Презентация Принципы русской орфографии. Подготовка к ГИА онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Принципы русской орфографии. Подготовка к ГИА абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 23 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Принципы русской орфографии. Подготовка к ГИА



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    23 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    503.50 kB
  • Просмотров:
    55
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Принципы русской орфографии
Содержание слайда: Принципы русской орфографии Подготовка к ГИА

№2 слайд
Принципы русской орфографии
Содержание слайда: Принципы русской орфографии Фонетический - написание должно передавать звучание слова (насколько это возможно при данных алфавитных средствах). Морфологический - сохраняется единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний) с учетом принадлежности слова к определенной части речи, несмотря на различие в их произношении. Традиционный - объясняет написание некоторых слов традицией – тем, что «так принято». Лексико-морфологический - современный подход к слитным, полуслитным и раздельным написаниям.

№3 слайд
Теория Ведущим
Содержание слайда: Теория Ведущим орфографическим принципом нашего письма является морфологический принцип: сохраняется единообразное написание всех значащих частей слова (морфем, то есть приставок, корней, суффиксов и окончаний), несмотря на различие в их произношении. Слово складывается из морфем, как дом из отдельных кирпичиков, и в каждой из таких частей заложена определенная информация о значении слова и его грамматических свойствах.

№4 слайд
Например воды, вода, водяной
Содержание слайда: Например воды, вода, водяной (корень –вод- произносится по-разному, но пишется одинаково, так как во всех словах является носителем их вещественного значения); поезд, поехал, поезжай (приставка по- в этих словах пишется одинаково, вне зависимости от произношения, так как имеет значение, указывающее на время или способ действия);

№5 слайд
дубовый, березовый суффикс
Содержание слайда: дубовый, березовый (суффикс –ов-, производящий прилагательные со значением принадлежности, пишется одинаково, несмотря на разницу в произношении); столом, стулом (окончание –ом пишется одинаково, несмотря на различие в произношении, ибо указывает на одну и ту же форму существительного мужского рода, а именно творительный падеж единственного числа).

№6 слайд
Какие же орфографические
Содержание слайда: Какие же орфографические правила связаны с морфологическим принципом? Написание неизменяемых приставок Написание суффиксов сущ.: А) -ин, -инств, -изн, -ени: ширина, большинство, кривизна, превращение. Б) -ет, -еств, -есть: нищета, мужество, свежесть В) -от, -овн, -отн,-ость: высота, болтовня, беготня, бодрость

№7 слайд
Написание суффиксов
Содержание слайда: Написание суффиксов прилагательных: Написание суффиксов прилагательных: А)-ов, -ив, -чив, -лив, -ист, -чат: игривый, настойчивый, талантливый, илистый, ступенчатый, березовый. Написание гласных и согласных в корне слова ( кроме корней с чередованием гласных) Написание безударных окончаний существительных и прилагательных: Т.п. –ой(ей),ом (ем); -ами (ями); ого (его) и т.д.

№8 слайд
О- после шипящих О- после
Содержание слайда: О-Ё после шипящих О-Ё после шипящих Гласные перед Н и НН в суффиксах прич. и отглагольных прил. Н и НН в суффиксах прил. Написание окончаний глаголов изъявительного и повелительного наклонений: пишите – пишете, видит. Тся и ться в глаголах Суффиксы -о,-а на конце наречий Гласные в суффиксах причастий настоящего времени

№9 слайд
Традиционный принцип
Содержание слайда: Традиционный принцип Традиционный (иначе – исторический или этимологический) принцип орфографии объясняет написание некоторых слов соответствием не произношению или сохранению единообразного написания значащих частей слова, а традицией – тем, что «так принято».

№10 слайд
Какие правила русского языка
Содержание слайда: Какие правила русского языка относятся к традиционному принципу? Приставки пре- и при-. Корни с чередованием о//а, е//и. Буквы и,у,а после шипящих Некоторые непроверяемые написания, объяснение которых возможно с точки зрения этимологии («истории» слова)

№11 слайд
Разделительные ь и ъ знаки
Содержание слайда: Разделительные ь и ъ знаки Разделительные ь и ъ знаки И/ ы после ц ы/и после приставок о/е в сложных словах Суффиксы -чик/-щик, -ек/-ик … и другие правила, где объяснение написания определяется традицией: «так принято»

№12 слайд
Разделите следующие слова на
Содержание слайда: Разделите следующие слова на две группы, учитывая их происхождение а) 1. дека (греч. десять) или 2. дик(т) (лат. говорить): Д…ктатор, д…када, д…ктант, д…ктофон, д…калитр, д…кабрь; б) 1. сан (лат. здоровый) или 2. сон (лат. звук): С…ната, с…нитарный, дисс…нанс, с…наторий, с…нет г) 1. мета (греч. после, за, через) или метод (греч. приём, способ): Мет…дичный, мет…форический, мет…галактика, мет…морфоза, мет…дология.  

№13 слайд
По словам В. Шереметевского,
Содержание слайда: По словам В. Шереметевского, «орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Ошибочное представление об этимологии слова может стать причиной орфографических ошибок. Установите происхождение следующих слов и исправьте орфографические ошибки. По словам В. Шереметевского, «орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Ошибочное представление об этимологии слова может стать причиной орфографических ошибок. Установите происхождение следующих слов и исправьте орфографические ошибки. Спортакиада – от спорт, красовки – от красивый, заминить – от мина, восстоновление – от стон, тросник - от трос, полуклиника – от полу- и клиника, баскситы – от бакс (жарг. доллар), преодалевать – от даль, раздрожать – от дрожь.

№14 слайд
Весёлый этимологический
Содержание слайда: «Весёлый этимологический словарик» Апатичный - богатый апатитом, астрология - наука о разведении астр, антиутопия - спасательный жилет, банкомат - хранилище нецензурных выражений; баранка – овца, бульдог – порода Му-Му; беспалый – падший демон, водород - родник, вспыльчивость - техническая характеристика пылесоса, весельчак – гребец, горизонт - пожар на складе зонтов,

№15 слайд
Лексико-морфологический
Содержание слайда: Лексико-морфологический принцип Лексико-морфологический - современный подход к слитным, полуслитным и раздельным написаниям. Слова пишутся с приставками слитно Слова с предлогом и друг с другом – раздельно Полуслитно (через дефис) пишутся некоторые сложные слова, местоимения и наречия с различными морфемами

№16 слайд
Приглядимся В начальном
Содержание слайда: Приглядимся… В начальном эпизоде романа О. Негина «П. Ушкин» герой, делая утреннюю гимнастику, в ритм отжиманиям скандирует следующий текст: -…немыслягор …дыйсве… тзаба… витьвни… манье… дружбы… возлю… бяхо… телбы яте… бепред …ставить …залог …досто…йнее …тебя… уф!.. Попробуйте догадаться, строки какого стихотворного произведения произносит герой. Почему их так трудно узнать?

№17 слайд
Укажите варианты написания
Содержание слайда: Укажите варианты написания следующих словосочетаний, которые звучат как: Укажите варианты написания следующих словосочетаний, которые звучат как: [н’исуразныив’эщ’и], [н’исум’эл], [й’имужынадабуд’ит], [нашлас’тамарка], [вдал’ин’ий’аснай’]

№18 слайд
Игра слов в следующих текстах
Содержание слайда: Игра слов в следующих текстах основана на омонимии слова и словосочетания. Объясните, почему одинаково звучащие слова и словосочетания в приведенных примерах пишутся по-разному. Игра слов в следующих текстах основана на омонимии слова и словосочетания. Объясните, почему одинаково звучащие слова и словосочетания в приведенных примерах пишутся по-разному.

№19 слайд
Слитное, полуслитное дефисное
Содержание слайда: Слитное, полуслитное (дефисное) или раздельное написание значимых элементов речи – один из самостоятельных разделов русского правописания. Слитное, полуслитное (дефисное) или раздельное написание значимых элементов речи – один из самостоятельных разделов русского правописания. Принципы написания здесь совершенно особые. Для всего раздела в целом действует принцип раздельного написания отдельных слов, но следует еще определить, на чем основано само выделение слова в речевом потоке. <…>

№20 слайд
Слово выделяется в речи как
Содержание слайда: Слово выделяется в речи как особая единица на основании ряда лексических и морфологических признаков. Поэтому современный подход к слитным и раздельным написаниям можно считать основанным на лексико-морфологическом принципе. Слово выделяется в речи как особая единица на основании ряда лексических и морфологических признаков. Поэтому современный подход к слитным и раздельным написаниям можно считать основанным на лексико-морфологическом принципе. В живой языковой действительности постоянно наблюдаются случаи передвижения слов из одной части речи в другую, случаи употребления слов, принадлежащих к одной части речи, в функции другой части речи. Иногда этот процесс находит выражение и в правописании : С начала учебного года я с рвением взялся за учение. Сначала я этим заинтересовался, потом охладел.

№21 слайд
Вопросы Вопросы . Какими
Содержание слайда: Вопросы Вопросы 1. Какими частями речи являются слова с начала и сначала в приведенных примерах? Почему можно сказать, что в первом случае с является предлогом (т.е. отдельным словом, а во втором – приставкой (т.е. морфемой, частью слова)? 2. Как слитность/раздельность написания этих слов связана с их принадлежностью к той или иной части речи? 3. Как вы понимаете, что такое лексические и морфологические признаки слова? 4. Чем отличаются лексические и морфологические признаки слов в следующих парах: насмерть – на смерть, тоже – то же, втайне – в тайне, впустую – в пустую (комнату), извне – из воды, замужем – за дверью, отчего – от чего, встарь – в старину, также – так же, наголову – на голову, вскорости – в скорости, чтобы – что бы, вправду – в правду? Составьте предложения с этими словами.

№22 слайд
Текст Увидел я не
Содержание слайда: Текст Увидел я (не)обыкновенную елку. Р_сла она когда(то) в тени и (от)того сучья у нее буд(то) были опущ_ны (в)низ. Теперь же после выборочной рубк_ она очутилась на свету и каждый сук ее стал р_сти (к)верху ствола. Наверное и нижние сучки поднялись (бы) но ветки эти сопр_к_снувшись с землей выпустили корешки и прицепились. Так под елкой с поднятыми (в)верх сучьями (в)низу получился хороший шалашик. (М.Пришвин)

№23 слайд
Задание Выпишите слова с
Содержание слайда: Задание Выпишите слова с пропусками и объясните их через принципы орфографии. Выполните р7 пропущенных знаков.

Скачать все slide презентации Принципы русской орфографии. Подготовка к ГИА одним архивом:
Похожие презентации