Презентация Общие вопросы, связанные с системой языка онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Общие вопросы, связанные с системой языка абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 43 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Общие вопросы, связанные с системой языка



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    43 слайда
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    1.73 MB
  • Просмотров:
    68
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Французская социологическая школа сложилась в Париже в начале 20 в. Связана с работой Парижского лингвистического общества http://www.slp-paris.com/ Основные представители: А. Мейе, М. Граммон, Ж.Вандриес Испытала влияние позитивистов О. Конта, Э. Дюркгейма

№2 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Французская социологическая школа глава – А. Мейе (1866-1936) ученик Ф.де Соссюра был прежде всего компаративистом отличия концепции Мейе от концепции младограмматиков – акцент на социальной стороне языка  лингвистика – социальная наука полемика с Соссюром: «Есть только одна грамматика, описательная и историческая одновременно»

№3 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Французская социологическая школа. А. Мейе Задачи языкознания: установление взаимоотношений между структурой общества и структурой языка установление отражений изменений общества в языке внимание к социальным факторам языковых изменений, которые в первую очередь сказываются в области семантики

№4 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Французская социологическая школа. Ж.Вандриес (1875—1960) ученик А. Мейе кельтолог и индоевропеист автор книги «Язык. Лингвистическое введение в историю» (1921 г.) указывает на социальную природу языка, изучает именно её нет жёсткого противопоставления синхронического и диахронического подхода

№5 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа Ш. Балли (1865—1947) «Французская стилистика» (1909) «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (1932, 1944) разделял положения Соссюра о системном характере языка в синхронии и отсутствии системности в диахронии, разграничении языка и речи и т.д. много занимался проблемами речевой деятельности

№6 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли языковая система и её единицы существуют лишь потенциально; для перевода языка в речь они должны быть актуализованы актуализаторы: показатели времени и наклонения, артикли, указательные местоимения и т.п.+ внеязыковые средства — мимика, жесты и др. характер актуализаторов тесно связан со строем языка: при аналитизме актуализаторы слова являются внешними по отношению к нему vs. при синтетизме они содержатся в самой форме слова

№7 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли cемантема vs семантическая молекула семантема – «знак, выражающий чисто лексическое простое или сложное понятие независимо от его формы» cемантическая молекула – «всякий актуализированный комплекс, состоящий из семантемы и одного или нескольких грамматических знаков, актуализаторов или связей, необходимых и достаточных для того, чтобы она функционировала в предложении»

№8 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли «Идея состояния — это абстракция, но абстракция необходимая и естественная, так как говорящие на языке не осознают его эволюции» выявление тенденций, «толкающих язык в определенном направлении» с акцентом на языковых аномалиях

№9 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа. Ш. Балли постоянные «разногласия» между означаемым и означающим как свойство любого языка язык как «продукт временного равновесия» в каждый момент своего существования равновесие – равнодействующая двух противоположных тенденций – традиций и активных изменений

№10 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа. А.Сеше «Программа и методы теоретической лингвистики. Психология языка» (1908) «Очерк логической структуры предложения» (1926) «Три соссюровские лингвистики» (1940): статическая, эволюционная лингвистика + лингвистика организованной речи, «изучающая функционирование языка в условиях жизни человеческого общества»

№11 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Женевская лингвистическая школа. С.О.Карцевский (1884-1955) «Об асимметричном дуализме языкового знака» (1929) один и тот же знак может служить для передачи разных значимостей (стола, паруса, жена) одна и та же значимость м.б. представлена разными знаками (множ.ч.: столы, паруса, крестьяне) каждый знак потенциально омоним и синоним

№12 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок (датский структурализм, глоссематика) Л.Ельмслев, Х.И.Улльдаль, В.Брёндаль, К.Тогебю Л.Ельмслев «Пролегомены к теории языка» (1943) Основа - идеи Соссюра и неопозитивистов Стремление к полной автономии лингвистики от других наук

№13 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок  панхрония, стремление создать универсальную грамматику на новой основе соссюровская дихотомия языка и речи  «схема – норма – узус – акт речи»: схема: чистая форма, определяемая независимо от её социального осуществления и материальных манифестаций норма: материальная форма, определяемую в данной социальной реальности, но независимо от деталей манифестации

№14 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок узус: совокупность навыков, принятых в данном социальном коллективе и определяемых фактами наблюдаемых манифестаций акт речи: индивидуальное говорение

№15 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок  язык как «система чистых отношений» метод описания языка в виде целостной структуры через исчисление видов упорядоченной зависимости принцип имманентности: использование только формальных определений, не описывающих объекты, а соотносящих их с уже определенными объектами

№16 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок  стремление разработать точный метод анализа, имеющий в основе аппарат математической логики использование математических терминов (функция, константа, переменная и др.) многоуровневое деление плана содержания и плана выражения

№17 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок механизмы коммутации и субституции в плане выражения языкового знака (по Л.Ельмслеву): Если со сменой одного элемента языковой формы меняется значение другой формы (другого элемента), то эти элементы находятся в отношении коммутации. Пример: Он пришел: муж.р. местоим. коммутирует с мужским родом глагола. Если с изменением одного элемента значение другого элемента не меняется, то эти элементы находятся в отношении субституции, свободной замены. Пример: Он пришел / Мальчик пришел / Кот пришел - значение глагола не меняется

№18 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Копенгагенский лингвистический кружок типы зависимости между элементами плана выражения (по Л.Ельмслеву): координация = взаимная зависимость (он пришел) детерминация = односторонняя зависимость (пришёл в школу) констелляция = взаимная независимость (бежал быстро)

№19 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Лондонская лингвистическая школа основатель – Дж.Р.Фёрс (1890-1960), другие представители – У.C.Аллен (1918-2004), Р.Робинс (1921-2000), М.А.К. Халлидей (р. 1925) язык как значащая деятельность выработка принципов синхронного анализа конкретных языков различного строя vs. подход глоссематики критика концепции двусторонности знака: нет необходимости выделять в качестве особых план содержания и план выражения и разграничивать формальный и семантический анализ

№20 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Американский дескриптивизм американский вариант структурализма изучение языка американских индейцев как практическая потребность, определившая развитие американской лингвистики «Руководство по языкам американских индейцев» Ф. Боаса (1858-1942): обоснование непригодности научных принципов изучения индоевропейских языков для изучения индейских языков

№21 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Два варианта американской дескриптивной лингвистики: школа Л. Блумфилда и его последователей (Йельская школа) – антиментализм, стремление к формализации: Б. Блок, Дж. Л. Трейджер, З. З. Харрис, Ч. Ф. Хоккет, М. Джус, Г. Глисон Аннарборская школа (Мичиганский университет) – более широкая проблематика, связь с этнолингвистикой: Ч. К. Фриз, К. Л. Пайк, Ю. А. Найда

№22 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Особенности американского дескриптивизма (в сравнении с европейским структурализмом) опора на философские системы позитивизма и прагматизма, а также психологию бихевиоризма продолжение традиций полевого исследования америндских языков, апробация новых методов формального описания прежде всего на их материале и только потом на материале других языков решение прикладных задач по дешифровке текстов, по языковой адаптации разнородных и многочисленных групп иммигрантов с разных континентов

№23 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Американский дескриптивизм. Концепция Л. Блумфилда (1887–1949)  идея бихевиоризма в лингвистике: отказ от интроспекции, внимание к анализу человеческого поведения язык как единая система речевых сигналов, используемых определённым коллективом

№24 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Американский дескриптивизм. Концепция Л. Блумфилда поведение как совокупность реакций различной сложности на стимулы внешней среды + речевой компонент внеречевой стимул говорящего  его речевая реакция  речевой стимул слушающего  внеречевая реакция слушающего 

№25 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Американский дескриптивизм. Концепция Л. Блумфилда (1887–1949)  можно наблюдать речевые сигналы, но не процесс преобразования внеречевых стимулов в речевые реакции и речевых стимулов во внеречевые реакции деление лингвистики на менталистскую (изучающую такие преобразования) и механистическую / материалистическую (принципиально ограничивающуюся анализом речевых сигналов)

№26 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Американский дескриптивизм лингвистическое описание – набор независимых от строя конкретного языка процедур обработки текстов, выполнение которых в определенном порядке должно автоматически привести к открытию грамматики (структуры) данного языка  различение в языке нескольких уровней со своей иерархией: фонологического, морфологического, синтаксического единицы более высокого уровня строятся из единиц непосредственно предшествующего уровня  при описании языка нужно начать с обнаружения его простейших единиц и переходить ко всё более сложным единицам

№27 слайд
Общие вопросы, связанные с
Содержание слайда: Общие вопросы, связанные с системой языка Американский дескриптивизм единицы языка – классы в некотором смысле дистрибутивно эквивалентных единиц текста исчерпывающее описание структуры языка = установление:  1) его элементарных единиц на всех уровнях анализа 2) классов элементарных единиц 3) законов сочетания элементов различных классов. 

№28 слайд
Пражский лингвистический
Содержание слайда: Пражский лингвистический кружок

№29 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии начал складываться в Чехословакии с середины 1920-х годов организационное оформление произошло в 1929 ведущую роль в формировании сыграл чешский лингвист В.Матезиус другие представители: С.О.Карцевский (1884–1955),Н.С.Трубецкой (1890-1939), Б.Трнка (1895–1984), Р.Якобсон (1896-1982), В.Скаличка (1909–1991) и др.

№30 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии взгляды членов ПЛК формировались под влиянием идей - Ф.де Соссюра И.А.Бодуэна де Куртенэ Московской формальной (Фортунатовской) школы ключевые понятия – структура и функция (язык – система, используемая для достижения определенных целей)

№31 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии фонология – одна из основных областей исследований ПЛК функциональный подход проявился в фонологии в полной мере отказ от психологического и абстрактного подхода к фонологии фонемы – звуковые единицы, обладающие совокупностью признаков (глухость / звонкость, твердость / мягкость, долгота / краткость и т. д.), которые служат прежде всего для смыслоразличения Н.С.Трубецкой «Основы фонологии» (1939)

№32 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Соссюровская концепция деления речевой деятельности на язык и речь как основа учения Н. С. Трубецкого фонетика (изучение звуков с физиолого-акустической точки зрения) фонология («учение о звуках языка, общих и постоянных в сознании его носителей») фонема как основная единица фонологии дифференциальные признаки фонемы и система фонологических оппозиций

№33 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии «Противоположение (оппозиция) предполагает не только признаки, которыми отличаются друг от друга члены оппозиции, но и признаки, которые являются общими для обоих членов оппозиции. Такие признаки можно считать “основанием для сравнения”» 

№34 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Классификации фонологических оппозиций с точки зрения: отношения к системе оппозиций в целом (одномерные / многомерные; изолированные / пропорциональные) отношений между членами оппозиций (привативные / градуальные / эквиполентные) смыслоразличительной силы (постоянные / нейтрализуемые).

№35 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Отношения к системе оппозиций в целом I одномерные (основание для сравнения присуще только этим двум членам оппозиции) Пример: оппозиция t – d в нем. (это единственные дентальные смычные в фонологической системе) многомерные оппозиции превышают по количеству одномерные

№36 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Отношения к системе оппозиций в целом Многомерные оппозиции: однородные (u – o , o – ő, ő – e) / неоднородные (p – t) Однородные многомерные оппозиции: прямолинейные / не прямолинейные II пропорциональные / изолированные

№37 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии схема 85% всех согласных немецкого языка

№38 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Отношения между членами оппозиций привативные: один член отличается от другого наличием или отсутствием различительной черты — «коррелятивного признака» понятие маркированности / немаркированности

№39 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Отношения между членами оппозиций градуальные: члены оппозиции отличаются разной степенью одного и того же признака Пример: оппозиция между двумя различными степенями раствора у гласных  Крайние (внешние) / средние члены оппозиции Относительно редкие оппозиции

№40 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Отношения между членами оппозиций эквиполентные: члены логически равноправны (не являются ни двумя ступенями какого-либо признака, ни утверждением или отрицанием признака) Пример: нем. р– t , f – k  Самые частые оппозиции в любом языке

№41 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Понятия варианта и инварианта фонема инвариантна, т. е. может реализовываться в ряде различных звуковых проявлений произносимый звук = один из вариантов реализации фонемы

№42 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Лондонская лингвистическая школа критика других направлений структурализма за трактовку всех фонологических явлений исключительно в терминах фонемы неприменимость такого подхода к языкам Восточной и Юго-Восточной Азии без тщательного исследования звукового строя языка нельзя дать полного описания грамматического строя, нельзя в полной мере вскрыть механизм значения

№43 слайд
Достижения структуралистов в
Содержание слайда: Достижения структуралистов в области фонетики и фонологии Лондонская лингвистическая школа интерес к изучению способов соединения звуков в потоке речи задача: установить частные системы фонем для каждой позиции в слогах, словах и т.д. изучаемого языка исчерпывающий анализ всего корпуса текстов  состояние фонологической модели языка

Скачать все slide презентации Общие вопросы, связанные с системой языка одним архивом:
Похожие презентации