Презентация Словообразование. Классификация морфем русского языка онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Словообразование. Классификация морфем русского языка абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 28 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Русский язык » Словообразование. Классификация морфем русского языка
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:28 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:416.50 kB
- Просмотров:52
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
![Кроме того, словообразование](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img2.jpg)
Содержание слайда: Кроме того, словообразование изучает словообразовательную роль морфем.
Кроме того, словообразование изучает словообразовательную роль морфем.
Как раздел языкознания словообразование выделилось сравнительно недавно, в 40-50-е годы XXв., когда появились работы, посвящённые словообразовательным проблемам.
№6 слайд
![КОРНЕВЫЕ И АФФИКСАЛЬНЫЕ](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img5.jpg)
Содержание слайда: КОРНЕВЫЕ И АФФИКСАЛЬНЫЕ (СЛУЖЕБНЫЕ) МОРФЕМЫ
КОРНЕВЫЕ И АФФИКСАЛЬНЫЕ (СЛУЖЕБНЫЕ) МОРФЕМЫ
Все морфемы делятся на корневые и некорневые (служебные, аффиксальные). Принципиальное их различие состоит в том, что корневая морфема (корень) – единственная обязательная часть слова.
№7 слайд
![Корень заключает в себе ядро](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img6.jpg)
Содержание слайда: Корень заключает в себе ядро лексического значения слова. Значение корня слова определяется по толковому словарю (с учётом лексического значения анализируемого слова).
Корень заключает в себе ядро лексического значения слова. Значение корня слова определяется по толковому словарю (с учётом лексического значения анализируемого слова).
Существуют многозначные и омонимичные корни.
№8 слайд
![Например, корни в словах](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img7.jpg)
Содержание слайда: Например, корни в словах ВОДЯНОЙ И ПРОВОД являются корнями-омонимами, не соотносительными по значению;
Например, корни в словах ВОДЯНОЙ И ПРОВОД являются корнями-омонимами, не соотносительными по значению;
корень слова ХОЛОДНЫЙ в словосочетаниях холодный день и холодный взгляд имеет разные значения:
В 1-м словосочетании прилагательное реализует прямое значение «имеющий низкую температуру», во 2-м – переносное значение «равнодушный, бесстрастный, суровый».
№9 слайд
![Существует множество слов,](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img8.jpg)
Содержание слайда: Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, под, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан).
Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, под, если), междометия (ага, алло), многие наречия (очень, весьма), неизменяемые существительные (алоэ, атташе) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан).
№10 слайд
![Однако большинство корней всё](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img9.jpg)
Содержание слайда: Однако большинство корней всё же употребляется в сочетании с окончаниями и формообразующими суффиксами:
Однако большинство корней всё же употребляется в сочетании с окончаниями и формообразующими суффиксами:
ПАРТ-А, ХОРОШ-ИЙ, ИД-ТИ.
Корни, которые могут употребляться в слове самостоятельно или в сочетании с окончаниями и формообразующими суффиксами, называются СВОБОДНЫМИ.
Таких корней в языке большинство.
№11 слайд
![Корни, которые могут](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img10.jpg)
Содержание слайда: Корни, которые могут употребляться только в сочетании со словообразовательными морфемами, называются СВЯЗАННЫМИ, напр.:
Корни, которые могут употребляться только в сочетании со словообразовательными морфемами, называются СВЯЗАННЫМИ, напр.:
ОБ-У-ТЬ – РАЗ-У-ТЬ,
УЛ-ИЦ-А – ПЕРЕ-УЛ-ОК,
АГИТ-ИРОВА-ТЬ – АГИТ-АЦИj-Я
№14 слайд
![- служат для образования форм](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img13.jpg)
Содержание слайда: - служат для образования форм слова, напр., для образования
- служат для образования форм слова, напр., для образования
инфинитива;
форм повелительного и условного (сослагательного) наклонений глагола;
прошедшего времени глагола;;
причастий и деепричастий;
форм степеней прилагательных и др.
№18 слайд
![Это словоизменительный](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img17.jpg)
Содержание слайда: Это словоизменительный аффикс, который позволяет изменить слово, что служит средством связи лексических единиц в словосочетании и предложении.
Это словоизменительный аффикс, который позволяет изменить слово, что служит средством связи лексических единиц в словосочетании и предложении.
Окончание никогда не выполняет словообразующую функцию и имеет только грамматическое значение.
№19 слайд
![это асемантическая часть](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img18.jpg)
Содержание слайда: это асемантическая часть слова, находящаяся в положении между морфемами (обычно между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами).
это асемантическая часть слова, находящаяся в положении между морфемами (обычно между корнем и суффиксом или между двумя суффиксами).
Асемантическими частями слова называются такие компоненты его, которые не имеют ни грамматического, ни словообразовательного значения.
№20 слайд
![Интерфикс выполняет](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img19.jpg)
Содержание слайда: Интерфикс выполняет морфонологическую функцию (т.е. приспосабливающую одну морфему к другой для удобства произношения).
Интерфикс выполняет морфонологическую функцию (т.е. приспосабливающую одну морфему к другой для удобства произношения).
Напр.: КОФЕ-j-НИК.
Ср. одноструктурные слова ЧАЙНИК, МОЛОЧНИК, где словообразовательное значение (СЗ) «ёмкость для жидкости» выражается суффиксом -НИК, не осложнённым интерфиксом -j-.
№21 слайд
![Явление интерфиксации, таким](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img20.jpg)
Содержание слайда: Явление интерфиксации, таким образом, способствует устранению на стыке морфем (так называемом «морфемном шве») таких звукосочетаний, которые нетипичны для структуры русского слова и неудобны для произношения.
Явление интерфиксации, таким образом, способствует устранению на стыке морфем (так называемом «морфемном шве») таких звукосочетаний, которые нетипичны для структуры русского слова и неудобны для произношения.
Ср., напр.: Африка – африк-АН-ский,
Чита – чит-ИН-ский,
арго – арго-ТИЧЕ-ский.
№22 слайд
![Особо стоит вопрос об](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img21.jpg)
Содержание слайда: Особо стоит вопрос об унификсах (уникальных приставках и суффиксах).
Особо стоит вопрос об унификсах (уникальных приставках и суффиксах).
УНИФИКСЫ – это нерегулярные аффиксы, которые встречаются в составе только какого-либо одного слова и сочетаются с одним-единственным корнем.
№23 слайд
![Участвуя в создании деривата](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img22.jpg)
Содержание слайда: Участвуя в создании деривата (вновь образуемого слова) от соответствующего корня, унификсы имеют функции, аналогичные словообразующим морфемам, и в ряде случаев как будто бы обладают значением, подобным тому, которое обычно выражается регулярными аффиксами.
Участвуя в создании деривата (вновь образуемого слова) от соответствующего корня, унификсы имеют функции, аналогичные словообразующим морфемам, и в ряде случаев как будто бы обладают значением, подобным тому, которое обычно выражается регулярными аффиксами.
№25 слайд
![Промежуточное положение между](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img24.jpg)
Содержание слайда: Промежуточное положение между корневыми (лексическими) и аффиксальными (служебными) морфемами занимают аффиксоды.
Промежуточное положение между корневыми (лексическими) и аффиксальными (служебными) морфемами занимают аффиксоды.
Это такие морфемы, которые регулярно встречаются в составе сложных слов и по своему значению синонимичны словообразующим приставкам или суффиксам.
№26 слайд
![В то же время они могут](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img25.jpg)
Содержание слайда: В то же время они могут выступать в качестве самостоятельных корневых морфем в других словах.
В то же время они могут выступать в качестве самостоятельных корневых морфем в других словах.
Напр.: САДОВОД – сложное существительное, в составе которого присутствует аффиксоид -ВОД-, синонимичный суффиксам существительных -ТЕЛЬ, -НИК, -ИСТ и др. со значением лица.
№27 слайд
![К аффиксоидам относятся К](/documents_6/ad1b9c92d47890ba590c9846e2067761/img26.jpg)
Содержание слайда: К аффиксоидам относятся
К аффиксоидам относятся
а) префиксоды:
ПОЛУ-, АВТО-, АЭРО-, АКВА-, СВЕРХ- и др.;
б) суффиксоиды:
-ЛОГ, -ВЕД, -ВОД, -ВЕДЕНИj(е) и др.
Напр.: ПОЛУПАЛЬТО, АВТОСТОЯНКА, АЭРОДИНАМИКА, АКВАПАРК, СВЕРХТОЧНЫЙ; ПОЛИТОЛОГ, ЯЗЫКОВЕД, ИСКУССТВОВЕДЕНИj(е) и т.д.
Скачать все slide презентации Словообразование. Классификация морфем русского языка одним архивом:
Похожие презентации
-
Классификация морфем русского языка
-
Морфемика. Орфография. Морфемика. Орфография. Урок русского языка, проведенный в 5 Т классе учителем Субботиной Валерией Юрьевн
-
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Основные способы словообразования. Задание типа В1 Учитель русского языка и литературы МБ
-
Обобщение и систематизация знаний по теме «Словообразование» Урок русского языка в 5 классе Подготовила учитель русского языка
-
Морфемика как раздел русского языка. Основные единицы морфемики. Презентация к учебному проекту 5 класс
-
"Морфемика и словообразование. Состав слова" - скачать презентации по Русскому языку
-
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС П
-
Основные способы словообразования. В1 Подготовила Митюшкина Т. В. , учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Булычёво
-
Морфемика и орфография. Безударные гласные в корне слова. Урок русского языка в 5 классе. Просвирнина Альбина Афанасьевна «Мурман
-
Орфография Морфемика Словообразование Подготовка к ГИА по русскому языку Задания А5-А7 Часть 1.