Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
17 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
189.00 kB
Просмотров:
74
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Словообразование
Презентацию подготовила Карлина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 37 г. Краснодара
№2 слайд
Содержание слайда: Имена существительные
Образуются от существительных, прилагательных, числительных и глаголов:
№3 слайд
Содержание слайда: Имена прилагательные
Образуются от существительных, глаголов и других прилагательных:
1) при помощи суффиксов: ёж — ежовый, жарить жареный;
2) при помощи приставок: добрый — предобрый;
3) при помощи суффиксов и приставок: избежать — неизбежный,
4) сложением основ без суффикса и с прибавлением суффикса: русский, немецкий —русско-немецкий;
5) слиянием слов: трудно доступный — труднодоступный;
6) путём перехода слов из других частей речи: блестящий на солнце предмет — блестящие (выдающиеся) способности.
№4 слайд
Содержание слайда: Числительные
1) при помощи суффиксов: два — двадцать;
2) сложением: четыре, сто — четыреста.
Местоимения
Образуются от других местоимений:
1) при помощи суффиксов: кто — кто-то, сколько — сколько-нибудь;
2) при помощи приставок: кто — никто.
№5 слайд
Содержание слайда: Глаголы
1) при помощи приставок: писать — написать;
2) при помощи суффиксов: зелёный — зеленеть;
3) при помощи суффиксов и приставок: бежать — разбежаться
Причастия и деепричастия
Образуются только при помощи суффиксов.
Разрешить – разрешенный, петь – поющий
увидеть – увидевший, увидев, делать – делая, сделать – сделав.
№6 слайд
Содержание слайда: Наречия
образуются от существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, глагольных форм, наречий:
1) при помощи приставок: смерть — насмерть;
2) при помощи суффиксов: дружеский — дружески;
3) при помощи приставок и суффиксов: далеко — издалека, зимний – по-зимнему;
4) путём перехода других частей речи в наречия: лёжа на диване — читать лёжа.
№7 слайд
Содержание слайда: Образование служебных частей речи
Предлоги производные образуются:
1) путем слияния слов: на счёт банка — поговорить насчёт экскурсии;
2) путём перехода слов из других частей речи: жили согласно - согласно приказу;
Союзы производные образуются:
1) путём слияния слов: зато, тоже, оттого что, потому что,
2) путём перехода слов из других частей речи: Что случилось?—Я не знал, что письмо получено.
№8 слайд
Содержание слайда: Следует различать разбор слова по составу и словообразовательный разбор.
При разборе слова по составу выясняется, из каких значимых частей оно состоит. Для этого надо:
1) выделить основу и окончание;
2) последовательно подбирая родственные слова, указать все имеющиеся в основе приставки и суффиксы (а в сложных словах — части основы и соединительную гласную);
3) выделить корень.
№9 слайд
Содержание слайда: При словообразовательном разборе выясняется, от какого исходного слова (слов) или исходной основы (основ) и при помощи какого способа образовано данное слово. Для этого надо:
1) установить лексическое значение разбираемого слова и выделить в нём основу;
2) найти ближайшее по смыслу родственное слово (слова), от которого образовано данное слово, и указать в нём основу (основы);
3) сопоставляя состав основ разбираемого и ближайшего родственного слова (слов), установить способ словообразования, указать те значимые части слова, при помощи которых данное слово образовано.
№10 слайд
Содержание слайда: Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Подзаголовок
неудача
привкус
преважный
бесполезный
развесёлый
кое-что, нечто, ничто
нисколько, несколько
вычитать, дочитать
доныне
повсюду
нигде
Приставочный способ
№11 слайд
Содержание слайда: Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Земляк
лебединый
быстро
аптекарь
скрипач
синенький
мудрец
разговорчивый
желтоватый
мамин
ветвистый
дворник
слепота
бодрость
№12 слайд
Содержание слайда: Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Нахлебник
наездник
наследник
побережье
подземелье
Заволжье
затылок
подбородок
разболеться
размечтаться
по-братски
по деловому
по-летнему
№13 слайд
Содержание слайда: Определи, от какого слова образовано каждое из данных слов, назови способ образования
Зелень
отлет
повтор
отдел
побег
бег
резь
№14 слайд
Содержание слайда: Неморфологический способ образования слов
Определи, из какой части речи в какую произошел переход.
Столовая посуда
Первый год в школе
Подтянутые резервы
Лёжа на песке, загорал
Медленным шагом
Впереди замелькали огни деревеньки.
(И. Тургенев)
Он писал ему часто,
благодаря друга за
поддержку.
№15 слайд
Содержание слайда: Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
учить учитель ... учительствовать
1) учительский 3) учение
2) учительница 4) учительство
общий обобщить ... обобщенно
1) обобщенный 3) приобщение
2) общество 4) обобщение
свет светить … освещение
1) осветитель 3) осветить
2) светлый 4) просвет
ходить походить поход ... по-походному
1) походка 3) походный
2) похождение 4) выход
№16 слайд
Содержание слайда: Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке?
живой живить оживить ... оживленность
1) оживление 3) живительный
2) оживленно 4) оживленный
пустой пустыня ... пустынно
1) пустырь 3) пустынный
2) пустота 4) опустошить
единый соединить ... несоединимый
1) соединиться 3) соединимый
2) соединенный 4) соединение
равный равнять ... уравнение
1) уравнять 3) поровну
2) сравняться 4) равнение
№17 слайд