Презентация История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 16 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:16 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:1.24 MB
- Просмотров:71
- Скачиваний:2
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
![-е гг. В старших классах](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img2.jpg)
Содержание слайда: 1960-е гг.
В старших классах возросло количество консультантов и соответственно увеличилось количество уроков психологии.
Большинство преподавателей психологии получили образование в области педагогики или социальных наук.
Цели:
помочь учащимся понять себя и свои личные проблемы;
развить понимание социальных проблем и повысить способность жить в гармонии с другими;
обеспечить обучение элементарным принципам психологии
Психология рассматривалась как часть блока социальных наук и очень редко как естественнонаучная дисциплина.
Психология преподавалась под разными названиями, такими как «Личностное приспособление», «Детское развитие», «Человеческие отношения».
В процессе преподавания гораздо чаще использовались статьи из популярных журналов, чем из научных.
1960-е гг. могут быть названы эпохой психологии, популярность курсов психологии постоянно возрастала
№4 слайд
![-е гг. Американская](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img3.jpg)
Содержание слайда: 1970-е гг.
Американская психологическая ассоциация (АПА) стала уделять большое внимание обеспечению старшей школы учебными материалами и заботе о квалификации учителей психологии
АПА как сообщество психологов несколько раз в течение XX в. обращалась к анализу проблем преподавания психологии в школе и способствовала прогрессу в этой области.
№5 слайд
![-е гг. г. - психология была](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img4.jpg)
Содержание слайда: 1990-е гг.
1992 г. - психология была включена в число предметов, по которым для школьников проводились университетские курсы
эта программа, осуществляемая Советом колледжей, предусматривала разработку отдельных вузовских курсов (на уровне колледжа) для преподавания в старшей школе
в рамках этой программы проводились национальные экзамены, которые позволяли учащимся старших классов пройти отдельные курсы колледжа еще во время обучения в школе
№7 слайд
![-е гг. Согласно постановлению](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img6.jpg)
Содержание слайда: 1940 – 1950-е гг.
Согласно постановлению ЦК ВКП(б) «О преподавании логики и психологии в средней школе» (1946), преподавание этих предметов вводилось во всех средних школах Советского Союза.
1947/48 уч.гг. - преподавание психологии было введено в 598 средних школах Москвы, Ленинграда и многих других крупных городов Советского Союза.
Первый год преподавание психологии велось в 10-х классах, а на весь курс отводилось всего 33 учебных часа. Практика показала, что этого количества часов явно недостаточно для действительного усвоения знаний по психологии.
1948/ 49 уч. году - преподавание психологии было переведено в 9-е классы, а количество часов увеличено до 66.
1949/50 уч.году - преподавание психологии было введено во всех городских средних школах,
1950/51 уч. году — преподавание психологии было введено во всех сельских средних школах
№8 слайд
![Подготовка кадров Введение](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img7.jpg)
Содержание слайда: Подготовка кадров
Введение психологии в учебные планы всех средних школ Советского Союза потребовало быстрой подготовки необходимых педагогических кадров.
Вначале подготовка шла путем привлечения на краткосрочные курсы более опытных учителей, в основном литературы, истории и биологии. На этих курсах преподавались психология, философия, методика преподавания психологии, физиология нервной системы и органов чувств. Такая подготовка считалась недостаточной.
Поэтому в Ленинграде и Москве начали проводиться семинары для учителей психологии, на которых подробно разбиралась каждая тема курса, а так же давались консультации по разнообразным вопросам содержания и методики преподавания курса.
При институтах усовершенствования учителей для преподавателей психологии были созданы курсы повышения квалификации.
В дальнейшем при некоторых факультетах педагогических вузов были созданы отделения психологии и логики. Студент, оканчивавший вуз, например, по специальности «русский язык», получал также дополнительную квалификацию учителя психологии и логики (Самарин, 1950, с. 175).
№9 слайд
![Интересный факт Теплов Борис](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img8.jpg)
Содержание слайда: Интересный факт
Теплов Борис Михайлович
(1896-1965)
Советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии, занимался проблемой способностей. Результаты его работ в этой области составляют классическую часть учебников по обшей психологии, посвященных индивидуальным различиям.
Автор учебника для средней школы, который использовался в 50-х гг. XX в.
№10 слайд
![Новый предмет преподавался в](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img9.jpg)
Содержание слайда: Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.
Новый предмет преподавался в течение 12 лет, с интересом воспринимался учащимися и оказывал положительное влияние на формирование личности школьников.
В 1958 г. Верховный Совет СССР издает закон о развитии образования.
Период обязательного образования был расширен с 7 до 8 лет.
Еще один год обучения — 9-й класс — был добавлен к старшим классам.
Школам было дано распоряжение установить тесные связи с промышленными предприятиями и готовить выпускников к практической деятельности.
Школьные учебные планы были пересмотрены для того, чтобы соответствовать требованиям современной науки и технологии.
Психология как обязательный предмет была вновь исключена из учебных планов школ.
№11 слайд
![-е гг. В г. школы вернулись к](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img10.jpg)
Содержание слайда: 1960-е гг.
В 1966 г. школы вернулись к системе десятилетнего образования, «тесные связи» с промышленностью были потеряны. Стало ясно, что ни школы, ни промышленность не готовы к предлагаемому союзу.
После исключения психологии как обязательного предмета некоторые школы использовали для преподавания психологии факультативные часы.
Например, с 1965/66 учебного года Министерство просвещения Эстонии рекомендовало использовать в 10-11-х классах по одному факультативному часу для преподавания психологии и педагогики.
Эти занятия посещали в различные годы от 53 до 72% старшеклассников.
В течение нескольких лет психология и педагогика стояли на первых местах среди предметов, изучаемых факультативно (Кала и Раудик, 1986).
№12 слайд
![- гг. активная разработка](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img11.jpg)
Содержание слайда: 1960-1980 гг. – активная разработка развивающих программ
Начиная с 60-х гг. во многих странах появляются новые тенденции в преподавании психологии.
Во-первых, появляются спецкурсы, которые чаще всего носят название «Социальные и личностные умения».
Во-вторых, разрабатываются психологические развивающие программы, объединенные общей идеей личностного роста (Попова, 2000, с. 34).
Параллельно с разнообразными развивающими программами в обучении сохраняются и традиционные уроки психологии, предназначенные для старшеклассников.
Развивающий аспект преподавания психологии с 60-х гг. XX в. становится все более актуальным при разработке учебных программ по психологии для средней школы.
В 70-х гг. разработкой программ по психологии для школ начинают заниматься многие исследователи.
К концу 80-х гг. имелось уже около 200 разнообразных программ по преподаванию психологии в школе (Попова, 2000, с. 34).
№13 слайд
![Пасторальная программа](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img12.jpg)
Содержание слайда: Пасторальная программа
активно разрабатывается группой оксфордских исследователей в конце 70-х гг. в духе идей гуманистической психологии
считается перспективной, поскольку ее методологическим основанием является «стремление усилить гуманистическую, общечеловеческую направленность школьного воспитания...» (Попова, 2000, с. 35).
рассчитана на 5 лет обучения в средней и старшей школе и предполагает также работу с учителями
направлена на внедрение психологических знаний в процесс обучения в общеобразовательной школе, содержит систему конкретных психологических знаний (т. е. содержание предмета), основные методы, средства и формы, а также концептуальные идеи.
не является программой обучения в традиционном смысле, предполагающей наличие определенного понятийного содержания и строгого следования процедуре вопросов — ответов на уроках.
Одна из центральных идей программы - мышление и сознание «формируются и переформировываются под влиянием опыта», что позволяет рассматривать «учение» как процесс творения знаний через опыт (Минаев, Попова, 1999; Попова, 2000, с. 37).
№14 слайд
![Авторская программа обучения](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img13.jpg)
Содержание слайда: Авторская программа обучения психологии Кэрол Оллред
разрабатывалась в течение 20 лет и к концу 80-х гг. завоевала признание более чем в 1000 школ США и Канады
предназначалась для детей от 5-6 до 11-12 лет, обучающихся в средней школе
учебный курс включает
«основы психологических знаний о себе и окружающих,
развивает навыки психической и физической саморегуляции ребенка,
формирует у него психологически грамотные представления о путях преодоления трудностей межличностного общения в семье, со сверстниками и взрослыми,
знакомит ребенка с богатством внутренних состояний и переживаний человека,
открывает ему доступ к рациональному использованию своих эмоциональных и интеллектуальных возможностей,
образует своего рода уникальный учебник психического здоровья для детей»
(цит. по: Попова, 2000, с. 45).
№15 слайд
![Выводы В истории преподавания](/documents_6/98626226f6ca4cfe9810620a5e1dfbc7/img14.jpg)
Содержание слайда: Выводы
В истории преподавания психологии в средних учебных заведениях было несколько периодов, когда психология включалась в учебный план в качестве обязательного предмета
Дефицит соответствующего учебно-методического обеспечения и преподавательских кадров, а также и изменение целей среднего образования были причинами прекращения ее преподавания
Скачать все slide презентации История преподавания психологии в средней школе. Вторая половина XX века одним архивом:
Похожие презентации
-
Преподавание психологии в XVIII-XIX веках. Преподавание психологии в первой половине XX века
-
История преподавания психологии в высшей школе. Методы обучения психологии
-
Преподавание психологии в высшей школе и системе дополнительного образования
-
Психологическая готовность детей к обучению в школе
-
Психологическое консультирование женщины среднего возраста по проблеме эмоционального выгорания в семье
-
Психологическая неуравновешенность человека
-
История исследования проблематики психологии способностей
-
Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека
-
История становления психологии, как самостоятельной науки. Методы психологии
-
Вторая половинка