Презентация Методика изучения периодического закона, периодической системы Д. И. Менделеева и строения атома онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методика изучения периодического закона, периодической системы Д. И. Менделеева и строения атома абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 40 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Химия » Методика изучения периодического закона, периодической системы Д. И. Менделеева и строения атома



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    40 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    799.50 kB
  • Просмотров:
    91
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Методика изучения
Содержание слайда: Методика изучения периодического закона, периодической системы Д. И. Менделеева и строения атома

№2 слайд
План лекции Значение изучения
Содержание слайда: План лекции Значение изучения периодического закона и теории строения атома в школьном курсе химии Место данной темы в школьном курсе химии и методические подходы к ее изучению Методы и средства изучения темы Методика изучения темы в школьном курсе химии

№3 слайд
Литература . Агафошин Н.П.
Содержание слайда: Литература 1. Агафошин Н.П. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И. Менделеева: пособ. для учащихся. М.: Просвещение, 1982, 1973 2. Астахов К.В. Современное состояние периодической системы Д.И. Менделеева: Серия Химия №12. М.: Знание, 1969 3. Биографии великих химиков / ред. К. Хайниг, пер. с нем. В.А. Крицмана, под ред. Г.В. Быкова и С.А. Погодина. М.: Изд. Мир, 1981 4. Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира: биографический справочник. М.: Высшая школа, 1991

№4 слайд
Литература . Кедров Б.М.
Содержание слайда: Литература 5. Кедров Б.М. Прогнозы Д.И. Менделеева в атомистике. Неизвестные элементы. М.: Атомиздат, 1977 6. Кедров В.М., Трифонов Д.Н. Закон периодичности и химические элементы. М.: Наука, 1969 7. Курбатов В. Менделеев: детгиз в помощь школьнику. Москва, Ленинград, 1950 8. Макареня А.А., Рысев Ю.В. Менделеев Д.И.: серия «Люди науки». М.: Просвещение, 1983 9. Макареня А.А. Д.И. Менделеев и физико-химические науки. М.: Энергоиздат, 1982

№5 слайд
Литература . Макареня А.А.,
Содержание слайда: Литература 10. Макареня А.А., Трифонов Д.Н. Периодический закон Д.И. Менделеева: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1969 11. Манолов К. Великие химики. М.: Мир, 1985, т. 2 12. Семишин В.И. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. М.: Химия, 1972 13. Соловьев Ю.И. История химии. М.: Просвещение, 1976 14. Фигуровский Н.А. История химии. М.: Просвещение,1979

№6 слайд
. Значение изучения
Содержание слайда: 1. Значение изучения периодического закона и теории строения атома в школьном курсе химии 1. Значение изучения периодического закона и теории строения атома в школьном курсе химии «Периодический закон и система Д.И.Менделеева – предельно краткая и четкая физико-химическая энциклопедия, уникальное обобщение основного содержания химии, взаимосвязи всех химических элементов, основной закон развития общества, отражающий поступательное развитие материи» М. Х. Карапетьянц

№7 слайд
Образовательное значение темы
Содержание слайда: Образовательное значение темы Тема имеет большое образовательное значение: - позволяет раскрыть смысл периодического закона - вскрыть природу периодичности свойств элементов, определяемую строением атомов - выявить закономерности периодической системы - сформировать представления об амфотерных соединениях - привить знания о качественных и количественных характеристиках атомов, которые в дальнейшем обеспечат глубокое понимание природы связи, структуры веществ, закономерностей протекания химических реакций

№8 слайд
Воспитательное значение темы
Содержание слайда: Воспитательное значение темы Учебный материал темы позволяет - раскрыть идею материального единства веществ благодаря общности в строении их атомов - рассмотреть изотопию как одну из причин многообразия веществ - развить знания о внутренней двойственности веществ на материале об амфотерных соединениях и строении атомов - показать на конкретных примерах значение теоретических знаний для развития науки и техники - подтвердить основные законы диалектики - провести патриотическое воспитание

№9 слайд
Д. И. Менделеев -
Содержание слайда: Д. И. Менделеев (1834-1907)

№10 слайд
Развивающее значение темы
Содержание слайда: Развивающее значение темы Материал этой темы курса химии позволяет - совершенствовать умения анализировать, сравнивать свойства химических элементов и характер соответствующих им оксидов и гидроксидов - устанавливать причинно-следственные связи - применять теоретические знания для объяснения и предсказания свойств простых и сложных веществ на основе знаний о строении атомов химических элементов - прогнозировать свойства неоткрытых элементов и образуемых ими соединений

№11 слайд
. Место темы в школьном курсе
Содержание слайда: 2. Место темы в школьном курсе химии и методические подходы к ее изучению Периодический закон выполняет в школьном курсе химии две функции: является целью изучения (периодический закон изучается в конце курса и рассматривается как обобщение) является средством обучения (периодический закон изучается в начале курса и рассматривается как средство усиления (углубления) далее получаемых знаний)

№12 слайд
Функции периодического закона
Содержание слайда: Функции периодического закона Эти функции нельзя рассматривать без их взаимного сочетания, так как 1-ая функция не ведет к углублению знаний учащихся, а для реализации 2-ой функции на начальном этапе изучения химии необходим минимум знаний (основных законов и понятий химии), поэтому изучение темы переносится на середину 8-го класса

№13 слайд
Содержание темы состоит из
Содержание слайда: Содержание темы состоит из двух тесно переплетающихся крупных блоков информации Сведения о периодическом законе и периодическом изменении свойств химических элементов и веществ в зависимости от возрастания атомных масс элементов

№14 слайд
Методические подходы к
Содержание слайда: Методические подходы к изучению данной темы Исторический Учащиеся как бы повторяют путь, пройденный Д. И. Менделеевым. Подход позволяет показать школьникам диалектику познания; раскрыть своеобразие стиля мышления, характерного для данного периода времени в развитии познания; проникнуть в лабораторию ученого, увидеть, какая работа в ней происходит, как совершаются открытия

№15 слайд
Историко-логический подход
Содержание слайда: Историко-логический подход: сначала показывается обнаруженная Д. И. Менделеевым периодическая зависимость свойств элементов и веществ от атомных масс элементов, а затем выявляется ее причина на основе строения атомов элементов Историко-логический подход: сначала показывается обнаруженная Д. И. Менделеевым периодическая зависимость свойств элементов и веществ от атомных масс элементов, а затем выявляется ее причина на основе строения атомов элементов Изложить полностью процесс открытия периодического закона, сравнительный метод Д. И. Менделеева, который лежал в основе открытия, нет возможности в курсе химии средней школы, так как ряд понятий, таких, как изоморфизм, атомные объемы, атоманалогия и некоторые другие, не изучаются в школе (этот материал выносится на внеурочную деятельность)

№16 слайд
Последовательность изучения
Содержание слайда: Последовательность изучения темы при историко-логическом подходе анализ сложившихся к середине XIX века знаний о составе веществ, их структуре и химическом процессе классификация веществ, взаимосвязь классификаций элементов, простых веществ по физическим свойствам, сложных веществ по составу и химическим свойствам формирование естественных групп элементов сравнение свойств несходных элементов, формирование понятия о форме соединения выяснение характера взаимосвязи между свойствами и атомными массами элементов, «выведение» периодического закона в менделеевской формулировке изучение строения атома и установление связей приобретенных знаний с явлением периодичности глубокий синтез знаний на материале изучения структуры периодической системы, формирование умений пользоваться ею

№17 слайд
Историко-логический подход
Содержание слайда: Историко-логический подход позволяет: Правильно оценить роль периодического закона как научной основы школьного курса химии Отобрать материал, относящийся к истории открытия, раскрытию сущности периодического закона, преобразованию его в учение о периодичности, и на основе этого полнее раскрыть объяснительную и предсказательную функции периодического закона и системы Определить целесообразность и последовательность выбора соответствующих форм, методов и средств обучения по данной теме Понять роль периодического закона как высшей формы обобщения химических знаний, сформировать ряд положений о научной картине мира

№18 слайд
Трудности у учеников
Содержание слайда: Трудности у учеников: Трудности у учеников: Большая информативность материала (большой объем теоретических знаний) Высокая степень абстрактности понятий Концентрический способ изложения материала, при котором существует необходимость «переучивания» закона на основе электронных представлений

№19 слайд
Метафизический характер
Содержание слайда: Метафизический характер мышления школьников, которому чужды противоречия, переходы одних понятий в другие. Знания представляются им как нечто неизменное, раз и навсегда данное Переход к электронному объяснению периодического закона осуществляется несколько поспешно, так что учащиеся не успевают осмыслить сущность закона и понять, зачем шла речь об атомной массе Преимущественное применение информационных методов при изучении данной темы

№20 слайд
Методические принципы для
Содержание слайда: Методические принципы для устранения причин, порождающих трудности в изучении данной темы Методические принципы для устранения причин, порождающих трудности в изучении данной темы Тесная связь с физикой Использование проблемного подхода Доказательное объяснение абстрактных вопросов Историко-логический подход к построению материала Комплексное использование средств обучения

№21 слайд
К важнейшим средствам
Содержание слайда: К важнейшим средствам обучения относятся: К важнейшим средствам обучения относятся: Экранные пособия Модельная и символическая наглядность Химический эксперимент Изобразительные средства наглядности

№22 слайд
Использование комплекса
Содержание слайда: Использование комплекса средств наглядности должно сочетаться с проблемным подходом в обучении. Этот подход должен доминировать на всех этапах изучения темы Использование комплекса средств наглядности должно сочетаться с проблемным подходом в обучении. Этот подход должен доминировать на всех этапах изучения темы Проблемное обучение можно сочетать с самостоятельной поисковой работой самих учащихся в ходе решения проблемы В процессе изучения Периодического закона постоянно используется работа с карточками, что позволяет эффективно организовать самостоятельную работу

№23 слайд
. Методика изучения темы в
Содержание слайда: 4. Методика изучения темы в школьном курсе химии Подготовка учащихся к усвоению периодического закона состоит из нескольких этапов: Формирование знаний учащихся о существовании естественных семейств химических элементов Доказательство существования химических элементов с промежуточными свойствами Подведение учащихся к выводу об отсутствии резкой границы между элементами – металлами и элементами – неметаллами Раскрытие содержания понятия «амфотерность»

№24 слайд
Вывод периодического закона В
Содержание слайда: Вывод периодического закона В основу классификации Д. И. Менделеев положил главную количественную характеристику элементов – атомную массу (атомный вес) В отличие от своих предшественников он сопоставил между собой несходные семейства элементов. Он сравнил их, располагая элементы в порядке возрастания атомных масс, и обнаружил, что свойства меняются не монотонно (линейно), а периодически, т.е. сходные элементы встречаются через определенное число элементов. Эту закономерность Д. И. Менделеев назвал периодическим законом

№25 слайд
Периодический закон реально
Содержание слайда: Периодический закон – реально существующий (объективный) закон природы, он действует независимо от человеческого сознания. Периодический закон выражает сущность взаимосвязи между химическими элементами Периодический закон – реально существующий (объективный) закон природы, он действует независимо от человеческого сознания. Периодический закон выражает сущность взаимосвязи между химическими элементами Периодическая система - это графическое выражение Периодического закона и отражение естественной системы химических элементов Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство

№26 слайд
Структура Периодической
Содержание слайда: Структура Периодической системы рассматривается на основе строения атома и знаний о периодическом изменении свойств химических элементов Структура Периодической системы рассматривается на основе строения атома и знаний о периодическом изменении свойств химических элементов Периодическая система – единое целое, включающее в себя все химические элементы Форма периодической системы может быть различна, но сущность их одна – Периодический закон

№27 слайд
Классическая короткая форма
Содержание слайда: Классическая короткая форма ПС элементов Д.И. Менделеева, 1871 г. Отменена IUPAC в 1989 г.

№28 слайд
Периодическая система длинной
Содержание слайда: Периодическая система длинной формы, утверждена IUPAC в 1989 г.

№29 слайд
Расширенная форма ПС
Содержание слайда: Расширенная форма ПС элементов Гленна Теодора Сиборга, 1969г.

№30 слайд
Спиралевидная ПС Г.
Содержание слайда: Спиралевидная ПС Г. Баумгауэра (H. Baumhaur), 1870 г.

№31 слайд
Типичная спиралевидная
Содержание слайда: Типичная спиралевидная периодическая система многих авторов

№32 слайд
Спиральная периодическая
Содержание слайда: Спиральная периодическая система изощренно-вычурной формы (T. Бенфи, 1960 г.)

№33 слайд
Лестничная форма
Содержание слайда: Лестничная форма периодической системы Ю.Томсена, 1895 год

№34 слайд
Лестничная форма
Содержание слайда: Лестничная форма периодической системы Нильса Бора

№35 слайд
Сравните два определения
Содержание слайда: Сравните два определения периода - горизонтальный ряд элементов Периодической системы, начинающийся щелочными металлами и заканчивающийся инертными элементами

№36 слайд
Сравните два определения
Содержание слайда: Сравните два определения группы - вертикальный столбец в таблице, включающий элементы со сходными свойствами

№37 слайд
План характеристики
Содержание слайда: План характеристики химического элемента (базовый уровень) Название Порядковый номер Положение в группе и подгруппе Положение в периоде и ряду Состав ядра атома Общее число электронов в атоме, число электронов на каждом уровне (для элементов малых периодов) Металлические или неметаллические свойства характерны для элемента Формулы оксидов, гидроксидов, водородных соединений и характер их свойств Сравнение свойств элемента с соседними по периоду и группе элементами

№38 слайд
План характеристики
Содержание слайда: План характеристики химического элемента (профильный уровень) 1. Строение атома: заряд ядра атома состав ядра атома характеристика электронной оболочки электронная формула валентные электроны сравнение основных характеристик атомов соседних элементов 2. Свойства простых и сложных веществ: состав (формула) агрегатное состояние химические свойства применение получение

№39 слайд
Выводы Выводы Открытие ПЗ
Содержание слайда: Выводы Выводы Открытие ПЗ способствовало развитию химической науки и вместе с другими открытиями привело к созданию теории строения атома. В свою очередь, теория строения атома глубже раскрыла природу химических элементов и объяснила закономерности ПС Открытый Д. И. Менделеевым ПЗ – всеобщий, естественный закон развития природы. ПС наглядно иллюстрирует взаимосвязь между химическими элементами и их порядок, существующий в природе ПЗ и ПС позволяют предвидеть свойства открытых и неоткрытых элементов и их соединений На основе ПЗ успешно развивается атомная и ядерная физика, геохимия, минералогия и другие науки ПЗ является наглядным подтверждением материальности, единства и познаваемости окружающего нас мира

№40 слайд
Благодарю за внимание!
Содержание слайда: Благодарю за внимание!

Скачать все slide презентации Методика изучения периодического закона, периодической системы Д. И. Менделеева и строения атома одним архивом:
Похожие презентации