Презентация Словообразование как раздел науки о языке онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Словообразование как раздел науки о языке абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 24 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Словообразование как раздел науки о языке
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:24 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.05 MB
- Просмотров:102
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
![Все слова языка можно](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img3.jpg)
Содержание слайда: Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Ночь, стол, читать.
Например, стол□ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол- также непроизводная (она включает только корень стол-).
№5 слайд
![Непроизводная основа обычно](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img4.jpg)
Содержание слайда: Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Брат□, ночь□, стен-а, окн-о.
Например, основа глагола читать (чита-) включает корень чит- и глагольный суффикс -а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель
№6 слайд
![образовано от глагола читать](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img5.jpg)
Содержание слайда: образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
№7 слайд
![Основа производного слова](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img6.jpg)
Содержание слайда: Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Например: ночь□ (производящая основа ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-); чита-ть (производящая основа чита-) → читатель□ (производная основа читатель-).
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий; нос□, рог□ → нос-о-рог□.
Производящая основа может включаться в
№8 слайд
![производную как в полном виде](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img7.jpg)
Содержание слайда: производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).
производную как в полном виде (например: за-жиг-а-ть → за-жиг-а-лк-а), так и в усечённом виде (например: рез-а-ть → рез-к-а – усекается глагольный суффикс -а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
Например, в паре: берёз-а → берез-няк□ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз- и суффикса -ник не совпадают), а в паре: сосн-а → сос-няк□ – конечный согласный производящей основы н (сосн-) и начальный согласный суффикса (-няк) совпадают и накладываются друг на друга.
№9 слайд
![Производящее мотивирующее](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img8.jpg)
Содержание слайда: Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным
№10 слайд
![гнездом. Возглавляет](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img9.jpg)
Содержание слайда: гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить.
№11 слайд
![Словообразовательная пара](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img10.jpg)
Содержание слайда: Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь□ (производящая основа
№12 слайд
![ноч- ночн-ой производная](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img11.jpg)
Содержание слайда: ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
ноч-) → ночн-ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н-ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
Исключение:
Например, наречия с префиксом по-, которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески
№13 слайд
![товарищеский, по-птичьи](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img12.jpg)
Содержание слайда: товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Например, в паре: агит-ирова-ть – агит-атор□ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением
№14 слайд
![глагола . Поэтому глагол](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img13.jpg)
Содержание слайда: глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и[j]-я – истор-ик□. Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).
Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и-ть → в-ход□. При этом производная основа существительного включает
№15 слайд
![две морфемы приставку и](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img14.jpg)
Содержание слайда: две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
№19 слайд
![Следует отличать слова с](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img18.jpg)
Содержание слайда: Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:
оружие - вооружить (приставочно-суффиксальный морфологический способ)
вооружить - вооружение (суффиксальный морфологический способ)
люди - нелюдимый (приставочно-суффиксальный морфологический способ)
нелюдимый - нелюдимость (суффиксальный морфологический способ)
Следует отличать слова с одновременным присоединением приставки и суффикса от образованных последовательным присоединением этих аффиксов:
оружие - вооружить (приставочно-суффиксальный морфологический способ)
вооружить - вооружение (суффиксальный морфологический способ)
люди - нелюдимый (приставочно-суффиксальный морфологический способ)
нелюдимый - нелюдимость (суффиксальный морфологический способ)
№20 слайд
![Безаффиксный бессуфиксный](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img19.jpg)
Содержание слайда: Безаффиксный (бессуфиксный) способ словообразования
Этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. При этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется
№21 слайд
![Конверсия это способ](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img20.jpg)
Содержание слайда: Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением.
Конверсия – это способ образования новых слов другой части речи без изменения формы слова, без помощи словообразовательных элементов. Например, от существительного work (работа) образовался глагол to work (работать), а от прилагательного wet (влажность) – глагол to wet (увлажнять). Иногда конверсию называют еще корневым словопроизводством, или функциональным изменением.
№23 слайд
![Редупликация Редупликация как](/documents_6/6064fc1d1acf9735f1c937166def2b9c/img22.jpg)
Содержание слайда: Редупликация
Редупликация как способ словообразования характерна для языков различного строя
Фономорфологическое явление, состоящее в удвоении начального слога, основы (полностью или частично) или слова.
Предельным случаем редупликации является повтор — удвоение всего слова (высокий-высокий, еле-еле, очень-очень, еле-еле), явление, близкое к словосложению. В случае удвоения корня возможно изменение его гласного (др.-греч. δί-δωμι [dí-dōmi] — даю, δέ-δωκα [dé-dōka] — дал).
Скачать все slide презентации Словообразование как раздел науки о языке одним архивом:
Похожие презентации
-
Лексикология как раздел науки о языке
-
Пунктуация как раздел науки о языке
-
Синтаксис как раздел науки о языке
-
Лексика - раздел науки о языке Учитель русского языка и литературы – Воронков А. М. Сохновка, 2006
-
Русский язык для 5 класса Разделы науки о языке Учитель русского языка и литературы - Воронков А. М.
-
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово
-
Стилистика Стилистика- раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства
-
Морфология – раздел науки о языке
-
Разделы науки о языке. Орфография (6 класс)
-
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс