Презентация На тему "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ" - скачать презентации по Медицине онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему На тему "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ" - скачать презентации по Медицине абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 96 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Без категории » На тему "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ" - скачать презентации по Медицине
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:96 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:371.00 kB
- Просмотров:100
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№5 слайд
![Методология науки](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img4.jpg)
Содержание слайда: Методология науки характеризуется следующими особенностями (задачи):
Научное знание не является простой суммой эмпи-рических фактов. Оно всегда предполагает теоре-тическое основание ,т.е. совокупность доказуемых утверждений (постулатов, допущений, законов и т.д.), образующих исходный баланс теории. Следо-вательно, одна из важнейших методологических задач - установить значимые принципы построе-ния научного знания.
Наука представляет собой целую (хотя и внутренне дифференцированную) систему знаний о законо-мерностях и существенных связях определенной области действительности. Методология, разраба-тывая общие нормы научной деятельности, поддерживает системность конкретной дисциплины.
№6 слайд
![Научная дисциплина должна](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img5.jpg)
Содержание слайда: Научная дисциплина должна включать в себя не только методы объяснения, но и предсказания определенных явлений в определенных условиях, т. е. иметь как теоретическое, так и практическое значение.
Другая задача методологии науки – обеспечить ученых способами проверки теоретических положений и внедрения полученных знаний в социальную практику.
№7 слайд
![Разделы методологии науки](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img6.jpg)
Содержание слайда: Разделы методологии науки
Методология философская (включает об-щее теоретическое обоснование принципов познава-тельной деятельности, пояснение базовых условий и границ научного познания; ее основой выступают различные философские учения).
Методология общенаучная (объединяет попытки установления и обоснования универсальных правил средств и форм, применяемых к широкому кругу наук; она включает концепции системного научного знания, разрабатывает общие проблемы научного исследования, построения теоретической и эмпирической деятельности).
Методология специальная научная (раз-рабатывает те же проблемы, но в рамках конкретной науки).
№11 слайд
![Методологическая работа Не](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img10.jpg)
Содержание слайда: Методологическая работа
Не есть исследование в чистом виде. Она включает в себя критику, схематизацию, программирование, конструирование, онтологический анализ и нормирование.
Суть методологической работы не столько в познании, сколько в создании методик и проектов.
Она не только отражает, но и творит заново.
Она соединяет знание об объекте (объектные) со знаниями о деятельности и мышлении (рефлексивные).
Она связывает различные знания об объекте со схемами мыследеятельности.
№14 слайд
![Методологические проблемы](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img13.jpg)
Содержание слайда: Методологические проблемы психологии
Проблема отсутствия единой научной парадигмы (кризис методологических основ, методологический дуализм).
Проблема соотношения физиологического и психологического (психофизическая проблема).
Проблема соотношения биологического и социального (проблема индивид-личность).
Проблема внутреннего и внешнего (объективно наблюдаемого и субъективно познаваемого).
№17 слайд
![Российская психологическая](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img16.jpg)
Содержание слайда: Российская психологическая наука исходит из того, что:
Окружающий нас мир материален.
Материя первична, а сознание вторично.
Материя находится в непрерывном развитии, движении:
а) движущие силы развития окружающего мира подчиняются законам:
единства и борьбы противоположностей;
перехода количественных изменений в качественные;
отрицания отрицания;
б) движение определяет собой качественные особенности всех явлений объективной реальности и собственно психики.
4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции.
№18 слайд
![Психологическая наука исходит](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img17.jpg)
Содержание слайда: Психологическая наука исходит из того, что:
Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга.
Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности.
Сознание – высший этап развития психики.
Психика, сознание социально обусловлены.
№22 слайд
![Закономерности взаимосвязи](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img21.jpg)
Содержание слайда: Закономерности взаимосвязи различных видов движения
Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть.
Каждая высшая форма движения обладает своими качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из низших форм.
Каждая высшая форма представляет собой сложное единство, в котором присутствуют все низшие формы.
№24 слайд
![Историческое развитие психики](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img23.jpg)
Содержание слайда: Историческое развитие психики и сознания
Развитие социального поведения человека.
Развитие самосознания человека.
Развитие сознания человека.
Физиопсихологическое развитие человека в процессе труда.
Развитие интеллектуальных действий животных.
Развитие перцептивных процессов животных
Развитие сенсорных процессов животных.
№25 слайд
![Психическое отражение самый](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img24.jpg)
Содержание слайда: Психическое отражение – самый сложный и развитый вид отражения
На низших его стадиях психика живот-ных достигает совершенных ее форм, носящих название интеллектуального поведения.
На высшей его стадии сформировалось сознание и самосознание людей, спе-цифика их проявления в общественной жизни.
№43 слайд
![Предполагаемое решение](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img42.jpg)
Содержание слайда: Предполагаемое решение проблемы:
Имеется единый материальный процесс, а физи-ологическое и психологическое – две стороны единого процесса.
Существует внешний материальный мир и наши представления о нем, которые беднее самого мира.
В масштабах науки и голове отдельного ученого происходит онтологизация представлений о мире, т.е. объект объявляется тем, что мы о нем сейчас думаем (Д-мир – действительный мир и М – мир модельный мир).
Онтологизация научных представлений (синдром Пигмалиона) – необходимый для науки процесс. Однако в критические моменты развития науки и перед лицом критических проблем рзграничение миров является полезным.
№44 слайд
![Сторонами какого единого](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img43.jpg)
Содержание слайда: Сторонами какого единого процесса являются эти процессы?
Процесс, который нас интересует имеет гораздо больше сторон, чем две.
Это лишь две из многих сторон процесса жизнедея-тельности.
Мы приходим к такому выводу , избавившись от эффекта Пигмалиона, приняв точку зрения марсиа-нина.
Для дальнейших рассуждений следует освободить-ся от отнтологизации указанных сторон процесса.
№49 слайд
![Пример Феномен внимания В](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img48.jpg)
Содержание слайда: Пример
Феномен внимания
В физиологии объясняется активирующим влиянием на кору больших полушарий со стороны (неспецифической системы мозга) ретикуляр-ной формации. В коре созда-ется очаг повышенного воз-буждения. Избирательность внимания связана с локаль-ностью неспецифических влияний.
№51 слайд
![Какие психологические факты](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img50.jpg)
Содержание слайда: Какие психологические факты объясняет физиология?
Вернемся к Сократу
Физиология объясняет, почему он здесь си-дит согнувшись, но не может объяснить, почему он сидит вообще.
Генеральный путь развития современной психологии состоит в том, чтобы перевести на свой язык некоторые стороны психичес-ких процессов, которые она может объяс-нить.
№52 слайд
![Почему у психологии больше](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img51.jpg)
Содержание слайда: Почему у психологии больше возможностей для объяснения поведения человека и почему они иные?
Психология имеет дело с иными, более крупными, единицами анализа, единицами другого уровня и масштаба.
Изучая воду, можно описывать ее молекулярный состав, поверхностное натяжение, волны, шторм.
Однако, если нас интересует, почему потонул корабль, мы обращаемся к шторму, хотя все другое имело место.
Психология имеет другие возможности, потому, что пользуется понятиями, адекватными для другого уровня описания процесса жизнедеятельности, дру-гого уровня описания единого процесса.
№53 слайд
![Общий вывод Психофизическую](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img52.jpg)
Содержание слайда: Общий вывод
Психофизическую проблему можно решать, если избавиться от двух ложных ходов:
- онтологизации стороны процесса, которая выделяется в анализе. Эти две стороны единого сложного процесса жизнедеятель-ности.
- Из факта, что мозговой процесс сопровожда-ет все психические процессы, не следует, что с помощью физиологии можно объяснять и описывать все эти явления.
С развитием физиологии будут все более дифференцироваться решаемые ею задачи.
№56 слайд
![Второй период первая четверть](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img55.jpg)
Содержание слайда: Второй период – первая
четверть ХХ века (20-30 годы) – открытый кризис
Результат: разрушение методологических основ психологии и вывод о необходимости создания единой психологии, т.е. методологии.
Это кризис декарто-локковской интроспективной психологии сознания, центрального понятия «сознания», связанный с отрывом сознания от практической деятельности.
№57 слайд
![Движущие силы кризиса](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img56.jpg)
Содержание слайда: Движущие силы кризиса – противоречия между:
сенсуализмом и рационализмом;
интеллектуализмом и иррационализмом;
идеализмом и материализмом;
метафизикой и диалектикой;
механицизмом и детерминизмом.
В итоге человеческое поведение и элементарные психические процессы трактуются механистически, а высшие процессы – идеалистически.
№58 слайд
![Пути выхода из кризиса](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img57.jpg)
Содержание слайда: Пути выхода из кризиса
Примирить разные подходы и школы или соеди-нить, синтезировать эти подходы (К.Бюлер, К.Н.Корнилов).
Уйти от объяснения причин психических явлений, просто понимая (понимающая психология) или описывая их(описательная психология).
Создать особую науку об общих принципах психо-логии познания, метатеорию (Л.Бисвангер).
Найти новый подход (Л.С.Выготский).
№59 слайд
![Никакая другая психология,](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img58.jpg)
Содержание слайда: Никакая другая психология, кроме детермини-стской в качестве научной психологии невозможна. Ограниченность прежнего детерминизма состояла в невозможности подняться до уровня трактовки соз-нания как явления общественно-исторического по своей природе. Методология (общая психология) возможна на фундаменте диалектического материа-лизма.
Марксистская психология, развивающаяся на этой основе – единственная наука, способная ре-шать эту задачу и указать путь выхода из кризиса.
Л.С.Выготский
№60 слайд
![Общая наука - это наука,](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img59.jpg)
Содержание слайда: Общая наука -
это наука, получающая материал из ряда частных дисциплин и производящая дальнейшую переработ-ку и обобщение этого материала. Она должна вы-полнять роль методологии по отношению к эмпири-ческим исследованиям, оперируя фундаменталь-ными понятиями (категориями и объяснительными принципами).
Она складывается под влиянием философии, но порождается запросами конкретной науки и сос-тавляет ее часть.
№61 слайд
![Нераздельность двух способов](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img60.jpg)
Содержание слайда: Нераздельность двух способов исследования в науке – логического и исторического
Связь науки с общей культурной почвой эпохи.
Связь науки с общими условиями науч-ного познания.
Связь науки с объективными требовани-ями, предъявляемыми к научному позна-нию природой изучаемых явлений.
№65 слайд
![Принцип знание о сущности,](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img64.jpg)
Содержание слайда: Принцип – знание о сущности, выраженное в законах и закономерностях в виде регулятивов для практики.
Биологический детерминизм.
Механистический детерминизм.
Психический детерминизм.
Микро и макросоциальный детерминизм.
Целевой детерминизм.
Детерминизм обратной связи.
Статистический детерминизм.
Системный детерминизм.
№66 слайд
![Принцип развития означает,](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img65.jpg)
Содержание слайда: Принцип развития означает, что:
закономерности всех психических явлений познаются в развитии, в процессе их движения, возникновения и отмирания;
изменения происходят закономерно, не носят хаотического характера, даже когда встречаются элементы случайности и вариативности.
№67 слайд
![Принцип деятельностного](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img66.jpg)
Содержание слайда: Принцип деятельностного подхода означает:
наличие объектной и субъектной детерминации деятельности человека
наличие реактивной и активной организации процессов деятельности
сочетание адаптивной и неадаптивной активности
зависимость психического отражения от его места в структуре деятельности
необходимость психологического анализа деятельности по единицам , а не по элементам
№70 слайд
![Онтологический аспект](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img69.jpg)
Содержание слайда: Онтологический аспект системного подхода
Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах.
Все психические явления могут рассматриваться в самых разных системах измерений.
Система психических процессов имеет уровневое вертикальное строение.
Человек обладает системой свойств, образующих пирамиду.
Психические явления системно детерминированы
Они имеют разнообразие источников и движущих сил развития.
№74 слайд
![КООРДИНАТЫ, В КОТОРЫХ](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img73.jpg)
Содержание слайда: КООРДИНАТЫ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРОЦЕСС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
БИОСФЕРА - РАСПРОСТРАНЕННОЕ ПО ПОВЕРХ-НОСТИ ПЛАНЕТЫ ЖИВОЕ ВЕЩЕСТВО ВМЕСТЕ С ПРОДУКТАМИ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В.И.ВЕРНАДСКИЙ
НООСФЕРА – МЫСЛЯЩИЙ ПЛАСТ, РАЗВЕРНУТЫЙ ВНЕ БИОСФЕРЫ, НАД МИРОМ РАСТЕНИЙ И ЖИ-ВОТНЫХ (ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН); ЭТО ТАКОЕ ВЗАИ-МОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕ-ЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ, КОТОРОЕ ОБЕС-ПЕЧИВАЕТ ГАРМОНИЮ КОСМОСА.
В.Н.САГАТОВСКИЙ
Психосфера – сфера психических явлений.
№75 слайд
![Плеяды категорий - уровни](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img74.jpg)
Содержание слайда: Плеяды категорий - уровни
Плеяда биоцентрических категорий, указывает на явле-ния, которые могут быть изучены объективными методами, «извне», подобно тому, как физики изучают объекты «под-ведомственной» им области знания. Интерпретация скап-ливаемых фактов при этом осуществляется на основе схем родственной причинности.
Плеяда протопсихологических категорий — заключает в себе то, что на языке философии означается как ноумены — умопостигаемые сущности.
Плеяда — базисные психологические категории — заключает и себе явления, в той или иной мере доступные интроспекции. Это — плеяда феноменов.
Метапсихологические категории — это плеяда идеи. Каждая идея — это не просто мысль о чем-либо; это — единство мысли и мыслимого, мысль, заряженная импуль-сом самоосуществления.
№76 слайд
![Кластеры категорий Кластеры](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img75.jpg)
Содержание слайда: Кластеры категорий
Кластеры категории психосферы («меридианы», вертикали, столбцы матрицы)
Кластер субстанциональности. Объединяет в себе такие категории, как «организм» (нулевом уровень). «индивид», «я», «личность», «человек» (высший уровень).
Кластер направленности. Синонимы: «телеология», «устремленность». Род категорий, включающий в себя «нужду» (нулевой уровень). «потребность», «мотив», «ценность», «идеал» (высший уровень).
Кластер активности. Этот кластер обобщает в себе такие категории, как «метаболизм» (нулевой уровень), рефлекс, действие, деятельность, свобода (высший уровень).
№82 слайд
![II. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ Сфера](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img81.jpg)
Содержание слайда: II. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ
Сфера телесно-перцептивных способностей, логико-понятийная сфера образуют внешнепознавательную (или внешнепредметную) составляющую сознания, где субъ-ективно-личностные и ценностно-смысловые компоненты психического мира находятся как бы в снятом, латентном состоянии.
Эмоциональная и ценностно-смысловая сферы сознания образуют ценностно-эмоциональную (гуманитарную в самом широком смысле) составляющую сознания. В качестве предмета познания в ней выступают собственное «Я», другие «Я», а так же продукты их творческой самореа-лизации в виде гуманитарно-символических образований (художественных и философско-религиозных текстов, про-изведений музыки, живописи, архитектуры).
№84 слайд
![III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯ](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img83.jpg)
Содержание слайда: III. СВОЙСТВА CОЗНАНИЯ
Осмысленность представляемого, или осознаваемого, т. е. его сло-весно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений.
Сознание почти всегда связано с употреблением для обозначения осознаваемого слов-понятий.
Наличие в нем интеллектуальных схем.
Абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенного, и сосре-доточение сознания на самом существенном.
Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.
Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме.
№88 слайд
![Классификация Б.Г.Ананьева](/documents/290fec3793be08b50896a44a2d58b428/img87.jpg)
Содержание слайда: Классификация Б.Г.Ананьева
Уровень методики (проективные.
Уровень методического приема (РЭП-тест).
Уровень метода (наблюдение, экспери-мент).
Уровень организации исследования
(эмпирические, теоретические).
Уровень методологического подхода
(психофизиологические, генетические, психоаналитические и др.).
Скачать все slide презентации На тему "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ" - скачать презентации по Медицине одним архивом:
Похожие презентации
-
На тему "Психологічна допомога дітям з вродженими вадами розвитку" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "Основы хирургии нарушений венозного и лимфатического кровообращения" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "Психология как наука" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ ЧЕЛОВЕКА. " - скачать презентации по Медицине
-
На тему "Психология общения медицинского работника и пациента" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ АНЕМИЙ" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "Акромегалия" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "регенерація" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "дистрофія" - скачать презентации по Медицине
-
На тему "Патологічна анатомія" - скачать презентации по Медицине