Презентация Основы программирования на языке Паскаль онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основы программирования на языке Паскаль абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 49 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Основы программирования на языке Паскаль



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    49 слайдов
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    664.00 kB
  • Просмотров:
    82
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Информатика и
Содержание слайда: Информатика и программирование Лебедева Т.Ф.

№2 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 71 Например, 'А', либо в виде соответствующих кодов по таблице ASCII, причем в последнем случае перед кодом ставится знак «#», например #65 (этот код соответствует символу А латинское); строки символов - записываются в апострофах, например 'ABCD'; конструкторы множеств [3,6,8] ; «нулевой» адрес - nil Примечания. 1. В программировании принято при записи вещественных чисел вместо запятой для разделения целой и дробной частей числа использовать точку. 2. Обычно при записи в программе или выполнении операций ввода-вывода вещественные числа записывают в так называемом формате с фиксированной точкой, указывая в начале целую часть числа, а затем, после точки, дробную, например: 0.5, -3.85 . Но иногда бывает удобно задавать числа в формате с плавающей точкой, т.е. в виде мантиссы и порядка. При этом мантиссу записывают перед порядком и отделяют от него строчной или прописной латинской буквой «е», например: запись 1.5е-10 соответствует значению 1,5 х 10 ^ (-10), а запись 0.5Е23 соответствует значению 0,5x10^23.

№3 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 73 типизированные константы представляют собой переменные, объявленные в разделе Const , которым присвоены начальные значения, например: Const k : integer = 10; a : array[1..4] of real=(2.5, -7.96, 7.54, 32.89); Переменные. Переменные - поименованные объекты программы, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Их объявление также выполняют в разделе описаний программы, причем при этом указывается не только идентификатор переменной, но и ее тип. Обращение к переменным также осуществляют по идентификатору. Тип переменной определяет возможный набор значений данной переменной, размер ее внутреннего представления и множество операций, которые могут выполняться над переменной. На рисунке показана классификация типов

№4 слайд
Содержание слайда:

№5 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 75 Простые (скалярные) типы описывают упорядоченные наборы значений. Они делятся на порядковые и вещественные. Группа порядковых типов объединяет типы переменных, набор значений которых конечен, группа вещественных типов - типы с условно бесконечным набором значений. Порядковые типы переменных делятся на стандартные, перечисляемые и диапазоны. Стандартно заданы следующие типы: целые типы (представлены в табл. 1); булевский тип Boolean включает только два значения - false (0) и true (1), но в памяти значения данного типа занимают целый байт. Логический тип данных часто называют булевым по имени английского математика Д. Буля, создателя математической логики. В языке Паскаль имеются две логические константы TRUE и FALSE. Логическая переменная принимает одно из этих значений и имеет тип Boolean. Для сравнения данных предусмотрены следующие операции отношений: <, <=, =, <>, >, >=. А также существуют специфичные для этого типа логические операции OR - или; AND - и; NOT - не. При проверке некоторых условий результат операции может быть истинным или ложным. Например, 3>5 ложь. символьный тип Char Значениями данного типа является множество всех символов по таблице ASCII : русская или латинская большая или маленькая буква, цифра, знак препинания, специальный знак (например, "+", "-", "*", "/", "", "=" и др.) или пробел " ". Каждый из символов имеет уникальный номер от 0 до 255, т. е. внутренний код, который возвращает функция ORD. Символьная константа или символьная переменная - любой символ языка, заключённый в апострофы. Например, Var Simvol : char; Нестандартные порядковые типы необходимо описывать при объявлении переменных: перечисляемый и диапазон.

№6 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 76 Таблица 1 – Целые типы данных

№7 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 78 Перечисляемый тип формируется из значений, определенных программистом при объявлении типа. Перечень значений задают, через запятую в круглых скобках, например: Var D : (Mon, The, Wed, Thu, Fr, Set, Sun); ...{переменная D может принимать только указанные значения} Примечание. Во внутреннем представлении значения перечисляемого типа кодируются целыми числами, начиная с нуля. Tак, идентификатору Моn будет соответствовать О, The – 1 и т. д. Объявляя переменную перечисляемого типа, можно сначала определить новый тип, а затем уже переменную этого типа, например: Туре Day=(Mon, The, Wed, Thu, Fr, Set, Sun); {объявление нового типа} Var D: Day;.., {объявление переменной данного типа} Тип переменной диапазон определяется как диапазон значений некоторого уже определенного ранее или стандартного порядкового типа. При его описании также можно использовать конструкцию объявления типа, например: Туре Data=1..31; {диапазон одного из целых типов} Var DataN : Data;.., или, не описывая тип отдельно, ту же переменную можно объявить следующим образом: Var DataN :1..31; letter : ‘A’ .. ‘K’ ;

№8 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 79 Вещественные типы используют для представления чисел, содержащих дробную часть. Во внутреннем представлении мантисса и порядок вещественных чисел хранятся раздельно, причем количество разрядов под мантиссу и порядок регламентируются типом числа. Соответственно обработка вещественных чисел в компьютерах выполняется с некоторой конечной точностью, которая зависит от количества двоичных разрядов, отведенных для размещения мантиссы. Количество разрядов для записи порядка числа определяет диапазон чисел, для представления которых можно использовать разрядную сетку данного типа. В табл. 2 приведены характеристики вещественных типов Turbo Pascal.

№9 слайд
Содержание слайда:

№10 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 81 Компьютер, по умолчанию, представляет действительные числа в виде чисел с плавающей точкой. Такое представление чисел не очень нравится пользователям. Поэтому мы будем “заставлять” компьютер выдавать действительные числа в более привычном варианте следующим образом: R:m:n, где R – действительное число, m – количество позиций, отводимых для всего числа, n – количество позиций, отводимых для дробной части. Например, если мы хотим вывести на экран число Chislo с фиксированной точкой, причем знаем, что для вывода этого числа достаточно 7 мест, а вывод дробной части ограничим сотыми, то мы запишем вывод так: Write (Chislo:7:2);

№11 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 82 Строковый тип (string) Значением строковой величины является строка переменной длины до 255 символов (быть может пустая). Строковая константа или строковая переменная представляет собой произвольную последовательность символов, заключенную в апострофы. Например, Var Stroka : string[20];

№12 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 83 Пример программы с описаниями данных различных типов: Program TipDann; Uses Crt Var Chislo1 : Integer; Chislo2 : Real; Simvol : Char; Stroka : String; Logika : Boolean; Begin ClrScr; Chislo1 : =12; Chislo2 : =Chislo1*2; Chislo2 : =Chislo2/5; Simvol : =‘d’; Stroka : =‘Строчка’; Logika : = Chislo1> Chislo2; WriteLn (‘Вывод значений:’); WriteLn (‘Значение переменной Chislo1 : ’,Chislo1); WriteLn (‘Значение переменной Chislo2 : ’,Chislo2:5:2); WriteLn (‘Значение переменной Simvol : ’,Simvol); WriteLn (‘Значение переменной Stroka : ’,Stroka); WriteLn (‘Значение переменной Logika : ’,Logika); End.

№13 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 84 Выражения Все вычисления и другие преобразования данных в программе записываются в виде выражений. Обычно выражение включает несколько операций, которые выполняются в порядке их приоритетности. Различают: арифметические операции: + (сложение), - (вычитание), * (умножение), / (деление вещественное) - эти операции применяют к вещественным и целым числам, результат - также число; div (деление целочисленное), mod (остаток целочисленного деления) - эти операции применяют к целым числам, результат - также целое число; операции отношения: > (больше), < (меньше), = (равно),<> (не равно), >= (не меньше), <= (не больше) - эти операции применяют к числам, символам, символьным строкам и некоторым другим типам данных, результат - значение логического типа;

№14 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 85 логические операции: and (и), or (или), хог (исключающее или), not (не) - эти операции выполняют с логическими переменными и константами, результат - значение логического типа; поразрядные операции: and (и), or (или), хог (исключающее или), not shr (сдвиг вправо), shl (сдвиг влево) - эти операции выполняют с целыми числами, результат - целое число; строковая операция: + (сцепление строк) - выполняется над символами и строками, результат - строка; операции над множествами: + (объединение), - (дополнение), * (пересечение), результат - множество; in (определение принадлежности элемента множеству), результат ~ значение логического типа ; операция над указателями: @ (определение адреса программного объекта), результат - адрес

№15 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 86 Таблица 3 – Приоритеты операций

№16 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 87 Для изменения порядка выполнения операций в выражении используют круглые скобки. В выражениях также допускается использование стандартных и определенных программистом функций. Им присваивается высший приоритет. Арифметические выражения Арифметические выражения формируются из констант, переменных, функций, знаков операций и круглых скобок. Запись выражений, содержащих арифметические операции, выполняется «в строку», порядок выполнения операций определяется скобками. Особенно внимательно следует программировать выражения, включающие операции различных приоритетов. Например: 1) запись а+Ь/с предполагает, что вначале выполняется операция деления, а затем сложения; 2) запись (a+b)/c*d предполагает, что сумма а+Ь делится на с, а затем умножается (!) на d. При программировании арифметических выражений также следует учитывать правила выполнения операций, перечисленные ниже. 1. Операции «целочисленное деление» и «определение остатка от деления» применимы только к операндам целых типов, например: 6 div 4 =1, а 6 mod 4 = 2. Если в операции участвуют переменные, то они должны быть объявлены как целые.

№17 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 88 Для получения при делении целых значений результата с точностью до дробной части необходимо использовать операцию вещественного деления: 6/4=1.5. 2. При выполнении арифметических операций над числами различных типов выполняется неявное преобразование типов: а) если один операнд целого типа, а другой - вещественного, то переменная целого типа преобразуется к вещественному типу; результат операции - значение вещественного типа; б) если в качестве операндов использованы вещественные или целые переменные различных типов, то их значения преобразуются к типу с наибольшей разрядной сеткой; результат операции того же типа. Так, если в выражении есть переменные integer и longint, то значения будут преобразованы в тип longint и того же типа будет полученный результат. Порядок выполнения операций при вычислении арифметических выражений можно регулировать при помощи скобок по обычным правилам. Там, где скобки отсутствуют, ЭВМ выполняет операции в следующем порядке: вычисляет значение всех функций, определенных программистом и стандартных функций; выполняет слева направо все операции умножения и деления; выполняет слева направо все операции сложения и вычитания.

№18 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 89 I Арифметические функции 1) Abs(x), где аргумент и результат являются переменными целого или вещественного типа – вычисляет модуль (абсолютную величину) числа х; 2) cos(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа – вычисляет косинус х; 3) Sin(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа – вычисляет синус х; 4) Frac(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа – выделяет дробную часть числа х; 5) Int(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа – выделяет целую часть числа х; 6) Pi, где результат является переменной вещественного типа – вычисляет значение π= 3.4157…. 7) Random(x), где аргумент и результат являются переменными целого типа – генерирует случайное число в пределах от 0 до х включительно. Если параметр х не задан, то формируется вещественное число от 0 до 1. Перед использованием данной функции нужно инициализировать генератор случайных чисел при помощи процедуры Randomize (см. ниже); 8) Sqr(x), где аргумент и результат являются переменными целого или вещественного типа – вычисляет x2; 9) Sqrt(x), где аргумент и результат являются переменными целого или вещественного типа – вычисляет √x. 10) ln(x), где где аргумент и результат являются переменными вещественного типа – вычисляет логарифм натуральный х; 11) exp(x), где аргумент и результат являются переменными вещественного типа – вычисляет экспоненту х (ex) ;

№19 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 90 II Функции преобразования типов 1) Chr(x), где аргумент типа Byte, а результат типа Char– возвращает символ, у которого код в таблице ASCII равен х; 2) Ord(x), где аргумент может быть любого порядкового типа, а результат типа LongInt – возвращает порядковый номер значения х при начале нумерации с нуля; 3) Round(x), где аргумент вещественного типа, результат типа Longint – округляет число х до ближайшего целого; 4) Trunc(x), где аргумент вещественного типа, результат типа Longint – выделяет целую часть числа х. III Функции для порядковых типов 1) Odd(x), где аргумент типа Longint, а результат логического типа – определяет, является ли число четным (результат false) или нечетным (результат true); 2) Pred(x), где аргумент и результат любого порядкового типа – получает предшествующее значение; 3) Succ(x), где аргумент и результат любого порядкового типа – получает последующее значение; 4) Upcase(x), где аргумент и результат типа Char – преобразует букву латинского алфавита в соответствующую ей заглавную (буква х может быть как строчной, так и заглавной).

№20 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 91 IV Процедуры для порядковых типов 1) Dec(x), где аргумент любого порядкового типа – уменьшает значение переменной х на 1; 2) Dec(x,n), где х любого порядкового типа, а n типа LongInt – уменьшает значение переменной х на n; 3) Inc(x), где аргумент любого порядкового типа – увеличивает значение переменной х на 1; 4) Inc(x,n), где х любого порядкового типа, а n типа LongInt – увеличивает значение переменной х на n; 5) Randomize – инициализирует генератор случайных чисел. Правила применения функций: чтобы воспользоваться функцией, нужно указать ее в правой части оператора присваивания; при обращении к функции необходимо в круглых скобках указать ее аргументы; в разделе описания переменных правильно указывайте типы переменных, которые хотите употребить в качестве аргумента или результата функции; в одном выражении можно обратиться к нескольким функциям. Правила применения процедур: для выполнения процедуры ее надо вызвать в программе в виде оператора; в разделе описания переменных правильно указывайте тип переменной, которую хотите употребить в качестве аргумента процедуры.

№21 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 92 Примеры записи формул

№22 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 93 Комментарии к примерам 1) Из-за отсутствия операции возведения в степень при записи выражений со степенями рекомендуется: Возведение в целую положительную степень заменяется умножением (пример 2) Возведение в целую отрицательную степень заменяется делением на произведение сомнохителей (пример 2) Для четных положительных степеней использовать функцию sqr (примеры 1,3) Во всех других случаях (xa ) возведение в степень вычисляется как экспонента от показателя степени, умноженного на натуральный логарифм основания (exp(a * ln(x)) (примеры 5,6,8) 2) Отсутствие функций tg, ctg приводит к усложнению выражений (примеры 2,3,4,8). Если аргумент у функции tg или ctg достаточно сложное выражение (примеры 4,8), рекомендуется ввести новую переменную для обозначения аргумента, например: …………………….. t := cos(exp(1/5*ln(x/y))); z := sin(t) /cos(t); ………………………………….

№23 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 94 Оператор присваивания a := b; С помощью оператора присваивания в программе записываются действия, связанные с изменением значений переменных. При выполнении этого оператора вычисляется выражение b , приведенное в правой части, и его результат заносится в переменную a, имя которой указано слева. Если оператор присваивания записывается в последовательности операторов, то после него ставится точка с запятой. Например: а) Var a,b,c:real; Begin ... c:=(a*a - sin(b))/(a+25.1); ... б) Var v: boolean; a: integer; b:real; Begin a:=8; b:=5.1; v: =(a>5) and (b> =8); {v получит значение false}... Для корректного выполнения операции присваивания результат выражения и переменная,записанная в правой части оператора присваивания, должны иметь одинаковые или совместимые типы. Совместимыми считаются: • все целые типы; • все вещественные типы; • диапазон некоторого базового типа и базовый тип; • два диапазона одного базового типа; • символ и строка. Если тип переменной и выражения несовместимы, то возникает синтаксическая ошибка: Type mismatch

№24 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 95 При несовпадении типов правой и левой частей оператора присваивания для совместимых типов происходит неявное преобразование результата выражения к типу переменной, указанной в правой части. Например: Var s1, s2 : string; {переменные типа string} k : char {переменные типа char} I,j : integer {переменные типа integer} x, y: real; {переменные типа real} Begin ................ {1} X:=sqrt(y); {2} x:=sqrt(i); {3} Y:=sin(j); {4} i:= cos(x); {5} X:= trunc(y); {6} i:= I / j; {7} S1:=s2 + k; {8} S2:= s1 + x; {9} I: = j * round(x); ………. Какой из этих операторов присваивания вызовет ошибку несоответствия типов?

№25 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 96 Операторы Write и WriteLn Мы уже использовали операторы Write и WriteLn, но нам необходимо подробнее остановиться на правилах применения этих операторов. Write (англ. писать) – оператор, который используется для вывода информации на экран. Оператор WriteLn выполняет то же самое действие, но так как у него есть еще окончание Ln (line - англ. линия, строка), то после вывода на экран нужного сообщения, он дополнительно переводит курсор на следующую строчку. Общий вид: Write (список выражений); WriteLn (список выражений); Процедуры Write и WriteLn используются не только для вывода результата, но и для вывода различных сообщений или запросов. Это позволяет вести диалог с пользователем, сообщать ему, когда ему нужно ввести значения , когда он получает результат, когда он ошибся и др. Оператор WriteLn можно применить и без параметров. В этом случае напечатается строка, состоящая из пробелов, и курсор будет переведен на другую строку. Это иногда нам нужно для лучшего восприятия ввода данных. Примеры вывода данных: Writeln( ‘A=‘;A; ‘B=‘;B; ‘C=‘;C); Writeln (‘Корнем уравнения является ‘; X); Writeln(‘Дискриминант=‘, B*B-4*A*C, ‘ Корни-’, X1:6:3, X2:6:3);

№26 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 97 Операторы Read и ReadLn Вспомним, что основное назначение ЭВМ – сэкономить человеческий труд. Поэтому необходимо обеспечить возможность, однажды написав программу, многократно ее использовать, вводя каждый раз другие данные. Такая гибкость в языке обеспечивается операторами Read и ReadLn. Этими операторами вводится информация с клавиатуры. Общий вид: Read(переменная, переменная...) ReadLn(переменная, переменная...) При выполнении процедуры Read ожидается ввод перечисленных в скобках значений. Вводимые данные нужно отделить друг от друга пробелами. Присваивание значений идет по очереди. Например, если вводятся значения 53 и Х, то при выполнении оператора Read(a, b) переменной а будет присвоено число 53, а переменной Х – буква Х. Причем, отметим, чтобы не было аварийной ситуации, нужно правильно определить тип данных в разделе Var; в нашем случае а:integer; b:char. Особых различий при чтении и записи в использовании операторов Read и ReadLn нет. После выполнения оператора ReadLn курсор переходит на новую строку и следующий оператор чтения считывает данные с новой строки. Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу <Enter> результат выполнения программы остается на экране. Это очень полезно делать для анализа результатов.

№27 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 98 Программирование линейных вычислительных процессов

№28 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 100 Программа для примера 1 Program primer_1; Uses Crt; Var a, b, c, p , s : Real; Begin ClrScr; {процедура очистки экрана, входящая в модуль CRT} write(‘введите через пробел значения сторон треугольника a,b,c,’); readln(a,b,c ); p : =(a + b + c) / 2; S : = sqrt ((p * (p – a)*(p – b)*(p – c)); WriteLn (‘Значение площади s = ’,s :8:2, ‘ кв.см.’); readln; {задержка} End.

№29 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 99 Программа для примера 2 Program primer_2; Uses Crt; Const k=3.75; Var a, b, c, x, t, p, y, z, s : Real; Begin ClrScr; {процедура очистки экрана, входящая в модуль CRT} write(‘введите через пробел значения a, b, c, x’); readln (a, b, c, x ); t : =a+b; p : = c * x; y : =(t * t* t - sin (p) / (a – k); z: =ln (p) – exp (1/3 * ln ((t + k) / a); S : = y + z; WriteLn (‘Значение переменной y = ’,y :8:2); readln; {задержка} End.

№30 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 100 Программирование разветвляющегося вычислительного процесса (р.в.п.) Участок алгоритма, состоящий из блока выбора решения и связанных с ним блоков по направлениям «да» и «нет», будем называть разветвленным (структурой ветвления). Вычислительный процесс, в котором естественный порядок выполнения действий нарушается в результате проверки некоторого условия и образования двух ветвей дальнейших действий, называется разветвляющимся. Различают два вида условий – простые и составные. Простым условием (выражением сравнения) называется выражение, составленное из двух арифметических выражений или двух строковых выражений (иначе их еще называют операндами), связанных одной из операций отношения: < - меньше, чем... > - больше, чем... <= - меньше, чем... или равно >= - больше, чем... или равно <> - не равно = - равно Например, простыми отношениями являются следующие: x-y>10; k<=sqr(c)+abs(a+b); 9<>11; ‘мама’<>‘папа’.

№31 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 101 Составные логические выражения образуются из простых выражений с помощью логических операций not, and, or , xor. Логические операции, операции отношения и арифметические операции часто встречаются в одном выражении. При этом отношения, стоящие слева и справа от знака логической операции, должны быть заключены в скобки, поскольку логические операции имеют более высокий приоритет. Вообще принят следующий приоритет операций: not and, *, /, div, mod or, +, - операции отношения. Примечание. Логическую операцию and еще называют логическим умножением, а логическую операцию or - логическим сложением. Кроме того, порядок выполнения операций может изменяться скобками. Например, в логическом выражении расставим порядок действий 4 3 2 1 A or B and not (A or B) Сначала выполняется заключенная в скобки операция or, а затем операции not, and, or. Если подставить вместо переменных А и В значения True и False, то, используя уже рассмотренный порядок действий, получим значение всего выражения равное True. Определите порядок выполнения операций в выражении ( a + b > c) and (b + c < a) В смешанных выражениях тип результата определяется типом последней операции

№32 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 102 Таблица истинности логических операций a, b – переменные логического типа

№33 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 103 В общем случае полная форма конструкции условного оператора имеет вид: if <логическое выражение> then <оператор 1> else <оператор 2>; Условный оператор работает по следующему алгоритму: Сначала вычисляется значение логического выражения, расположенного за служебным словом IF. Если его результат истина, выполняется <оператор 1>, расположенный после слова THEN, а действия после ELSE пропускаются; если результат ложь, то, наоборот, действия после слова THEN пропускаются, а после ELSE выполняется <оператор 2>.

№34 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 104 Если в качестве оператора должна выполниться серия операторов, то они заключаются в операторные скобки begin-end. Конструкция Begin ... End называется составным оператором. if <логическое выражение> then begin оператор 1; оператор 2; ... end else begin оператор 1; оператор 2; ... end; Составной оператор - объединение нескольких операторов в одну группу. Группа операторов внутри составного оператора заключается в операторные скобки (begin-end). begin <оператор 1>; <оператор 2>; end;

№35 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 105 Можно также использовать и сокращенную (неполную) форму записи условного оператора. Эта форма используется тогда, когда в случае невыполнения условия ничего делать не надо. Неполная форма условного оператора имеет следующий вид. if <логическое выражение> then <оператор> ; Тогда если выражение, расположенное за служебным словом IF , в результате дает истину, выполняются действия после слова THEN, в противном случае эти действия пропускаются. Пример 3. Составить программу, которая, если введенное число отрицательное меняет его на противоположное. Program Chisla; Var x : integer; {вводимое число} Begin writeln(‘Введите число ‘); {вводим целое число} readln(x); if x<0 then x:=-x; writeln (x); readln; End. В этом примере использована сокращенная форма оператора IF.

№36 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 106 Пример 4. Вывести на экран большее из трех данных чисел. Program Example4; Var a, b, c, m : integer; {вводимые числа} Begin writeln(‘Введите 3 числа ‘); {вводим два целых числа через пробел} readln( a, b, c ); М:=а; {выигрываем на том, что не раздумывая назначили большим числом} if b > M then M : = b; if c > M then M: = c;.} writeln (m); {выводим m} readln; End. Пример 5. Предусмотреть исключение всех случаев возникновения неопределенности при вычислении функции по заданной формуле: Функция не определена при Для исключения неопределенностей нужно перед вычислением значения функции организовать проверку на выход аргумента за пределы области существования функции, вывести на печать величины, приводящие к неопределенности, и не выполнять счет.

№37 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 107 Рис. 3. Фрагмент блок-схемы устранения неопределенностей из примера 3 В общем случае неопределенности могут возникнуть при вычислении функций: при x = 0 , где x – любое выражение при x < 0 Ln x при x ≤ 0

№38 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 108 Фрагмент программы с исключением неопределенности (рис.3) …………………………… IF a*x-b<=0 THEN WriteLn (‘ a*x-b<=0 ‘) ELSE Begin IF 2.5*b*x=0 THEN WriteLn (‘2.5*b*x=0 ‘ ) ELSE Begin Y: =(ln(a*x-b)+c)/( 2.5*b*x); WriteLn (‘y=‘; y:8:3); End; ……………………………

№39 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 109 Вложенные условные операторы При решении задач часто приходится рассматривать не два, а большее количество вариантов. Это можно реализовать, используя несколько условных операторов. В этом случае после служебных слов Then и Else записывается новый условный оператор. Рассмотрим пример. Пример 6. Вычислить значение функции: у=

№40 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 110 Тогда фрагмент программы для решения этой задачи будет выглядеть так: …………………………………. if х>0 then у := х-12 else if х=0 then у := 5 else у := sqr(x);

№41 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 111 Итак, когда оператор if появляется внутри другого оператора if, они считаются вложенными. Такое вложение используется для уменьшения числа необходимых проверок. Этот метод часто обеспечивает большую эффективность, однако одновременно он уменьшает наглядность программы. Не рекомендуется использовать более одного-двух уровней вложения if. За вторым уровнем вложения становится трудно восстановить последовательность проверки условий каждым условным оператором. Если часть else используется во вложенных if, то каждое else соответствует тому if, которое ему непосредственно предшествует. Таким образом, при определении последовательности выполнения фрагментов нет двусмысленности.

№42 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 112 Оператор выбора case Оператор If позволяет программе выполнять переходы на ту или иную ветвь по значению логического условия. Используя несколько операторов If, можно производить ветвление по последовательности условий. В приведенном фрагменте показано, как при помощи ряда операторов If можно преобразовать целое число (в диапазоне 0-9) к его словесному представлению: if Ziphra = 0 then write (‘Нуль‘); if Ziphra = 1 then write (‘Единица‘); if Ziphra = 2 then write (‘Два‘); и т.д.

№43 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 113 Оператор выбора позволяет выбрать одно из нескольких возможных продолжений программы. Параметром, по которому осуществляется выбор, служит так называемый ключ выбора (или селектор) – выражение порядкового типа. Общая форма записи следующая: case селектор of <значение1> : <оператор1>; <значение2> : <оператор2>; . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . <значениеN> : <операторN> [else <оператор(N+1)>;] end;.

№44 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 114 Здесь значение1, значение2,……- константа или список констант того же порядкового типа, что и селектор; <оператор1>, <оператор2>,……..- операторы, чаще всего составные. Оператор выбора работает следующим образом. Сначала вычисляется значение выражения-селектора, стоящее после зарезервированного слова case, а затем выполняется оператор (или составной оператор), соответствующий результату вычисления выражения. Может случиться, что в списке выбора не окажется константы равной вычисленному значению ключа. В этом случае управление передается оператору, стоящему за словом ELSE. Если слово ELSE отсутствует, то управление передается следующему за оператором case оператору.

№45 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 115 Например, ……………………………………………… case NUMBER mod 2 of 0 : writeln (NUMBER, ‘- число четное‘) else writeln (NUMBER, ‘- число нечетное‘); end; Если один оператор выполняется при нескольких значениях, то их можно перечислить в списке через запятую. Var MONTH : byte; …………………………….. case MONTH of 1, 2, 3 : writeln (‘Первый квартал‘); 4, 5, 6 : writeln (‘Второй квартал‘); 7, 8, 9 : writeln (‘Третий квартал‘); 10, 11, 12 : writeln (‘Четвёртый квартал‘); end;

№46 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 116 Оператором может являться не только простой оператор, но также составной и пустой операторы. …………………………………… case CODE of 1 : for i := 1 to 5 do writeln (‘*******‘); 2 : begin {составной оператор} x:=sqr(y-1); writeln (x); end; 3 : {пустой оператор} end;

№47 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 117 Если оператор должен выполняться при нескольких значениях селектора следующих друг за другом, образуя некоторый промежуток, то это можно записать в более сжатой форме, используя диапазон. Например, var c: char; …………………….. case c of ‘0’..’9’ : write (‘Это цифра‘); ‘A’..’Z’: write (‘Это прописная буква‘); ……………………..

№48 слайд
Основы программирования на
Содержание слайда: 3 Основы программирования на языке Паскаль 118 Пример Написать программу преобразования цифр в слова. Program Number1; Var a, b, c : integer; Begin writeln(‘Введите цифру ‘); readln(a); if (a<0) or (a>9) then writeln (‘Это число не является цифрой‘) else case a of 0 : writeln (‘ноль‘); 1 : writeln (‘один‘); 2 : writeln (‘два‘); 3 : writeln (‘три‘); 4 : writeln (‘четыре‘); 5 : writeln (‘пять‘); 6 : writeln (‘шесть‘); 7 : writeln (‘семь‘); 8 : writeln (‘восемь‘); 9 : writeln (‘девять‘); end; readln; End.

№49 слайд
Вопросы?
Содержание слайда: Вопросы?

Скачать все slide презентации Основы программирования на языке Паскаль одним архивом: