Презентация Основные понятия по курсу «Социология» онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Основные понятия по курсу «Социология» абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 44 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Обществознание » Основные понятия по курсу «Социология»
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:44 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:227.50 kB
- Просмотров:114
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
Содержание слайда: Рассмотрим понятия в системе таких разделов, как:
Структура социологического знания. История социологии;
Методология и методы социологических исследований;
Общество как система;
4. Материальная и духовная культура
как факторы и критерии общественного развития;
Социальная структура и Социальная стратификация;
Проблемы социального поведения;
Социология групп;
Социология личности;
Социология общественного мнения;
Социальные движения и конфликты;
Социальные аспекты глобальных проблем.
№3 слайд
Содержание слайда: 1. Структура социологического знания. История социологии
1.1. Социология - наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем. Это наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, общностей, классов и народов.
№4 слайд
Содержание слайда: 1.2. Функции социологии:
1. Познавательная - связана с изучением закономерностей социального развития, тенденций изменения различных социальных явлений и процессов
2. практическая (прикладная) - определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений.
3. прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития социальных процессов в будущем.
4. идеологическая - связана с участием социологии в идеологической деятельности
5. гуманистическая – служит улучшению взаимопонимания между людьми, способствует совершенствованию общественных отношений.
№5 слайд
Содержание слайда: 1.3. Позитивизм (О.Конт «Курс позитивной философии) - рассмотрение всех социальных явлений как подчиненных неизменным естественным законам. (1.Социальные явления качественно те же, что и природные, 2. при изучении социальных явлений используются те же методы, что и в естественных науках 3. Задача социологии – выработка эмпирически обоснованных теоретических положений для прогнозирования социальных явлений.
№7 слайд
Содержание слайда: 1.5. Социологизм (термин Э.Дюркгейма) - основывается на теоретических положениях:
1. социальная реальность включена в общий универсальный природный порядок. Она столь же реальна, как и другие виды реальности - биологическая, экономическая, психологическая, и развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество – реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Общество у Дюркгейма доминирует над индивидами, создает его и является источником всех высших ценностей.
№8 слайд
Содержание слайда: 2. Методология и методы социологических исследований
2.1. Программа
социологического исследования - изложение теоретико-методологических предпосылок исследования в соответствии с его основными целями;
выдвижение гипотез исследования;
указание процедуры исследования;
указание логической последовательности операций для проверки гипотез.
№9 слайд
Содержание слайда: 2.2. Объект исследования - социальный процесс или область социальной действительности, содержащие конфликт или противоречие. Объектом может быть все, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию.
2.3. Предмет исследования - наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, особенности объекта, которые необходимо изучить.
№11 слайд
Содержание слайда: 2.7. Репрезентативность -свойство выборочной совокупности отражать основные, важные для исследования, характеристики генеральной совокупности. Это означает, что по выделенным параметрам (например, половозрастной, профессиональный и т.д.) исследуемая выборочная группа должна приближаться к соответствующим пропорциям в генеральной совокупности.
№12 слайд
Содержание слайда: 2.8. Квотная
выборка - отбор людей с конкретным набором параметров в соответствии с заданными пропорциями.
2.9. Случайная выборка - выборка, в которой каждый респондент с равной вероятностью отобран из генеральной совокупности.
2.10. Пилотажное исследование - экспериментальная проверка созданного инструмента исследования (например, анкеты) на соответствие методическим критериям на малой выборке.
№13 слайд
Содержание слайда: 3. Общество как система
3.1. Общество - большая совокупность людей, осуществляющих совместно социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.
3.2. Социальная система - совокупность социальных элементов, находящихся во взаимных связях и отношениях, образующих единое целое и способных изменять свою структуру при взаимодействии с внешними условиями.
№15 слайд
Содержание слайда: 3.4. Открытое общество - (введено К.Поппером) - демократическое, пронизанное духом критики, легко изменяющееся и приспосабливающееся к обстоятельствам внешней среды. Для него характерны рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм.
3.5. Закрытое общество - (введено К.Поппером) - догматически-авторитарное, застывшее на достигнутой стадии развития. Для него характерны магическое мышление, догматизм, и коллективизм.
№17 слайд
Содержание слайда: 3.8. Постиндустриальное общество -(разработана американским социологом Беллом) - определяющими являются теоретические знания с университетами как главными сферами его производства. Переход от индустриального общества к постиндустриальному определяется рядом факторов: товаропроизводящая экономика заменяется обслуживающей экономикой, классовое деление уступает место профессиональному, создается новая интеллектуальная технология, теоретические знания занимают центральное место в определении политики.
№19 слайд
Содержание слайда: 4. Материальная и духовная культура
как факторы и критерии общественного развития
4.1. Культура - специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования.
4.2. Элементы культуры - внутреннее строение культуры, которое может быть классифицировано по разным основаниям (язык, знания, ценностно-нормативная система, идеология)
№20 слайд
Содержание слайда: 4.3. Культурные универсалии - элементы культуры, встречающиеся во всех культурах независимо от их географического положения (например, танцы, обычай дарить подарки и т.д.).
4.4. Социализация - процесс и результат усвоения культуры индивидом, в ходе которого человек превращается в члена современного ему общества. Содержанием этого процесса является усвоение ценностей, норм, установок, формирование навыков социального поведения, усвоение социальных знаний и ролей.
№21 слайд
Содержание слайда: 4.5. Десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
4.6. Ресоциализация - обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения.
4.7. Агенты социализации - конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.
№23 слайд
Содержание слайда: 4.10. Субкультура -
(разновидность культуры) - система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, однако в какой-то степени отклоняется от нее (молодежная, сельская, профессиональная и т.д.).
4.11. Контркультура -
(разновидность культуры) - разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой (например, сатанисты, террористы и т.д.).
№24 слайд
Содержание слайда: 4.12. Аномия - (термин введен Э.Дюркгеймом) - это состояние не стабильности и дезорганизации в обществе, когда ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения, теряют свою значимость, меняются.
4.13. Массовая культура -
(форма культуры) - создается профессиональными авторами и распространяется с помощью СМИ. У нее самая широкая аудитория, поскольку она удовлетворяет многообразные потребности людей. (поп-культура – ее сленговый эквивалент)
№25 слайд
Содержание слайда: 4.14. Элитная культура -
(форма культуры) - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.
4.15. Народная культура -
(форма культуры) - создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (включает мифы, легенды, сказки, песни, танцы).
№26 слайд
Содержание слайда: 5. Социальная структура и
Социальная стратификация
5.1. Социальная структура - это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли).
№28 слайд
Содержание слайда: 5.3. Социальная мобильность - (введен П.Сорокиным) - движение людей или групп людей между различными социально-экономическими позициями.
5.4. Вертикальная мобильность - означает движение вверх (восходящая мобильность: рабочий → руководитель) или вниз (нисходящая: инженер → бомж) по социоэкономической лестнице.
№29 слайд
Содержание слайда: 5.5. Горизонтальная мобильность -перемещение человека внутри социальной группы с сохранением статуса, н-р, географическое перемещение людей или групп людей (миграция) между районами, городами и т.д.
5.6. Классы - большие группы людей, отличающиеся своей ролью в системе общественного производства и отношением к средствам производства.
№30 слайд
Содержание слайда: 5.7. Сословия - группы людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству(например, были в России до революции – дворяне, духовенство и т.д.)
5.8 Гендер - совокупность социальных и культурных характеристик поведения, ролей и норм, приписываемых мужскому и женскому полу в каждом конкретном обществе в определенное историческое время.
№31 слайд
Содержание слайда: 6. Проблемы социального поведения
6.1. Социальное поведение - внешняя, непосредственно наблюдаемая, форма проявления деятельности.
6.2. Деятельность - внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.
6.3. Социальное действие - (определение М.Вебера) - действие, ориентированное на других и имеющее осознанную мотивацию.
№32 слайд
Содержание слайда: 6.4. Идеальный тип (введен М.Вебером) - мыслительная конструкция, полученная посредством акцентирования некоторых черт рассматриваемого объекта. Объекты, представленные как ИТ, дают представление о действительности, очищенное от несущественных отклонений. Они сведены к тому, что строго необходимо для понимания логически определенного поведения. Вебер подчеркивал необходимость для исследователей оценивать, насколько реальность приближена или отдалена от этого идеального представления. Идеальный тип соответствует развитию действий, которые можно было бы ожидать, предположив, что человеческое поведение рационально.
№33 слайд
Содержание слайда: 6.5. Социальные нормы - Это предписания о том, как надо вести себя в обществе.
6.6. Социальный контроль - средство социальной регуляции поведения людей.
6.7. Девиантное поведение - отклонение поведения от общепринятых (писаных и неписаных) норм (например, алкоголизм), рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
6.8 Делинквентное поведение - нарушение формальных норм (нарушение законов).
№34 слайд
Содержание слайда: 7. Социология групп
7.1. Малая группа - немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества, через которую личности передаются от общества разнообразные влияния и осуществляется обратный процесс воздействия личности на общество (семья, учебная группа, трудовой коллектив, включающий в себя до 30-40 человек, спортивная команда и т.д.).
№35 слайд
Содержание слайда: 7.2. Референтная группа - любая реальная или условная малая группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит себе образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для подражания.
№36 слайд
Содержание слайда: 7.3. Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами родства-супружества и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.
№37 слайд
Содержание слайда: 7.4. Большие социальные группы - многотысячные группы людей, разбросанные на обширных пространствах, связи между которыми носят опосредованный характер. Это классовые, территориальные, национальные общности. Большие группы разделяют на организованные (трудовой коллектив фирмы) и неорганизованные (толпа).
№40 слайд
Содержание слайда: 9. Социология общественного мнения
9.1. Общественное мнение - совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью;специфическое состояние общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее отношение (скрытое или явное) различных групп людей к актуальным событиям и фактам социальной действительности (Грушин).
№41 слайд
Содержание слайда: 9.2. Субъект общественного мнения - кем создается общественное мнение (например, общностями и организациями).
9.3. Объект общественного мнения - на что направлено общественное мнение (например, актуальная тема). Объект общественного мнения всегда отличается дискуссионностью и общественным интересом.
№43 слайд
Содержание слайда: 10.2. Реалистичные конфликты - стимулированы намерением достичь некоторую цель. Они могут быть заменены на какой-либо другой тип взаимодействия, если конфликт будет расценен как неадекватное средство получения желаемого результата.
10.3. Не реалистичные конфликты - порождены необходимостью снять напряжение, по крайней мере, одной из сторон.
№44 слайд
Содержание слайда: 11. Социальные аспекты глобальных проблем
11.1. Глобализация (был поставлен в центр концептуальных построений в 1981 г. американским социологом Маклином) - Процесс, который создает транснациональные социальные связи и пространства, обесценивает локальные культуры и способствует возникновению третьих культур. В ходе Г. стираются географические границы социальных и культурных систем, и население все более осознает исчезновение этих границ.
Скачать все slide презентации Основные понятия по курсу «Социология» одним архивом:
-
Скачать презентацию Основные понятия по курсу "Социология"
-
Понятие об основных группах СПП 1. Запишите предложения и определите в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
-
Воинская обязанность. Воинская обязанность. Основные понятия о воинской обязанности.
-
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения Основные понятия: Значение профилактики пожаров. Осно
-
Основные понятия права вооруженных конфликтов. Правила поведения комбатанта
-
Тема 1. Введение в оценку недвижимости Основные понятия и принципы оценки
-
Региональная политика: основные понятия, цели, задачи. Урок 2 ОРР МКОУ СОШ 13 Якименко Д. Ю. Чунояр 2012
-
Урок 2. Основные понятия процесса управления Чтоб водить корабли, Чтобы в небо взлететь, Надо многое знать, Надо много уметь…
-
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
-
Раздел I. Холодное водоснабжение зданий Тема 1. 1. Основные понятия о наружном водоснабжении