Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
29 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
353.50 kB
Просмотров:
56
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Тема I-1.
Понятие дискурса и дискурсивный анализ
ДИСКУРС
© А.А.Кибрик, 2012
№2 слайд
Содержание слайда: Что такое дискурс
Языковая единица наибольшего, потенциально неограниченного, объема
Языковая единица, заведомо не являющаяся конструктом
Близкие понятия:
текст
диалог
коммуникация
речь
№3 слайд
Содержание слайда: Понятие дискурса
Этимология: от лат. curro
discursus ‘бегание взад-вперед; движение, круговорот; беспрерывное мелькание; суета; разветвление, барахтанье; беседа, разговор’
Термин «дискурс» подчеркивает интерактивный, процессуальный, динамический характер использования языка
№4 слайд
Содержание слайда: Важность дискурса
“Discourse is what makes us human” (Graesser et al. 1997)
№5 слайд
Содержание слайда: Философско-публицистическое понимание дискурса
Выражения типа научный дискурс, расистский дискурс, дискурс президента Буша и т.п.
Происходит из французского постструктурализма – М. Фуко и др.
‘способ говорения плюс лежащая в его основе идеология’
Обязательное указание на «обладателя» данного типа дискурса
№6 слайд
Содержание слайда: Определения
Дискурс – это процесс языковой деятельности плюс ее результат
Процесс языковой деятельности = коммуникация
Результат языковой деятельности = текст
Коммуникация + текст = дискурс
№7 слайд
Содержание слайда: Текст
— Плюк – чатланская планета, поэтому мы, пацаки, должны цаки носить…
— Да-а! И перед нами, чатланами, должны делать вот так!
№8 слайд
Содержание слайда: Коммуникация
№9 слайд
Содержание слайда: Дискурс
— Плюк – чатланская планета, поэтому мы, пацаки, должны цаки носить…
— Да-а! И перед нами, чатланами, должны делать вот так!
№10 слайд
Содержание слайда: Опять текст
— Плюк – чатланская планета, поэтому мы, пацаки, должны цаки носить…
— Да-а! И перед нами, чатланами, должны делать вот так!
№11 слайд
Содержание слайда: Дискурс и текст
Текст – это статический объект
от лат. textum или textus ‘ткань, сплетение, структура; связное изложение’
Компьютерная метафора: текст – это лог-файл дискурса
Обязательно ли текст является письменным?
№12 слайд
Содержание слайда: Исследование дискурса
Discourse analysis
Дискурсивный анализ (ДА)
Анализ дискурса
Дискурсный анализ
Дискурс-анализ
№13 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 1.
Жили-были дед да баба.
Была у них курочка ряба.
Снесла она яичко.
Было оно не простое, а золотое.
Дед бил-бил – не разбил.
Баба била-била – не разбила.
№14 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 1 – модификация А
Дед бил-бил – не разбил.
Была у них курочка ряба.
Жили-были дед да баба.
Баба била-била – не разбила.
Было оно не простое, а золотое.
Снесла она яичко.
№15 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 1 – модификация Б
Жили-были они.
Была у деда да бабы она.
Снесла курочка ряба его.
Было оно не простое, а золотое.
Он бил-бил – не разбил.
Баба била-била – не разбила.
№16 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 1 – модификация В
Дед да баба жили-были.
Курочка ряба была у них.
Она яичко снесла.
Оно не простое, а золотое было.
Бил-бил дед – не разбил.
Била-била баба – не разбила.
№17 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 2.
“ВСТРЕЧА”
Вот однажды один человек пошел на службу, да по дороге встретил другого человека, который, купив польский батон, направлялся к себе восвояси.
Вот собственно, и все.
(Д. Хармс)
№18 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 3.
ПОХОД ДЖОНА В РЕСТОРАН
Джон пришел в ресторан.
Он сделал заказ официанту.
Он съел заказанное блюдо.
Он оплатил счет и ушел.
№19 слайд
Содержание слайда: Что изучает ДА?
Пример 4.
Там была’ ..(0.2) пло= ..(0.3) /площадка ...(0.6) \танцевальная,
..(0.4) мы протанц= || ..(0.3) все /оттанцевали,
и пош= || ..(0.1) /разошлись по \домам,
..(0.4) /потом через некоторое /время меня позвалаw ...(0.9) /по-одру-ужка,
и мы увидели ..(0.2) /площадку,
...(0.7) на || ..(0.3) на которой на /асфальте’ ..(0.4) былоw /м-множество- –множество разных \червяков.
№20 слайд
Содержание слайда: Мультимодальность
Традиционная лингвистическая точка зрения: языковая форма, в том числе дискурс, состоит из вербального (сегментного) материала
Однако есть еще невербальный (несегментный) звуковой материал
А также не звуковой, а визуальный материал
И все это в комплексе используется в дискурсе
№21 слайд
Содержание слайда: Структура курса
Введение
Структура дискурса
локальная
глобальная
Таксономия дискурса
Влияние дискурсивных факторов на более мелкие языковые составляющие
Методы и подходы
№22 слайд
Содержание слайда: Место ДА в лингвистике
РАЗДЕЛЫ ЛИНГВИСТИКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗМЕРА СОСТАВЛЯЮЩИХ:
Фонетика и фонология
Морфология
Синтаксис
Дискурсивный анализ
№23 слайд
Содержание слайда: Замечание о терминах
Абхазская морфология¹
Морфология² – раздел лингвистики
Абхазский дискурс
Дискурсивный анализ – раздел лингвистики
№24 слайд
Содержание слайда: Анализ дискурса: исторический аспект
Риторика (ораторское искусство)
Герменевтика
Текстология
Литературоведение
Этнология
Психология – Ф. Бартлетт
№25 слайд
Содержание слайда: «Прародители» (XIX в.)
В. фон Гумбольдт (1767—1835)
Язык как деятельность
А.А. Потебня (1835—1891)
"Говоря словами Гумбольдта, всякое понимание есть вместе непонимание, всякое согласие в мыслях — вместе несогласие. Когда я говорю, а меня понимают, то я не перекладываю целиком мысли из своей головы в другую, — подобно тому, как пламя свечи не дробится, когда я от него зажигаю другую свечу, ибо в каждой свече воспламеняются свои газы" (Потебня А.А. Слово и миф. — М., 1989. С.226).
№26 слайд
Содержание слайда: «Вдохновители» (первая треть XX в.)
Ф. Боас
«Русский формализм» (В.Я.Пропп 1928)
Чешский структурализм (В. Матезиус)
Ш. Балли, А. Сешеэ
«между речью и языком нет строгих границ» (Балли)
№27 слайд
Содержание слайда: Анализ дискурса: «предтечи» (1940-е – 1960-е гг.)
И.А. Фигуровский (1948)
Н.С. Поспелов (1948)
Z. Harris (1952) “Discourse analysis”
K. Pike (1952)
М.М. Бахтин (1953)
P. Hartmann (1964)
Е.В. Падучева (1965)
Ю.М. Лотман
№28 слайд
Содержание слайда: Анализ дискурса: «отцы-основатели и живые классики» (1970-е гг.)
W. Dressler 1972
J. Petöfi 1971
T. van Dijk 1972
H. Sacks†, E. Schegloff, and G. Jefferson 1974
R. Longacre 1977
T. Givón 1979
W. Chafe 1976, 1980
№29 слайд
Содержание слайда: Анализ дискурса: этап зрелости (с 1980-х гг.)
Brown and Yule 1983
Atkinson and Heritage 1984
van Dijk 1985
Mann and Thompson 1992
DuBois et al. 1993
Renkema 1993
Schiffrin 1994
Chafe 1994
van Dijk 1997
Schiffrin et al. 2001
Макаров 2003