Презентация Языкознание как комплексная гуманитарная дисциплина. Языкознание, или лингвистика онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Языкознание как комплексная гуманитарная дисциплина. Языкознание, или лингвистика абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 52 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Образование » Языкознание как комплексная гуманитарная дисциплина. Языкознание, или лингвистика
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:52 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:0.98 MB
- Просмотров:59
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК КОМПЛЕКСНАЯ](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img1.jpg)
Содержание слайда: ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК
КОМПЛЕКСНАЯ ГУМАНИТАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.).
№4 слайд
![Как всякая наука,](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img3.jpg)
Содержание слайда: Как всякая наука,
языковедение возникло в связи с практическими потребностями людей
Считается, что «зачатки» лингвистики появились с возникновением письменности - 2-3 тыс. лет до н.э. на Древнем Востоке. Первым практическим лингвистическим результатом были примитивные словари (Месопотамия), а теоретическим – грамматики санскрита (Индия, 5 в. до н.э.).
№5 слайд
![В Древней Греции язык](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img4.jpg)
Содержание слайда: В Древней Греции
язык рассматривался с теоретической точки зрения в тесной связи с логическим мышлением (Аристотель). Само же языковедение оформилось как наука в XVIII-XIX веках (Гумбольдт), что обусловлено ее огромной сложностью и недостатком знаний о языке – объекте этой науки.
№10 слайд
![Иван Александрович Бодуэн де](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img9.jpg)
Содержание слайда: Ива́н Алекса́ндрович
Бодуэ́н де Куртенэ́
совершил переворот в науке о языке: до него в лингвистике господствовало историческое направление — языки исследовались исключительно по письменным памятникам.
Он же в своих работах доказал, что сущность языка — в речевой деятельности, а значит, необходимо изучать живые языки и диалекты. Только так можно понять механизм функционирования языка и проверить правильность лингвистических теорий.
№12 слайд
![Работая в экспедициях,](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img11.jpg)
Содержание слайда: Работая в экспедициях, исследовавших славянские языки и диалекты, он фиксировал их фонетические особенности
Его открытия в области сопоставительного (типологического) анализа славянских языков предвосхитили появление идей, которые позднее нашли своё отражение в работах выдающегося типолога-слависта Р. О. Якобсона. Эти исследования позволили Бодуэну де Куртенэ (с учётом идей рано умершего младшего коллеги, талантливого Н. В. Крушевского) создать теорию фонем и фонетических чередований.
Теория изложена в его «Опыте фонетических чередований» (1895). Её логическим продолжением явилась созданная учёным теория письма. Таким образом, Иван Александрович выступил основоположником фонологии.
№13 слайд
![Иван Александрович Бодуэн де](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img12.jpg)
Содержание слайда: Ива́н Алекса́ндрович
Бодуэ́н де Куртенэ́
первым начал применять в лингвистике математические модели. Доказал, что на развитие языков можно воздействовать, а не только пассивно фиксировать все происходящие в них изменения. На основе его работ возникло новое направление — экспериментальная фонетика.
№14 слайд
![Иван Александрович подготовил](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img13.jpg)
Содержание слайда: Иван Александрович подготовил третью и четвёртую редакции словаря В. И. Даля
Он уточнил этимологию, исправил разделение на гнёзда (у Даля часто произвольное), а также пополнил его новыми словами, в том числе внеся отсутствовавшую у Даля вульгарно-бранную лексику. За свои дополнения был подвергнут жёсткой критике: в советское время «Бодуэновский словарь Даля» не переиздавался. Переиздания советского времени опираются на оригинальный текст второго издания словаря Даля; версия Ивана Александровича обычно считается самостоятельным словарём.
№15 слайд
![Бодуэн де Куртенэ активно](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img14.jpg)
Содержание слайда: Бодуэн де Куртенэ
активно интересовался искусственными языками, неоднократно выступал сторонником эсперанто.
В октябре 1907 года он участвовал вместе с Отто Есперсеном (датский лингвист) и другими учёными в международной делегации для принятия международного вспомогательного языка в качестве её вице-председателя.
Был лично знаком с Лазарем Марковичем Заменгофом, основателем эсперанто (1887 г.), но эсперантистом себя не считал.
№16 слайд
![Награды Орден Святого](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img15.jpg)
Содержание слайда: Награды
Орден Святого Станислава 3-й степени;
Орден Святой Анны 3-й степени;
Орден Святого Станислава 2-й степени (1879);
Орден Святой Анны 2-й степени (1884);
Орден Святого Владимира 4-й степени (1903);
Медаль «В память царствования императора Александра III»;
Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых».
№17 слайд
![Работая в Казани в гг.,](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img16.jpg)
Содержание слайда: Работая в Казани в 1874—1883 гг., учёный основал Казанскую лингвистическую школу
В рамках школы расцвёл талант крупнейшего учёного В. А. Богородицкого, под его непосредственным влиянием проходило становление замечательных русских лингвистов XX века Л. В. Щербы и Е. Д. Поливанова.
№20 слайд
![Сергей Иванович Ожегов ученик](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img19.jpg)
Содержание слайда: Сергей Иванович Ожегов – ученик Л.В. Щербы
В год 90-летия со дня рождения учёного (1990) вместе с Наталией Юльевной Шведовой президиумом АН СССР был избран лауреатом премии имени А. С. Пушкина за работу «Словарь русского языка»
Основатель и первый заведующий сектором культуры речи Института русского языка АН СССР (с 1952 года)
№22 слайд
![Евгений Дмитриевич Поливанов](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img21.jpg)
Содержание слайда: Евге́ний Дми́триевич Полива́нов
Один из основоположников советской социолингвистики и исторической фонологии, автор множества работ по языкам Востока (в частности, создатель используемой ныне русской транскрипции для японского языка) и Средней Азии, разработчик методик обучения русскому языку нерусских, участник языкового строительства.
Автор «системы Поливанова» — кириллической транскрипции для японского языка, разработчик оригинальной теории языковой эволюции.
№23 слайд
![Евгений Дмитриевич впервые](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img22.jpg)
Содержание слайда: Евгений Дмитриевич
впервые поставил вопрос о фразеологии как самостоятельной лингвистической дисциплине. В 1928 году он высказал мысль о том, что фразеология займет «обособленную и устойчивую позицию… в лингвистической литературе будущего».
Поливанов изучал фольклор; в частности, он был одним из первых крупных исследователей киргизского эпоса «Манас». В 1930-е годы многие главы эпоса были впервые переведены на русский именно им.
№25 слайд
![Общее языкознание этот раздел](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img24.jpg)
Содержание слайда: Общее языкознание – этот раздел изучает присущие всем языкам общие свойства.
- Общее языкознание – это наука о языке, его происхождении, свойствах, функциях, а также общих законах строения и развития всех знаков мира.
Общее языкознание исследует универсальные свойства языка, прежде всего, наиболее общие закономерности его структурно-системной и знаковой организации, семантики и синтаксиса, фонетики.
№26 слайд
![Общее языкознание как раздел](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img25.jpg)
Содержание слайда: Общее языкознание как раздел науки о языке имеет своей целью:
1) определить природу языка, его сущность;
2) установить основные аспекты науки о языке и ярусы языка, а также науки, их изучающие, — морфологию, лексикологию и т.п.;
3) дать систематику языков, создать классификацию языков;
4) разработать методику лингвистического анализа, систематизировать и усовершенствовать методы, приёмы и методики языкознания.
№27 слайд
![Общее языкознание, или общая](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img26.jpg)
Содержание слайда: Общее языкознание, или общая лингвистика, состоит из трёх основных разделов:
внешней лингвистики (она изучает язык как общественное явление, его социальные и мыслительные функции; поэтому её называют также социальной лингвистикой, функциональной лингвистикой),
внутренней лингвистики (изучает систему языка, её единицы и категории, её уровни (ярусы) и их структуру. Единицы языка, их отношение друг к другу в системе языка, их языковая форма и языковое содержание).
сравнительного языкознания (компаративистики).
№28 слайд
![Частное языкознание имеет](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img27.jpg)
Содержание слайда: Частное языкознание имеет несколько подразделов:
1. Изучение свойств, которые характерны для языка какого-то народа отдельного народа.
2. Изучение языковых свойств целой языковой группы (русистика; славистика, романистика, германистика, тюркология и т.д.).
3.Изучение языков группы народов, которые проживают на какой-то общей территории (при этом это могут быть как родственные языки, так и языки народов, принадлежащих к разным языковым группам): кавказоведение, балканистика.
№29 слайд
![Частное языкознание исследует](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img28.jpg)
Содержание слайда: Частное языкознание
исследует конкретные языки и их речевые проявления.
Национальные и исторические различия языков связаны главным образом с частными закономерностями фонетики, семантики и синтаксиса и с различной техникой оформления общих закономерностей последних, т.е. с фонологией, морфологией, лексикой и стилистикой в каждом отдельном языке или группе родственных языков.
№35 слайд
![Традиционно морфология и](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img34.jpg)
Содержание слайда: Традиционно морфология и синтаксис объединяются, составляя два относительно самостоятельных раздела, в более общую лингвистическую науку – грамматику (от греч. gramma – письменный знак) – раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
№39 слайд
![семасиология от греч. semasia](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img38.jpg)
Содержание слайда: семасиология (от греч. semasia – обозначение, logos – учение)
– наука, изучающая значения слов и словосочетаний. Семасиология исследует смысловую сторону языковой единицы, сопоставляя ее с другими единицами того же уровня. Она показывает, как в единицах языка (словах) отображается внеязыковая действительность.
№40 слайд
![фразеология от греч. phrasis](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img39.jpg)
Содержание слайда: фразеология (от греч. phrasis – выражение, logos – учение)
– наука, изучающая устойчивые обороты речи языка, природу фразеологизмов, их типы, особенности функционирования в речи. Фразеология выявляет специфику фразеологизмов, особенности их значения, отношений с другими единицами языка. Она разрабатывает принципы выделения и описания фразеологических единиц, исследует процессы их образования.
№42 слайд
![этимология от греч. etymon](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img41.jpg)
Содержание слайда: этимология (от греч. etymon – истина, logos – учение)
– наука, изучающая происхождение слов, процесс формирования словарного состава языка.
Этимология объясняет, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели возникло слово, каково было его первоначальное значение, какие исторические изменения оно претерпело.
№47 слайд
![Синхронию и диахронию нельзя](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img46.jpg)
Содержание слайда: Синхронию и диахронию нельзя разрывать, поскольку современное состояние языка является продуктом прошлого ее развития.
Глубинное знание языка возможно лишь при условии всестороннего ее изучения как в синхронии, так и в диахронии.
Следует помнить, что синхронию и диахронию нельзя отождествлять со статикой и динамикой. На любом синхронном срезе, то есть в любой момент, речь есть живая деятельность, она не является статической, а постоянно меняется.
№49 слайд
![Прикладное языкознание](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img48.jpg)
Содержание слайда: Прикладное языкознание – практическое использование лингвистики в различных отраслях деятельности человека.
Прикладная лингвистика – одно из важнейших направлений развития лингвистики теоретической. Она является приложением традиционных лингвистических задач на практике.
Прикладная лингвистика занимается разработкой методов решения практических задач, связанных с использованием языка.
№50 слайд
![Курс основных задач](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img49.jpg)
Содержание слайда: Курс основных задач прикладной лингвистики:
1. Переводы.
2. Обучение иностранному языку; методики обучения, лингводидактика.
3. Коммуникация с помощью технических средств.
4. Создание искусственных языков.
5. Информационный поиск.
6. Аннотирование и реферирование текстов.
7. Составление словарей (практическая лексикография).
8. Упорядочение, унификация и стандартизация научно-технической терминологии.
9. Организация библиографической информации.
10. Транскрибирование устной речи.
11. Эффективный типографический набор.
№51 слайд
![В связи с развитием](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img50.jpg)
Содержание слайда: В связи с развитием информационных технологий, прикладная лингвистика развивается по направлению автоматизации основных задач:
1. Машинный перевод, словари.
2. Компьютерная лингводидактика.
3. Компьютерная лингвистика (все приложения традиционной лингвистики в машинных средах).
4. Математическая лингвистика (разработка формальных моделей языков).
5. Автоматическая обработка естественных языков (распознавание и синтез речи, автоматизация информационных работ, автоматические системы информационного поиска).
6. Когнитивная лингвистика (частотный анализ текстов).
№52 слайд
![Комплексные научные](/documents_6/47181527062fa1cc1e247f2ce7fe78e3/img51.jpg)
Содержание слайда: Комплексные научные дисциплины
Социолингвистика изучает состояние языка и общества.
Прагмалингвистика изучает функционирование языка в различных ситуациях общения.
Психолингвистика – психологические механизмы порождения речи, гендерные аспекты изучения языка идр.
Паралингвистика – околоязыковые средства: жесты и мимика.
Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа.
Скачать все slide презентации Языкознание как комплексная гуманитарная дисциплина. Языкознание, или лингвистика одним архивом:
Похожие презентации
-
Языкознание как наука. Языкознание или лингвистика
-
Цивилизация как предмет гуманитарного знания
-
Как наладить отношения и дисциплину в школе?
-
Вместе весело шагать, или как собрать тестировщиков в своем городе
-
Кочергина Марина Викторовна Кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных дисциплин Брянского института управле
-
Стилистика как наука
-
Как монетизация мобильных приложений отличается от того, чему мы научились в вебе Андрей Дементьев COO, Fortumo
-
Есть сказка, которая называется "Принцесса или тигр?" В этой сказке один узник должен угадать, в какой из двух комнат находится прин
-
Создание отдела QA в Internet-компании Или как внедрить QA-процессы в креативной команде
-
Введение в Business Intelligence или как делать репорты красиво и быстро. Александр Иванов aivanovcodereign. net