Презентация Общие вопросы, связанные с системой языка онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Общие вопросы, связанные с системой языка абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 43 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Общие вопросы, связанные с системой языка
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:43 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.73 MB
- Просмотров:68
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Французская социологическая школа
сложилась в Париже в начале 20 в.
Связана с работой Парижского лингвистического общества http://www.slp-paris.com/
Основные представители: А. Мейе, М. Граммон, Ж.Вандриес
Испытала влияние позитивистов О. Конта, Э. Дюркгейма
№2 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Французская социологическая школа
глава – А. Мейе (1866-1936)
ученик Ф.де Соссюра
был прежде всего компаративистом
отличия концепции Мейе от концепции младограмматиков – акцент на социальной стороне языка лингвистика – социальная наука
полемика с Соссюром: «Есть только одна грамматика, описательная и историческая одновременно»
№3 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Французская социологическая школа. А. Мейе
Задачи языкознания:
установление взаимоотношений между структурой общества и структурой языка
установление отражений изменений общества в языке
внимание к социальным факторам языковых изменений, которые в первую очередь сказываются в области семантики
№4 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Французская социологическая школа. Ж.Вандриес (1875—1960)
ученик А. Мейе
кельтолог и индоевропеист
автор книги «Язык. Лингвистическое введение в историю» (1921 г.)
указывает на социальную природу языка, изучает именно её
нет жёсткого противопоставления синхронического и диахронического подхода
№5 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа
Ш. Балли (1865—1947)
«Французская стилистика» (1909)
«Общая лингвистика и вопросы французского
языка» (1932, 1944)
разделял положения Соссюра о системном характере языка в синхронии и отсутствии системности в диахронии, разграничении языка и речи и т.д.
много занимался проблемами речевой деятельности
№6 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли
языковая система и её единицы существуют лишь потенциально; для перевода языка в речь они должны быть актуализованы
актуализаторы: показатели времени и наклонения, артикли, указательные местоимения и т.п.+ внеязыковые средства — мимика, жесты и др.
характер актуализаторов тесно связан со строем языка: при аналитизме актуализаторы слова являются внешними по отношению к нему vs. при синтетизме они содержатся в самой форме слова
№7 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли
cемантема vs семантическая молекула
семантема – «знак, выражающий чисто лексическое простое или сложное понятие независимо от его формы»
cемантическая молекула – «всякий актуализированный комплекс, состоящий из семантемы и одного или нескольких грамматических знаков, актуализаторов или связей, необходимых и достаточных для того, чтобы она функционировала в предложении»
№8 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли
«Идея состояния — это абстракция, но абстракция необходимая и естественная, так как говорящие на языке не осознают его эволюции»
выявление тенденций, «толкающих язык в определенном направлении» с акцентом на языковых аномалиях
№9 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли
постоянные «разногласия» между означаемым и означающим как свойство любого языка
язык как «продукт временного равновесия» в каждый момент своего существования
равновесие – равнодействующая двух противоположных тенденций – традиций и активных изменений
№10 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа. А.Сеше
«Программа и методы теоретической
лингвистики. Психология языка» (1908)
«Очерк логической структуры предложения»
(1926)
«Три соссюровские лингвистики» (1940): статическая, эволюционная лингвистика + лингвистика организованной речи, «изучающая функционирование языка в условиях жизни человеческого общества»
№11 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Женевская лингвистическая школа. С.О.Карцевский (1884-1955)
«Об асимметричном дуализме языкового
знака» (1929)
один и тот же знак может служить для передачи
разных значимостей (стола, паруса, жена)
одна и та же значимость м.б. представлена
разными знаками (множ.ч.: столы, паруса, крестьяне)
каждый знак потенциально омоним и синоним
№12 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Копенгагенский лингвистический кружок (датский структурализм, глоссематика)
Л.Ельмслев, Х.И.Улльдаль, В.Брёндаль, К.Тогебю
Л.Ельмслев «Пролегомены
к теории языка» (1943)
Основа - идеи Соссюра и
неопозитивистов
Стремление к полной автономии лингвистики от других наук
№13 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Копенгагенский лингвистический кружок
панхрония, стремление создать универсальную грамматику на новой основе
соссюровская дихотомия языка и речи «схема – норма – узус – акт речи»:
схема: чистая форма, определяемая независимо от её социального осуществления и материальных манифестаций
норма: материальная форма, определяемую в данной социальной реальности, но независимо от деталей манифестации
№15 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Копенгагенский лингвистический кружок
язык как «система чистых отношений»
метод описания языка в виде целостной структуры через исчисление видов упорядоченной зависимости
принцип имманентности: использование только формальных определений, не описывающих объекты, а соотносящих их с уже определенными объектами
№16 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Копенгагенский лингвистический кружок
стремление разработать точный метод анализа, имеющий в основе аппарат математической логики
использование математических терминов (функция, константа, переменная и др.)
многоуровневое деление плана содержания и плана выражения
№17 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Копенгагенский лингвистический кружок
механизмы коммутации и субституции в плане выражения языкового знака (по Л.Ельмслеву):
Если со сменой одного элемента языковой формы меняется значение другой формы (другого элемента), то эти элементы находятся в отношении коммутации.
Пример: Он пришел: муж.р. местоим. коммутирует с мужским родом глагола.
Если с изменением одного элемента значение другого элемента не меняется, то эти элементы находятся в отношении субституции, свободной замены.
Пример: Он пришел / Мальчик пришел / Кот пришел - значение глагола не меняется
№18 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Копенгагенский лингвистический кружок
типы зависимости между элементами плана выражения (по Л.Ельмслеву):
координация = взаимная зависимость (он пришел)
детерминация = односторонняя зависимость (пришёл в школу)
констелляция = взаимная независимость (бежал быстро)
№19 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Лондонская лингвистическая школа
основатель – Дж.Р.Фёрс (1890-1960), другие представители – У.C.Аллен (1918-2004), Р.Робинс (1921-2000), М.А.К. Халлидей (р. 1925)
язык как значащая деятельность
выработка принципов синхронного анализа конкретных языков различного строя vs. подход глоссематики
критика концепции двусторонности знака: нет необходимости выделять в качестве особых план содержания и план выражения и разграничивать формальный и семантический анализ
№20 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Американский дескриптивизм
американский вариант структурализма
изучение языка американских индейцев
как практическая потребность, определившая развитие американской лингвистики
«Руководство по языкам американских индейцев» Ф. Боаса (1858-1942): обоснование непригодности научных принципов изучения индоевропейских языков для изучения индейских языков
№21 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Два варианта американской дескриптивной лингвистики:
школа Л. Блумфилда и его последователей (Йельская школа) – антиментализм, стремление к формализации: Б. Блок, Дж. Л. Трейджер, З. З. Харрис, Ч. Ф. Хоккет, М. Джус, Г. Глисон
Аннарборская школа (Мичиганский университет) – более широкая проблематика, связь с этнолингвистикой: Ч. К. Фриз, К. Л. Пайк, Ю. А. Найда
№22 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Особенности американского дескриптивизма
(в сравнении с европейским структурализмом)
опора на философские системы позитивизма и прагматизма, а также психологию бихевиоризма
продолжение традиций полевого исследования америндских языков, апробация новых методов формального описания прежде всего на их материале и только потом на материале других языков
решение прикладных задач по дешифровке текстов, по языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов с разных континентов
№23 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Американский дескриптивизм. Концепция Л. Блумфилда (1887–1949)
идея бихевиоризма в лингвистике: отказ от интроспекции, внимание к анализу человеческого поведения
язык как единая система речевых
сигналов, используемых
определённым коллективом
№24 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Американский дескриптивизм. Концепция Л. Блумфилда
поведение как совокупность реакций различной сложности на стимулы внешней среды + речевой компонент
внеречевой стимул говорящего его речевая реакция речевой стимул слушающего внеречевая реакция слушающего
№25 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Американский дескриптивизм. Концепция Л. Блумфилда (1887–1949)
можно наблюдать речевые сигналы, но не процесс преобразования внеречевых стимулов в речевые реакции и речевых стимулов во внеречевые реакции
деление лингвистики на менталистскую (изучающую такие преобразования) и механистическую / материалистическую (принципиально ограничивающуюся анализом речевых сигналов)
№26 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Американский дескриптивизм
лингвистическое описание – набор независимых от строя конкретного языка процедур обработки текстов, выполнение которых в определенном порядке должно автоматически привести к открытию грамматики (структуры) данного языка
различение в языке нескольких уровней со своей иерархией: фонологического, морфологического, синтаксического
единицы более высокого уровня строятся из единиц непосредственно предшествующего уровня при описании языка нужно начать с обнаружения его простейших единиц и переходить ко всё более сложным единицам
№27 слайд
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка
Американский дескриптивизм
единицы языка – классы в некотором смысле дистрибутивно эквивалентных единиц текста
исчерпывающее описание структуры языка = установление:
1) его элементарных единиц на всех уровнях анализа
2) классов элементарных единиц
3) законов сочетания элементов различных классов.
№29 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов
организационное оформление произошло в 1929
ведущую роль в формировании сыграл чешский лингвист В.Матезиус
другие представители: С.О.Карцевский (1884–1955),Н.С.Трубецкой (1890-1939), Б.Трнка (1895–1984), Р.Якобсон (1896-1982), В.Скаличка (1909–1991) и др.
№30 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
взгляды членов ПЛК формировались под влиянием идей
- Ф.де Соссюра
И.А.Бодуэна де Куртенэ
Московской формальной (Фортунатовской) школы
ключевые понятия – структура и функция (язык – система, используемая для достижения определенных целей)
№31 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
фонология – одна из основных областей исследований ПЛК
функциональный подход проявился в фонологии в полной мере
отказ от психологического и абстрактного подхода к фонологии
фонемы – звуковые единицы, обладающие совокупностью признаков (глухость / звонкость, твердость / мягкость, долгота / краткость и т. д.), которые служат прежде всего для смыслоразличения
Н.С.Трубецкой «Основы фонологии» (1939)
№32 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Соссюровская концепция деления речевой деятельности на язык и речь как основа учения Н. С. Трубецкого
фонетика (изучение звуков с физиолого-акустической точки зрения)
фонология («учение о звуках языка, общих и постоянных в сознании его носителей»)
фонема как основная единица фонологии
дифференциальные признаки фонемы и система фонологических оппозиций
№33 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
«Противоположение (оппозиция) предполагает не только признаки, которыми отличаются друг от друга члены оппозиции, но и признаки, которые являются общими для обоих членов оппозиции. Такие признаки можно считать “основанием для сравнения”»
№34 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Классификации фонологических оппозиций с точки зрения:
отношения к системе оппозиций в целом (одномерные / многомерные; изолированные / пропорциональные)
отношений между членами оппозиций (привативные / градуальные / эквиполентные)
смыслоразличительной силы (постоянные / нейтрализуемые).
№35 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Отношения к системе оппозиций в целом
I
одномерные (основание для сравнения присуще только этим двум членам оппозиции)
Пример: оппозиция t – d в нем. (это единственные дентальные смычные в фонологической системе)
многомерные оппозиции превышают по количеству одномерные
№36 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Отношения к системе оппозиций в целом
Многомерные оппозиции: однородные (u – o , o – ő, ő – e) / неоднородные (p – t)
Однородные многомерные оппозиции: прямолинейные / не прямолинейные
II
пропорциональные / изолированные
№39 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Отношения между членами оппозиций
градуальные: члены оппозиции отличаются разной степенью одного и того же признака
Пример: оппозиция между двумя различными степенями раствора у гласных
Крайние (внешние) / средние члены оппозиции
Относительно редкие оппозиции
№40 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Отношения между членами оппозиций
эквиполентные: члены логически равноправны (не являются ни двумя ступенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака)
Пример: нем. р– t , f – k
Самые частые оппозиции в любом языке
№42 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Лондонская лингвистическая школа
критика других направлений структурализма за трактовку всех фонологических явлений исключительно в терминах фонемы
неприменимость такого подхода к языкам Восточной и Юго-Восточной Азии
без тщательного исследования звукового строя языка нельзя дать полного описания грамматического строя, нельзя в полной мере вскрыть механизм значения
№43 слайд
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии
Лондонская лингвистическая школа
интерес к изучению способов соединения звуков в потоке речи
задача: установить частные системы фонем для каждой позиции в слогах, словах и т.д. изучаемого языка
исчерпывающий анализ всего корпуса текстов состояние фонологической модели языка
Скачать все slide презентации Общие вопросы, связанные с системой языка одним архивом:
-
Рассматриваемые вопросы Основы системного подхода Понятие предметной области (ПрО). Программа как модель ПрО Классы в Java: описание
-
Система подготовки к ЕГЭ на уроках русского языка
-
Система вопросно-ответного поиск Lasso Q/A System по материалам конференции TREC-1999 Доклад Устинова В. Д. Научные руководители: Большакова
-
Организация преподавания русского языка и литературы в разноуровневой системе обучения
-
Система построения уроков Иностранного языка на базе ИКТ Царькова О. А. Учитель английского языка МБОУ Новослободской основной
-
Из опыта работы Лисица М. Д. , учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 42 Система работы по подготовке учащихся к итоговой аттес
-
Проблемные мотивации на уроках русского языка и литературы и пути их решения. Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе са
-
Практические вопросы построения системы информационной безопасности многофилиального банка Грициенко Андрей Александрович Н
-
Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ Выполнила Гасымова С. Д. Группа фк-12-1
-
Контроль качества на предприятии. Стандарты группы ISO 9000 Общие сведения о системах качества по ИСО 9000 Стандарты семейства ИСО 9000