Презентация Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 36 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    36 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    695.50 kB
  • Просмотров:
    71
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
АНТИТЕЗА АНАЛИТИЧЕСКИХ
Содержание слайда: АНТИТЕЗА АНАЛИТИЧЕСКИХ (ОПИСАТЕЛЬНЫХ, ФОРМАЛЬНЫХ) И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ) МОДЕЛЕЙ ЯЗЫКА В ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ Основной конфликт, историческая последовательность научных направлений в мировой лингвистике ХХ в. – смена и сосуществование системно-структурной, аналитической модели описания языка, соссюрианской, и модели динамической, функциональной, синтетической.

№2 слайд
Язык в себе и для себя вот
Содержание слайда: Язык в себе и для себя – вот истинный объект лингвистики. Ф. де Соссюр Все, что имеет отношение к осуществлению языка, входит в компетенцию лингвистики. А. Е. Кибрик

№3 слайд
ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА Язык - это
Содержание слайда: ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЯЗЫКА Язык - это система знаков, где единственно существенным является соединение смысла и акустического образа Ф. де Соссюр Естественный язык — чрезвычайно практичная, удобная, эффективная, универсальная, устойчивая, лабильная, гибкая, рекурсивная, самоорганизующаяся, эволюционирующая, осмысленная (способная к рефлексии, «субъектно мотивированная» и мн. др.), креативная и в целом антропоцентричная система ограниченного набора средств социального взаимодействия, предоставляющая своему носителю теоретически безграничные возможности воплощения своих коммуникативных и когнитивных потребностей и намерений, и потому конгруэнтная естественному интеллекту…. РЯБЦЕВА Н. К. Язык и естественный интеллект

№4 слайд
ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СТРУКТУРНОЙ
Содержание слайда: ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА СТРУКТУРНОЙ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

№5 слайд
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА
Содержание слайда: ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА Базовые функции языка: Когнитивная и коммуникативная Базовые направления современного функционализма: Когнитивная лингвистика («когнитивный переворот в лингвистике») Коммуникативная лингвистика (дискурсивный переворот в лингвистике) Когнитивно-дискурсивная парадигма современного языкознания

№6 слайд
КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Содержание слайда: КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА Когнитивная лингвистика – наука, решающая задачи выявления тех аспектов существования и функционирования естественного языка, которые обусловлены его непосредственной cвязью с когнитивным механизмом человека; вместе с тем это наука, направленная на выявление заложенных в языке практических, теоретических и культурных знаний и опыта, освоенных, осмысленных и прямо или косвенно вербализованных носителями языка (способы языкового миромоделирования)

№7 слайд
ДИСКУРС-АНАЛИЗ Анализ языка
Содержание слайда: ДИСКУРС-АНАЛИЗ Анализ языка как способов социального взаимодействия, реализующихся с использованием потенциала языка-системы в соответствии коммуникативными и когнитивными потребностями, формируемыми в общекультурных и ситуативных контекстах (конситуациях).

№8 слайд
ДИСКУРС-АНАЛИЗ Основу
Содержание слайда: ДИСКУРС-АНАЛИЗ «Основу дискурсных аналитических подходов составляет положение … что мы всегда воспринимаем реальность посредством языка. С помощью языка мы создаем представления о реальности, которое не просто отражает то, что в ней есть, но и конструирует ее» (Л.Филлипс, М.В. Йоргенсен. Дискурс-анализ, 2004)

№9 слайд
ОППОЗИЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И
Содержание слайда: ОППОЗИЦИЯ СТРУКТУРНОЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МОДЕЛИ ЯЗЫКА В ПЕРВОЙ ТРЕТИ 20 В. Кризис младограмматизма – одно из условий формирования научной парадигмы в начале ХХ в. В фокусе критики современников находится прежде всего последовательный позитивизм младограмматиков. Антипозитивизм – ведущая  теоретическая установка гуманитарных наук в начале ХХ в. При этом выход из тупика последовательно позитивистского подхода виделся на разных исследовательских путях.

№10 слайд
КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX В.
Содержание слайда: КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В. НАСТУПЛЕНИЕМ НОВОЙ ЭПОХИ В ИСТОРИИ МЫСЛИ. САМОЙ ЯРКОЙ ЕЕ ЧЕРТОЙ БЫЛО СТРЕМЛЕНИЕ ОСУЩЕСТВИТЬ ПРОРЫВ К ТРАНСЦЕНДЕНТНОЙ СУЩНОСТИ ВЕЩЕЙ, ЛЕЖАЩЕЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИХ ЭМПИРИЧЕСКОГО, НЕПОСРЕДСТВЕННО НАБЛЮДАЕМОГО, ПРИВЫЧНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

№11 слайд
КОНЕЦ XIX НАЧАЛО XX В
Содержание слайда: КОНЕЦ XIX — НАЧАЛО XX В Одномерная эмпирическая реальность позитивизма, состоящая из твердых “фактов”, которые предстоит лишь собрать и расставить по надлежащим местам, уступила место релятивному миру идеальных сущностей, образ которого на глазах создается и пересоздается концептуализирующей мыслью. Б.М. Гаспаров

№12 слайд
ЛИНГВИСТИКА РУБЕЖА XIX - XX
Содержание слайда: ЛИНГВИСТИКА РУБЕЖА XIX - XX ВЕКОВ Два пути преодоления ограниченности младограмматизма 1. Структурализм 2. Функционализм

№13 слайд
СИТУАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В. В
Содержание слайда: СИТУАЦИЯ НАЧАЛА ХХ В. В АСПЕКТАХ АНАЛИЗА НЕТ РАВЕНСТВА В ПРОРАБОТАННОСТИ, В ТОЙ РОЛИ, КОТОРУЮ ОНИ ВЫПОЛНЯЮТ В ПОЗИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ЯЗЫКА БЕЗУСЛОВНО ДОМИНИРУЕТ. ЛОГИЦИЗМ НАУКИ, АНАЛИТИЗМ - НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАРОДИВШЕЕСЯ В ЛОГИКЕ АРИСТОТЕЛЯ, МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ЗАДАНА В АНТИЧНОСТИ

№14 слайд
При всей проницательности
Содержание слайда: При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве. При всей проницательности философских интуиций о природе языка как духовной “энергии” и о непрерывности развертывания языковой среды, сами по себе они не давали ответа на вопрос о том, как конкретно — в каких параметрах и категориях, с помощью каких приемов — язык может быть описан в таком качестве. Б.М. Гаспаров

№15 слайд
НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ
Содержание слайда: НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ. НА СМЕНУ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ - ОСОЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИЗОЛИРОВАТЬ, ВЫДЕЛИТЬ В ПОТОКЕ ВРЕМЕНИ ОБЪЕКТ НАУКИ, ВЫДЕЛИТЬ СОСТОЯНИЕ ОДНОВРЕМЕННОСТИ ОБЪЕКТА НАУКИ. ИДЕИ ПРЕРЫВИСТОГО, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ – КВАНТЫ В ФИЗИКЕ, В БИОЛОГИИ – ИДЕЯ МУТАЦИИ, СКАЧКООБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ. В ЛИНГВИСТИКЕ - ИДЕЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕННОСТИ СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ. В СИНХРОНИИ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ОДНОВРЕМЕННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ, ВЫЯВЛЯЮТСЯ УСЛОВИЯ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ, ЕДИНСТВА И СВЯЗЕЙ.

№16 слайд
В НАЧАЛЕ ХХ ПРОИЗОШЕЛ
Содержание слайда: В НАЧАЛЕ ХХ ПРОИЗОШЕЛ ОГРОМНЫЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ СКАЧОК В ИЗУЧЕНИИ ЯЗЫКА. Суть в осознании того, что язык представляет собой нечто большее, чем упорядоченный инвентарь форм, поскольку определяющую роль в нем играют не материальные элементы, а релятивные по своей природе знаковые ценности, отношения между которыми образуют структуру. Эта идея, с наибольшей полнотой и отчетливостью сформулированная де Соссюром, задала господствующее направление всей лингвистике XX столетия.

№17 слайд
БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ХХ ГГ.
Содержание слайда: БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ХХ: 1910—1970 ГГ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЯЗЫКЕ КАК ИДЕАЛЬНОМ, ТО ЕСТЬ НЕДОСТУПНОМ НЕПОСРЕДСТВЕННОМУ НАБЛЮДЕНИЮ, СИСТЕМНОМ УСТРОЙСТВЕ, ИНТУИТИВНОЕ ВЛАДЕНИЕ КОТОРЫМ РАЗДЕЛЯЮТ ВСЕ ГОВОРЯЩИЕ НА ЭТОМ ЯЗЫКЕ. РЕЗУЛЬТАТ - ДЕТАЛЬНО РАЗРАБОТАННЫЕ МОДЕЛИ, ПОКРЫВАЮЩИЕ ВСЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, — ОТ ЗВУКОВОГО СТРОЯ РЕЧИ ДО СИНТАКСИСА, СЕМАНТИКИ И ПРАГМАТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ КОММУНИКАЦИИ.

№18 слайд
ГГ. ХХ В. широкое применение
Содержание слайда: 1910—1970 ГГ. ХХ В. широкое применение метода - при изучении словесных и несловесных художественных текстов, в конечном счете - любых проявлений культурного поведения, в основании которых можно было усмотреть социально санкционированные знаковые коды и правила обращения с ними.

№19 слайд
СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ
Содержание слайда: СТРУКТУРАЛИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА - часть общего культурного контекста эпохи – эпохи модернизма , который составляли согласованные в определенной степени философские, эстетически е, идеологические , социальные течения.

№20 слайд
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Содержание слайда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. 1. Функционализм Фосслер К. Позитивизм и идеализм в языкознании (Извлечения)// История языкознания и ХIХи ХХ веков в очерках и извлечениях. Часть.1. М., 1960), Фосслер К. Грамматика и история языка. //Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1910.Книга 1.-репр.изд. М., Территория будущенго, 2005,с. 157 – 170. Отношение истории языка к истории литературы. // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. 1912 – 1913.Книга 1-2,-репр.изд. М., 2005, с. 247 – 258. В. Н. Волошинов, Марксизм и философия языка. Основы социального метода в науке о языке, Л.,1927; ч. II, гл. 1: “Два направления философско-лингвистической мысли”.

№21 слайд
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Содержание слайда: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКА В НАЧАЛЕ ХХ В. Но если идеалистический, казуальный принцип получает действительное отражение в развитии языка, тогда все явления, относящиеся к дисциплинам низшего разряда— фонетике, морфологии, словообразованию и синтаксису,— будучи зафиксированы и описаны, должны находить свое конечное, единственное и истинное истолкование в высшей дисциплине —стилистике, Так называемая грамматика должна полностью раствориться в эстетическом рассмотрении языка.  (Karl Vossler, Positivismus und Idealismus in der Sprachwissenschaft, Heidelberg, 1904).

№22 слайд
ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО
Содержание слайда: ИДЕИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ФУНКЦИОНАЛИЗМА НАЧАЛА ХХ В. Гумбольдтианская идея выражения в языке духа народа, идея миромоделирующей функции языка. К. Фосслер «Культура Франции в зеркале ее языкового развития. История французского письменного языка от начал до классического Нового времени» (1913 г.), «Дух и культура в языке» (1925) Л. Вайсгербер «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.

№23 слайд
ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ
Содержание слайда: ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА В родном языке каждого народа заложено некое миропонимание…в том виде, которое оно приобрело сообразно судьбам этого языкового сообщества, его географическому положению и истории, его духовным и внешним условиям… следует пойти дальше и спросить, в какой мере, своеобразие какого-либо народа созидается его языком. Л. Вайсбергер

№24 слайд
ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ
Содержание слайда: ЯЗЫК КАК МИРОМОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА К. Фосслер Всякое синтаксическое правило обосновано какой-либо превалирующей духовной спецификой данного народа

№25 слайд
Л. ВАЙСГЕРБЕР Чувственное
Содержание слайда: Л. ВАЙСГЕРБЕР Чувственное воспринимаемое речевое высказывание является лишь преходящей формой применения намного более реального/действенного языкового владения человека, а это опять же лишь выражение более высокой действительности/действенности, а именно: языка народа. А за всем языковым на земле стоит, наконец, как искомый источник, как последняя действительность/действенность, языковая способность человека. «Родной язык и выражение народного духа» - 1929 г.

№26 слайд
Л. ВАЙСБЕРГЕР И К. ФОССЛЕР
Содержание слайда: Л. ВАЙСБЕРГЕР И К. ФОССЛЕР Анализ языковых систем Цветообозначений терминов родства в германских, романских, славянских языках Глаголов движения Анализ становления языковых систем в онтогенезе

№27 слайд
К. ФОССЛЕР quot Тот, кто
Содержание слайда: К. ФОССЛЕР "Тот, кто пользуется в языкознании психологическими категориями, тот бредет, так сказать, по водоразделу, с вершин которого открывается с одной стороны -- вид на долины и источники душевных мнений отдельных говорящих, а с другой -- панорама обширных русел и систем языкового развития. Та дорога ведет в сторону языковых индивидуальностей и личностей, стилистики и литературоведения, а эта - в сторону языковых сообществ и языкового родства, в области исторической и сравнительной грамматики" (Собрание сочинений по философии языка, 1923 )

№28 слайд
К. ФОССЛЕР язык это quot
Содержание слайда: К. ФОССЛЕР язык – это "персональный стиль» в сфере языка специфически национальное подпадает под понятие орнаментального "Нет ни одного национального языка, который был бы только лишь национальным и оставался в тенетах орнаментики. Каким-то образом он должен служить и деловым и профессиональным целям" (Дух и культура в языке, 1925).

№29 слайд
К. ФОССЛЕР quot В
Содержание слайда: К. ФОССЛЕР "В национальных языках даже деловые обстоятельства приобретают индивидуальный и персональный эмоциональный тон... При этом следует настоятельно подчеркнугь ту предпосылку, что национальные и отраслевые языки никогда не сосуществуют раздельно как чистые культуры, но всегда в связи и в многообразнейших смешениях друг с другом. Влияние национальных языков на отраслевые языки выражается, в частности, в появлении технических и терминологических антропоморфизмов, придающих отраслевым "языкам" нечто вроде целенаправленного, прикладного миросозерцания (Zweckgesinnung)

№30 слайд
К.ФОССЛЕР язык науки ..
Содержание слайда: К.ФОССЛЕР язык науки….. отношениях и каким бы смиренным в эмоциональном аспекте он ни был, дарует нам, вместо света, очки, подзорную трубу и увеличительные стекла, с которыми большинство людей не умеет обращаться" "в царстве познания и истины всякое понятие желает обрести собственный диалект..., т.е. каждое желает так долго и интенсивно обкатываться в речи и отражаться по возможности во всех языках, пока оно не найдет успокоения в такой форме, которая не нуждается более в переводе" (Языковое сообщество и сообщество по интересам, 1924 )

№31 слайд
БАХТИН М. Система языка
Содержание слайда: БАХТИН М. «Система языка – продукт рефлексии над языком, совершаемой вовсе не сознанием самого говорящего на данном языке и вовсе не в целях самого непосредственного говорения … язык противостоит индивиду как нерушимая, непререкаемая норма, которую с точки зрения индивида можно только принять» (Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л., 1930).

№32 слайд
М. БАХТИН ВОЛОШИНОВ Итак,
Содержание слайда: М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ) Итак, единство социальной среды и единство ближайшего социального события общения – совершенно необходимые условия для того, чтобы указанный нами физико-психо-физиологический комплекс мог иметь отношение к языку, к речи, мог бы стать фактом языка-речи.

№33 слайд
М. БАХТИН В.Н. ВОЛОШИНОВ
Содержание слайда: М. БАХТИН (В.Н. ВОЛОШИНОВ) Другими словами, и понимающий, принадлежащий к тому же языковому коллективу, установлен на данную языковую форму не как на неподвижный, себетождественный сигнал, а как на изменчивый и гибкий знак. /…/К этому нужно прибавить еще одно, в высшей степени существенное соображение. Речевое сознание говорящих, в сущности, с формой языка, как такой, и с языком, как таким, вообще не имеет дела. В самом деле, языковая форма, данная говорящему, как мы только что показали, лишь в контексте определенных высказываний, дана, следовательно, лишь в определенном идеологическом контексте.

№34 слайд
М. БАХТИН ВОЛОШИНОВ Между тем
Содержание слайда: М. БАХТИН (ВОЛОШИНОВ) Между тем язык движется вместе с потоком и неотделим от него. Он, собственно, не передается, он длится, но длится как непрерывный процесс становления. Индивиды вовсе не получают готового языка, они вступают в этот поток речевого общения, вернее, их сознание только в этом потоке и осуществляется впервые.

№35 слайд
М. БАХТИН Индивидуальный
Содержание слайда: М. БАХТИН «Индивидуальный речевой опыт всякого человека формируется и развивается в непрерывном и постоянном взаимодействии с чужими индивидуальными высказываниями. Этот опыт в известной мере может быть охарактеризован как процесс освоения — более или менее творческого — чужих слов (а не слов языка). Наша речь, то есть все наши высказывания..., полна чужих слов, разной степени чужести или разной степени освоенности, разной степени осознанности и выделенности”. (“Проблема речевых жанров”. — М. М. Бахтин, Литературно-критические статьи, М., 1986, стр. 460).

№36 слайд
С.Л. ФРАНК Душевная жизнь, не
Содержание слайда: С.Л. ФРАНК “Душевная жизнь, не будучи определенным множеством, не есть и определенное единство..., Она есть некоторая экстенсивная сплошность, которой так же недостает интегрированности,как и дифференцированности, замкнутости и подчиненности подлинно единому центру, как и отчетливого расслоения на отдельные части”. (С.Л. Франк, Душа человека. Опыт введения в философскую психологию, 2 изд., Paris: YMCA Press, 1964, стр. 135)).

Скачать все slide презентации Антитеза аналитических (описательных, формальных) и деятельностных (функциональных) моделей языка в истории языкознания одним архивом:
Похожие презентации