Презентация Роль знаков препинания в тексте онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Роль знаков препинания в тексте абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 39 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Роль знаков препинания в тексте



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    39 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    2.28 MB
  • Просмотров:
    57
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Содержание слайда:

№2 слайд
Напишите
Содержание слайда: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

№3 слайд
Принципы пунктуации
Содержание слайда: Принципы пунктуации

№4 слайд
Принципы пунктуации
Содержание слайда: Принципы пунктуации

№5 слайд
Принципы пунктуации
Содержание слайда: Принципы пунктуации

№6 слайд
Назначение пунктуации
Содержание слайда: Назначение пунктуации Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.

№7 слайд
Знаки препинания ноты при
Содержание слайда: Знаки препинания – «ноты при чтении» (А.П.Чехов) помогают в восприятии текста; помогают понять авторскую мысль; могут не только подчеркнуть значение, выраженное словами, но и резко изменить его; могут разорвать смысловые и грамматические связи слов.

№8 слайд
Содержание слайда:

№9 слайд
Примеры То что есть есть того
Содержание слайда: Примеры То что есть есть того чего нет нет это не то это то. (С. Стивене. «Математика, измерение и психофизика») То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то. Я занимался с братом, который был болен английским языком. Муму прижалась к стенке, когда вошла барыня и оскалила зубы. Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и убежала на дискотеку. Ученик положил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

№10 слайд
Примеры Поставлю статую
Содержание слайда: Примеры Поставлю статую золотую пику держащую. Очень-очень странный вид: речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку, Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно, Да как крикнет, улетая: «Вот что значит запятая!» Хватит жевать давайте читать Хватит! Жевать давайте, читать… Хватит. Жевать? Давайте! Читать? Хватит жевать – давайте читать. Бежать нельзя стоять на месте. Старую не хочу новую. (Реклама автомобиля) Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.    

№11 слайд
Примеры Кот несся на трех
Содержание слайда: Примеры Кот несся на трех лапах, а четвертой передней лапой бил петуха по спине (Пауст.). Уже около самого крыльца она лицом к лицу столкнулась с опрятным старичком, с аккуратно подстриженной бородкой и целой гривой седых волос. Туристы вылетают утром встречайте вечером. По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша. И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.     ( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув). Шибанов молчал. Из пронзённой ноги Кровь алым струилася током… (А.Толстой) Коза, которую купила тётка, вернувшись из санатория, пропала.

№12 слайд
А всего лишь одна запятая .
Содержание слайда: А всего лишь одна запятая….))) Уважаемые сотрудники! В разосланном от имени Генерального директора новогоднем поздравлении допущена опечатка. Фразу "С Новым Годом, Свиньи!" следует читать без запятой. Отдел кадров.

№13 слайд
О пользе знаков препинания
Содержание слайда: О пользе знаков препинания Человек потерял запятую - стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки. К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки. Берегите знаки препинания! А. Каневский.

№14 слайд
Функции знаков препинания
Содержание слайда: Функции знаков препинания Разделительная; выделительная; эмоционально-экспрессивная; смыслоразли-чительная.

№15 слайд
Разделительные знаки
Содержание слайда: Разделительные знаки – одиночные, их роль Обозначать границы между однородными членами предложения; простыми предложениями в составе сложного; отделить слова автора от прямой речи; одно независимое предложение от другого.

№16 слайд
Выделительные знаки двойные
Содержание слайда: Выделительные знаки – двойные (парные), их роль Выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений: причастные обороты; деепричастные обороты; сравнительные обороты; прямая речь; обращения; вставные и вводные конструкции; приложения.

№17 слайд
Эмоционально-экспресивная
Содержание слайда: Эмоционально-экспресивная функция знаков Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания; выражает вопрос или сомнение; подчеркнуть внезапность события; Подчернуть интонационную паузу; внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием; подчернуть двойное значение слов, ироническое значение, противоположное значение и т.п.

№18 слайд
Смыслоразличительная функция
Содержание слайда: Смыслоразличительная функция знаков Тире в БСП помогает передать различные смысловые оттенки (быструю смену событий, время, следствие, условие, противопоставление). Многоточие обозначает пропуск в части цитируемого текста. Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении.

№19 слайд
Функции знаков препинания
Содержание слайда: Функции знаков препинания

№20 слайд
Функции знаков препинания
Содержание слайда: Функции знаков препинания

№21 слайд
Функции знаков препинания
Содержание слайда: Функции знаков препинания

№22 слайд
СТРУКТУРА
Содержание слайда: СТРУКТУРА  СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ  Тезис. Рассуждение о смысле высказывания. Пример 1 (знак препинания), его роль. Пример 2 (знак препинания), его роль Вывод.

№23 слайд
Типичные ошибки в сочинении
Содержание слайда: Типичные ошибки в сочинении данного типа отсутствие теоретического обоснования тезиса; отсутствие переходов от общих положений к приведению примеров из текста; неумение употреблять в сочинении средства связи между предложениями; неумение выстраивать доказательную часть сочинения; неумение использовать текст как способ аргументации.

№24 слайд
Тезис ТЕЗИС это кратко
Содержание слайда: Тезис ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль. Тезис формулируется как простое двусоставное предложение. Подлежащее – это тема текста. Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме. Тезис – это ТЕМА  +   ОСНОВНАЯ  МЫСЛЬ   

№25 слайд
Примеры тезисов Многоточие
Содержание слайда: Примеры тезисов                    Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые. Затем следует основная мысль, которая  поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.

№26 слайд
СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В
Содержание слайда: СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ 1. Слова одной тематической группы 2. Однокоренные слова 3. Синонимы, антонимы ( в том числе контекстные) 4. Лексический повтор 5. Союзы 6. Местоимения 7. Вводные слова 8. Синтаксический параллелизм 9. Вопросительные или неполные предложения и т.д.

№27 слайд
Практика Докажите
Содержание слайда: Практика Докажите справедливость данного высказывания. «Речь- удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы  пользоваться им». (Гегель) Во-первых,________________________ Во-вторых,_____________________________ В-третьих,______________________________ Следовательно,_________________________

№28 слайд
Вариант работы над заданием С
Содержание слайда: Вариант работы над заданием С2. (1) Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднился. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой добраться, в рыбачий поселок. (3)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошелся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развел. (6)Мне еще по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7)Только я из глубины бухты обратно в сторону открытого моря повернул, вижу: не пройти. (8)Сильный накат идет, волны песчаную полосу уже захлестывают своими гребнями, запросто могут с ног сбить и утащить в море... (9)Одна дорога остается: вверх, на крутую скалу. (10)И вода подгоняет: она уже к сапогам подбирается, скоро голенища захлестнет. (11)Начал я вверх карабкаться. (12)А с тяжёлым рюкзаком да еще с ружьем по скалам лазить не больно-то удобно. (13)Да и смеркаться стало раньше обычного. (14)Тучи небо плотно обложили, чувствую я: стемнеет скоро. (15)Надо на ночлег устраиваться загодя, а то в темноте и голову сломать недолго. (16)Еще немного вверх залез, остановился отдышаться. (17)Вижу: площадка на скале небольшая. (18)Да мне одному много ли надо? (19)Зато площадка удобная: скала над ней козырьком нависает, дождь не страшен, и от ветра укрытие. (20)А внизу береговую полосу совсем приливом скрыло. (21)Ну, устроился я. (22)Ружье к каменной стенке прислонил, лапничку наломал, постель себе приготовил.... (23) "Переночую тут спокойно, - размышляю про себя, - а завтра по заре и двину дальше". (24)Вдруг я слышу: кто-то ко мне на площадку карабкается. (25)Камни из-под него сыплются, стучат по скале, кусты шевелятся. (26)Кто же это такой от прилива спасается?

№29 слайд
Cмотрю над площадкой медвежья
Содержание слайда: (27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл... (27)Cмотрю: над площадкой медвежья голова поднимается! (28)Уставились мы друг на друга, и на какое-то мгновение оба от неожиданности застыли. (29)Не знаю, о чем медведь успел подумать, а я-то думаю:"Ну все... (30)Сейчас он меня лапой как огребет - и кувырк я со скалы в воду! (31)Плохо дело..." (32)Похолодел весь и про ружье забыл... (33)А снизу вдруг волна ка-а-ак ударит! (34)И такая в ней силища многотонная - аж скала дрогнула и брызги вверх полетели! (35)Нас обоих, словно из пожарного шланга, обдало. (36)Медведь пискнул и бросился прямо ко мне в руки! (37)Вот уж и верно: у страха глаза велики! (38)Никакой это и не медведь оказался, а маленький, годовалый медвежонок. (39)Должно быть, от матери отстал, заигрался на берегу - его водой прихватило и напугало до смерти. (40)Он ко мне прижался, как ребенок, голову прячет и только дрожит от страха - мелко-мелко, всей своей шкуркой... (41)Я погладил его осторожно: вдруг цапнет? (42)Нет, вижу, ничего, терпит. (43)А волна опять как даст! (44)Накрыл я медвежонка своей курткой брезентовой, сам возле него угрелся, да так мы с ним - не поверите! - и задремали под вой ветра и грохот прибоя. (45)Только от каждого удара волны медвежонок во сне вздрагивал. (46)Дышал он ровно и так доверчиво ко мне прижимался... (47) Вот, думаю, какая удивительная история. (48)Это же не в цирке, где дрессированные медведи за кусочек сахара всякие штуки вытворяют. (49) Это же дикий зверь! (50)А беда приперла - и к человеку сунулся. (51)Доверяет.. (52) Всегда бы так! (53)Мирно... (По Л.Куклину) С2. Объясните роль восклицательного знака в данном тексте.

№30 слайд
Функции восклицательного
Содержание слайда: Функции восклицательного знака Восклицательный знак – интонационный знак. Он используется в конце всех восклицательных предложений — повествовательных, вопросительных и побудительных и выполняет следующие функции: 1) указывает на эмоциональный характер сообщения (передает радость, удивление, упрёк, испуг и т. п.).; 2) подчёркивает категоричность побуждения; 3) оформляет эмоционально окрашенные формулы речевого этикета со значением благодарности, приветствия, прощания, извинения и т. п.. Восклицательный знак может ставиться также в конце предложений, заключающих в себе риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа). Такие вопросительные по форме предложения являются эмоционально окрашенными повествовательными (утвердительными или отрицательными) предложениями, например: И какой же русский не любит быстрой езды! (Н.В.Гоголь)

№31 слайд
Работаем с текстом
Содержание слайда: Работаем с текстом

№32 слайд
Рассуждаем вместе
Содержание слайда: Рассуждаем вместе «Удивительный знак» - вот как раньше в русском языке назывался восклицательный знак. Если автор ставит его в конце предложения, то он хочет рассказать читателю о тех чувствах и эмоциях, которые его переполняли. Так, неподдельное изумление рассказчика от встречи с медведем и сложившейся ситуации передает этот знак в предложениях 27, 36, 49, а страх перед возникшей смертельной опасностью – в предложении 30. Однако медведь оказался годовалым медвежонком, до смерти перепуганным мощным штормом и нашедшим спасение рядом с человеком, который не без иронии оценивает свои первоначальные впечатления от увиденного (предложение 37). И всё-таки ощущение нереальности, невероятности произошедшего не покидает рассказчика, и он в предложении 43, удивляясь случившемуся, пытается уверить читателя в том, что всё, описанное им, было на самом деле. К сожалению, такая вот доверчивость дикого зверя – явление редкое, потому что человек сам часто становится врагом природы. Но предложение 52 («Всегда бы так!») передает чувство удовлетворения рассказчика от случившегося, желание жить в постоянной гармонии с окружающим природным миром. Таким образом, восклицательный знак  («удивительный знак») возвращает читателя к своему древнему значению: удивлять, привлекать внимание.

№33 слайд
Продолжаем работать с текстом
Содержание слайда: Продолжаем работать с текстом

№34 слайд
Рассуждаем вместе В
Содержание слайда: Рассуждаем вместе В письменной речи часто встречается тире. Какую роль играет оно в тексте? Тире - это очень ёмкий по значению знак, выполняющий несколько важных функций. Так, в предложении 30 оно передаёт эмоциональную сторону речи - динамичность, предполагаемую быструю смену событий. С его помощью автор смог рассказать о впечатлении рассказчика от встречи с медведем. Вторая функция тире - смысловая: оно ставится между предложениями, не соединенными посредством союзов, если второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом, как, например, в предложениях 34, 49, 50. Тире как бы компенсирует эти пропущенные союзы (в указанных предложениях это союз поэтому). Таким образом, мы видим, что тире - знак препинания, играющий важную роль в письменной речи.

№35 слайд
Продолжаем работатьс текстом
Содержание слайда: Продолжаем работатьс текстом

№36 слайд
Рассуждаем вместе Многоточие
Содержание слайда: Рассуждаем вместе Многоточие - это знак интонационный, по образному выражению лингвиста А.М.Пешковского - «читаемый знак». Так, оно обладает рядом разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. В предложениях 8, 22, 40 многоточие передаёт недосказанность мысли, вызванную различными причинами: стремлением побыстрее укрыться от шторма, предвкушением предстоящего отдыха и испугом медвежонка. Кроме того, этот знак – знак эмоционального напряжения, и эту его функцию можно проследить в предложениях 29, 31, 32. В них многоточие передаёт недоговоренность, прерванность, затрудненность мысли, вызванные большим эмоциональным напряжением, которое пережил рассказчик в смертельной, как ему показалось, опасности. В предложениях 51 и 53 многоточие передаёт многозначительность сказанного, указывает на подтекст, скрытый смысл: рассказчик явно испытывает удовольствие от такой доверчивости медвежонка, и ему хочется, чтобы человек всегда жил в мире с дикой природой. Таким образом, с помощью многоточия передается состояние персонажа, его чувства, переживания; кроме того, это приглашение автора поразмышлять, «додумать», пофантазировать...

№37 слайд
Напишите
Содержание слайда: Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного ученого С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый   «характер»».

№38 слайд
Содержание слайда:

№39 слайд
Удачи! Егораева Г.Т., ведущий
Содержание слайда: Удачи! Егораева Г.Т., ведущий методист издательства «Экзамен»

Скачать все slide презентации Роль знаков препинания в тексте одним архивом:
Похожие презентации