Презентация Клиническая психология онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Клиническая психология абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 31 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Клиническая психология



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    31 слайд
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    247.50 kB
  • Просмотров:
    93
  • Скачиваний:
    1
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Кафедра клинической
Содержание слайда: Кафедра клинической психологии и психотерапии с курсом ПО Тема: Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия Лекция №6 для студентов 2 курса, обучающихся по специальности 37.05.01 Клиническая психология Кандидат психологических наук, доцент Попенко Н.В. Красноярск 2017

№2 слайд
План лекции Актуальность
Содержание слайда: План лекции: Актуальность Основные положения межполушарной асимметрии мозга Современные направления в нейропсихологии Симптом дископии-дизграфии Вывод

№3 слайд
Межполушарная асимметрия
Содержание слайда: Межполушарная асимметрия представляет собой одну из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных. Несмотря на сравнительно длительную историю изучения данной проблемы (ее начало можно отнести к 1861 году, когда П.Брока открыл «центр» речевой моторики в левом полушарии головного мозга) и огромное количество современных публикаций по различным ее аспектам (биологическим, морфологическим, физиологическим, экспериментально-психологическим, клиническим, лингвистическим и др.), сколько-нибудь законченной теории, объясняющей функциональную асимметрию больших полушарий и учитывающей действие как генетических, так и социокультурных факторов в ее формировании, пока не существует.

№4 слайд
В настоящее время получено
Содержание слайда: В настоящее время получено множество фактов о неравнозначности левого и правого полушарий головного мозга по различным показателям. Это анатомические, физиологические данные, и материалы наблюдений за больными, имеющими сходные поражения левого и правого полушарий.

№5 слайд
При оценке размеров и
Содержание слайда: При оценке размеров и площадей полей новой коры левого и правого полушарий установлено: общая площадь нижней лобной извилины (45-е поле) у правшей слева больше, чем справа. В нижнетеменных областях коры (39-е и 40-е поля) слева увеличены размеры коры в глубине борозд. Островковая область слева больше, чем справа. У правшей при очень высокой вариабельности борозд и извилин в левом и правом полушариях задняя оперкулярная зона (или зона Вернике) в височной области в левом полушарии на одну треть больше, чем в правом. Отмечается морфологическая асимметрия сосудов средней мозговой артерии в левом и правом полушариях.

№6 слайд
Анатомическая асимметрия коры
Содержание слайда: Анатомическая асимметрия коры мозга человека: А – Сильвиева борозда, которая определяет верхнюю границу височной доли (1), поднимается более круто в правом полушарии по сравнению с левым; 2 – височная область; Б – верхняя часть височной доли (1) обычно значительно больше в левом полушарии по сравнению с правым. Эта область в левом полушарии составляет часть зоны Вернике (2), играющей важную роль в мозговой организации речевых процессов

№7 слайд
Изучение структуры полей коры
Содержание слайда: Изучение структуры полей коры у человека на нейронном уровне выявило латеральные различия. Размеры нейронов III-го и IV-гo слоев в 44-м и 45-м полях в левом полушарии больше, чем в правом; размеры гигантских пирамидных клеток Беца в V слое 4-го моторного поля в левом полушарии также превышают размеры этих нейронов в правом полушарии.

№8 слайд
Морфологическое различие в
Содержание слайда: Морфологическое различие в организации левого и правого таламуса, а также левого и правого хвостатого ядра. Особенно четкая асимметрия строения наблюдается в ядрах таламуса, связанных с речевыми функциями (например, заднем латеральном ядре, которое имеет проекции к задней височно-теменной и к нижнетеменной коре). Таким образом, различия между полушариями существуют и являются структурной основой функциональных различий.

№9 слайд
При переходе от невербальных
Содержание слайда: При переходе от невербальных заданий к вербальным происходит уменьшение правополушарного доминирования реакции активации или смена правополушарного доминирования на левополушарное. Важное место в физиологических исследованиях проблемы функциональной асимметрии полушарий занимает метод регистрации вызванных потенциалов (ВП).

№10 слайд
Клинические наблюдения за
Содержание слайда: Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левого и правого полушарий мозга дают богатый фактический материал о функциональной неравноценности полушарий. К ним относятся данные о появлении речевых нарушений (афазий) при поражении левого полушария (преимущественно у правшей), факты о ведущей роли левого полушария в осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций.

№11 слайд
Специальному анализу
Содержание слайда: Специальному анализу подвергались клинические материалы о связи между доминантностью полушария по речи и ведущей рукой. Не во всех случаях эти функции совпадают и возникновение афазии при поражении левого полушария наблюдается не только у правшей, но и у некоторых левшей и амбидекстров.

№12 слайд
Клинические наблюдения
Содержание слайда: Клинические наблюдения специфики нарушений психических функций при локальных поражениях левого и правого полушарий в последние годы подкрепляются и специальными исследованиями с использованием хирургических методов, направленных на «расщепление мозга».

№13 слайд
Развитие теории межполушарной
Содержание слайда: Развитие теории межполушарной асимметрии мозга происходило в несколько этапов. На первом этапе ученые считали, что левое полушарие является полностью доминантным по отношению к речи, мануальным функциям, а также другим высшим психическим процессам. Правому полушарию отводилась второстепенная, подчиненная роль в реализации всех психических процессов. Концепция левополушарной доминантности была основана на положении об абсолютной противоположности функций левого и правого полушарий мозга; при этом сама доминантность понималась как исключительная роль левого полушария в обеспечении речи и других высших психических функций, связанных с ней.

№14 слайд
На смену концепции абсолютной
Содержание слайда: На смену концепции абсолютной доминантности левого полушария пришли представления об относительной доминантности левого полушария (у правшей) по отношению к речевым функциям и опосредованным речью психическим процессам и относительной доминантности правого полушария в реализации невербальных гностических функций.

№15 слайд
Основные положения
Содержание слайда: Основные положения межполушарной асимметрии мозга: Межполушарная асимметрия головного мозга, понимаемая как различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушарий в осуществлении психических функций, имеет не глобальный, а парциальный характер.

№16 слайд
К моторной асимметрии
Содержание слайда: К моторной асимметрии относятся ручная (мануальная), ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная; другие виды моторных асимметрий и их связь с ручной асимметрией изучены пока недостаточно. К сенсорным формам асимметрии относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. К «психическим» – асимметрия мозговой организации речевых и других высших психических функций (перцептивных, мнестических, интеллектуальных).

№17 слайд
. Каждая конкретная форма
Содержание слайда: 2. Каждая конкретная форма межполушарной асимметрии характеризуется определенной степенью, мерой. Учитывая количественные показатели, можно говорить о сильной или слабой асимметрии (моторной или сенсорной). Для точной характеристики степени выраженности той или иной асимметрии пользуются такими показателями, как коэффициент асимметрии. Поэтому парциальные характеристики асимметрии должны быть дополнены количественными данными.

№18 слайд
. Межполушарная асимметрия
Содержание слайда: 3. Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека – продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях, основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходит усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. Таким образом, существует возрастной фактор, определяющий характер межполушарной асимметрии мозга.

№19 слайд
В современной нейропсихологии
Содержание слайда: В современной нейропсихологии -два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга. Первое направление – это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга. Сопоставление конкретных форм нарушений высших психических функций при левосторонних и правосторонних патологических очагах позволяет выявить нейропсихологические симптомы, характерные для поражения только левого или только правого полушария.

№20 слайд
реализуется преимущественно
Содержание слайда: реализуется преимущественно структурами левого полушария: - отсроченное воспроизведение запоминаемого материала - произвольный уровень управления психическими функциями Правое полушарие: - непроизвольный, автоматизированный - непосредственного воспроизведения

№21 слайд
Вторым направлением изучения
Содержание слайда: Вторым направлением изучения проблемы межполушарной асимметрии мозга является сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий.

№22 слайд
Второй, не менее важный, но
Содержание слайда: Второй, не менее важный, но менее изученный аспект этой проблемы связан с изучением процессов межполушарного взаимодействия как основы осуществления разных и прежде всего высших психических функций. Взаимодействие полушарий головного мозга обеспечивается комиссурными (спаечными) нервными волокнами.

№23 слайд
Левое и правое полушария
Содержание слайда: Левое и правое полушария объединяются тремя комиссурами, из которых самая большая – мозолистое тело. Операция по перерезке комиссур (главным образом – мозолистого тела) была разработана американскими нейрохирургами с целью хирургического лечения эпилепсии. Модель «расщепленного мозга» открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования.

№24 слайд
После операций на мозолистом
Содержание слайда: После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, личности и общего интеллекта больного. Однако при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций. К ним относятся сенсорные, речевые, двигательные и конструктивно-пространственные феномены, которые не встречаются ни при какой либо другой патологии мозга. Эти данные послужили основанием для выделения специального синдрома «расщепленного мозга».

№25 слайд
Сенсорные феномены состоят в
Содержание слайда: Сенсорные феномены состоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т.е. проецируемые в правое полушарие) больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать. Однако вспышка света в левом поле зрения ими замечается, т.е. передача зрительной информации через зрительную хиазму сохранна. Тот же эффект наблюдается и при ощупывании предметов левой рукой. Этот феномен получил название аномия. Аномия не имеет ничего общего с амнестической афазией, так как те же объекты, «воспринимаемые» левым полушарием мозга (т.е. подаваемые в правое поле зрения или на правую руку), опознаются и называются правильно. Таким образом, аномия – это невозможность называния предметов, «воспринимаемых» правым полушарием (т.е. предъявленных в левую половину поля зрения или на левую руку) у правшей.

№26 слайд
Речевые феномены проявляются
Содержание слайда: Речевые феномены проявляются и в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения (т.е. в правое полушарие) или написать его. Те же слова, предъявленные в правое поле зрения (в левое полушарие) больной может прочесть и написать правильно. Двигательные феномены весьма демонстративны. Они выражаются в нарушении реципрокных (совместных) движений рук или ног, совершаемых по разным программам (печатание на машинке, езда на велосипеде и др.).

№27 слайд
Симптом дископии дизграфии.
Содержание слайда: Симптом дископии–дизграфии. До операции больной мог писать и рисовать обеими руками (правой – лучше, и левой – хуже), то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой – только писать. Это относится и к самостоятельному письму или рисунку, и к копированию рисунка по образцу

№28 слайд
Содержание слайда:

№29 слайд
Вывод В настоящее время
Содержание слайда: Вывод: В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга по отношению к вербальным и невербальным функциям изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, т.е. как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию.

№30 слайд
Литература . Нейропсихология
Содержание слайда: Литература 1. Нейропсихология [Электронный ресурс] : учебник. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=21728 Е. Д. Хомская СПб. : Питер, 2014. 2. Нейропсихология : учебник Е. Д. Хомская СПб. : Питер, 2012. Дополнительная 1. Нейропсихолог в реабилитации и образовании [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/view/book/69919/ ред. М. С. Дименштейн М. : Теревинф, 2015. 2. Нейропсихология детского возраста [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Режим доступа: http://ibooks.ru/reading.php?productid=26278 Ю. В. Микадзе СПб. : Питер, 2013. 3. Нейропсихология детского возраста : учеб. пособие Ю. В. Микадзе СПб. : Питер, 2013.

№31 слайд
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Содержание слайда: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Скачать все slide презентации Клиническая психология одним архивом: