Презентация История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 131 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:131 слайд
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:7.46 MB
- Просмотров:130
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: Литература
Основная
История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А Сивохина. ; МГУ им. Ломоносова; Ист. фак. – М; Проспект, 2010.-672 с.
С.В. Леонов, Н.В. Пономарев, А.М. Родригес . История ХХ века: Россия- Запад- Восток М. 2008.
Р.А. Киреева, К.М. Умбрашко. Взгляд на историю как науку. – М., 2009.
№5 слайд
Содержание слайда: Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент
должен:
Знать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
№6 слайд
Содержание слайда: Студент должен владеть навыками:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации(характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.
№7 слайд
Содержание слайда: Студент должен уметь:
логически мыслить, вести научные дискуссии;
работать с различными историческими источниками;
осуществлять эффективный поиск информации и использовать ее в процессе изучения исторических событий;
преобразовывать информацию в знание, осмысливать исторические процессы и явления в России и мировом сообществе в их динамики и взаимосвязи;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные исторические черты исторических процессов, явлений и событий:
извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
№8 слайд
Содержание слайда: Требования к результатам освоения дисциплины
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента, и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История»
№9 слайд
Содержание слайда: История в системе социально-гуманитарных наук
Историческая наука взаимодействует со всей системой гуманитарных наук, каждая из которых позволяет истории раскрыться новыми гранями.
Наука история может классифицироваться по изучаемым сферам человеческой деятельности:
социальная,
экономическая,
военная, политическая,
история повседневности,
история частной жизни и т. п.;
Особые отрасли исторической науки представляют история культуры и история искусства.
История — фундамент научных знаний о человечестве и его трансформации во
времени.
«Хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила,
жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает
истории.»
В.О. Ключевский
№10 слайд
Содержание слайда: История как наука
История — наука ретроспективная, она изучает прошлое, историческое познание опосредуется наличием, полнотой и объективностью исторических источников.
Историк исследует не саму историческую реальность, а дошедшие до нас о ней сведения.
Историк берется оценивать прошлое вне его времени, а исключительно с точки зрения тех ценностей, которые господствуют в настоящем и считаются достаточными для объяснения преемственной связи прошлого с настоящим.
«История — наука о людях во времени в которой надо непрерывно связывать изучение мертвых с изучением живых».
М. Блок
№15 слайд
Содержание слайда: Запад - Россия - Восток
Россия на протяжении своей многовековой истории служила одним из важнейших мостов между западной и восточной цивилизациями.
Помимо этого. Россия была не только мостом. Но и барьером, разделяющим Восток и Запад и предохраняющим их от гибельного столкновения друг с другом.
Для вас века , для нас единый час
Мы как послушные холопы держали щит
Меж двух враждебных рас
монголов и Европы
А. Блок
№16 слайд
Содержание слайда: Этнополитический фактор
Русский народ, в современном своем виде, формировался на протяжении нескольких столетий на базе славянских племен. Занимавших в древности огромную территорию Восточной Европы.
По своим обычаям, по своей хозяйственной жизни, по духовному складу славяне отличались и от соседних с ними племен Западной Европы, и от народов востока.
Наиболее простой пример связан с именем самого русского народа. Слово русский – вовсе не славянского происхождения.
Это самоназвание нескольких народов, живших когда-то рядом со славянами. Позднее из этих народов сформировался княжеский род у славян – «род русский». Но «русский род» , хотя и был правящим родом среди славян, в конце концов был теми же славянами ассимилирован. И оставил славянам свое имя «русы» исчезли, растворились в историческом небытии.
А вообще в процессе формирования русского народа приняло участие большое количество различных, в том числе и неславянских этнических групп, но славянский компонент всегда оставался главенствующим, цементирующим само это соединение вроде бы несоединимого.
Иначе говоря, будущий русский народ изначально рождался на полиэтнической основе. И все это свидетельствует о необычайной жизнеспособности славянских народов. Сумевших «переварить» и ассимилировать другие этносы.
№17 слайд
Содержание слайда: Религиозный фактор
Отличие России от Запада и от востока выражалось и том , что на Руси издревле, с Х в.. сложилось своеобразное форма христианства, впоследствии получившая наименование русского православия.
Русское православие возникло не в один момент, а складывалось постепенно, вырабатывая свои принципы в соответствии с духовными потребностями русского народа. С течением времени , особенно со времени монголо-татарского нашествия , само православие стало связываться в народном сознании с идеей национальной независимости , ибо оно олицетворяло собой борьбу с иноземными захватчиками, доказало, что русский народ, сохранив свою религию, не канет в Лету истории, а сохранит себя и свою культуру. Ведь православный русский народ противостоял одновременно и единому католическому Западу, и единому мусульманскому Востоку.
Православие стало православием благодаря своеобразию древнерусского мировоззрения Больше того, именно благодаря православию и возник тот русский народ, который создал великое Русское государство и освоил огромные пространства Евразии.
№18 слайд
Содержание слайда: ЗАЧЕМ?
Главный вопрос, который задает русская душа выражается всего лишь одним словом – «зачем?»
Зачем явился в мир русский народ?
Ради чего он освоил столь великие пространства Европы и Азии?
Во имя каких целей он объединил в одном государстве разные народы?
Для всякого русского человека в отдельности и для русского народа в целом очень важно видеть и связь времен, и смысл исторического действия. И если русский человек знает ответ на этот вопрос, то тогда ему любое дело по плечу, ему ничего не страшно, он способен своротить горы.
Но так случается только в том случае, когда русским открыт смысл поступка и ясна, духовно и душевно, сердцем и разумом принята цель исторического движения.
Однако, как только смысл этого исторического движения теряется, как только цель исторического развития скрывается в дымке непознанности, то и сам русский народ оказывается разладе и распаде. Ибо незачем жить. Ибо нет смысла жизни .
№19 слайд
Содержание слайда: Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь. С.Васильев
№20 слайд
Содержание слайда: Задание для самостоятельной работы
Подготовить доклад – презентация на темы:
1. Роль и место России в мировой истории
2. В.О. Ключевский и значение его научных трудов для развития Истории России
3. Объект и предмет исторической науки.
4. Функции истории
Подготовить эссе на темы:
«Умом Россию не понять…»
« …мы как послушные холопы держали щит меж двух враждебных рас, монголов и Европы…»
« История и Я »
«Великой нацией нас делает не наше богатство, а то, как мы его используем»
№22 слайд
Содержание слайда: ИНФОРМАЦИЯ
Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какому-либо вопросу.
Требования к эссе
Представление собственной точки зрения
Аргументация фактами
Теоретическое обоснование
Использование терминов
Использование цитат
Представление различных точек зрения
Самостоятельность и индивидуальность
Логичность
Использование приемов сравнения и обобщения
Грамотность
Объем ЭССЕ 1-1,5 стр. формата А-4
№23 слайд
Содержание слайда: Алгоритм создания эссе
1. Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности.
2. Сформулировать смысл проблемы, поднимаемой автором цитаты.
Например: « Не хлебом единым живет человек»
«В данном высказывании автор (Аристотель) поднимает проблему соотношения материального и духовного в человеческой жизни… . Автор считает, что человек живет не только для того, чтобы удовлетворять свои физиологические потребности…
В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные мысли...
№24 слайд
Содержание слайда: Алгоритм создания эссе
3. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора цитаты.
«Я согласен с мнением автора», «Я не согласен с мнением автора», «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…»,
«Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п.
4. Теоретически обосновать свою позицию.
Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции.
5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом.
№25 слайд
Содержание слайда: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Письменная работа цель которой в лаконичной форме описать жизненный путь конкретного человека и определить роль и значение его личности в истории государства и общества.
Структура:
Время и место рождения, родители
Детство, юность, образование
Государственная(духовная) служба и общественная деятельность
Достижения и их влияние на государство и общество
Характер, круг общения, качества натуры, увлечения
Популярность в обществе
След в истории
Приветствуется использование художественных образов, аллегорий, произведений литературы и искусства.
Объем 2-2,5 листа формата А-4.
№28 слайд
Содержание слайда: Литература
Дополнительная:
Н.А. Бердяев, Смысл истории. – М. ,1990.
Р.А. Киреева, К.М. Умбрашко. Взгляд на историю как науку. – М., 2009.
Л.И. Гумилев; История Евразии. – М., 2009.
Н.М. Карамзин: История государства Российского. В 4-х книгах– Ростов на Дону Феникс 1995.
В.В. Ильин, А.С. Панарин ,А.С. Ахиезер.: Реформы и контр реформы в России. – М., 1996.
Н.И.Кареев : История Западной Европы в Новое время. Типография И.А.Ефрона, СПБ.,1892, www.mirking.com
В.О. Ключевский : Исторические портреты. – М ., 2005 .
В.О. Ключевский: Лекции по истории. Новейшая история Западной Европы в связи с историей России. – М., 1999.
Н.И. Костомаров.: Русская история в жизнеописании ее главнейших героев деятелей. – М., 1995.
Основные этапы формирования гражданского общества в странах западной Европы и России в XIX- XX вв. Отв.ред. С.П. Пожарская, -М.; ИВИ РАН, 2007.
Хрестоматия по истории России: учебное пособие/МГУ им. М.В. Ломоносова , Ист. фак. авт-сост , А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А Сивохина. - М. : Проспект, 2008
К. Ясперс : Смысл и назначение истории.- М.; 1991.
№29 слайд
Содержание слайда: Принципы исторических исследований
Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии:
как оно возникло,
какие этапы в своём развитии прошло,
чем, в конечном счете, стало.
Нельзя рассматривать событие или личность абстрактно вне временных позиций.
№30 слайд
Содержание слайда: Принципы исторических исследований
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под схему.
Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
Главное в обеспечении принципа объективности - личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.
№31 слайд
Содержание слайда: Принципы исторических исследований
Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе.
Этот принцип обязывает учитывать субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей независимо от региона.
№32 слайд
Содержание слайда: Принципы исторических исследований
Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей.
Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.
Только при соблюдении и сочетании всех принципов и методов познания могут быть обеспечены строгая научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
№33 слайд
Содержание слайда: Задачи исследования в истории
Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
№34 слайд
Содержание слайда: Задачи исследования в истории
Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
Формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
№35 слайд
Содержание слайда: Методы исследования в истории
хронологический метод - предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
синхронный метод - предполагает одновременное изучение событий, происходящих в обществе;
дихронный метод - подразумевает разработку периодизации;
экспериментальный метод (или историческая реконструкция).
№36 слайд
Содержание слайда: Исторические источники
Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).
Изобразительные источники
А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);
Б) изобразительно-графические;
В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).
Словесные источники:
А) разговорная речь;
Б) памятники устного творчества (фольклор);
В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы – видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.
Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).
Поведенческие источники.
Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) – коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)
Звуковые или аудиальные источники.(Это звуки в широком и узком смысле).
№37 слайд
Содержание слайда: Исторический источник
1. Источник не является объективным отражателем событий, он дает лишь ту информацию, которую в нем ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
2. Источник не является объективным отражателем истории и потому, что он передает события через мировосприятия автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
№39 слайд
Содержание слайда: Мемуары
Мемуары специфический жанр литературы, особенностью которого является документальность; при этом документальность основывается на свидетельских показаниях мемуаристов, очевидцев описываемых событий. Мемуары нельзя считать продуктом исключительно личностного происхождения. Они неизбежно несут на себе печать своего времени
При работе с мемуарами необходимо:
изучить личность автора;
время и место действия описываемых событий;
установить положение, занимаемое автором в происходивших событиях, а стало быть, его осведомленность о них;
установить источники осведомленности автора;
сопоставить факты изложенные в мемуарах с другими источниками.
№41 слайд
Содержание слайда: Периодическая печать
Печать - это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению и характеру информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную газетную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику, некрологи и т. д.
Недаром же печать(СМИ) нарекли "четвертой властью" (после законодательной, исполнительной и судебной).
Иногда говорят, что печать — изнанка власти. Следовательно, изучая печать, можно составить представление о том или ином государственном строе. И в этом своем качестве свидетеля эпохи она остается интересным историческим источником.
№42 слайд
Содержание слайда: Основные жанры газеты
Заметка — это констатация факта, лаконичная передача некоторой суммы сведений без оценочных моментов.
Отчет отличается описанием подробностей события, деталей объекта.
Репортаж.
Интервью отображает отношение к событиям сразу двух лиц: журналиста и собеседника. Характер диалога может быть разным, в зависимости от общественного положения, известности того, у кого берут интервью. Этому может, с другой стороны, противостоять высокий профессионализм, настырность и находчивость журналиста.
К аналитическим жанрам относятся корреспонденции, рецензии, статьи. Основная цель этих материалов — передача не столько информации о событиях, сколько авторских размышлений по поводу их.
Художественно-публицистические жанры (очерк, фельетон, памфлет) сочетают документализм с литературным вымыслом, дают событиям оценку, сочетающую общественно-политическое и эмоциональное звучание.
Ответы на вопросы читателей
№44 слайд
Содержание слайда: Задание для самостоятельной работы
Подготовить доклад-презентацию на темы:
«Мемуары как исторический источник и способы их использования в исторических исследованиях.»
«Интернет и его роль в собирательстве и анализе исторических событий»
Проанализировать становление и развитие историографии как научной дисциплины .
Ознакомиться историческими источниками(письменными, вещественными, аудиовизуальными, научно-техническимми, изобразительными)
Изучить способы и формы получения и сохранения исторической информации.
№46 слайд
Содержание слайда: Причины возникновения государства
Переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
Разделение труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов);
Появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
Появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально–классовое расслоение общества;
№48 слайд
Содержание слайда: Типы государственности в
средневековой Западной Европе
1. Раннефеодальная монархия (V—IX вв.) — характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства.
2. Вассально-сеньориальная монархия (X—XIII вв.) — в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей.
3. Сословно-представительная монархия (XIV—XV вв.) — для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов — Генеральных штатов во Франции, рейхстага в Германии, кортесов в Испании и т.д.
4. Абсолютная монархия (XVI—XVII вв.) характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает абсолютному монарху прямое управление и контроль за страной.
№51 слайд
Содержание слайда: Отличительные факторы возникновения древнерусского государства
система данничества;
территориальный принцип расселения, вытесняющий племенной;
простейший государственный аппарат в лице дружины и наместников князя;
династическая (родовая) княжеская власть;
монотеистическая религия, усиливающая процесс сакрализации княжеской власти;
многоэтнический состав.
№57 слайд
Содержание слайда: Киевские князья
Олег (882-912) захватил Киев в 882 году и объединил территорию восточных славян в единое государство "Киевская Русь", в 907 и 911 совершил походы на Византию и заключил с ней выгодные торговые договора;
Игорь (912-945) Русь расширила территорию, подчинил древлян и обложил их данью, 913-914 - походы на хазарские владения, 941, 944 - походы на Византию, убит в 945 году во время сбора дани древлянами (полюдье).
Ольга(945-957). Отомстила за смерть мужа, упорядочила сбор дани, ввела уроки и погосты, в 957 году приняла крещение в Константинополе.
Святослав (957-972) Присоединил земли вятичей, разбил волжских булгар и Хазарию, завоевал устье реки Дунай, образовал русское Тмутараканское княжество, в 967 году совершил поход на Дунай, объявил город Переяславец новой столицей, в 970 году заключил договор с Византией, в 972 году убит печенегами.
№59 слайд
Содержание слайда: Последствия принятия Русью христианства
Христианство, став господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений.
*Из Греции пришла на Русь иерархия:
**в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый Константинопольским патриархом;
в других городах были поставлены подчиненные митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до пятнадцати).
**В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались монастыри;
причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через него митрополиту.
**Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла все духовенство страны.
**Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение.
**принятие именно православного христианства, способствовало отделению Руси от западных стран.
№60 слайд
Содержание слайда: Значение крещения Руси
1) Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.
2) Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.
3) Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
«Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.»
В.О. Ключевский
№63 слайд
Содержание слайда: Киевские князья
При Владимир еI (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
В 988г., при Владимире I, в качестве государственной религии было принято христианство.
При Ярославе Мудром (1019—1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества.
Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около 400 церквей и 8 рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав годом ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор — храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота — парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».
№65 слайд
Содержание слайда: Феодальная раздробленность
Начиная с 30-х годов XII в Русь уже необратимо встала в полосу феодальной раздробленности, которая стала закономерным этапом развития всех крупных государств Европы в период средневековья.
К середине XII в Русь раскололась на 15 княжеств, которые были лишь в формальной зависимости от Киева.
Одной из причин такого состояния государственности на Руси были постоянные разделы земель между Рюриковичами. Местное боярство не было заинтересованно в существовании единого, сильного политического центра.
Во-вторых, постепенный рост городов и хозяйственное развитие отдельных земель привели к тому, что наряду с Киевом появились новые центры ремесла и торговли, всё более независимые от столицы русского государства.
В 1097г, по инициативе внука Ярослава – Владимира Всеволодовича Мономаха в городе Любече собрался съезд князей. Оценив гибельные последствия усобиц, князя установили новый вид правления: “каждый да держит отчину свою”.
№72 слайд
Содержание слайда: Монголо-татарское нашествие
В течение пяти месяцев Батый покорил всю Северо-Восточную Русь, а в 1239 — 1240 гг. — юго-западные земли, захватив и Киев. Избежали нашествия только Новгородская земля с Псковом и всеми северными территориями, Смоленск, Полоцк, Минск и соседние земли.
После разгрома Руси монголы ворвались в Европу, разорили Венгрию, Польшу, Чехию. Войска Батыя дошли до границ Германской империи и Адриатического моря. В 1242 г. Батый повернул обратно на восток.
Причины успехов монголов:
небывалая концентрация всех ресурсов, огромная численность войска, умелое использование ресурсов порабощенных стран: пополнение войска и использование наиболее совершенной военной техники, "особенно китайской (стенобитные орудия, зажигательные снаряды);
высокий уровень технического оснащения (конница, лучшие в мире луки), военной дисциплины, организации армии, разведки, психологической войны;
социально–политические предпосылки: в большинстве подвергшихся нападению стран – феодальная раздробленность, раздоры, отсутствие единства и воле к борьбе.
«России определено было великое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы, образующееся просвещение было спасено растерзанной Россией».
А.С. Пушкин
№73 слайд
Содержание слайда: Золотая Орда
Система гнета:
Хан выдавал князьям ярлык на княжение (за ним надо было ехать в Орду), их власть не наследовалась.
Утверждал назначение избранного митрополита.
Все обложены налогом ("татарский выход"), кроме церкви. Для этого проводились переписи населения ("число").
Введена система откупов, процветали бесчинства откупщиков и ханских представителей – "баскаков". После восстаний 60–х гг. возложили сбор налога на самих князей, которые, разумеется, наживались на этом.
Введена одна из самых тяжелых повинностей "налог кровью": русских юношей брали в монгольскую гвардию.
Время от времени проводились новые "кровопускания", карательные походы.
№74 слайд
Содержание слайда: Последствия монгольского ига
1. Помимо страшного опустошения велики негативные последствия для политического развития: усиление феодальной раздробленности, княжеских распрей (монголы их поощряли).
2. Долговременные последствия для истории России: в результате страшного разорения и долгого тяжелого гнета произошло изменение места Руси в мировом историческом процессе, это было началом ее длительного отставания от Западной Европы, которое потом не раз пытались с огромными жертвами преодолеть, но, в сущности, не преодолели и в XX веке.
К моменту нашествия Русь являлась одной из наиболее развитых стран.
К моменту освобождения от власти монголов – это была далекая бедная страна, о которой в Европе мало знали.
3. Долговременные политические и психологические последствия: в первую очередь были разгромлены города, что привело к падению культуры, способствовало изменению в худшую сторону традиций и нравов – менталитет. "Великий страх", передаваемый от поколения к поколению.
Некоторые историки считают, что именно с этого времени пошли такие негативные черты русского национального характера, как покорность перед властью, пренебрежение к правам человека, т.е. сформировались "восточные" черты, характерные для азитско–деспотических обществ. Высказывается также мнение, что под влиянием монголов (а они в свою очередь взяли эту систему в Китае) сложился сам тип власти в Московском государстве, характер ее отношений с обществом: все население – подданные, рабы верховного правителя (ведь даже в XVII в. знатнейшие бояре в обращении к царю называли себя "холопами"). Этого не было в Западной Европе и Киевской Руси.
№77 слайд
Содержание слайда: Начало объединения Русских земель
Возвышение Москвы.
Москва, которая была до нашествия монголо-татар небольшим пограничным пунктом Владимиро-Суздальско го княжества, в начале XIV в. превращается в важный политический центр того времени.
Москва занимала географически выгодное центральное положение среди русских земель
Приток населения на земли Московского княжества.
Москва являлась центром развитого ремесла, сельскохозяйственного производства и торговли.
Москва оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий.
Возвышение Москвы объясняется также целенаправленной, гибкой политикой московских князей, сумевших привлечь на свою сторону не только другие русские княжества, но и церковь.
№78 слайд
Содержание слайда: Московские князья
Основателем династии московских князей был младший сын Александра Невского — Даниил Александрович (1276—1303). При нем быстро росла территория Московского княжества. В 1301г. в его состав вошла отвоеванная у рязанского князя Коломна. В 1302г. по завещанию бездетного переяславльского князя его владения перешли к Москве. В 1303г. из состава Смоленского княжества к Москве был присоединен Можайск. Таким образом, территория Московскою княжества за три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в северо-восточной Руси.
Юрий Данилович (1303-1325) в годы его правления Москва впервые (1319) получила от ордынского хана ярлык на великокняжеское правление
Иван Данилович (Иван Калита) (1325—1340), разгромив восстание в Твери, получил ярлык на великое княжение, который с этого времени почти постоянно оставался в руках московских князей. При Иване Калиге усилилась роль Москвы как центра объединения всех русских земель. Он добился необходимой передышки от ордынских вторжений, давшей возможность поднять экономику и накопить силы для борьбы с монголо-татарами. Иван Калига получил право сбора дани с русских княжеств и доставки ее в Орду. Не прибегая к оружию, он значительно расширил свои владения. При нем подчинились Московскому княжеству Галичское (район Костромы), Угличское, Белозерское (район Вологды) княжества.
Дмитрий Донской. Дмитрий (1359—1389) получил престол девятилетним ребенком. Вновь вспыхнула борьба за великокняжеский владимирский стол. Орда стала открыто поддерживать противников Москвы.
Своеобразным символом успехов и силы Московского княжества - была постройка всего за два года неприступного белокаменного Кремля Москвы (1367) — единственной каменной крепости на территории северо-восточной Руси. Все это позволило Москве отбить притязание на общерусское лидерство Нижнего Новгорода, Твери, отразить походы литовского князя Ольгерда.
№79 слайд
Содержание слайда: Куликовская битва
Войска встретились на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Утро в день битвы —8 сентября 1380г.— выдалось туманным. Туман рассеялся только к 11 часам утра. Сражение началось с поединка между русским богатырем Пересветом и татарским воином Челубеем.
№80 слайд
Содержание слайда: Значение Куликовской битвы
Несмотря на поражение в 1382г., русский народ после Куликовской битвы уверовал в скорое освобождение от татар.
На Куликовом поле Золотая Орда потерпела первое крупное поражение.
Куликовская битва показала мощь и силу Москвы как политического и экономического центра — организатора борьбы за свержение золотоордынского ига и объединение русских земель.
Благодаря Куликовской победе был уменьшен размер дани.
В Орде было окончательно признано политическое Главенство Москвы среди остальных русских земель.
Разгром ордынцев в Куликовском сражении значительно ослабил их мощь.
На Куликовом поле шли жители из разных русских земель и городов — вернулись же они с битвы как русский народ.
«Мамаево побоище еще не прекратило бедствий России, но доказало возрождение сил ее»
Н.М. Карамзин
№81 слайд
Содержание слайда: Создание централизованного государства
При Иване III (1462 - 1505) формируется единое (централизованное) Русское государство. Речь идет о создании монархии во главе с московскими Рюриковичами. После подчинения Новгорода (1477 — 1478), присоединения к Москве Твери (1485) и Вятки (1489) Иван III принимает титул «государя всея Руси».
Женитьба на племяннице последнего императора Византии, Софье Палеолог, дала возможность Ивану III войти в круг европейских государей.
В конце XVI в. введена государственная монополия на торговлю водкой. Возникла традиция государственного регулирования экономической жизни.
В 1497 г. был принят свод законов единого государства — Судебник Ивана III, регламентировавший отношения в средневековом российском обществе.
Внешняя политика Ивана III характеризуется наступательным характером. Это начало борьбы за Ливонские земли (основание Иван-города у Нарвы), поход на Казань (1487), возвращение Северской Украины и некоторых смоленских земель.
Русская церковь сыграла значительную роль в этом процессе. В обмен на идеологическую поддержку верховной власти последняя сохраняла экономическую самостоятельность церкви, позволившую духовенству поддержать центролизаторские тенденции в государственном устройстве Московской Руси.
№83 слайд
Содержание слайда: Значение образования русского централизованного государства
В.О. Ключевский говорит:
«Объединение русских земель вокруг Москвы привело к коренному изменению политического значения этого города и великих московских князей.
Они, недавние правители одного из русских княжеств, оказались во главе обширнейшего государства в Европе.
Возникновение единого государства создало благоприятные условия для развития народного хозяйства и для отпора внешним врагам.
Включение в состав единого государства ряда нерусских народностей, создавало условия для роста связей этих народностей с более высокой по своему уровню экономикой и культурой России.
№84 слайд
Содержание слайда: Задание для самостоятельной работы
Подготовить доклад –презентацию на тему: «Политические центры Древнерусского государства в период феодальной раздробленности.(Владимиро-Суздальское княжество, Новгородское княжество, Галицко-Волынское княжество) на выбор.
Написать и представить политический «портрет»:
Александра Невского,
Юрия Долгорукого,
Дмитрия Донского,
Сергия Радонежского,
Ивана Калиты,
Василия Темного.
Подготовить эссе на темы:
« Кто с мечем к нам придет…» ,
« Не в силе Бог, а в правде»
« Если бы я был князем Новгородским»
№87 слайд
Содержание слайда: Опричнина и опричники
Опри́чнина — часть государственной политики в Российском государстве (1565—1572), состоявшая в государственном терроре и системе чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.
№90 слайд
Содержание слайда: Смутное время
Причины
Экономические - Тяжелейший экономический кризис получил название "порухи 70-80-х годов XVI века". Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая - погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными.
Социальные -Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы, в стране начался голод. Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя - крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права.
Политические – безвластие, самозванство, борьба за власть, иностранная интервенция, гражданская война
Царь Федор Иоаннович - Борис Годунов - Василий Шуйский Семибоярщина – Лжедмитрий 1 – Лжедмитрий 2 - Сигизмунд
№94 слайд
Содержание слайда: Церковь и государство в ХIV - ХVII в в
Первым русским патриархом в 1589 г. был избран Иов – сторонник Годунова. Ему подчинялись 4 митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и 6 архиепископов.
Церковным расколом называют отделение части верующих от официальной православной церкви.
Раскол в русской православной церкви начался в 17в, при Алексее Михайловиче, вследствие церковных реформ патриарха Никона. (Патриарх Никон велел исправить книги, ввести единообразие в обрядах (в частности креститься двумя или тремя перстами, крестный ход совершать по ходу солнца или против) ). Часть людей не приняла нововведений, их называли старообрядцами (раскольниками)
Причины раскола объясняют по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной послужило невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни.
Старообрядцы считают эти введения посягательством на веру отцов.
Только в 1666г состоялся церковный собор, который сместил Никона с поста патриарха. Тот же собор проклял всех его сторонников, после чего гонения на раскольников усилились.
Раскол в русской православной церкви не преодолен и по сей день.
№96 слайд
Содержание слайда: Расширение Русского государства
1552 г – взятие Казани – Казанское ханство
1556 – Астрахани – Астраханское ханство
1558 г – начало Ливонской войны
1558 г - поход Ермака в Сибирь
В ХVI в. началось освоение территории Дикого поля ( плодородные земли к югу от Тулы). Русское государство стало укреплять южные границы от набегов крымского хана.
По сравнению с серединой ХУ в. территория России при правлении Ивана IV увеличилась более чем в 10 раз.
В 1643-45 г.г. Поярков вышел по реке Амур в Охотское море.
В 1648 г. Дежнев открыл пролив между Аляской и Чукоткой.
В середине века Хабаров подчинил России земли по реке Амур.
Были основаны многие сибирские города: Енисейск, Красноярск Братск,
Якутск, Иркутск
В ХVIIв. территория России расширилась за счет включения новых земель Сибири, Южного Приуралья и Левобережной Украины, дальнейшего освоения Дикого поля.
Границы России – от Днепра до Тихого океана и от белого моря до владений крымского хана, Северного Кавказа и казахских степей.
№98 слайд
Содержание слайда: Задание для самостоятельной работы
ПОДГОТОВИТЬ:
презентацию на тему «Опричнина и ее влияние на социально-экономического и политического развития Российского государства XVI века»
доклад-презентацию на тему « Опричнина в российской историографии-точки зрения историков»
творческое задание на тему « Иван Грозный-Иосиф Сталин» (эссе, очерк, пьеса, поэма, видеофильм, слайд-шоу).
реферат на тему « Иван Грозный и его роль в формировании Российского государства и авторитета России в мире, в XVI в и в исторической перспективе »
№103 слайд
Содержание слайда: Гурманство вместо обжорства
Гурманы запоминают новые, неведомые прежде названия блюд: «суп», «пюре», «рулет», «паштет», «соус», «котлета». Появились и блюда, ранее невиданные, дивные – устрицы, омары.
Обязательной стала вилка, сочетавшаяся теперь не с огромным кинжалом, который гость доставал из-за пояса, а с небольшим столовым ножом.
Появились сервизы с супницами, салатницами, бульонницами. С развитием фарфорового производства вместо огромного золотого, серебряного или оловянного блюда, которое не менялось во время всего обеда, появляются сменные фарфоровые тарелки единого типа, характерного для каждого сервиза. Это явление называется «перемена». За обед тарелки и многие предметы на столе менялись три-четыре раза.
Суп с закусками сменялся жарким, потом следовал салат, его менял десерт, все заканчивалось сыром и фруктами. Для каждой перемены был свой набор посуды, тарелок.
№105 слайд
Содержание слайда: Революция на столах
Все эти, казалось бы, чисто кулинарные новшества произвели настоящую революцию. Достаточно сказать, что не знавшая дефицита мясных продуктов Британия во многом именно этому обязана мощным приростом населения в 18 веке, – без чего, собственно, не случилось бы и Британской империи.
А любовь американских колонистов к чаю привела к их возмущению взлетом пошлин на чай, введенном английскими чиновниками (так называемое «Бостонское чаепитие»).
Говоря фигурально, из чашки разлитого чая и родились Соединенные Штаты Америки.
Революция на столах двигала вперед развитие общества. Без нее Европа и Северная Америка не стали бы в 19 веке гегемоном остального мира.
№106 слайд
Содержание слайда: Эпоха просвещения
Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц)
критикуют мир(энциклопедисты)
поют здравицу разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер)
объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо).
Все идеи и теории вертятся вокруг человека, его способности понять окружающий мир и преобразовать его в соответствии со своими потребностями и представлениями о «наилучшем».
В XVIII веке в Европе утвердилась базовая идея современного общества - идея прав личности
№107 слайд
Содержание слайда: Революция в сердцах
Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченне
Бессмертным свидетельством этого стала великая музыка XVIII века, – быть может, одно из высочайших достижений в истории человечества
(свыше 40 опер у Г.Ф. Генделя, более 200 концертов для скрипки у А. Вивальди, более 100 симфоний у И. Гайдна!)
Итогом музыкального развития XVIII века становится творчество В.А. Моцарта. Он вводит в музыку личность современника с его простыми и насущными желаниями, радостями и страхами.
№109 слайд
Содержание слайда: Петровские реформы в России
Реформа государственного управления
1699-1721 гг.
Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.
Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.
Областная (губернская) реформа
1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.
На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.
Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.
Судебная реформа
1697 г., 1719 г., 1722 г.
Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.
Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.
№110 слайд
Содержание слайда: Петровские реформы в России
Военные реформы
с 1699 г.
Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.
Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.
Церковная реформа
1700-1701г.; 1721 г.
После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.
Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.
Финансовые реформы
Почти все царствование Петра 1
Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты . Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.
Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.
№111 слайд
Содержание слайда: Итоги правления Петра I
В правление Петра отсталая страна совершила огромный скачок в промышленном развитии. Появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, музеи, публичные библиотеки, театры и многое другое.
Детищем Петра по праву считается военно-морской флот, а также регулярная армия, великолепно обученная и столь же хорошо вооруженная. При Петре они навеки прославили русское оружие.
Перечисленные новшества позволили России сокрушить первоклассную Шведскую армию и войти в ранг великих держав. Русские воины проявляли чудеса храбрости в сражениях.
Оценивая положительное значение преобразований Петра, нужно помнить, что его политика носила классовый характер. Преобразования эпохи осуществлялись за счет огромных жертв трудового населения. Это его усилиями воздвигался Петербург, строились корабли, сооружались крепости, каналы, дворцы. На плечи народа легли новые тяготы: были увеличены налоги, введена рекрутчина, производились мобилизации на строительные работы.
Политика Петра была направлена на возвышение дворянства. Его реформы укрепили господствующее положение дворянства в феодальном обществе. Дворянское сословие стало более монолитным и образованным, повысилась его роль в армии и государственном аппарате, расширились права на труд крепостных крестьян. Приобретенные морские гавани обеспечили помещикам и богатым купцам выгодные условия сбыта продуктов крепостного хозяйства.
Россию узнали и оценили в Европе, у страны появился выход к морю
№116 слайд
Содержание слайда: Преобразования Александра I
политические: замена коллегий министерствами, создание гос. совета; предоставление широкой автономии царству польскому и великому княжеству финляндскому; появление обществ, салонов, зачатков гражданского общества
экономические: "указ о вольных хлебопашцах" (1803): разрешение помещикам отпускать крестьян на волю с землей; отмена крепостного права в прибалтике; предоставление права покупать землю недворянам; создание первых военных поселений
социальные: открытие учебных заведений для разных сословий; введение образовательного ценза для получения сана
внешнеполитическая: создание священного союза с целью сохранения в Европе существующих порядков
№117 слайд
Содержание слайда: Попытки модернизации политической и социально-экономической системы в России в начале Х1Х в.
По проекту М. М. Сперанского 1809-1810 гг. законодательную вертикаль должны были составить думы (волостная, уездная, губернская, Государственная).
Избирательное право должны были получить мужчины с 25 лет, соответствующие определенному имущественному цензу, вплоть до государственных крестьян. Выборы не предполагалось сделать прямыми. Состав Государственной думы должен был утвердить император.
Исполнительную власть должны были составить правления (волостное, уездное, губернское), министерства и правительствующий Сенат.
«Власть исполнительная да подчинится законодательной», — формулировал основной принцип взаимоотношений Сперанский.
Суды (волостной, уездный, губернский, судебный, Сенат) предполагалось сделать всесословными, гласными. Координирующая роль отводилась Государственному совету, который формировался императором.
За императором сохранялись огромные полномочия в сфере законодательства, руководства вооруженными силами и внешней политикой. Он рассматривался как верховный арбитр, гарант единства страны, определяющий стратегию ее развития.
По предложению Сперанского и указу Александра I чиновники с определенного уровня (класса по Табели о рангах) для повышения в классе должны были предъявлять документ о наличии высшего образования или сдавать специальные экзамены.
По предложению Сперанского были отменены придворные звания и чины.
При ликвидации дефицита государственного бюджета в 1811 г. Сперанский впервые ввел подоходный налог на помещичьи доходы.
№118 слайд
Содержание слайда: Реализация Реформ
В 1810 г. был создан Государственный совет, который был призван соединять все ветви власти. Члены Госсовета назначались царем. Государственный совет стал законосовещательным органом при императоре, заменил Сенат в этом качестве.
Государственный совет просуществовал как своеобразный памятник Сперанскому вплоть до падения царизма. Впрочем, самодержцы, начиная с Александра I, часто пренебрегали мнением Совета. За 1810-1825 гг. Александр I в 83 случаях поддержал меньшинство Государственного совета против большинства, а в четырех случаях — даже единственного, члена Совета.
Другие предложения Сперанского по реформе государственного строя не были реализованы, а некоторые нововведения (экзамены и т. п.) были тихо отменены.
Сам Сперанский весной 1812 г. без объяснения причин был отправлен в ссылку. .
Государственная дума была в России создана только в 1906 г. Всесословный суд появился в 1864 г.
Принцип подчинения исполнительной власти законодательной не реализован до сих пор.
Таким образом из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.
№120 слайд
Содержание слайда: Священный союз
Священный союз - консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Папы Римского и турецкого султана.
Священный союз вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная дляподавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись
№121 слайд
Содержание слайда: Революции XVIII-XIX в.в
Великая Французская революция 1789-1794
Буржуазная революция в Испании 1820 – 1823 годов
Буржуазная революция в Португалии 1820 – 1823 годов
Буржуазные революции в Италии 1820 – 1821 годов
Греческая национально-освободительная революция 1821 – 1829 годов
Европейские революции 1848—1849 (Весна народов) Австрия Венгрия Чехия Хорватия Воеводина Трансильвания Словакия Галиция Словения Далмация и Истрия Ломбардия и Венеция Германия Итальянские государства: Неаполитанское королевство Папская область Тоскана Пьемонт и герцогства Польша Валахия и Молдавия Бразилия
№124 слайд
Содержание слайда: Значение движения декабристов
Восстание декабристов оценивалось наблюдательными иностранными современниками как одно из звеньев общеевропейского революционно-освободительного движения 20-х годов XIX в., направленного против реакционно-монархических режимов.
Орган французских либералов «Конституционалист» спрашивал:
«Чем вызвано петербургское движение?» И давал на это такой ответ: «Это то же, что происходит во Франции, Англии, Америке, Риме и Париже, в Мадриде и Мексике, т. е. всеобщее мировое движение, которое захватило и Россию».
№125 слайд
Содержание слайда: Реформы 60-70-х гг XIX века
Во внутренней политике России 2-ой половины 19 в. выделяются три этапа:
1) вторая половина 50-х – начало 60-х годов – подготовка и осуществление крестьянской реформы;
2) – 60-70-е годы проведение либеральных реформ;
3) 80-90-е годы экономическая модернизация, укрепление государственности и социальной стабильности традиционными консервативно-административными методами.
№127 слайд
Содержание слайда: Реформы и их значение
Земская реформа
Городская реформа
Судебная реформа
Военная реформа
Реформа в области образования
Значение реформ :
способствовали более быстрому развитию капиталистических отношений в России.
способствовали началу формирования в Российском обществе буржуазных свобод (свобода слова, личности, организаций и т.п.). Были сделаны первые шаги по расширению роли общественности в жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.
способствовали формированию гражданского самосознания.
способствовали быстрому развитию культуры и образования в России.
№128 слайд
Содержание слайда: Задание для самостоятельной работы
Подготовить доклад-презентацию на тему:
«Преобразования Екатерины II в сферах государственного управления и социального устройства общества»
«Реформа 1864 года в области образованияия и ее значения для России»
Написать исторические портреты:
Александр Данилович Меньшиков,
Акимфий Демидов
Григорий Потемкин
Александр Суворов
Декабристы
Александр II
Скачать все slide презентации История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки одним архивом:
-
Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции
-
Методология и теория исторической науки
-
Теория и методология исторической науки
-
Кочергина Марина Викторовна Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Брянского института управле
-
Тема : Общество как развивающаяся система Понятие и основные признаки общества Основные элементы общества Исторические типы общ
-
Микроэкономика Лекция 2 История развития экономики как науки Основные вопросы темы: Зарождение и развитие экономической на
-
История и методология экономической науки Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г.
-
Исторический подход в изучении педагогических явлений. История педагогики как область педагогической науки.
-
Психология личности Методологические основы Презентация курса Автор: С. Л. Белых, канд. психол. наук, доцент каф. общей психологии
-
Основные закономерности развития науки Подготовили: студентки 1 курса РТА Группа : 1409ФТД Ломовцева Екатерина и Кройтор Татьяна