Презентация Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа) онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа) абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 6 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа)



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    6 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    92.50 kB
  • Просмотров:
    60
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Учреждение образования
Содержание слайда: Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Методика преподавания русского языка и литературного чтения Тема 1. Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа) Разработала: Головко Жанна Анатольевна, старший преподаватель кафедры филологии

№2 слайд
Тематический план занятия.
Содержание слайда: Тематический план занятия. Задачи развития речи на лексическом уровне и источники обогащения речи детей. Приемы объяснения значений слов (семантизация). Ступени лексической работы учащихся на уроках.

№3 слайд
Слово основная единица речи,
Содержание слайда: Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками стоят две задачи: А) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок; В) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении. Источники обогащения словаря младшего школьника по степени влияния на речь детей: Речевая среда в семье, среди друзей. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение. Учебная работа в школе (учебники, речь учителя). Словари, справочники. Наилучший источник обогащения словаря – живое общение, речь, устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно. Приемы объяснения значений слов (их семантизация) подразделяются на: а) самостоятельные, т.е. без прямой помощи учителя: значение слова выясняется по картинке-иллюстрации или по картинному словарю, по сноске на странице учебной книги , по словарику в конце учебника, словарям – толковому, синонимическому и пр., по контексту – по догадке, в результате анализа морфемного состава слова, для иноязычных слов – по значению слова в языке источнике. б) с помощью учителя: подбор синонимов, антонимов, паронимов; объяснение значений и оттенков учителем; введение слова в собственный текст, который проясняет его значение; выяснение трудных случаев семантизации этимологическим способом, через словообразование; помощь учителя в поиске слова в словарях; обучение использованию словарей и справочников; помощь в семантизации через иностранный язык. Школьники любят словарные игры: кроссворды (решение и составление своих), ребусы, шарады. Игровой характер принимают поисковые задачи: исследование происхождения фамилий, имен, топонимов – названий городов, деревень, рек, озер и т.п. (деревня Катериновка, Черный Дол, Камышенка, фамилии Некрасов, Кузнецов, реки Десна и Шуя, имена Владимир, Всеволод).

№4 слайд
В современной методике обычно
Содержание слайда: В современной методике обычно выделяются такие лексико-семантические темы: -работа с синонимами; -с омонимами; -с антонимами и паронимами; -со словами иноязычного происхождения; -с устаревшими словами и историзмами; -с многозначными словами; -со словами, имеющими оттенки значения и экспрессию; -с новообразованными словами; -с фразеологией, синонимичной слову, с крылатыми словами; с тропами – словами, имеющими дополнительное переносное значение; -составление тематических групп слов. Каждый из объектов изучения в методике проходит четыре ступени работы учащихся: а) обнаруживание слова в тексте; имеется в виду слово, нуждающееся в толковании, в исследовании его особенностей: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы как осознанная потребность; б) семантизация – одним или несколькими из указанных выше способов: занесение в словарик; формирование понятий «синонимы», «антонимы», «слова иноязычного происхождения» и т.п.; в) выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и др.; г) введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. их активизация, употребление в коммуникативных целях; работа с обобщенными лексическими понятиями; исправление допущенных лексических ошибок: замена неудачно использованного слова в сочинении и пр. Примечание: речь имеет несколько видов. Следует строить словарную работу не только в ключе говорения, но и в письменной форме, в аудировании, в чтении. Добавим к этому память – и долговременную, хранящую запас лексики, и оперативную память, в механизме которой формируется высказывание.

№5 слайд
Система активизациях словаря.
Содержание слайда: Система активизациях словаря. Слово считается активизированным, если ученик использовал его хотя бы один раз в свободной, неподсказанной речи, без задания учителя: в пересказах, рассказах, диалогах, письмах, сочинениях. С целью активизации словаря методика предусматривает следующие учебные упражнения: -составление предложения – толкование нового слова, его запись; подбор синонимов к нему, антонимов, указание второго, третьего значений, т.е. составление маленького сочинения о слове; -составление нескольких словосочетаний с изучаемым словом, практическая проверка сочетаемости с другими словами; -составление предложений с изучаемыми словами: на определенную тему, по картине, по сюжету прочитанного рассказа и т.п. -словесное или графическое рисование в связи с изучаемым словом; -орфоэпическая работа с этим словом, а также его запись в орфографических целях; проговаривание, комментирование; -перевод на изучаемый иностранный язык, перевод предложений с этим словом; запись обоих слов; -подбор и запись ключевых слов к рассказу на заданную тему, имеющую отношение к изучаемому слову; -составление и запись различных текстов на избранную тему; исследование правильности, уместности употребления в тексте избранных слов; поиск и замена слов. Последнее задание не должно быть слишком жестким, считается нормальным, если ученик вслед за развитием своей мысли употребит не все опорные слова, а 60% или меньше. Осторожность нужно соблюдать при употреблении образных средств языка: фразеологии, экспрессивной лексики, тропов, иносказаний. Фронтальная работа в классе не должна приводить к стереотипу, к одинаковому выбору слов. Наоборот, учитель поощряет своеобразие языка каждого школьника.

№6 слайд
Рекомендуемая литература
Содержание слайда: Рекомендуемая литература Катонова, Е.М. Методика преподавания русского языка в начальной школе: курс лекций / Е.М. Катонова. – Мн. : БГПУ, 2005, с. 154-156 Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 1975, - 191с. [с. 17-50] Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др. Под ред. Г.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – с.124-147

Скачать все slide презентации Развитие речи на лексическом уровне (словарная работа) одним архивом:
Похожие презентации