Презентация Словообразование как раздел науки о языке онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Словообразование как раздел науки о языке абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 24 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Словообразование как раздел науки о языке



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    24 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.05 MB
  • Просмотров:
    102
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Словообразование как раздел
Содержание слайда: Словообразование как раздел науки о языке Гр.16471 Бадеева Жаргалма

№2 слайд
План Основные понятия
Содержание слайда: План: Основные понятия словообразования Способы словообразования

№3 слайд
Словообразование образование
Содержание слайда: Словообразование – образование новых слов от однокоренных слов и возникшие в результате этого формально-семантические соотношение между новым словом и его производящим словом.

№4 слайд
Все слова языка можно
Содержание слайда: Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные. Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная. Ночь, стол, читать. Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).

№5 слайд
Непроизводная основа обычно
Содержание слайда: Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс. Брат□, ночь□, стен-а, окн-о. Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов). Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель

№6 слайд
образовано от глагола читать
Содержание слайда: образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо. образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим). Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель. Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару. Например: ночь → ночной; читать → читатель.

№7 слайд
Основа производного слова
Содержание слайда: Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой. Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-). Сложные слова имеют две и более производящие основы. Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□. Производящая основа может включаться в

№8 слайд
производную как в полном виде
Содержание слайда: производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-). производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-). При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем. Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.

№9 слайд
Производящее мотивирующее
Содержание слайда: Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным. Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным

№10 слайд
гнездом. Возглавляет
Содержание слайда: гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова. Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.

№11 слайд
Словообразовательная пара
Содержание слайда: Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда. Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда. Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально: производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа

№12 слайд
ноч- ночн-ой производная
Содержание слайда: ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-); ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-); производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»). Исключение: Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески

№13 слайд
товарищеский, по-птичьи
Содержание слайда: товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)). товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)). В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению. Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением

№14 слайд
глагола . Поэтому глагол
Содержание слайда: глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»). глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»). Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»). Иногда производная основа может быть даже проще производящей. Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает

№15 слайд
две морфемы приставку и
Содержание слайда: две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»). две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).

№16 слайд
Словообразовательный тип
Содержание слайда: Словообразовательный тип – используется для описания словообразовательной системы языка используется модель строения производных слов, обладающих общностью трёх элементов

№17 слайд
Способы словообразования
Содержание слайда: Способы словообразования

№18 слайд
Аффиксация способ образования
Содержание слайда: Аффиксация – способ образования слов с помощью аффиксов к корню или основе слова. Аффиксация – способ образования слов с помощью аффиксов к корню или основе слова.

№19 слайд
Следует отличать слова с
Содержание слайда: Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:  оружие - вооружить (приставочно-суффиксальный морфологический способ) вооружить - вооружение (суффиксальный морфологический способ) люди - нелюдимый (приставочно-суффиксальный морфологический способ) нелюдимый - нелюдимость (суффиксальный морфологический способ) Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:  оружие - вооружить (приставочно-суффиксальный морфологический способ) вооружить - вооружение (суффиксальный морфологический способ) люди - нелюдимый (приставочно-суффиксальный морфологический способ) нелюдимый - нелюдимость (суффиксальный морфологический способ)

№20 слайд
Безаффиксный бессуфиксный
Содержание слайда: Безаффиксный (бессуфиксный) способ словообразования Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется

№21 слайд
Конверсия это способ
Содержание слайда: Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением. Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением.

№22 слайд
Сложение словосложение способ
Содержание слайда: Сложение (словосложение) способ образования новых слов путем сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без нее. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями

№23 слайд
Редупликация Редупликация как
Содержание слайда: Редупликация Редупликация как способ словообразования характерна для языков различного строя Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога, основы (полностью или частично) или слова. Предельным случаем редупликации является повтор — удвоение всего слова (высокий-высокий, еле-еле, очень-очень, еле-еле), явление, близкое к словосложению. В случае удвоения корня возможно изменение его гласного (др.-греч. δί-δωμι [dí-dōmi] — даю, δέ-δωκα [dé-dōka] — дал).

№24 слайд
Спасибо за внимание!
Содержание слайда: Спасибо за внимание!

Скачать все slide презентации Словообразование как раздел науки о языке одним архивом: