Презентация Синонимы, антонимы, многозначные слова онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Синонимы, антонимы, многозначные слова абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 50 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Синонимы, антонимы, многозначные слова



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    50 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    3.34 MB
  • Просмотров:
    75
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Создание живых картин или
Содержание слайда: Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности Создание живых картин или живое выражение человеческих переживаний, чувств, эмоционально окрашенных мыслей возможно только при владении писателем всем богатством его национального языка, в том числе и средствами лексической выразительности (Г.Л. Абрамович).

№2 слайд
Синонимы - это слова одной и
Содержание слайда: Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. Синонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые или схожие по своему значению, но разные по звучанию и написанию. ! Как и антонимы, синонимы могут быть контекстными.

№3 слайд
Многозначные слова - это
Содержание слайда: Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Многозначные слова - это слова, имеющие много значений: Лапа — 1) нога, ступня; 2) ветвь хвойного дерева. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию (при возможном различном написании) или написанию (при возможном различном звучании), но разные по значению. Планировать — составлять план Планировать — постепенно, плавно снижаться в Засыпать — погружаться в сон. Засыпать — покрыть слоем чего-нибудь сыпучего

№4 слайд
Просторечная лексика -
Содержание слайда: Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Просторечная лексика - сниженная, грубая, не рекомендуемая к использованию в общении, допустимая только в художественной литературе для достижения соответствующего эффекта. Рожа, моргалы, башка, хряпать, ржать (в значении смеяться). Канцеляризм - слова, словосочетания, грамматические формы и синтаксические конструкции, характерные для официально-делового стиля. «входящие — исходящие», «надлежит», «доводится до вашего сведения» и т. п.

№5 слайд
Устаревшие слова Историзмы
Содержание слайда: Устаревшие слова Историзмы – это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением из жизни предметов и явлений, которые они обозначали, и перешедшие в лексику ограниченного пользования. Арбалет, граммофон, кулак, барщина. Архаизмы (от греч. archaios – древний) – это также устаревшие слова, но они вышли из употребления не потому, что исчезли предметы и явления, которые они обозначают, а потому, что в речь вошли другие слова, обозначающие эти же реалии. Выя – шея, лепота – красота, позор – зрелище.

№6 слайд
Неологизмы новые слова
Содержание слайда: Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Неологизмы– новые слова ограниченного пользования, новизна которых ощущается носителями языка. Перестройка, ваучер, файл, спонсор, имидж. Авторские неологизмы возникают в результате словотворчества отдельных людей. Например, у В.В. Маяковского: мандолинить, молоткастый ; у В. Хлебникова: резьмо, лебедиво Такие неологизмы называют окказионализмами.

№7 слайд
Диалектизмы - это слова,
Содержание слайда: Диалектизмы - это слова, Диалектизмы - это слова, употребляемые сравнительно ограниченным числом людей, связанных территориальной общностью. Например, бурак- свёкла, козюли – змеи, няша – болото…

№8 слайд
Заимствованная Заимствованная
Содержание слайда: Заимствованная Заимствованная лексика - это слова, заимствованные и других языков в результате языковых контактов. Метро, кофе, пальто, жюри. амбар, артист, авария.

№9 слайд
Термин - от лат. Terminus
Содержание слайда: Термин - от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве Термин - от лат. Terminus предел, граница пограничный знак. Слова или словосочетания, точно называющие какое-либо понятие, применяемое в науке, технике, искусстве Профессионализм - полуофициальные и неофициальные слова, используемые в речи людьми, объединёнными общей профессией.

№10 слайд
Жаргонизмы слова Жаргонизмы
Содержание слайда: Жаргонизмы – слова Жаргонизмы – слова Ограниченного употребления, созданные с целью языкового обособления людьми, объединенными определёнными интересами, родом занятий, привычками. Общага – общежитие, халява – всё, что бесплатно, сервить – пользоваться средой “Интернет”, облом – неудача

№11 слайд
Фразеологизмы Фразеологизмы
Содержание слайда: Фразеологизмы – Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое (лексические единицы) в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии – относительно самостоятельного раздела лексикологии. Сесть в калошу, Аннибалова клятва, нить Ариадны…

№12 слайд
Следует отметить, что в
Содержание слайда: Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств выразительности: Следует отметить, что в задании в8 встречаются и другие термины лексических средств выразительности: лексический повтор; разговорная лексика; сниженная разговорная лексика; книжная (в т. ч. экспрессивная) лексика; Общественно-политическая лексика; оценочная лексика; экспрессивный лексический повтор;

№13 слайд
СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ звукопись
Содержание слайда: СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ (звукопись)

№14 слайд
Широко используются в тексте,
Содержание слайда: Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся: Широко используются в тексте, особенно в тексте поэтическом, выразительные средства фонетики. К ним относятся: АЛЛИТЕРАЦИЯ (от лат. ad — к, при и littera — буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ. Напр., «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой» (А. С. Пушкин). АССОНАНС (франц. assonance — созвучие), созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа: Быстро лечу я по рельсам чугунным./Думаю думу свою. ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке «мяу-мяу», «ха-ха», «тик-так»).

№15 слайд
Содержание слайда:

№16 слайд
Содержание слайда:

№17 слайд
Содержание слайда:

№18 слайд
Содержание слайда:

№19 слайд
Содержание слайда:

№20 слайд
Содержание слайда:

№21 слайд
Содержание слайда:

№22 слайд
Содержание слайда:

№23 слайд
Содержание слайда:

№24 слайд
Содержание слайда:

№25 слайд
Содержание слайда:

№26 слайд
Содержание слайда:

№27 слайд
Синекдоха греч. соотнесение
Содержание слайда: Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали: Синекдоха (греч. соотнесение) — разновидность метонимии, в основе которой лежит отношение части и целого. Иными словами, образный перенос названия связан здесь с количественными отношениями между обозначаемыми предметами. Синекдоха выражает один из характерных в каком-нибудь отношении признаков предмета. Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; другими словами: часть творчески дополняется до целого, целое как бы «додумывается», воспринимается на фоне какой-нибудь характерной детали:

№28 слайд
Гипербола греч. преувеличение
Содержание слайда: Гипербола (греч. преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Гипербола может представлять собой чисто количественное преувеличение, придавая речи экспрессию: Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь). В большинстве же случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола: Гипербола (греч. преувеличение) — это образное словоупотребление, преувеличивающее какой-нибудь предмет, признак, качество или действие с целью усилить художественное впечатление. Гипербола может представлять собой чисто количественное преувеличение, придавая речи экспрессию: Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз... И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! (Н.В. Гоголь). В большинстве же случаев гипербола не только усиливает, но и обогащает мысль новым содержанием, сближаясь с метафорой. Это образная гипербола:

№29 слайд
Литота греч. простота,
Содержание слайда: Литота (греч. простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов) Литота (греч. простота, малость, умеренность) — образное выражение, противоположное гиперболе. Это художественное преуменьшение величины, значения изображаемого, имеющего своей целью эмоционально воздействовать на читателя: И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок В больших сапогах, в полушубке овчинном, В больших рукавицах... а сам с ноготок! (Н.А. Некрасов)

№30 слайд
Ирония греч. притворство,
Содержание слайда: Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. Ирония (греч. притворство, насмешка) — насмешливое употребление слов в прямо противоположном значении. Обычно это тонкая насмешка, которая скрывается за внешней учтивостью. Противоположный смысл возникает здесь как «подтекст» и создается общим содержанием текста и особой интонацией, которая выражает юмор, укор или неодобрение, осуждение. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» — Лисица, встретяся с Ослом, его спросила. (И.А. Крылов) Высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка, выражающаяся часто в обличениях социального характера, — называется сарказмом. Полон едкого сарказма обличительный монолог Чацкого из второго действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты

№31 слайд
Сравнение это образное
Содержание слайда: Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Сравнение — это образное выражение, в котором один предмет (явление, признак и т. п.) сопоставляется с дру­гим, обладающим каким-нибудь свойством в большей мере. Чаще всего сравнения присоединяются при помощи союзов как, точно, словно, будто, как бы, как будто и др. Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А.С. Пушкин) Меткое и образное сравнение! Передышка в сражении — это короткий отдых в самой тяжелой работе — труде пахаря. Везде, по всей усадьбе, словно в муравейнике, сутра до ночи копошились люди. (М.Е, Салтыков-Щедрин) Сравнение может быть развернутым, разветвленным. Это — сравнение-образ. «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели», — читаем мы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Сравнения могут присоединяться и бессоюзно. Очень распространено в языке бессоюзное сравнение в форме творительного падежа: - Пошла ты, баба! — закричали ей тут же бороды заступом, лопатой, клином. — Ишь, куда полезла, корявая! (Н,В. Гоголь)

№32 слайд
Перифраз - от греч.
Содержание слайда: Перифраз - от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого Перифраз - от греч. pariphrasis - букв. вокруг говорю, пересказ) - замена прямого названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их существенные черты. Синоним: п а р а ф р а з, п а р а ф р а з а, п е р и ф р а з а Пример: "царь зверей" вместо "лев" "туманный Альбион" вместо "Англия" "певец Гяура и Жуана" вместо "Байрон" (А. Пушкин). "Перифраз применяется для замены слова или группы слов, чтобы избежать повторения, придать повествованию большую выразительность, указать на характерные признаки того, что заменено. Например, вместо "легкая атлетика" - "королева спорта" (А.Ф. Головенченко).

№33 слайд
Стилистические фигуры фигуры
Содержание слайда: Стилистические фигуры – фигуры речи - обороты речи, синтаксические построения, усиливающие выразительность высказывания. Син: риторические фигуры

№34 слайд
quot Реальное значение фигур
Содержание слайда: "Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). "Реальное значение фигур речи состоит в том, что они индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску, получая вместе с тем конкретно-выразительное значение лишь в контексте, в зависимости от общего синтаксического строя речи" (В.А. Никонов). "Лишь благодаря фигурам художник достигает своей цели - художественной мысли, выраженной в художественной речи" (Ю.Б. Борев).

№35 слайд
Если тропы формы поэтического
Содержание слайда: Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.). Если тропы — формы поэтического мышления, благодаря которым мысль обогащается новым образным содержанием, то фигуры — формы речи, усиливающие ее воздействие благодаря определенным синтаксическим построениям, но не привносящие такого нового содержания. Фигуры можно условно поделить на семантические (антитеза, оксюморон, градация и д.р.) и синтаксические (параллелизм, анафора, эпифора, подхват, эллипсис, инверсия, умолчание, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие и др.).

№36 слайд
от греч. противоположение
Содержание слайда: (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. (от греч. противоположение) — стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления предметов, явлений и их свойств. Антитеза выражается обычно антонимами — словами с противоположными значениями. Она дает возможность ярко противопоставить обозначаемые предметы или явления, противоположные проявления качества или свойства, сделав их смысловым «фокусом» фразы. Антитеза реализуется чаще всего в определенных конструкциях, в которых противоположность подчеркивается союзами, интонацией и другими средствами. Ты богат, я очень беден; /Ты прозаик, я поэт... (А.С. Пушкин)

№37 слайд
Оксюморон или оксиморон -
Содержание слайда: Оксюморон или оксиморон - (греч. остроумно-глупое)— соединение противоположных по смыслу слов, образно раскрывающих противоречивую сущность обозначаемого: И день настал. Встает с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, еще вчера Стонавший слабо над могилой.(А.С. Пушкин). Стоило только мне погрузиться в эти пуховые волны, как какое-то снотворное, маковое покрывало тотчас надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящейся скукой и скучающей веселостью..(Н. С. Лесков) Такие слова, обладающие несовместимыми в обычной речи семантическими «атомами» («жизнь» и «смерть», «веселье» и «скука» и т. п.), соединяются в поэтическом тексте как взаимопроницаемые противоположности и дают художественное изображение человека, предмета, явления в их внутренних противоречиях (живой труп — по существу неживой живой человек, скучающая веселость — показная веселость и т.п.).

№38 слайд
Градация лат. постепенное
Содержание слайда: Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. Градация (лат. постепенное возвышение, усиление) — расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. В соответствии с этим различают градацию восходящую (подъем) и нисходящую (спуск, спад).При одном предположении подобного случая вы бы должны были... испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, океаны слез!.. (Ф.М. Достоевский). Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение — распространенный прием в народной поэзии, откуда он перешел и в художественную литературу.

№39 слайд
Выше были представлены
Содержание слайда: Выше были представлены семантические фигуры . Выше были представлены семантические фигуры . Ниже мы рассмотрим средства выразительности синтаксиса. Кстати, в рецензиях задания В8 часто указывается, что, допустим, автор использует троп, риторическую фигуру или синтаксический приём, так что чёткое знание того, какие средства выразительности относятся к тропам, какие – к семантическим фигурам или синтаксическим средствам выразительности, поможет в решении задания В8.

№40 слайд
Параллелизм греч. идущий
Содержание слайда: Параллелизм (греч. идущий рядом) — фигура, представляющая собой однородное синтаксическое построение предложений или их частей. Это одна из характерных черт поэтической речи. Структурный параллелизм обычно сопровождается тематическим, содержательным.

№41 слайд
Анафора греч. anaphora -
Содержание слайда: Анафора греч. anaphora - вынесение вверх) - повторение начальных частей (звуков, слов, синтаксических или ритмических построений) смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз) Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством... (М.Ю. Лермонтов) Единый зачин делает речь экспрессивной, выразительно подчеркивая основную мысли текста

№42 слайд
Эпифора греч. epiphora от epi
Содержание слайда: Эпифора (греч. epiphora от epi - после и phoros - несущий) - фигура речи, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз). Пример: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" (Н. Гоголь) Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! А. Блок

№43 слайд
Риторический вопрос греч.
Содержание слайда: Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Риторический вопрос (греч. оратор) — фигура речи, которая представляет собой по форме вопросительное предложение, употребленное не в собственном своем значении. Оно является по содержанию утвердительным и не требует ответа, а его вопросительная структура и интонация используются для того, чтобы привлечь внимание, повысить эмоциональное воздействие высказывания на читателя. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Н.Толстой) Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, отсутствующему лицу; цель риторического обращения - усиление выразительности речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? А. Пушкин А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов... М. Лермонтов Есть также риторическое восклицание. Оно подчеркивает эмоциональность авторской речи, усиливает выражение чувств.

№44 слайд
Бессоюзие и многосоюзие
Содержание слайда: Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Бессоюзие и многосоюзие — синтаксические фигуры, основанные на намеренном пропуске, или, наоборот, сознательном повторении союзов. В первом случае, при опущении союзов, речь становится сжатой, компактной, динамичной. Изображаемые действия и события здесь быстро, мгновенно развертываются, сменяют друг друга: Швед, русский — колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет. Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть и ад со всех сторон. (А.С. Пушкин) В случае многосоюзия речь, напротив, замедляется, паузы и повторяющийся союз выделяют слова, экспрессивно подчеркивая их смысловую значимость: Зато и внук, и правнук, и праправнук Растут во мне, пока я сам расту... (П.Г. Антокольский)

№45 слайд
Период длинное, многочленное
Содержание слайда: Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Период – длинное, многочленное предложение или сильно распространённое простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части. В первой части синтаксический повтор однотипных придаточных (или членов предложения)идёт с нарастающим повышением интонации, затем – разделяющая значительная пауза, и во второй части, где дается вывод, тон голоса заметно понижается. Такое интонационное оформление образует своего рода круг: Когда бы жизнь домашним кругом я ограничить захотел,/Когда мне быть отцом, супругом приятный жребий повелел,/ Когда б семейственной картиной пленился я хоть миг единый, - то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. (А.С. Пушкин) Парцелляция — художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение графически отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь. Например: Прошлый раз на пути из Луги на какой-то станции, несмотря на форменное переполнение, в вагон еще какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах (М. Зощенко).

№46 слайд
Инверсия - от лат. inversio -
Содержание слайда: Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Инверсия - (от лат. inversio - перестановка) - изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, для усиления выразительности речи. Пример: "Сметливость его и тонкость чутья меня поразили". (А. Пушкин). "Досадно было, боя ждали" (М. Лермонтов). "Тут сгорел мой приятель со стыда" (И. Тургенев). "Инверсия - тонкое средство художественной речи. Инверсии употребляются и в художественной прозе - где они едва ли бывают "вынужденными", поскольку ритм прозы гораздо более свободен, чем в поэзии, в стихе" (В.В. Кожинов). "Инверсия и другие риторические фигуры, построенные на "игре" порядком и расположением слов, позволяют создать ощущение речевого пространства" (Ю.Б. Борев).

№47 слайд
Подхват фигура, которая
Содержание слайда: Подхват — фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха в начале следующего стиха: Придет оно, большое, как глоток, — Глоток воды во время зноя летнего. (Р.И. Рождественский) Последующая строка здесь как бы «подхватывает» предыдущую, связываясь с ней, откуда и название этой фигуры. Эллипсис (греч. опущение, выпадение) — пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразуме­ваемого и восстанавливаемого по смыслу. Благодаря сжатости речи достигается динамичное изображение действия, напряженная смена событий. Чаще всего опускается сказуемое: — Франц, в мою спальню вещи князя! — обратился он к слу­ге, провожавшему Болконского. (Л.Н. Толстой) Имеется в виду: принесите. Эллипсис хорошо передает в художественном произведении одну из особенностей устной речи — недосказанность, незаконченность мысли, вызванные состоянием героя или рассказчика.

№48 слайд
Кроме вышеперечисленных
Содержание слайда: Кроме вышеперечисленных синтаксических средств выразительности в тестах встречаются и следующие: восклицательные предложения; диалог, скрытый диалог; вопросно-ответная форма изложения; ряды однородных членов; цитирование; вводные слова и конструкции

№49 слайд
Ряды однородных членов
Содержание слайда: Ряды однородных членов предложения - конкретизируют понятие, или показывают его многоплановость, или рисуют многие явления, соединяя в единую картину. Вводные и вставные конструкции - вносят дополнительные оттенки, выделяют дополнительные сведения.

№50 слайд
Кроме тропов и фигур, в
Содержание слайда: Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» Кроме тропов и фигур, в художественном тексте может встречаться такой стилистический прием, как аллюзия (от лат. шутка, намек) — соотнесение текста с каким-либо известным историческим фактом или литературным текстом. По существу, аллюзиями являются крылатые выражения. Например, фраза я умываю руки — аллюзия на евангельское повествование о Понтии Пилате. Аллюзия и перифраза помогают установить контакт между пишущим и читающими, между говорящим и слушающими: «Мы понимаем, о чем идет речь, мой намек принят вами...» В художественной речи используются афоризмы — краткие, меткие и обычно образные изречения, близкие к пословице: Человек — это звучит гордо (М. Горький

Скачать все slide презентации Синонимы, антонимы, многозначные слова одним архивом: