Презентация Синтаксис как раздел науки о языке онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Синтаксис как раздел науки о языке абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 20 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Синтаксис как раздел науки о языке
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:20 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:102.22 kB
- Просмотров:79
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
![Основные единицы ситаксиса](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img2.jpg)
Содержание слайда: Основные единицы ситаксиса
Основными единицами синтаксиса считаются:
1)Словосочетание
2)Предложение
3)Текст- это высказывание, состоящее из ряда предложений, связанных по смыслу, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы и основной мысли.
№4 слайд
![Словосочетание одна из](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img3.jpg)
Содержание слайда: Словосочетание – одна из основный единиц синтаксиса
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.
Словосочетаниями не является:
¾ грамматическая основа;
¾ однородные члены предложения;
¾ служебная часть речи + существительное;
¾ фразеологизм.
№5 слайд
![Различаются словосочетания](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img4.jpg)
Содержание слайда: Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.
Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.
№6 слайд
![Классификация словосочетаний](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img5.jpg)
Содержание слайда: Классификация словосочетаний по составу (по структуре)
1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.
Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).
2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.
Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.
Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов
По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:
№7 слайд
![синтаксически свободные](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img6.jpg)
Содержание слайда: синтаксически свободные
Примеры: высокий дом.
- синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:
Примеры: три сестры, анютины глазки.
Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.
Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания — сочетания однородных членов предложения.
№8 слайд
![Предложение одна из основных](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img7.jpg)
Содержание слайда: Предложение – одна из основных единиц синтаксиса
Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.
№9 слайд
![Члены предложения Члены](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img8.jpg)
Содержание слайда: Члены предложения
Члены предложения — грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.
№10 слайд
![Типы предложений Предложение](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img9.jpg)
Содержание слайда: Типы предложений
Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:
Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.
Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:
Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?
Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)
Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?
№11 слайд
![Вопросительно-утвердительные](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img10.jpg)
Содержание слайда: Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.
Вопросительно-побудительное предложение содержит в себе побуждение к действию, выраженному в самом вопросе: Итак, может быть, продолжим наше занятие? Займёмся сначала подготовкой? Ну, идём?
Вопросительно-риторическое предложение содержит в себе утверждение или отрицание и не требует ответа, так как ответ содержится в самом вопросе: Желанья… Что пользы напрасно и вечно желать?
Побудительное предложение содержит в себе волю говорящего, выражая приказ, просьбу или мольбу. Побудительные предложения отличают: побудительная интонация, сказуемое в форме повелительного наклонения, присутствие частиц, вносящих побудительный оттенок в предложение (ну-ка, давай, пусть).
Восклицательное предложение выражает эмоции говорящего, что передаётся специальной восклицательной интонацией. Восклицательными могут быть и повествовательные, и вопросительные, и побудительные предложения.
№12 слайд
![Текст- одна из основный](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img11.jpg)
Содержание слайда: Текст- одна из основный единиц синтаксиса
В языкознании текст – это несколько предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу и с помощью разных языковых средств.
Текст имеет или может иметь заглавие. А поскольку текст является законченным высказыванием, сообщает о чем-то, то в нем всегда есть тема.
Существовать текст может в двух речевых формах – диалога или монолога. Вспомним, чтодиалог – это одна из форм речи, в которой обмен высказываниями происходит непосредственно между участниками беседы. Монолог – такая форма речи, в которой развернутое высказывание состоит из ряда предложений, связанных по смыслу и грамматически; обращен он к слушателям, читателям, самому себе (внутренний монолог).
Минимальной единицей текста является предложение. Предложения объединяются в абзацы, параграфы, главы и т.д. Если единичное предложение позволяет выразить мысль, то текст может развить ее за счет того, что каждое последующее предложение в нем поясняет и дополняет предыдущее, сообщает что-то новое.
№13 слайд
![Количество предложений в](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img12.jpg)
Содержание слайда: Количество предложений в тексте обычно не ограничивается, но может определяться, например, задачами конкретного сообщения и достаточностью информации. Объем текста устанавливает пишущий, говорящий. Если предложение выражает законченное и связное целое, в котором высказана мысль, то текст может состоять и из одного предложения, например, пословицы, поговорки, афоризмы.
Текст оформляется в соответствии с одним из стилей речи: разговорным, официально-деловым, публицистическим, научным или художественным. В некоторых случаях допускается смешение стилей (например, как мы знаем, разговорный используется писателями в художественных произведениях для дополнения образа персонажа), но те не менее, стилевое единство – важнейший признак текста.
В зависимости от того, что является объектом нашего высказывания (какое-то понятие, явление окружающей природы; жизненная ситуация), текст может принадлежать к одному из типов речи: описанию, повествованию, рассуждению. Кратко вспомним их признаки. Итак, описание – тип текста, описывающий признаки предметов, явлений, животных, человека. Описательный текст может быть создан в любом стиле и либо начинается с общего признака, либо заканчивается им. В рассуждении утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие. Текст-рассуждение должен соответствовать четкому плану и содержать тезис, аргументы, доказывающие его и вывод. Текст-рассуждение, как правило, относится к научному стилю. И последний тип речи – это повествование, в котором передается определенная последовательность событий. Повествовательный текст чаще всего встречается в художественных произведениях и разговорной речи. Обычно в художественном тексте-повествовании присутствуют такие основные композиционные элементы как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
№14 слайд
![Категория модальности](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img13.jpg)
Содержание слайда: Категория модальности
Модальность — семантическая категория, выражающая отношение говорящего к содержанию его высказывания, целевую установку речи, отношение содержания высказывания к действительности. Модальность является языковой универсалией, принадлежит к числу основных категорий естественного языка.
Модальность включает в себя разнородные модальные характеристики, которые проявляются в разных аспектах структуры предложения, зачастую наслаиваясь одна на другую. Они очень разнородны: утверждение – вопрос – побуждение, реальность – достоверность – вероятность – нереальность, утверждение – отрицание, необходимость – возможность – намерение и т.д. Трудность изучения модальности заключается в том, что в живом языке модальные оттенки перекликаются с экспрессивными и даже эмоциональными.
№15 слайд
![.Модальную характеристику](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img14.jpg)
Содержание слайда: 1.Модальную характеристику предикативной оси предложения определяют отношения первого типа. Модальность предложения – это субъективно-объективное отношение содержания высказывания к действительности с точки зрения его реальности, соответствия или несоответствия действительности. Соответственно, различается модальность реальная (прямая) и нереальная (ирреальная, косвенная, гипотетическая). Грамматически основная (предикативная) модальность выражается категорией наклонения: изъявительного, условно-желательного, побудительного. Способ выражения основной модальности при помощи категории наклонения является морфолого-синтаксическим.
Выражать модальность может и интонация. Например, по отношению к инфинитивным предложениям можно говорить об интонационно-синтаксическом способе выражения модальности
№16 слайд
![Из тех типов предложений](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img15.jpg)
Содержание слайда: Из тех типов предложений (повестоват., побудит., вопросит.,) только побудительные отличаются единством модального значения, они представляют одну из основных разновидностей ирреальной модальности. Повествовательные предложения распадаются на два типа: с реальной модальностью и с нереальной. Весна идет, Он бы сам к вам явился, да побоялся. Что касается вопрос. предложений, то, так как познавательная установка не является разновидностью модального значения, вопрос. не является средством выражения высказывания к действительности. В отношении к категории модальности вопрос. предл. делятся на несколько типов: а) вопрос. только по форме, но не по существу (к примеру, риторический вопрос), в модальном плане как повествовательные; 2) предл., чья вопрос. форма является экспрессивным средством побуждения к действию; как побудительные; 3) в основе собственно вопрос. предл. лежит представление о реальности или нереальности искомого, может быть использована форма как условного, так и изъяв. наклонения.
Противопоставление предложений по утвердительности – отрицательности отвечает первому условию инвариантности (реальность/ирреальность), однако само это противопоставление – собственно смысловое, накладывается на выраженное в предложении модальное значение
№17 слайд
![.Отношение говорящего к](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img16.jpg)
Содержание слайда: 2.Отношение говорящего к содержанию высказывания. Основным средством выражения субъективной модальности служат вводные (модальные) слова. Вводных слова, определяющие отношение говорящего к содержанию высказывания (эмоц. реакция, стремление к логическому упорядочению речи и т.д.): 1) слова (сочетания слов), вносящие в высказывание значение уверенности, убежденности говорящего: разумеется, несомненно, безусловно, действительно; 2) предположительность, неуверенность: вероятно, должно быть, возможно.
В отличие от основном (объективной) модальности, модальность субъективная – признак необязательный. Различается общая субъективная модальность (если относится к предикату) и частная (если относится к одному из остальных компонентов предложения). Объективная и субъективная модальности взаимодействуют, но не перекрещиваются. Также со вводными модальными словами соотносятся и наряду с ними являются выражением субъектив. модальности многие модальные частицы, связанные со значением достоверности высказывания (вряд ли, едва ли, небось)
№18 слайд
![. Отношение между действием](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img17.jpg)
Содержание слайда: 3. Отношение между действием (предикативным признаком) и его субъектом. Чаще всего выражается посредством модальных слов, включаемых в состав предиката: мочь, хотеть, желать, можно, возможно, желательно, нужно, должен, намерен + некоторые модальные сущ. Эти модальные отношения можно назвать внутрисинтаксическими, в отличие от внешнесинтаксических (1, 2). Внутрисинтаксическая модальность выражается в основном лексическими средствами (модальное значение, заключенное в словах определенных разрядов). Если основная модальность предложения лишь выявляет одно из модальных значений, совокупность которых заложена в инвариантной модели предложения, в структуре его предикативной оси, толексическая модальность прибавляет к это оси семантический компонент, равный лексическому значению модального слова. Грамматическая модификация предложения обязательна, а семантическая лишь возможна. Общее условие лексической модальности – наличие в предложении синтаксических значений субъекта и действия (процесс. признака)
№19 слайд
![Актуальное членение](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img18.jpg)
Содержание слайда: Актуальное членение предложения
Актуа́льное члене́ние предложе́ния — используемый в лингвистике принцип разделения предложения на:
исходную, изначально данную составляющую (то, что считается известным или может быть легко понято), называемую темой, исходной точкой или основой;
новую, утверждаемую говорящим составляющую (то, что сообщается об исходной точке высказывания), называемую ремой или ядром;
элементы перехода.
Например: «он (тема) оказался (переход) прекрасным учителем (рема)».
Актуальное членение предложения исходит из выражения им конкретного смысла в контексте данной ситуации — в противоположность формальному членению предложения на грамматические элементы.
Если тема предшествует реме, порядок слов в предложении называется объективным, в противном случае — субъективным, например: «отец (тема) идёт (рема)» — если ждут отца; «отец (рема) идёт (тема)» — если услышали шаги.
Актуальное членение предложения может выражаться порядком слов, интонацией и другими средствами.
№20 слайд
![Список литературы .](/documents_6/9fb0228db09bf5851859e6e37b98235b/img19.jpg)
Содержание слайда: Список литературы
1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.
2. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.
3. Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.
4. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 2008.
5. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.
6.Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1973
Скачать все slide презентации Синтаксис как раздел науки о языке одним архивом:
Похожие презентации
-
Лексикология как раздел науки о языке
-
Пунктуация как раздел науки о языке
-
Словообразование как раздел науки о языке
-
Лексика - раздел науки о языке Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2006
-
Русский язык для 5 класса Разделы науки о языке Учитель русского языка и литературы - Воронков А. М.
-
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово
-
Стилистика Стилистика- раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
-
УРОК ПО ТЕМЕ «ПОНЯТИЕ О СИНТАКСИСЕ И ПУНКТУАЦИИ» Цели урока: дать общее представление о синтаксисе как разделе грамматики и
-
Морфология – раздел науки о языке
-
Синтаксис, как раздел языкознания