи
Содержание слайда: Основу научного стиля речи составляет общенаучная терминология греко-латинского происхождения: сущ. с абстр. значением (идея, феномен) конкрет. сущ. в обобщённом значении (корпус, продукт)

№22 слайд
Примеры общенаучной лексики
Содержание слайда: Примеры общенаучной лексики греч. происх. анализ гипотеза проблема схема теория цикл энергия

№23 слайд
Лексика греческого
Содержание слайда: Лексика греческого происхождения

№24 слайд
Лексика латинского
Содержание слайда: Лексика латинского происхождения

№25 слайд
Способы образования терминов
Содержание слайда: Способы образования терминов

№26 слайд
Виды терминов Общенаучные -
Содержание слайда: Виды терминов Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация. Терминология обеспечивает информационное взаимопонимание на национальном и межнациональных уровнях.

№27 слайд
Способы введения термина в
Содержание слайда: Способы введения термина в текст Прямое определение Развернутое описание понятия Описание главных признаков Встраивание в синонимический ряд Лингвистическое объяснение происхождения Примеры

№28 слайд
Прямое определение Здесь
Содержание слайда: Прямое определение Здесь определяются метры – четкие закономерности, которым подчиняется ритм стиха Если встречались омографы (т.е. одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова), то...

№29 слайд
Развернутое описание понятия
Содержание слайда: Развернутое описание понятия Далее внутри сустава образуется рыхлая ткань, которая разрастается, срастается с хрящом. Эта молодая соединительная ткань переходит затем в рубцовую, - так называемую грануляционную

№30 слайд
Описание главных признаков
Содержание слайда: Описание главных признаков Воспитание осуществляется непрерывно семьей и различными социальными институтами

№31 слайд
Встраивание в синонимический
Содержание слайда: Встраивание в синонимический ряд Идиомы, устойчивые сочетания, в которые входило слово, оказались сгруппированными в определенных местах Эта наука с течением времени меняла свое название, она именовалась языковедением, языкознанием, лингвистикой

№32 слайд
Лингвистическое объяснение
Содержание слайда: Лингвистическое объяснение происхождения термина Вопросы апидетерапии (от греч. слов «апиде» - пчела и «терапия» - лечение) нашли отражение в литературе по пчеловодству

№33 слайд
Примеры В шутку эту теорию
Содержание слайда: Примеры В шутку эту теорию можно назвать бутербродной. Однако именно так и назвал ее сам доктор райт – опсоническая (греческое слово «опсоно» означает «приготовляю пищу»). И в самом деле, по мнению Райта, в организме человека происходило нечто вроде пиршества. В начале в крови возникали определенные вещества. Они как бы смазывали сверху микробов... Делали из них бутерброд с маслом. Фагоциты же, которые любят есть сухой хлеб, охотно ели микробы с маслом.

№34 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.

№35 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология 3. Вместо местоимения «Я» обычно используется «мы» в сочетании с глаголами в форме 1 лица множ. числа Мы считаем… Как нам представляется… Под … мы будем понимать…

№36 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология 4. Практически не употребляются неопределенные местоимения: что-то, что-либо, кто-нибудь, кое-что и др.

№37 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология 5. Краткие прилагательные обозначают не временный, а постоянный признак предмета: белковые вещества сложны; удельный вес минералов низок; протоплазма бесцветна.

№38 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Морфология 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple): Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида

№39 слайд
Наиболее частотные глаголы
Содержание слайда: Наиболее частотные глаголы влиять возникать возрастать выяснять зависеть соответствовать изменяться измерять иметься использовать различать развиваться и некоторые другие

№40 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 1. Подчеркнутую логичность научному тексту придают синтаксические средства, которые служат для связи между предложениями, абзацами: 1) вводные слова: следовательно, итак, таким образом и т.п.

№41 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 2) наречия: Отсюда можно сделать вывод… Тогда получим следующее значение… Поэтому используем данный метод…

№42 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 3) обороты связи: Теперь перейдем к… Можно еще отметить, что… Постараемся теперь объяснить… Обратим внимание на…

№43 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 2. Порядок слов – основная информация располагается после сказуемого: 20 человек работало в лаборатории. В лаборатории работало 20 человек.

№44 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже: «жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь) выяснение структуры общественного производства; установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).

№45 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 4. Широко используются: причастные и деепричастные обороты; пассивные глагольные и причастные конструкции (Эксперимент выполняется; Эксперимент выполнен) сложные предложения; безличные и неопределенно-личные предложения.

№46 слайд
Использование односоставных
Содержание слайда: Использование односоставных предложений Неопределенно-личные: Различают два типа морфем. Состав помещают в колбу. Обобщенно-личные: Дадим определение функции. Произведем суммирование элементов. Отнесем эту функцию к классу дифференцирующих.

№47 слайд
Использование односоставных
Содержание слайда: Использование односоставных предложений Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.

№48 слайд
Языковые особенности.
Содержание слайда: Языковые особенности. Синтаксис 5. Широкое использование ссылок, цитат, сносок. 6. Хорошо выраженная формальная организация текста – четкое деление на абзацы, параграфы.

№49 слайд
Ограничения употребления
Содержание слайда: Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.

№50 слайд
Особенности научного стиля
Содержание слайда: Особенности научного стиля Научный стиль русского языка – это его разновидность, которая функционирует в сфере науки, техники и производства. Научный стиль существует в письменной и устной формах. Наиболее ярко все его черты проявляются в письменной форме. Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от самих наук и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учебник). Этот стиль характеризуется логичностью изложения, упорядоченной системой связей между частями. Он насыщен терминами, в частности интернациональными. Большую роль имеет использование абстрактной лексики (система, период, тенденция). В области морфологии часто встречается использование форм ед. ч. в обобщенном значении (Волк – хищное животное). Вещественные и отвлеченные существительные используются в форме множественного числа: высококачественные стали, большие глубины, шумы.

№51 слайд
При построении предложений
Содержание слайда: При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). При построении предложений заметно стремление употреблять меньше глаголов и больше существительных (повышение температуры, перечисление признаков). Широко используются имена краткие имена прилагательные. Из синтаксических особенностей следует отметить тенденцию к сложным построениям – это предложения с однородными членами, сложные предложения, вставные конструкции. Характерно использование составных союзов: вследствие того, что; между тем; несмотря на то, что. Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно и др.) Следует помнить, что в научном стиле не принято местоимение «я», его заменяют на «мы» («с нашей точки зрения», «нам представляется очевидным»).

№52 слайд
Анализ текста Попова З.Д.,
Содержание слайда: Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

№53 слайд
Анализ текста. Попова З.Д.,
Содержание слайда: Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

№54 слайд
Анализ текста Попова З.Д.,
Содержание слайда: Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

№55 слайд
Анализ текста Попова З.Д.,
Содержание слайда: Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).

№56 слайд
План стилистического анализа
Содержание слайда: План стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.

№57 слайд
План стилистического анализа
Содержание слайда: План стилистического анализа текста II. Лингвистический анализ текста 1.Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста: а) лексические; б) морфологические; в) синтаксические. 2. Средства создания образности и экспрессивности текста. III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).

№58 слайд
Пример Пример Научный стиль
Содержание слайда: Пример: Пример: Научный стиль: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Около 12 видов, в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Лесообразующая и декоративная порода. Наибольшее хозяйственное значение имеют берёза бородавчатая и берёза пушистая. Энтропия – 1. Физическая величина, характеризующая термодинамическое состояние тела или системы тел и возможные изменения этих состояний. 2. В теории информации – мера неопределенности ситуации (случайной величины) с конечным или четным числом исходов, например, опыт, до проведения которого результат в точности неизвестен. 3. В обыденном сознании энтропия – разрушение, хаос, то, чему противостоит упорядоченность.

Скачать все slide презентации Особенности научного стиля одним архивом: