Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
13 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
452.00 kB
Просмотров:
115
Скачиваний:
1
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд
Содержание слайда: Тема 7:
Психические свойства личности: способности
План.
Понятие о способностях
Виды способностей
Индивидуальные различия в способностях
Развитие способностей
№2 слайд
Содержание слайда: Литература
Абрамова Г.С. Общая психология. – М., 2004.
Введение в психологию (под ред. Петровского А.В.) - М, 1996.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
Годфруа Ж. Что такое психология, т.1. - М, 1992
Немов Р.С. Психология, т. 1 – М ., 1995.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов–на-Дону, 1997.
№3 слайд
Содержание слайда: Способности - индивидуально-психологические особенности, которые:
Отличают одного человека от другого
Имеют отношение к успешности выполнения деятельности или многих деятельностей
Не сводятся к тем знаниям, умениям и навыкам, которым уже выработаны у человека
Способности определяют, что может личность
Б.М. Теплов (1896-1965)
№4 слайд
Содержание слайда: Основные признаки наличия способностей
успешность выполнения деятельности
оригинальность продуктов и способов деятельности
динамика освоения знаний, умений и навыков, цена успеха
заинтересованность деятельностью
способность к переносу знаний, умений и навыков в новую область
помехоустойчивость
№5 слайд
Содержание слайда: Функции способностей:
Обеспечивают более быстрое и более качественное приобретение навыков и умений в какой-то одной деятельности или в нескольких деятельностях
Позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, обучаться и эффективно адаптироваться в новых, сложных условиях жизни, творчески осваивать новые виды деятельности
№6 слайд
Содержание слайда: Способности и деятельность
№7 слайд
Содержание слайда: Классификация (структура способностей)
По числу и характеру деятельностей, для которых способности необходимы:
общие , необходимы для любой деятельности(интеллект, креативность, обучаемость)
специальные , необходимы для выполнения одной конкретной деятельности (музыкальные, художественные, лингвистические…)
По составу, строению
элементарные (глазомер, музыкальный слух)
сложные (учебные, трудовые)
По значимости в деятельности
ведущая, имеющая главное значение в деятельности
вспомогательные, подчинённые
По уровню развития
репродуктивные (способности действовать по образцу)
творческие (способности создавать новое); связывают с дивергентным мышлением (в отличие от конвергентного мышления)
№8 слайд
Содержание слайда: Природа способностей
способности полностью биологически обусловлены и наследуются (Платон)
способности целиком определяются качеством воспитания и обучения (Гельвеций)
способности развиваются на основе задатков
№9 слайд
Содержание слайда: Задатки
Задатки - врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, развития первой и второй сигнальных систем.
Не гарантируют сами по себе развитие способностей.
Многозначны.
Сложные способности имеют несколько задатков (коммуникативные способности: высокая лабильность нервной системы, хороший слух и преобладание первой сигнальной системы)
Границы задатков шире, чем способности, которые могут развиться на их основе.
№10 слайд
Содержание слайда: Индивидуальные особенности способностей
На развитие способностей влияют типологические особенности человека.
Например,
сила нервных процессов +уравновешенность+подвижность→ коммуникативные и волевые качества, необходимые для становления организаторских способностей.
«Художественный» тип(правополушарный, с преобладанием первой сигнальной системы) → целостное восприятие, преобладание образного мышления и воображения, повышенная эмоциональность.
«Мыслительный тип» (левополушарный, с преобладанием второй сигнальной системы) → дробление перцептивного образа на отдельные части, абстрактное теоретическое мышление, рассудочные, интеллектуальные реакции на события
Эти различия влекут за собой склонности к различным видам деятельности и развитие разных способностей.
№11 слайд
Содержание слайда: Уровни развития способностей
Одарённость - общие способности, обеспечивающие относительную легкость в овладении знаниями в различных видах деятельности
Талант - высокий уровень развития специальных способностей
Гениальность: творческие задатки человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры; незаурядность в различных областях деятельности
Леонардо да Винчи
№12 слайд
Содержание слайда: Развитие способностей
Для развития способностей важно иметь склонность заниматься данной деятельностью. Склонность –предрасположенность к чему-либо. Е.А. Климов выделяет пять видов склонностей: природа, техника, человек, знак, художественные образы
Условия развития способностей:
сензитивные периоды – периоды высокой чувствительности к освоению тех или иных видов деятельности
комплексность (одновременное совершенствование дополняющих друг друга способностей)
компенсация (слабость одной способности может компенсироваться благодаря развитию другой)
творческий характер деятельности
оптимальный уровень трудности
мотивация
положительный эмоциональный настрой (преобладание успехов над неудачами)
№13 слайд
Содержание слайда: Неблагоприятные условия для развития способностей
нехватка соответствующих впечатлений, обедненная среда
неблагоприятные условия воспитания, частые психические травмы (энергия ребенка тратится на неконструктивные переживания)
неправильное обращение с мотивацией (излишнее принуждение может погасить активность ребенка и соответствующие способности)