Презентация История и методология экономической науки Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г. онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему История и методология экономической науки Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г. абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 156 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » История и методология экономической науки Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г.



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    156 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    573.50 kB
  • Просмотров:
    132
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
История и методология
Содержание слайда: История и методология экономической науки Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г.

№2 слайд
Тема . Наука и ее роль в
Содержание слайда: Тема 1. Наука и ее роль в жизни человеческого сообщества Что такое наука? Цель науки, научные и ненаучные знания Методы научного познания Средства познания Наука как социальный институт Где и когда родилась наука? Зачем нужна история науки?

№3 слайд
Что такое наука ? Наука
Содержание слайда: Что такое наука ? Наука – специфическая деятельность людей, как и любая деятельность имеет: цель конечный продукт методы и средства его получения направлена на определенные объекты, выявляя в них свой предмет Наука – деятельность субъектов, которые решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют различные формы социальных институтов

№4 слайд
Цель науки Получение научных
Содержание слайда: Цель науки Получение научных знаний о реальности, позволяющих достигнуть наиболее полного результата в различных областях человеческой деятельности Область научных знаний расчленена на отдельные дисциплины, находящиеся во взаимодействии и единстве друг с другом

№5 слайд
Ненаучные знания Знания
Содержание слайда: Ненаучные знания Знания полученные людьми в процессе их жизнедеятельности на основе эмпирических наблюдений, передачи опыта поколений, интуиции (кипяток – горячий, лед – холодный, конфеты сладкие и т.д.)

№6 слайд
Систематизация знания
Содержание слайда: Систематизация знания Элементами научного знания являются: факты закономерности теории научные картины мира

№7 слайд
Требования для обоснования
Содержание слайда: Требования для обоснования теоретических концепций непротиворечивость соответствие эмпирическим данным возможность описывать известные явления и предсказывать новые

№8 слайд
Методы научного познания
Содержание слайда: Методы научного познания индукция и дедукция анализ и синтез абстрагирование и обобщение идеализация аналогии и описания объяснение, предсказание обоснование гипотеза

№9 слайд
Уровни научного познания В
Содержание слайда: Уровни научного познания В науке выделяются эмпирический и теоретический уровни познания Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя устойчивые связи и закономерности мира. Его методами являются наблюдение, эксперимент, измерение, изучение исторических документов, сбор информации

№10 слайд
Теоретический уровень
Содержание слайда: Теоретический уровень познания Методы теоретического познания: мысленные эксперименты в рамках сложившихся познавательных тради- ций моделирование математический эксперимент рассмотрение изучаемого объекта в контексте целостной картины мира

№11 слайд
Способы изложения теорий
Содержание слайда: Способы изложения теорий аксиоматическое построение теорий генетическое построение теорий

№12 слайд
Средства познания Язык науки
Содержание слайда: Средства познания Язык науки – определенность использования понятий и терминов Математика (клиометрика, математичес-кая лингвистика) Компьютерная техника Опросы и обследования

№13 слайд
Основные модели изображения
Содержание слайда: Основные модели изображения процесса научного познания эмпиризм теоретизм проблематизм

№14 слайд
Современная наука Наука и
Содержание слайда: Современная наука Наука и техника сегодня придала истории беспрецедентный динамизм, изменив среду обитания человека. Он освоил поверхность Земли, всю биосферу, создал «вторую природу» (искусственную). Наука изменила масштабы культурной и хозяйственной деятельности и превратила человечество в целостную систему

№15 слайд
Основные характеристики
Содержание слайда: Основные характеристики современной науки Численность ученых в мире: – рубеж XVIII – XIX вв. – около 1 тыс. чел. – конец XIX в. – около 100 тыс. чел. – конец XX в. – свыше 5 млн. чел.

№16 слайд
Наука сегодня В ХХ в. научная
Содержание слайда: Наука сегодня В ХХ в. научная информация удваивалась за 10 – 15 лет Если в 1900 г. издавалось около 10 тыс. научных журналов, то сегодня их несколько сотен тысяч Свыше 90% всех важнейших научных открытий приходится на ХХ в.

№17 слайд
Наука как социальный институт
Содержание слайда: Наука как социальный институт (1) Наука это особый вид профессиональной деятельности, осуществляющийся в рамках специальных институтов, как временных, так и постоянных Современная наука представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций В развитых странах в науке и инженерных разработках занято около 0,3% населения

№18 слайд
Наука как социальный институт
Содержание слайда: Наука как социальный институт (2) Функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений между его членами, а также между наукой и обществом, обществом и государством осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, научно-технической политики общества и государства, а также соответствующей системы законодательных норм (патентное право, хозяйственное право, гражданское право и т.д.)

№19 слайд
Наука как социальный институт
Содержание слайда: Наука как социальный институт (3) Одна из экспликаций норм научного этоса была предложена в 30-х гг. ХХ в. основоположником социологического изучения науки Р. Мертоном Он считал, что наука как особая социальная структура опирается в своем функционировании на четыре ценностных императива: универсализм, коллективизм, бескорыстность и организованный скепцицизм Позднее Б. Барбер добавил еще два императива: рационализм и эмоциональную нейтральность

№20 слайд
Где и когда возникла наука? V
Содержание слайда: Где и когда возникла наука? V в. до н.э. Древняя Греция XII-XIV в. Западная Европа Большинство историков считают, что наука в современном понимании возникла в XVI-XVII вв., ибо именно тогда она превращается в особый социальный институт (научные общества, академии наук, университеты) В каменном веке, когда начали накапливать и передавать знания о мире

№21 слайд
Проблема Европоцентризма Ни
Содержание слайда: Проблема «Европоцентризма» Ни один географический регион не в праве считать себя творцом современной науки. Наука глубоко наднациональна и впитала в себя в конечном счете завоевания в области познания всех эпох и народов

№22 слайд
Тема . Основные направления и
Содержание слайда: Тема 2. Основные направления и школы в истории экономической теории (1) ВОПРОСЫ ТЕМЫ Основные факторы, определяющие возникновение и развитие экономических идей и теорий Меркантилизм - первая экономическая школа. Возникновение и развитие буржуазной классической политической экономии Школа апологетики буржуазного строя Марксизм

№23 слайд
Основные направления и школы
Содержание слайда: Основные направления и школы в истории экономической теории (2) Вопросы темы Немецкая историческая школа Маржиналистская революция, возникновение и развитие неоклассического направления Кейнсианская революция: кейнсианство и неокейнсианство Неоконсервативное направление Институционализм и неоинституционализм

№24 слайд
Основные факторы,
Содержание слайда: Основные факторы, определяющие возникновение и развитие экономических идей и теорий Уровень развития производительных сил и характер хозяйственной деятельности Экономические интересы различных общественных классов и социальных групп На направленность и специфику идей и теорий оказывают влияние и такие факторы как: географическая среда национальный характер народа, традиции и обычаи религиозный менталитет

№25 слайд
Меркантилизм Политическая
Содержание слайда: Меркантилизм (1) Политическая экономия как система экономических знаний возникает в эпоху разложения феодализма, в эпоху перехода от натурального к капиталистическому товарному хозяйству. Меркантилизм, как первая школа в истории политической экономии, зародился в Италии во второй половине 16 в. Наибольшее развитие получил в Англии в 17 – 18 вв., существовал в Испании, Португалии, Нидерландах, во Франции, России и других странах Европы. Под меркантилизмом понимается экономическая политика государств периода позднего феодализма, способствовавшая накоплению капиталов и подготовке капиталистического способа производства.

№26 слайд
Меркантилизм Меркантилизм это
Содержание слайда: Меркантилизм (2) Меркантилизм это и экономическая идеология, и экономическая политика Меркантилизм положил начало политической экономии богатства Под богатством меркантилисты понимали деньги – золото и серебро, и его источник видели во внешней торговле, за счет превышения объемов проданных товаров над купленными Главное в экономических воззрениях меркантилистов и наиболее ценное для науки заключалось в их стремлении выяснить объективное движение денег как капитала и представить прибыль как основной мотив капиталистического хозяйства

№27 слайд
Меркантилизм В своем развитии
Содержание слайда: Меркантилизм (3) В своем развитии меркантилизм прошел два этапа – ранний меркантилизм – идеология денежного баланса, и поздний – идеология торгового баланса Ранний меркантилизм сводил экономическую задачу к удержанию и накоплению денег в стране Идеология позднего меркантилизма сводилась к тому, чтобы деньги не накоплять, а пускать их в оборот с тем, чтобы они приносили большие деньги, при этом денежная сумма покупок должна быть меньше суммы продажи своих товаров

№28 слайд
Меркантилизм Все
Содержание слайда: Меркантилизм (4) Все меркантилисты являлись сторонниками вмешательства государственной власти в хозяйственную жизнь страны, для того, чтобы обеспечить достижения денежного и торгового баланса. Дело доходило до дипломатических и торговых войн с применением военной силы. Например, Англия в общей сложности провелав торговых войнах около 70 лет

№29 слайд
Западноевропейский
Содержание слайда: Западноевропейский меркантилизм Английский меркантилизм (ранний – Джон Гельс, Томас Грешем; поздний – Томас Мэн) Итальянский меркантилизм (ранний – Гариель Скаруффи; поздний – Антонио Серра) Французский меркантилизм (Антуан де Монкретьен; Жан Батист Кольбер – министр короля Людовика Х1У)

№30 слайд
Меркантилизм в России
Содержание слайда: Меркантилизм в России Идеология и политика меркантилизма возникает в России в конце 17 в. и связана с именами А.Л. Ордын-Нащокина (? – 1680) – Новоторговый устав 1667 г., Ю. Крижанича (1618 – 1683) – «Политические думы» (1859) , И.Т. Посошкова (1652 – 1726) – «Книга о скудости и богатстве» (1724) ( и Петра Великого (1672 - 1725), который, сознавая это или нет, проводил политику меркантилизма Особенностью меркантилизма в России является то, что, во-первых, он возник позднее, чем в Европе, во-вторых, он отражал идеологию только позднего меркантилизма, и в-третьих, его представители, прежде всего И.Т. Посошков и Ю.Крижанич, под богатством понимали не только деньги, но и продукты производства, удовлетворяющие потребности людей, и призывали всячески стимулировать развитие национального хозяйства

№31 слайд
Ранний утопический социализм
Содержание слайда: Ранний утопический социализм (1) Еще в условиях раннего феодализма появляются взгляды, отражающие интересы обездоленной части общества того времени – мелких ремесленников, цеховых подмастерьев, безземельных крестьян Первоначально возникли такие формы как: вальденсы, патарены, апостолики и др., носившие религиозный характер Более развитые и оформленные системы в виде утопического социализма и коммунизма появились в ХУ1 веке

№32 слайд
Ранний утопический социализм
Содержание слайда: Ранний утопический социализм (2) Утопический социализм возникает одновременно с зарождением капитализма и выражает социально не оформленное недовольство и возмущение эксплуатируемых против эксплуататоров Первым крупным произведением, написанным с позиций социализма был памфлет англичанина Томаса Мора (1478 – 1535 гг.) «Золотая книга, столь же полезная, сколь и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», изданный в 1516 году

№33 слайд
Государственное и
Содержание слайда: Государственное и экономическое устройство на острове Утопия Отсутствует частная собственность Общенародная собственность на землю Отсутствуют деньги и торговля Равное образование и всеобщая обязанность трудиться (6 час.) Распределение продуктов труда по потребностям Каждый располагает возможностью для самосовершенствования и самореализации Государственная власть имеет выборный характер и обязана отчитываться перед избирателями

№34 слайд
Ранний утопический социализм
Содержание слайда: Ранний утопический социализм (2) Вторым крупнейшим представителем раннего утопического социализма был итальянский монах-философ Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.) Перу Т. Кампанелла принадлежит произведение утопического характера «Город Солнца» (1602 г.)

№35 слайд
Государственное и
Содержание слайда: Государственное и экономическое устройство в Городе Солнца В городе нет нищеты и порабощения человека человеком Отсутствует частная собственность Отсутствуют деньги и торговля Всеобщая трудовая повинность (4 часа) Каждый располагает возможностью для самосовершенствования и самореализации Продукты труда распределяются по потребностям Во главе общества стоит избираемый пожизненно самый крупный ученый и три избираемых его помощника – «Сила», «Мудрость», «Любовь»

№36 слайд
Ранний утопический социализм
Содержание слайда: Ранний утопический социализм (3) Выводы Ранний утопический социализм, как и утопический социализм в целом, не является научной системой Его можно рассматривать как осознанный, но не действенный протест против несправедливости, нищеты, бесправия и угнетения подавляющей массы населения того времени, выраженный в форме мечты, фантазии. Не случайно великий французский поэт Пьер Жан Беранже характеризовал взгляды социалистов утопистов как «человечества сон золотой»

№37 слайд
Содержание слайда:

№38 слайд
Буржуазная классическая
Содержание слайда: Буржуазная классическая политическая экономия Буржуазная классическая политическая экономия зародилась в конце 17 – начале 18 вв. трудами У. Петти (Англия) и П. Буагильбера и Ф. Кенэ (Франция) Время ее завершения рассматриваетя с двух теоретико- методологических позиций: марксистская школа указывает на период первой четверти 19 в. и завершителями классической школы считает А. Смита и Д. Рикардо по другой версии классическая школа исчерпала себя в последней трети 19 в. трудами Дж.С. Милля Как и меркантилизм, идеи классической школы можно квалифицировать как политическую экономию богатства

№39 слайд
Общая характеристика
Содержание слайда: Общая характеристика экономической идеологи классической школы (1) В отличие от меркантилистов объектом анализа является не сфера обращения, а сфера производства Источником богатства считается труд (Труд – отец богатства, земля – его мать – У. Петти) Под богатством понимается продукт производства, а не деньги, как то утверждали меркантилисты («Зато читал Адама Смита и был великий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и как живет и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет» - А.С. Пушкин Задачей политической экономии представители классической школы считали изучение глубинной природы капиталистического хозяйства и выявление объективных законов его функционирования

№40 слайд
Общая характеристика
Содержание слайда: Общая характеристика экономической идеологии классической школы «2) В трудах представителей классической школы нашли отражение и были проанализированы все основные категории капиталистического хозяйства –труд, стоимость, цена, капитал, прибыль, заработная плата, земельная рента, процент, налоги Впервые в истории экономической науки был поставлен вопрос о методологии экономического анализа, что нашло свое отражение уже в трудах У. Петти В основе экономической идеологии представителей классической школы лежит концепция экономического либерализма , невмешательства государства в экономическую жизнь общества и свободной конкуренции

№41 слайд
Общая характеристика
Содержание слайда: Общая характеристика экономической идеологии классической школы (3) Человек в системе экономических отношений рассматривается только как «экономический человек», для которого характерно лишь такого рода интересы как личная выгода и личное благополучие. Нравственность, культура, обычаи и т. п. не принимаются во внимание Все участники производственного процесса свободны и равны перед законом Каждый экономический субъект осведомлен об уровне цен, прибылей, заработной платы и ренты, т.е. хорошо знает рыночную конъюнктуру

№42 слайд
Общая характеристика
Содержание слайда: Общая характеристика экономической идеологии классической школы (4) Рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов: труд и капитал могут свободно перемещаться в любую сферу деятельности На рынке труда имеет место абсолютная гибкость заработной платы. Ее величина определяется только соотношением между спросом и предложением на рабочую силу Эластичность численности рабочей силы по отношению к заработной плате не меньше единицы, т.е. всякое повышение заработной платы ведет к росту численности рабочей силы, а ее сокращение – к уменьшению численности занятых

№43 слайд
Общая характеристика
Содержание слайда: Общая характеристика экономической идеологии классической школы (5) Единственной целью капиталиста является максимизация прибыли на вложенный капитал Главным фактором увеличения богатства является накопление капитала Конкуренция должна быть совершенной, т.е. свободной, а экономика ограждена от вмешательства государства. В таком случае стихийные законы рынка («невидимая рука» рынка) обеспечат оптимальное распределение ресурсов и сочетание индивидуальных и общественных интересов Функции государства состоят в защите внешней и внутренней безопасности общества, создании инфраструктуры и обеспечении образования граждан

№44 слайд
Общая характеристика
Содержание слайда: Общая характеристика экономической идеологии классической школы 6) Общие выводы: Классическая школа относится к числу вполне зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений и заложивших теоретические и методологические основы для дальнейшего развития экономической науки Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономических исследований труд, как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, заложив основы теории трудового происхождения стоимости Классическая школа заложила основы идеологии экономической свободы и экономического либерализма

№45 слайд
Историческая школа Немецкая
Содержание слайда: Историческая школа Немецкая историческая школа (1) Школа возникла в первой трети XIX в. в Германии Категорически не принимает идеи единой экономической теории для различных стран Основы школы заложил Фридрих Лист (1789 – 1846) и Адам Мюллер (1799 – 1829) Дальнейшее развитие идеи Ф. Листа и А. Мюллера получили в трудах: В. Рошера, Б. Гильдебранда, К. Книса – старая школа; Г. Шмоллера, К. Бюхера, Л. Брентано,В. Зомбарта – новая школа Достаточно широкое распространение получила в Великобритании, Франции, России

№46 слайд
Немецкая историческая школа
Содержание слайда: Немецкая историческая школа (1) Основные цели исследования: изучение влияния на экономическое развитие страны социальной среды, в том числе «человеческого фактора» выявление взаимосвязи и взаимовлияния экономических и неэкономических факторов жизни общества раскрытие места и роли неклассовых критериев в исследовании фаз и этапов развития общеcтва

№47 слайд
Немецкая историческая школа
Содержание слайда: Немецкая историческая школа (2) Старая историческая школа (первая половина XIX в.) особая роль отводилась историческому методу анализа абстрактно-дедуктивному методу классической школы был противопоставлен описательно-эмпирический подход в исследовании экономических явлений и процессов процесс развития представлялся в виде количественных изменений отрицание качественных скачков – эволюционистские подходы на первом плане – государство и морально-этический фактор

№48 слайд
Историческая школа Немецкая
Содержание слайда: Историческая школа Немецкая историческая школа (3) политическая экономия фактически заменяется историей экономики развитие учения о частной собственности (ЧС способствует духовному и нравственному совершенствованию ее владельцев – Б. Гильдебранд) признание общественного интереса нации выше личного интереса индивидуума

№49 слайд
Историческая школа Немецкая
Содержание слайда: Историческая школа Немецкая историческая школа (4) Новая историческая школа (последняя треть XIX в.): - отрицали возможность создания универсальной экономической теории, но не отвергали наличия объективных экономических законов - полагали, что эти законы можно вывести только в ходе конкретно-исторических и статистических исследований

№50 слайд
Историческая школа Немецкая
Содержание слайда: Историческая школа Немецкая историческая школа (5) акцент переносился на изучение конкретных хозяйственных объектов и учреждений, а не хозяйства в целом и на взаимопереплетение и взаимовлияние экономических, моральных и психологических факторов жизнедеятельности общества К концу XIX в. произошел сдвиг в сторону более глубокого теоретического изучения экономической жизни общества, признание полезности применения не только индуктивного, но и абстрактно-дедуктивного метода

№51 слайд
Значение немецкой
Содержание слайда: Значение немецкой исторической школы в истории экономической науки Формирование альтернативных классической школе подходов и принципов, которые оказали определенное влияние на дальнейшее развитие экономической науки, что наиболее наглядно проявилось в методологии современного институционализма Представители немецкой исторической школы, по существу, создали новое направление в экономическом анализе, заложили основу новой для того времени науки – экономическую историю

№52 слайд
Историческая школа в России
Содержание слайда: Историческая школа в России Историческая школа в России воспринималась неоднозначно. Были и ее сторонники, и ее критики. Для ряда таких крупных ученых политэкономов как А.И. Чупров, В.Е. Постников, Н.И. Зибер, крупного специалиста в области финансов В.А. Лебедева идеология немецкой исторической школы представлялась более привлекательной, нежели старомодное учение А.Смита Большим поклонником экономических идей Ф.Листа был С.Ю. Витте. Его перу принадлежит работа «Фридрих Лист и национальная экономия».

№53 слайд
Западно-европейская
Содержание слайда: Западно-европейская экономическая мысль первой половины Х1Х века (1) Французские физиократы и английская буржуазная политическая экономия сыграли огромную роль в становлении политической экономии как науки. Однако своеобразие этой науки состоит в том, что кроме познавательной функции она выполняет еще и задачи идеологического характера. Нередко та или иная функция начинает преобладать. Это и произошло с буржуазной экономической наукой в первой половине Х1Х века

№54 слайд
Западно-европейская
Содержание слайда: Западно-европейская экономическая мысль первой половины Х1Х века (2) Поскольку к этому времени капитализм проявил не только свои прогрессивные качества, но и негативные стороны в виде циклического характера развития, безработицы, очевидных и достаточно острых противоречий между трудом и капиталом экономическая наука встала на идеологическую защиту капиталистического строя. Это в свою очередь потребовало от нее отхода от традиций и экономической идеологии буржуазной классической школы. Прежде всего это коснулось теории трудового происхождения стоимости.При этом подавалось это как дальнейшее развитие экономической науки

№55 слайд
Ж.Б. Сэй Одним из первых на
Содержание слайда: Ж.Б. Сэй (1) Одним из первых на идеологическую защиту капитализма встал французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) Формально Ж.Б. Сэй не отказывался от наследия классиков и, в частности, при разработке своих идей использовал некоторые положения А. Смита и, частности, одно из его определений величины стоимости, суть которого сводилась к тому, что стоимость товаров складывается из суммы доходов основных классов буржуазного общества – прибыли, заработной платы и ренты

№56 слайд
Ж.Б. Сэй Исходным пунктом
Содержание слайда: Ж.Б. Сэй (2) Исходным пунктом рассуждений Ж.Б. Сэя было положение о том, что свойством обмениваться обладают не только продукты человеческого труда, но и дары природы В этой связи он ставит ряд вопросов: почему цену имеют блага, на которые не затрачен человеческий труд, почему в продуктах обмена выделяется только одно свойство – быть продуктом человеческого труда. Почему не учитывается, например, такое свойство продуктов обмена как полезность

№57 слайд
Ж.Б. Сэй Полезность это
Содержание слайда: Ж.Б. Сэй (2) Полезность – это способность вещи удовлетворять те или иные платежеспособные потребности. Полезность вещи определяет ее ценность (стоимость) Полезность вещи определяет субъективная оценка потребителя В создании полезности участвуют три фактора – труд, капитал (средства производства) и земля и, следовательно, каждый из них участвует в создании ценности (стоимости)

№58 слайд
Ж.Б. Сэй в стоимости Общая
Содержание слайда: Ж.Б. Сэй (3) в стоимости Общая величина стоимости товара и доля стоимости, приходящаяся на каждый фактор, определяется рынком Рыночная цена и есть стоимость товара, создаваемая тремя факторами Часть, созданная трудом, - равна заработной плате; часть, созданная капиталом,- равна прибыли; часть, созданная землей,- равна ренте Таким образом, ни предпринимательский доход, ни процент , ни рента не связаны с трудом рабочего, следовательно, ни о какой эксплуатации наемного труда при капитализме говорить не приходится

№59 слайд
Ж.Б. Сэй Исходя из постулата
Содержание слайда: Ж.Б. Сэй (4) Исходя из постулата А. Смита о том, что стоимость совокупного продукта в масштабах национального хозяйства равна сумме всех доходов, Ж.Б. Сэй делал вывод, что в силу этого сумма стоимостей всех произведенных товаров равна сумме заработных плат, прибылей и рент. Отсюда следует, что имеющихся в обществе доходов вполне достаточно, чтобы выкупить все произведенные товары.

№60 слайд
Ж.Б. Сэй Ж.Б. Сэй утверждал
Содержание слайда: Ж.Б. Сэй (5) Ж.Б. Сэй утверждал далее, что каждое новое предложение товаров автоматически влечет за собой рост спроса. Обеспечивая гармонию совокупного предложения и совокупного спроса, капиталистическая экономика саморегулируется, а посему такой закономерности как кризисы перепроизводства просто не существует Это и есть закон Сэя

№61 слайд
Т. Р. Мальтус Английский
Содержание слайда: Т. Р. Мальтус (1) Английский священник Томас Роберт Мальтус (1766-1834), известен прежде всего как автор весьма своеобразной теории народонаселения Смысл теории народонаселения Т.Р. Мальтуса сводится к тому, что все беды современного человечества – недопотребление, голод, болезни, объясняются перенаселением, проистекающим из того, что рост предметов потребления происходит в арифметической прогрессии, а рост населения – в геометрической В этой связи различного рода средства регулирования численности людей на планете, в том числе и такие природные явления как войны, наводнения, ураганы, землетрясения, эпидемии снижают противоречие между темпами роста населения и роста предметов потребления

№62 слайд
Т.Р. Мальтус Также как и Ж.Б.
Содержание слайда: Т.Р. Мальтус (2) Также как и Ж.Б. Сэй, Т.Р. Мальтус разделял и развивал теорию факторов производства. В частности, он выдвинул в принципе правильное положение о том, что все факторы производства должны находиться в определенном количественном соотношении. Если же какого либо из факторов по отношению к другим становится больше, то производительность его падает

№63 слайд
Н.У. Сениор Английский
Содержание слайда: Н.У. Сениор (1) Английский экономист Н.У. Сениор (1790-1864) известен, прежде всего, как автор теории «воздержания», которая оказала большое влияние на последующее развитие буржуазной экономической науки Н.У. Сениор трактует труд не как производственную деятельность, а как комплекс отрицательных эмоций. Для рабочего труд – это жертва человека, теряющего свой досуг и покой. Следовательно заработная плата – это компенсация жертвы рабочего

№64 слайд
Н.У. Сениор Капитал
Содержание слайда: Н.У. Сениор (2) Капитал трактуется Н.У. Сениором как жертва капиталиста, который «воздерживается» от непроизводительного его использования и от этого страдает, т.е. так же испытывает отрицательные эмоции. Вознаграждением за страдания капиталиста и является прибыль Таким образом, вся стоимость товара выступает как сумма доходов от труда и «воздержания»

№65 слайд
Н.У. Сениор Своеобразным
Содержание слайда: Н.У. Сениор (3) Своеобразным «открытием» Н.У. Сениора явилась его теория «последнего часа» По его подсчетам в современной ему Англии рабочий день продолжался 11,5 часов. Из них, якобы, первые 10,5 часов уходили на возмещение авансированного капитала и только последний час затрачивался на создание прибыли. И вот если сократить продолжительность рабочего дня до 10 часов, как того добивались в то время рабочие, то капиталист лишится прибыли, а, следовательно, и стимула к занятиям производственной деятельностью

№66 слайд
Ф. Бастиа Второй крупной
Содержание слайда: Ф. Бастиа (1) Второй крупной фигурой апологетической экономической мысли после Ж.Б. Сэя во Франции был Фредерик Бастиа (1801-1850) Он известен как автор идеи экономических гармоний при капитализме – своеобразного варианта теории факторов производства Он считал, считал, что основой экономической гармонии в буржуазном обществе является обмен услугами людей – производителей и покупателей товаров

№67 слайд
Ф. Бастиа Одна услуга служит
Содержание слайда: Ф. Бастиа (2) Одна услуга служит вознаграждением другой по принципу «ты мне, а я тебе» Понятие услуги Ф. Бастиа растворял в понятии «усилие». Для производства товара требуется определенное усилие, поэтому, обмениваясь товарами, люди избавляют себя от дополнительных усилий для производства необходимых им товаров Если усилия равны (эквивалентны) то сделка происходит к обоюдному удовлетворению сторон

№68 слайд
Ф. Бастиа Отсюда общий вывод
Содержание слайда: Ф. Бастиа (3) Отсюда общий вывод Ф.Бастиа – об «экономической гармонии» при капитализме, о справедливом устройстве экономической жизни в буржуазном обществе, поскольку интересы всех гармоничны, т.к. каждый заинтересован в другом. Нарушает гармонию вмешательство в экономическую жизнь общества государства. Это говорит о том, что Ф. Бастиа защищает идею, выдвинутую еще классиками, о свободе предпринимательства и о невмешательстве государства в экономику

№69 слайд
Ф. Бастиа Всякий вид дохода с
Содержание слайда: Ф. Бастиа (4) Всякий вид дохода с капитала (прибыль, ренту) Ф.Бастиа сводил к проценту на капитал Теория процента Ф. Бастиа – слегка измененная теория «воздержания» Н.У. Сениора Н.У. Сениор утверждал, что прибыль есть результат воздержания капиталистов. По мнению Ф.Бастиа, процент есть вознаграждение капиталистов и землевладельцев за то, что они вынуждены отсрочить свое потребление из-за авансирования капитала

№70 слайд
Г.Ч. Кэри Генри Чарльз Кэри -
Содержание слайда: Г.Ч. Кэри (1) Генри Чарльз Кэри (1793-1879) является признанным основоположником американской экономической мысли Наиболее известные его работы – «Принципы политической экономии» (1837) и «Руководство к социальной науке» (1865) Главной своей задачей Г.Ч. Кэри считал доказательство несостоятельности утверждения Д.Рикардо о наличии противоречий в капиталистическом обществе и настаивал на гармонии «истинных интересов между различными классами человеческого рода»

№71 слайд
Г.Ч. Кэри Теоретической
Содержание слайда: Г.Ч. Кэри (2) Теоретической основой учения Г.Ч. Кэри было отождествление общественных законов с естественными В силу этого он исходил из того, что предметом политической экономии является человек и его эгоистическое поведение В основу своих рассуждений он кладет принцип «робинзонады». Именно из опыта жизни Робинзона Крузо на необитаемом острове он пытается вывести категории и законы политической экономии Он утверждал, что у Робинзона Крузо Был капитал и существовал он в форме потребляемой им пищи, умственных сил, лука, топора и т.д.

№72 слайд
Г.Ч. Кэри Отвергая трудовую
Содержание слайда: Г.Ч. Кэри (3) Отвергая трудовую теорию стоимости, Г.Ч. Кэри определяет стоимость (в его терминологии – ценность) степенью подчинения, освоения человеком природы, т.е. ценность – это то противодействие, которое человеку нужно преодолеть для овладения предметом

№73 слайд
Г.Ч. Кэри Логика рассуждений
Содержание слайда: Г.Ч. Кэри (4) Логика рассуждений Г.Ч. Кэри о движении форм капитала такова - потребленная пища (одна из форм капитала) превращается в умственную и физическую силы (другая форма капитала), а они в свою очередь в форму лука, топора, запасы пищи В основу теории «гармонии интересов» Г.Ч. Кэри положил так называемый «общий закон распределения»

№74 слайд
Г.Ч. Кэри Смысл этого закона
Содержание слайда: Г.Ч. Кэри (5) Смысл этого закона он сводил к тому, что с ростом производительности труда и снижением издержек производства затраты на средства производства падают и это ведет к падению доли капиталистов и увеличению доли рабочих в национальном доходе, т.е с ростом производительности труда ценность капитала (средств производства) относительно падает, а ценность труда (рабочих) возрастает. Однако в действительности, с одной стороны, даже при росте производительности труда, сложность средств производства в условиях технического прогресса постоянно растет, а потому их стоимость далеко не всегда падает и даже возрастает. С другой стороны, при росте производительности труда снижаются издержки на производство продуктов потребления и это тормозит рост стоимости рабочей силы

№75 слайд
Г.Ч. Кэри К числу правильных
Содержание слайда: Г.Ч. Кэри (6) К числу правильных идей Г.Ч. Кэри можно отнести его взгляд на соотношение заработной платы и производительности труда. Он указывал, что уровень национальных заработных плат зависит от уровня производительности труда. И это правильно. Но вывод, который он делал из этого трудно признать бесспорным, ибо он утверждал, что рабочий получает полную меру своего труда

№76 слайд
Западно-европейская
Содержание слайда: Западно-европейская экономическая мысль первой половины Х1Х века. Выводы Очевидна направленность идей и суждений западных экономистов первой половины Х1Х века на защиту интересов класса капиталистов В этих целях они по существу отказались от анализа системы капиталистического производства как таковой, брали как бы «верхний слой» хозяйственной жизни и на этом уровне пытались объяснить природу социальных отношений в буржуазном обществе Тем не менее, отдельные положения этого направления экономической мысли являлись вполне правильными и обоснованными

№77 слайд
Дж. С. Милль Джон Стюарт
Содержание слайда: Дж. С. Милль (1) Джон Стюарт Милль (1806-1873) занимает особое место в истории западно-европейской экономической науки К. Маркс, говоря о Дж.Ст. Милле, совершенно справедливо писал о том, что он стремился «согласовать политическую экономию капитала с притязаниями пролетариата, которые уже нельзя было более игнорировать» Главный труд Дж. Ст. Милля «Основы политической экономии» (1848) на долгие годы был наиболее читаемым произведением по политической экономии. В нем дана теоретическая основа совершенствования буржуазного общества путем социальных реформ

№78 слайд
Дж.Ст. Милль Работа Дж.Ст.
Содержание слайда: Дж.Ст. Милль (2) Работа Дж.Ст. Милля состоит из пяти книг Первые три – Производство, Распределение, Обмен – представляют собой последовательные ступени конкретизации закономерностей капиталистической экономики Четвертая книга «Влияние общественного развития на производство и распределение» посвящена рассмотрению влияния прогресса на производство и распределение В заключительной, пятой книге «О влиянии правительства» рассматривается роль государства в экономике Именно в последних двух книгах содержится программа социальных реформ, программа социализации капиталистического строя

№79 слайд
Дж. Ст. Миль Дж.Ст. Миль не
Содержание слайда: Дж. Ст. Миль (3) Дж.Ст. Миль не отрицал стоимость, но основной акцент делал на меновой стоимости и писал: «Стоимость – относительное понятие. Стоимость вещи означает то количество какой-то другой вещи или вещей вообще, на которое оно обменивается» Весьма своеобразно, но интересно Дж.Ст. Милль трактует издержки производства. Он пи- сал: «То, во что обходится капиталисту продукция – это заработная плата, которую он должен заплатить»

№80 слайд
Дж.Ст. Милль В своем труде
Содержание слайда: Дж.Ст. Милль (4) В своем труде Дж.Ст. Милль большое внимание уделял проблемам производительного и непроизводительного труда, трактовке природы денег, кредита. При этом он трактовал эти категории в основном также, как и классики буржуазной политической экономии Интересен его подход к пониманию прибыли. По его мнению величина прибыли складывается из платы за воздержание, платы за риск и платы «за труд и искусство, необходимые для осуществления контроля за производством»

№81 слайд
Дж.Ст. Милль Дж.Ст. Милль
Содержание слайда: Дж.Ст. Милль (5) Дж.Ст. Милль одним из первых буржуазных экономистов привлек внимание к проблеме сбалансированности развития экономики и сохранения окружающей среды. Он считал необходимым делать упор не столько на экономический рост, сколько на более справедливое распределение уже имеющихся доходов. Это лишний раз доказывает родство его экономической идеологии взглядам Д. Рикардо

№82 слайд
Дж.Ст. Милль Дж.Ст. Милль
Содержание слайда: Дж.Ст. Милль (6) Дж.Ст. Милль пересмотрел сложившиеся представления о роли государства в экономике и выделил основные направления его деятельности в этой сфере. Это – развитие инфраструктуры, науки и социальной сферы Интересны его представления о налоговой политике государства. Он полагал, что объектами повышенного налогообложения должна быть собственность не приобретенная собственным трудом (например, наследство)

№83 слайд
Дж.Ст. Милль Дж.Ст. Миль не
Содержание слайда: Дж.Ст. Милль (7) Дж.Ст. Миль не был противником социализма и коммунизма и высоко ценил идеи представителей позднего утопического социализма Он полагал вполне возможным и необходимым улучшение положения рабочего класса путем реформ в рамках капиталистической системы хозяйства. При этом большую роль отводил кооперативному и профсоюзному движению Дж.Ст. Милль впервые в истории экономической мысли выдвинул и обосновал принцип социального партнерства труда и капитала и считал возможным и полезным участие рабочих в прибыли предприятия

№84 слайд
Дж.Ст. Милль.Выводы Дж.Ст.
Содержание слайда: Дж.Ст. Милль.Выводы Дж.Ст. Милль – один из крупнейших экономистов Х1Х века Он один из немногих своевременно откликнулся на веление времени и выступил с идей социального реформирования и социализации буржуазных отношений Он впервые выразил идею о необходимости постепенного уравнения доходов и считал, что это возможно осуществить путем перераспределения доходов с помощью государственного бюджета, формируемого через прогрессивную шкалу налогообложения Этим Дж.Ст. Милль положил начало буржуазному либерализму

№85 слайд
Маржиналистская революция в
Содержание слайда: Маржиналистская революция в политической экономии Маржинализм – от фр. Marginalisme, от лат. margo (marginis) – край, предел – направление в экономической науке, выдвинувшее принцип снижающейся предельной полезности по мере насыщения потребности фундаментальным элементом теории ценности. Возникло в 70-е годы Х1Х в. и, утвердившись, привело к кардинальным изменениям в характере и методологии экономического анализа

№86 слайд
Предшественники маржинализма
Содержание слайда: Предшественники маржинализма Антуан Курно (1801 – 1877) «Исследование математических принципов теории богатства» (1838), в которой была сделана первая попытка исследования экономических процессов при помощи методов математики Иоганн Генрих фон Тюнен (1783 – 1850) «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике». В этой книге заложены основы теории размещения производительных сил и теории предельной производительности Герман Генрих Госсен (1810 – 1858) «Эволюция законов человеческого взаимодействия» (1854), в которой были сформулированы законы, широко применяемые и сегодня Жюль Дюпон (1804 – 1866) – является автором ряда проектов, основным направлением в которых было исследование «ценового излишка»

№87 слайд
Этапы маржиналистской
Содержание слайда: Этапы маржиналистской революции Первый этап -70 – 80 гг. 19 в. Субъективное направление политической экономии: австрийская школа – Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, К. Менгер английская школа - У. Джевонс, Ф. Эджуорт лозаннская школа – Л. Вальрас Второй этап – 90-е гг. 19 в. неоклассическая школа - А. Маршалл, Дж.Б. Кларк, В.Парето

№88 слайд
Основоположники маржинализма
Содержание слайда: Основоположники маржинализма Маржиналистскую революцию принято связывать с выходом в свет 3 книг: «Теория политической экономии». У.С. Джевонс. 1871. (Англия) «Основания политической экономии». К. Менгер. 1871. (Австрия) «Элементы чистой политической экономии». Л. Вальрас. 1874. (Швейцария)

№89 слайд
Методология маржинализма
Содержание слайда: Методология маржинализма (1) Методологический индивидуализм – анализ проводится на уровне отдельного экономического субъекта Определяющую роль в принятии решений играют субъективизм и психология хозяйствующего субъекта Высокий уровень абстракции Принцип робинзонады – выстраивается высокоабстрактная модель, на базе которой устанавливаются экономические закономерности

№90 слайд
Методология маржинализма
Содержание слайда: Методология маржинализма (2) Гедонизм – такое поведение субъекта, которое направлено на получение максимального удовольствия Использование в анализе предельных величин Акцент на дедуктивном методе анализа Строго позитивный подход - никаких оценок Широкое применение математических методов анализа

№91 слайд
Предмет исследования Основная
Содержание слайда: Предмет исследования Основная сфера исследования – потребление Сфера производства рассматривается как процесс потребления производственных услуг Анализируется прежде всего рыночная сделка. Рыночная сделка и спрос - ведущие категории Все экономические категории рассматриваются как категории совершенного рынка Выводятся универсальные экономические законы , выступающие как законы поведения личности

№92 слайд
Объект исследования Статичная
Содержание слайда: Объект исследования Статичная экономическая модель, целью которой является решение задач на экстремум (min, max), или выбор альтернативных вариантов

№93 слайд
Неоклассическое направление
Содержание слайда: Неоклассическое направление Наиболее яркое проявление идеи маржинализма проявились в неоклассическом направлении, возникшем в последней трети Х1Х века и представленном тремя школами: австрийской, кембриджской и американской Все три школы объединяет в единое направление общая методология, характерная для маржинализма в целом

№94 слайд
Австрийская школа Австрийская
Содержание слайда: Австрийская школа (1) Австрийская школа представлена трудами К. Менгера (1840- 1921), Е. Бем-Баверка (1851-1914) и Ф. фон Визера (1851-1926) Основными категориями их экономического анализа явились предельная полезность и ценность, которые они противопоставляли стоимости Основной тезис – всякое благо обладает полезностью, но не всякое ценностью. Ценностью обладают только те блага, которые являются относительной редкостью по сравнению с потребностями

№95 слайд
Австрийская школа Величина
Содержание слайда: Австрийская школа (2) Величина ценности блага определяется его предельной полезностью и всецело зависит от субъективной оценки потребителя Основой цен является не стоимость, как то утверждали классики буржуазной политической экономии, а предельная полезность блага

№96 слайд
Кембриджская школа . Альфред
Содержание слайда: Кембриджская школа . Альфред Маршалл (1) Основоположник Кембриджской школы – Альфред Маршалл (1842-1924). Он заложил основы изучения хозяйственного механизма капиталистической системы. Основная его работа – «Принципы экономики», изданная в 1890 г. Эта книга в течение нескольких десятилетий служила учебником для студентов Великобритании, США и других англосакских стран А.Маршалл, отказавшийся от традиций классической школы, отошел от анализа причинно-следственных связей в экономике. Основой его анализа стал функциональный метод, дающий возможность установить количественное соотношение между отдельными величинами

№97 слайд
Альфред Маршалл Предметом
Содержание слайда: Альфред Маршалл (2) Предметом своего исследования А. Маршалл провозгласил теорию «стоимости и распределения». В действительности на основе подробного анализа действия закона спроса и предложения он сосредоточился главным образом на теории формирования цены. В соотношении спроса и предложения, как и все представители неоклассики, в качестве первоосновы А. Маршалл выделял спрос. А. Маршалл сформулировал всеобщий закон спроса, согласно которому при снижении цены спрос растет, а при повышении уменьшается

№98 слайд
Альфред Маршалл Теория
Содержание слайда: Альфред Маршалл (3) Теория предельной полезности используется А. Маршаллом, но лишь в качестве одного из факторов определяющих величину цены, наряду с издержками производства. При этом цена, которую покупатель готов был предложить за данный товар, он называл ценой спроса, а цена, которую покупатель в конечном счете уплачивал на товар – предельной ценой спроса Основная заслуга А. Маршалла состоит в том, что он заложил основы микроэкономики, т.е. основы изучения функционирования капиталистической фирмы Весь анализ движения цены А. Маршалл строил на примере представительной фирмы, под которой он понимал фирму со средними условиями производственной и коммерческой деятельности

№99 слайд
Альфред Маршалл Он был
Содержание слайда: Альфред Маршалл (4) Он был сторонником свободного предпринимательства, свободной конкуренции, и при этом заложил основы теории монополистической конкуренции. А. Маршалл предложил графический метод анализа, который впоследствии прочно вошел в арсенал западной экономической науки, развивал количественную теорию денег и в этом смысле оказал непосредственное влияние на представления о деньгах Дж.М. Кейнса.

№100 слайд
Американская школа. Дж. Б.
Содержание слайда: Американская школа. Дж. Б. Кларк Американская экономическая школа возникла в конце Х1Х века. Наиболее видным ее представителем был Джон Бейтс Кларк (1847-1938). Наряду с австрийским экономистом Ф.фон Визером, он разработал теорию предельной производительности. Теория предельной производительности представляет собой комбинацию трех концепций – теории факторов производства Ж.Б. Сэя, теории предельной производительности австрийской школы и принципа убывающей производительности, сформулированного Т.Р. Мальтусом (принцип убывающей производительности гласит, что с увеличением данного фактора производства по отношению к другим факторам производительность его падает)

№101 слайд
Дж.Б. Кларк Поскольку Дж.Б.
Содержание слайда: Дж.Б. Кларк (1) Поскольку Дж.Б. Кларк опирался на теорию предельной полезности, он рассматривал факторы производства, в том числе и труд, как хозяйственные блага, ценность которых определяется их предельной полезностью. Поскольку полезность труда заключается в его производительности, постольку доход этого фактора и определяется его предельной производительностью В отличие от Ж.Б. Сэя, Дж.Б. Кларк рассматривал не три, а четыре фактора производства – капитал, капитальные блага, в том числе земля, предпринимательство и труд Капитал получает доход в виде процента, капитальные блага - в виде ренты, предпринимательство - в виде прибыли и, наконец, труд - в виде заработной платы.

№102 слайд
Дж. Б. Кларк Идея предельной
Содержание слайда: Дж. Б. Кларк (2) Идея предельной производительности используется Дж.Б. Кларком для формулирования природы и уровня заработной платы, как дохода рабочего, процента как дохода собственника капитала, ренты как разновидности процента, прибыли как дохода предпринимателя Закон заработной платы Дж.Б. Кларка выводится из закона, согласно которому доходы труда и капитала определяются конечной производительностью труда и капитала, как факторов производства. При этом при неизменной величине капитала увеличение количества рабочих будет вести к тому, что каждый вновь вовлеченный в производство рабочий будет все менее и менее производительным

№103 слайд
Дж.Б. Кларк Заработная плата
Содержание слайда: Дж.Б. Кларк (3) Заработная плата определяется производительностью последнего вовлеченного в процесс производства рабочего, т.е предельной производительностью На этой базе Дж.Б. Кларк строит свою теорию вменения. Доходы вменяются факторам производства Задача теории вменения состоит в том, чтобы определить доли совокупного общественного продукта достающиеся труду и капиталу

№104 слайд
Кейнсианская революция
Содержание слайда: Кейнсианская революция «Докейнсианская» экономическая теория: микроэкономический подход к анализу экономических процессов в центре анализа – отдельный индивид с его потребностями и индивидуальными оценками ценности благ, отдельная, представительная фирма, проблема минимизации ее издержек и максимизации прибыли гибкие цены свободная конкуренция полное и эффективное использование имеющихся ресурсов общества

№105 слайд
Институционализм и
Содержание слайда: Институционализм и неоинституционализм Институционализм как направление развития экономической мысли зародился в США в конце XIX – начале XX в. Понятие «институт» впервые было включено в экономический анализ Т. Вебленом. Последователи – Дж.Р. Коммонс и У. Митчелл. Как отдельное направление институционализм начал оформляться в конце XX в. в связи с неудовлетворенностью концепциями классической школы политической экономии Институционализм включает в себя два основных понятия – «инсти- туции» (нормы, обычаи, традиции, религиозный менталитет) и «институты» (законы, организации, учреждения) Часть ученых не без оснований полагает, что истоки институционализма заложены в идеях немецкой исторической школы и марксизма.

№106 слайд
Отличие институционализма от
Содержание слайда: Отличие институционализма от других направлений экономической мысли Такие категории как цена, прибыли, спрос, привычные для классиков и неоклассиков, не игнорируются, но рассматриваются с учетом более полного спектра интересов и отношений В отличие от маржиналистов, представители институционализма исследуют экономику лишь как часть социальной системы Для институционалистов интересы общества первичны. Действия отдельных субъектов предопределяются прежде всего ситуацией в экономике в целом, а не наоборот Отрицается подход к экономике как к автоматически равновесной системе и трактовка экономики как эволюционирующей системы, управляемой процессами, носящими кумулятивный характер

№107 слайд
Развитие институционализма В
Содержание слайда: Развитие институционализма В 30-х – 40-х гг. XX в. Дж.Р. Коммонс и Р. Коуз выступили с критикой неоклассической школы и предложили ввести в микроэкономический анализ ряд факторов, которые ею не учитывались: фактор неполноты информации фактор ожидания фактор влияния коллективных действий и институтов В 50– 60-х гг. внутри неоклассического направления начали формироваться новые направления, представители которых стали работать в приграничных с экономической теорией областях – социологии, политологии, этнографии, психологии и др. Впоследствии оно получило название «новый институционализм».

№108 слайд
Тема . Предмет и методология
Содержание слайда: Тема 3. Предмет и методология историко-экономического анализа Экономическая история: понятие и функции Формационный и цивилизационный подходы к изучению историко-экономического развития Основные школы в историко-экономической науке Философия истории и ее задачи Основные концепции исторического развития Общенаучные и специально-научные методы историко-экономического исследования

№109 слайд
Зачем нужна история науки?
Содержание слайда: Зачем нужна история науки? История науки имеет: мемориальное значение общепросветительское значение решающее значение истории науки состоит в том, что благодаря ей мы открываем законы познания

№110 слайд
Объект и предмет исследования
Содержание слайда: Объект и предмет исследования экономической истории Объект выражается в пространственно-временных характеристиках Предмет выражается в конкретной направленности и цели изучения избранного объекта

№111 слайд
Предмет экономической истории
Содержание слайда: Предмет экономической истории Выделяется экономическая история в «широком» и «узком» смысле слова В первом случае в рамках отдельных школ и направлений наука обобщает и изучает общие тенденции и закономерности экономического развития, разрабатывает понятийный аппарат, конструирует «идеальные типы» (М.Вебер) Во втором случае исследуются конкретные процессы экономического развития во всем их разнообразии на различных уровнях – мировое хозяйство, отдельные страны и регионы, отдельные сферы хозяйства

№112 слайд
Функции экономической истории
Содержание слайда: Функции экономической истории: фундаментальная прагматическая ценностная культурная мировоззренческая

№113 слайд
Основные варианты
Содержание слайда: Основные варианты исторического анализа: презентизм – стремление отразить прошлое языком современности; антикваризм – восстановление картины прошлого во всей его внутренней целостности

№114 слайд
Основные подходы к анализу
Содержание слайда: Основные подходы к анализу экономической истории премодерн модерн постмодерн

№115 слайд
Формационный подход
Содержание слайда: Формационный подход (1) Предпосылки формационного деления истории развития человечества представлены уже в работах К.А. Сен-Симона, который одним из первых рассматривал общество как целостный организм Относительно законченный вид формационный подход приобрел в трудах К. Маркса. Он рассматривал общественное развитие как естественно-исторический процесс, которому присущи определенные стадии, описываемые через понятие «общественно-экономическая формация» Сторонники формационного подхода видят в историко-экономическом развитии прогресс, переход от низших к более высоким типам обществ

№116 слайд
Формационный подход К.Маркс
Содержание слайда: Формационный подход (2) К.Маркс выделил 5 формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический (с двумя фазами – социализм и собственно коммунизм) К.Маркс исходил из того, что, если человечество развивается поступательно и представляет собой единое целое, то все народы должны последовательно пройти все основные этапы (формации) развития Экономической основой такого движения является противоречие между постоянно развивающимися и выходящими на новый уровень производительными силами и отстающими от них производственными отношениями. Как следствие этого противоречия происходят социальные революции и переход от одной формации к другой

№117 слайд
Формационный подход Сильные
Содержание слайда: Формационный подход (3) Сильные стороны концепции формационного развития общества: четко выделен критерий периодизации дается объяснительная модель всего исторического развития, позволяющая сравнивать различные общественные системы по степени их прогрессивности применительно к экономическому анализу практически невозможно обойтись без таких понятий формационного членения истории человечества как: первобытно-общинный строй, рабство, феодализм, капитализм

№118 слайд
Формационный подход Слабые
Содержание слайда: Формационный подход (4) Слабые стороны концепции формационного развития общества: предполагает однолинейный характер исторического развития жесткая привязка исторических явлений к конкретному способу производства абсолютизируется роль конфликтов, в том числе и насилия в историческом развитии содержит элементы провиденциализма (предопределенности) в историческом развитии «европоцентризм»

№119 слайд
Цивилизационный подход В
Содержание слайда: Цивилизационный подход (1) В рамках цивилизационного подхода существует множество концепций. В силу этого его называют плюралистическим. По логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций), слабо или вообще не связанных друг с другом. Все они равноценны. Главное отличие цивилизационного подхода – отсутствие жесткой детерминации в развитии общества. Если формационная теория начинает постижение общества «снизу» (на первом месте – материальное производство), то при цивилизационном подходе движение идет «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений

№120 слайд
Цивилизационный подход Под
Содержание слайда: Цивилизационный подход (2) Под цивилизацией понимается качественное своеобразие материальной, духовной, социальной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе их развития В таком понимании цивилизации выделяют два основных их типа: традиционные европейская

№121 слайд
Цивилизационный подход
Содержание слайда: Цивилизационный подход (3) Существует и другой принцип цивилизационного членения, в основе которого лежит критерий уровня развития производительных сил, в том числе и науки. Под ними понимают следующие мировые цивилизации: доиндустриальная неолитическая раннерабовладельческая античная индустриальная раннефеодальная позднефеодальная индустриальная постиндустриальная

№122 слайд
Цивилизационный подход
Содержание слайда: Цивилизационный подход (4) Сильные стороны концепции цивилизационного развития общества: его принципы применимы к истории любой страны, или группе стран акцент на специфике предполагает раскрытие истории как многолинейного и многовариантного процесса в историческом процессе приоритетная роль отводится духовно-нравственному и интеллектуальному факторам

№123 слайд
Цивилизационный подход Слабые
Содержание слайда: Цивилизационный подход (5) Слабые стороны концепции цивилизационного развития общества: аморфность критериев выделения типов цивилизации это выделение принято осуществлять по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы отразить специфические особенности, характерные для многих обществ. В результате не прекращается дискуссия о количестве цивилизаций. Н.Я. Данилевский насчитывал 13 типов «самобытных цивилизаций». О. Шпенглер – 8, А. Тойнби - 26

№124 слайд
Основные различия между
Содержание слайда: Основные различия между формационным и цивилизационным подходами

№125 слайд
Основные школы направления в
Содержание слайда: Основные школы (направления) в историко-экономической науке историческая школа марксизм французская историческая школа «Анналы», мир-системный подход анализ экономической динамики и концепции экономического роста неоинституциональная экономическая история, клиометрика

№126 слайд
Критика исторической школы в
Содержание слайда: Критика исторической школы в России М.И. Туган-Барановский «Безответственное отношение представителей этой школы к теоретической экономии привело «не к превращению экономической теории … а к временному охлаждению интереса к экономической теории или даже к полному ее отрицанию». А.М. Миклашевский Большинство представителей социально-политического направления «дальше обычной социальной политики … не шли, ничего не делали для развития политической экономии».

№127 слайд
Французская историческая
Содержание слайда: Французская историческая школа «Анналы», мир-системный подход Основной особенностью мир-системного подхода к анализу мировой истории в целом является выделение единиц больших, чем отдельное общество Заложил основы мир-системного подхода выдающийся французский историк Ф. Бродель – один из наиболее ярких представителей французской исторической школы «Анналы» Дальнейшая разработка этого подхода во второй половине XX в. была осуществлена А.Г. Франком, И. Валлерстайном, С. Амином, Дж.Арриги

№128 слайд
Идеи А.Г. Франка Критически
Содержание слайда: Идеи А.Г. Франка Критически воспринимает теории модернизации, исследует историю взаимоотношений развитых стран Запада и стран третьего мира. Резко критикует теорию стадий экономического роста У. Ростоу Доказывает, что развитость развитых стран неотделима от неразвитости остальных стран и в этой связи пишет: «экономическая и политическая экспансия Европы 15 в. привела к инкорпорации ныне недоразвитых стран в единый поток мировой истории, который одновременно породил нынешнюю развитость одних стран и недоразвитость других».

№129 слайд
И. Валлерстайн Социальные
Содержание слайда: И. Валлерстайн (1) Социальные системы мини-системы миры-системы миры-империи миры-экономики

№130 слайд
И. Валлерстайн Мини-системы
Содержание слайда: И. Валлерстайн (2) Мини-системы небольшие недолговечные автономные образования (имеются в виду первобытные общины) обеспечение существования происходит за счет охоты, собирательства или простейшего земледелия существует полное разделение труда и культурное единство в настоящее время мини-системы отсутствуют

№131 слайд
И. Валерстайн Мир-системы
Содержание слайда: И. Валерстайн (3) Мир-системы: социальная система, имеющая границы, структуру, согласованность не «мировая система», а «система», являющаяся «миром» организм, чья жизнь определяется конфликтующими силами; организм, имеющий жизненное пространство, сверх которого его характеристики меняются в одном отношении и не меняются в другом критерий мира-системы – самодостаточность его существования

№132 слайд
И. Валерстайн Миры- империи
Содержание слайда: И. Валерстайн (4) Миры- империи: наиболее устойчивые миры-системы сравнительно велики по размерам присуща единая политическая система их было много, но значительно меньше, чем мини-систем для характеристики миров-империй ученые часто применяют термин «цивилизация»

№133 слайд
И. Валерстайн Миры-экономики
Содержание слайда: И. Валерстайн (5) Миры-экономики: нет социальных ограничений для развития производства быстро гибли, трансформируясь в миры-империи европейский мир-экономика, он же - капиталистический мир-экономика, единственно выживший мир-экономика составные части: ядро, полупериферия, периферия

№134 слайд
И.Валерстайн Ядро,
Содержание слайда: И.Валерстайн (6) Ядро, полупериферия, периферия: ядро состоит из нескольких государств (развитых капиталистических стран) в ядре существует мировой лидер – гегемон история ядра – история борьбы за гегемонию между несколькими претендентами в XVII – XVIII вв. в роли гегемона выступала Голландия, в XIX в. – Великобритания, в XX в. – США ядро в результате неэквивалентного обмена выигрывает, периферия («третий мир») проигрывает, полупериферия занимает промежуточное положение (например, Россия)

№135 слайд
И. Валерстайн Заключение
Содержание слайда: И. Валерстайн (7) Заключение Основная ценность идей И. Валерстайна и Ф. Броделя состоит в том, что они сумели показать «горизонталь- ные» связи в современном мире, разработали понятия с помощью которых их можно отразить. Им удалось показать, что в современных условиях невозможно понять ни одного конкретного общества без учета воздействия на него других обществ, входящих в одну с ним социальную систему, без учета места, занимаемого им в этой системе. По Валерстайну весь современный мир представляет собой единственный мир-систему – капиталистическую мировую экономику

№136 слайд
Институциональный подход к
Содержание слайда: Институциональный подход к экономической истории Социологический «вызов» начала 50-х гг. породил, возникшее в США, новое научное направление – «новая экономическая история». В последнее время применительно к ней используют термин «клиометрика», или «количественная экономическая история», поскольку в рамках этого направления достаточно широко используется математический аппарат исследования. Основные представители новой экономической истории – Дуглас Норт (лауреат Нобелевской премии), Уильямсон, Роберт Фогель.

№137 слайд
Д. Норт Проблемы и
Содержание слайда: Д. Норт «Проблемы и перспективы включения институционального анализа в экономическую историю» (1) Институты – это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» Институциональные изменения – ключ к пониманию исторического развития Центральной проблемой экономической истории и экономического развития является расчет эволюции политических и экономических институтов, которые создают среду, повышающую производительность

№138 слайд
Д. Норт Проблемы и
Содержание слайда: Д. Норт «Проблемы и перспективы включения институционального анализа в экономическую историю» (2) Клиометрическая экономическая история при правильном изложении предстает перед нами как континуум (непрерывность процессов) и последовательность институциональных изменений Экономическая история должна заниматься объяснением различных моделей роста, стагнации и упадка обществ во временном разрезе и изучением того, как «трение» - следствие взаимоотношений между людьми – порождает широко расходящиеся линии развития

№139 слайд
Д. Норт Проблемы и
Содержание слайда: Д. Норт «Проблемы и перспективы включения институционального анализа в экономическую историю» (3) Институты – это ключевые элементы любой экономической системы и поэтому главная задача экономиста заключается в изучении институтов и процессов их сохранения, обновления и изменения История – настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью институтов общества Прошлое – процесс институционального развития Выбор, который делается сегодня или завтра, сформирован прошлым У каждой страны – своя институциональня матрица, а именно – переплетение взаимосвязанных формальных правил и неформальных ограничений, ведущих экономику каждой страны по своему пути, отличного от пути развития другой страны

№140 слайд
Философия истории и ее задачи
Содержание слайда: Философия истории и ее задачи (1) Философия истории направлена на философское осмысление понятия «история». Она призвана ответить на следующие вопросы: есть ли у истории смысл и логика, направление, цель движения и познаваемы ли они какова специфика исторического процесса у различных стран и народов, существует ли всеобщая история

№141 слайд
Философия истории и ее задачи
Содержание слайда: Философия истории и ее задачи (2) возможно ли на основе исторического прошлого предсказать будущее, извлечь из прошлого уроки можно ли использовать исторический опыт других стран и народов каковы движущие силы истории является ли история наукой теоретической, или это наука описательная

№142 слайд
Основные концепции
Содержание слайда: Основные концепции исторического развития: первая группа - концепции всемирно-исторического развития вторая группа – концепции локально-исторического развития

№143 слайд
Основные методологические
Содержание слайда: Основные методологические принципы историко-экономических исследований превалирующим является локально-исторический подход анализ экономической истории на фоне и во взаимосвязи с общегражданской историей страны рассмотрение экономической истории на фоне и во взаимосвязи с состоянием экономической мысли учет духовных, культурно-нравственных аспектов жизни общества тщательный отбор изучаемых источников и материалов

№144 слайд
Классические и
Содержание слайда: Классические и постклассические методологические принципы принципы классического подхода: монизм, фундаментализм, редукционизм, линейность принципы постклассического подхода: Интегратизм (объединение в единое целое), Когерентность (согласованное протекание во времени), Холизм (единство составных частей), полифундаментализм (плюрализм),

№145 слайд
Синергетика теория
Содержание слайда: Синергетика – теория самоорганизации, саморазвития открытых систем (1) Социум – нелинейная система, его развитие предполагает два этапа: эволюционный и бифуркационный На эволюционной стадии социум обладает системными качествами и может быть описан в виде конкретных детерминаций: причинно-следственные, функциональные, целевые, корреляционные связи и т.д. С нарастанием энтропии (возрастание необратимых процессов) происходит переход к бифуркационной фазе

№146 слайд
Синергетика теория
Содержание слайда: Синергетика – теория самоорганизации, саморазвития открытых систем (2) На стадии бифуркации возникает карта возможностей – набор путей возможного развития Выбор зависит от флуктации (случайности) Конкретная историческая личность выводит систему на новое качество

№147 слайд
Трактовка причин
Содержание слайда: Трактовка причин исторического развития провидение, божий промысел (провиденциализм) личность государство народные массы и классовая борьба

№148 слайд
Формы исторического движения
Содержание слайда: Формы исторического движения вращательная, изучаемая в рамках теории циклов поступательная спиралевидная колебательная

№149 слайд
Скорость исторического
Содержание слайда: Скорость исторического развития Движение истории и темпы перемен постоянно ускоряются – действует закон ускорения исторического развития

№150 слайд
Методы познания рациональное
Содержание слайда: Методы познания рациональное познание путем объяснения интерпретация исторических фактов, основанная на понимании, как постижении индивидуального (мотивы, цели) Объяснение и интерпретация взаимо-дополнительны

№151 слайд
Виды понимания по В. Дильтею
Содержание слайда: Виды понимания по В. Дильтею интроспекция – самонаблюдение понимание чужого мира – психологическое вживание сопереживание интерпретация

№152 слайд
Что такое идеальный тип
Содержание слайда: Что такое «идеальный тип» Методологический инструмент социального исследования по М.Веберу – идеальный тип. Это теоретическая мыслительная конструкция, в которой выделяются основные черты действительно существовавших или существующих явлений Пример – понятие «капитализм»

№153 слайд
Методы исследования в
Содержание слайда: Методы исследования в экономической науке (1) Общенаучные: классификация аналогия, наблюдение и описание, выведение названий, понятий, «идеальных типов», построение теорий, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, структурно-функциональный анализ, восхождение от абстрактного к конкретному

№154 слайд
Методы исследования в
Содержание слайда: Методы исследования в экономической науке (2) Специально-научные методы: историко-генетический историко-типологический сравнительно-исторический когортный и контент-анализ статистико-математический сочетание историко-экономического анализа с политико-экономическим и историей экономической мысли

№155 слайд
Основные выводы существует
Содержание слайда: Основные выводы: существует множественность школ и направлений экономической теории и экономической истории. Это означает, что процесс становления предмета и метода экономической науки находится в стадии развития расширяется поле исследования экономической теории и экономической истории (неоинституционализм) наблюдается тенденция преобладания индивидуализирующего подхода над типологирующим происходит постепенный отказ от классической и переход к постклассической методологии

№156 слайд
Спасибо за внимание Вопросы
Содержание слайда: Спасибо за внимание Вопросы ???

Скачать все slide презентации История и методология экономической науки Курс лекций для магистрантов ЭФ СПбГУ 2008 г. одним архивом:
Похожие презентации