Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
22 слайда
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
2.85 MB
Просмотров:
85
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Прямая и косвенная речь. Диалог. Цитата.
Язык – хранилище человеческой мысли. Он осуществляет связь времён, поколений…
№2 слайд
Содержание слайда: Предложения с чужой речью
Чужая речь – это высказывание другого лица, включённое в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора.
№3 слайд
Содержание слайда: Способы передачи чужой речи
Для передачи чужой речи существуют следующие способы
Прямая Цитаты Косвенная
речь речь
Диалог
№4 слайд
Содержание слайда: Предложения с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ
Прямая речь – это передача чужой речи, сохраняющая её содержание и форму. С помощью прямой речи создаётся впечатление подобия точности воспроизведения чужой речи.
№5 слайд
Содержание слайда: Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь ПЕРЕД словами автора:
1. [« », - а.]
2. [« » - а.]
3. [« » - а.]
№6 слайд
Содержание слайда: Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь ПОСЛЕ словами автора:
1. А : « ».
2. А : « ».
3. А : « ».
№7 слайд
Содержание слайда: Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Прямая речь РАЗРЫВАЕТСЯ словами автора:
1. «[ П, - а, - п? ]»
2. «[ П, - а. – П ]».
3. «[ П? – а. – П! ]»
4. «[ П! – а. – П ]».
№8 слайд
Содержание слайда: Диалог
Диалог – это разговор двух, реже нескольких лиц (диалог – от греч. «диалогос» - разговор, беседа).
Диалог состоит из реплик.
Реплика – это слова, обращённые к собеседнику.
На письме реплики разных лиц обычно даются с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире.
№9 слайд
Содержание слайда: Пример диалога
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего.
№10 слайд
Содержание слайда: Цитаты и способы цитирования
Цитата – дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова.
В письменной речи цитаты, как правило, заключаются в кавычки или выделяются шрифтом. Если цитаты приводятся не полностью, место пропуска обозначается многоточием.
Цитаты из стихотворений в кавычки не заключаются, если соблюдена стихотворная строка.
№11 слайд
Содержание слайда: Оформление цитат
Предложение с прямой речью.
Пушкин писал своему другу Чаадаеву: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»
Предложение с косвенной речью.
А. П. Чехов подчёркивал, что «…праздная жизнь не может быть чистою».
Предложение с вводными словами.
По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».
№12 слайд
Содержание слайда: Косвенная речь
Косвенная речь – это чужая речь, переданная в форме придаточного предложения.
Представляет собой разновидность сложноподчинённых предложений с придаточными дополнительными.
Косвенная речь передаёт содержание чужой речи без сохранения всех особенностей речи говорящего.
№13 слайд
Содержание слайда: Замена прямой речи косвенной
Союз ЧТО употребляется, если прямая речь представляет собой повествовательное предложение:
«Я буду ждать тебя», - сказала Валя. – Валя сказала, ЧТО будет ждать меня.
№14 слайд
Содержание слайда: Замена прямой речи косвенной
Союз ЧТОБЫ употребляется, если прямая речь представляет собой побудительное предложение:
Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй их». – Иван Фёдорович попросил, ЧТОБЫ Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала их.
№15 слайд
Содержание слайда: Замена прямой речи косвенной
Союз-частица ЛИ употребляется, если прямая речь представляет собой вопросительное предложение и имеет частицу ЛИ или вообще не имеет вопросительных слов:
«Уж не думаешь ЛИ ты со мной в прятки играть?» - сказал Ваня с досадой. – Ваня сказал с досадой, не думаю ЛИ я с ним в прятки играть.
№16 слайд
Содержание слайда: Практика
Упражнение №1.
Вставьте пропущенные знаки препинания в ниже приведённые предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.
№17 слайд
Содержание слайда: Упражнение №1. Вставьте пропущенные знаки препинания в предложения. Составьте схемы 2 и 5 предложений.
А где мой товарищ промолвил Олег Скажите где конь мой ретивый
Да… сказал он и резко повернулся ко мне да… ну что посмотрим
И говорю ей Как вы милы но мыслю Как тебя люблю
Что же, ты рад спрашивала Наташа Я так теперь спокойна счастлива Очень рад отвечал Николай Он отличный человек
Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу
2. [«П… - а, - п»]. 5. [А : «П»].
№18 слайд
Содержание слайда: Практика
Упражнение №2.
Прочитайте. Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.
№19 слайд
Содержание слайда: Упражнение №2.
Составьте с этими высказываниями предложения, оформив их как цитаты.
Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку. (И. А. Крылов)
Все талантливые пишут разно, все бездарные– одинаково. (Илья Ильф)
Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л. Н. Толстой)
Наука борется с суевериями, как свет с потёмками. (Д. И. Менделеев)
Смех – великое дело… (Н. В. Гоголь)
Лженаука – непризнание ошибок. (П. Л. Капица)
№20 слайд
Содержание слайда: Вариант ответа к упражнению № 2
Безусловно, прав Крылов : «Кто про дела свои трещит всем без умолку, в том, верно, мало толку».
Илья Ильф говорил мудрые вещи : «Все талантливые пишут разно, все бездарные – одинаково».
Толстой считал : «Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше».
Менделеев утверждал : «Наука борется с суевериями, как свет с потёмками».
По словам Гоголя, «смех – великое дело…»
Капица считал, что «лженаука – непризнание ошибок».
№21 слайд
Содержание слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. ДО СВИДАНИЯ.
№22 слайд
Содержание слайда: Презентацию подготовили:
ученица 11 класса «В» Горбунова Ирина;
учитель русского и литературы Ткаченко Татьяна Николаевна.