Презентация Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «три дерева» онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «три дерева» абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 17 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «три дерева»
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:17 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:540.98 kB
- Просмотров:117
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
Содержание слайда: История
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «три дерева».
В рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz.
Немецкий психотерапевт Эдда Клессманн разработала тест «три дерева» в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы).
В последние годы нами ведется работа по адаптации и развитию в России методики «три дерева» в диагностической и психокоррекционной работе с детьми и подростками.
№4 слайд
Содержание слайда: Важно!
В тесте «три дерева» изначально не ставится задача сравнивать деревья с членами семьи, как это практикуется в других аналогичных тестах, где ребенку, например, дается задание сравнить каждого члена семьи с каким-то животным.
Э. Клессманн рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три каких-либо дерева, и лишь затем сравнить их членами семьи ребенка.
№5 слайд
Содержание слайда: Почему в методике предлагается нарисовать именно три дерева?
R.J. Corboz пишет, что это скорее не теоретические вывод, а наблюдение из практического опыта.
Для праздника День матери дети должны были нарисовать деревья. Большинство детей рисовало три дерева, которые ярко характеризовали отношения ребенка с родителями.
Тем самым дети интуитивно отражали особенности внутрисемейных взаимоотношений.
№6 слайд
Содержание слайда: Пример в психологической практике:
Сравнивая деревья с членами семьи, дети обычно выбирают себя и родителей.
Но иногда это может быть брат, сестра, бабушка, дедушка или любой другой человек, например, сосед (рис. 2). В этом случае в последующей беседе важно расспросить ребенка, почему он выбрал именно этих «членов семьи», а других вытеснил.
№9 слайд
Содержание слайда: Инструкция по проведению теста
«три дерева»
В ходе предварительной беседе ребенка расспрашивают о составе его семьи, как кого зовут, сколько кому лет, кем работают или где учатся члены семьи, какая квартира и кто в какой комнате живет.
После этого психолог просит ребенка нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, «любые три дерева».
Пока ребенок рисует, психолог, если это необходимо, может побеседовать в соседнем помещении с родителями наедине.
№10 слайд
Содержание слайда: интерпретация основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.
Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний.
Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.
№11 слайд
Содержание слайда: Характеристики
Символообразование формируется по принципу сгущения.
Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время.
Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений.
Именно поэтому при анализе символик и цвета мы попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические выводы
№12 слайд
Содержание слайда: Последовательность действий
После того, как ребенок назвал и подписал деревья, его просят выбрать дерево, которое ему «больше всего нравится». Психолог просит у ребенка разрешение подписать на его рисунке, что выбранное им дерево ему больше всего нравится. Тем самым подчеркивается, что рисунок - это интимное пространство самого ребенка, и психолог относится к нему с уважением.
Затем ребенок отвечает на следующие вопросы психолога:
- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?
Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы.
№13 слайд
Содержание слайда: Последующие задание
В качестве следующего задания психолог предлагает ребенку представить себя садовником или садовницей.
Дети должны ответить на вопрос: «Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?»
В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить.
Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: «А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.»
Психолог с разрешения ребенка записывает под каждым деревом все, что ему нужно.
№14 слайд
Содержание слайда: В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой…
Э. Клессманн предлагает ребенку представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие‑то отношения.
В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов».
Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером (1919-1996).
Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов – «картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.
Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.
№15 слайд
Содержание слайда: Рефлексия
Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления.
После этого ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом специальную тему - стандартный мотив.
Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту.
Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.
Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле образного пространства и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации.
№16 слайд
Содержание слайда: Заключение
Учитывая множественность детерминации, многозначность, многоплановость и амбивалентность символа, мы не можем делать однозначных выводов на основании лишь одного только конкретного рисунка.
Интерпретация допускается только на уровне гипотезы, степень вероятности которой в последующем либо будет повышаться, либо понижаться - в ходе интерпретации других рисунков, сновидений, а также анализа истории жизни и актуальной личностной ситуации человека.
Как правило, проблема или внутренний конфликт личности отражаются в разных формах почти в каждом его рисунке.
Это позволяет специалисту-психологу сделать достаточно точные и объективные диагностические выводы на основании совокупности всех имеющихся материалов.
№17 слайд
Содержание слайда: Литература:
Куттер, П.: Современный психоанализ. СПб, 1997
Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос” 1996
Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, 3, 4
Лосева В.К.: Рисуем семью: диагностика семейных отношений. - М.: М.А.П.О., 1995
Обухов Я.Л.: Символдрама : Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997
Обухов Я.Л.: Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний, “Школа здоровья”, 1997, 3, с. 43-61
Скачать все slide презентации Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «три дерева» одним архивом:
-
Проективная методика «Три дерева»
-
Сравнительное исследование депрессивных состояний у мужчин и женщин при помощи методики «Шкалы депрессии» А. Бека
-
Сестринская помощь детям при заболеваниях органов пищеварения
-
Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Сестринская помощь в хирургии. Кровотечение и гемостаз
-
Сестринская помощь при анемиях и лейкозах
-
Сестринская помощь при пиелонефритах,гломерулонефритах, ХПН. Тема 4. 8
-
Сестринская помощь при хронической сердечной недостаточности. Тема 4. 3
-
Сестринская помощь при артериальной гипертонии. Тема 4. 2
-
Алгоритм диагностики и оказания скорой помощи при кровотечениях
-
Алгоритм диагностики и оказания скорой помощи при синдроме острого живота