Презентация Методологические основы педагогического исследования онлайн

На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методологические основы педагогического исследования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 41 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Методологические основы педагогического исследования



Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
  • Тип файла:
    ppt / pptx (powerpoint)
  • Всего слайдов:
    41 слайд
  • Для класса:
    1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
  • Размер файла:
    93.17 kB
  • Просмотров:
    83
  • Скачиваний:
    0
  • Автор:
    неизвестен



Слайды и текст к этой презентации:

№1 слайд
Лекция . МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
Содержание слайда: Лекция 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

№2 слайд
. Методология педагогики
Содержание слайда: 1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. Вспомним из философии, ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ?

№3 слайд
Методология - это наука о
Содержание слайда: Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения. Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла. С чем это связано?

№4 слайд
Во-первых, в современной
Содержание слайда: Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика, стали более разнообразны по методам исследования/ В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований: с одной стороны – проблемы философии психологии и педагогики, а с другой – специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований/ В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики. В-пятых, человек является решающей силой в профессиональной деятельности.

№5 слайд
Термин методология греческого
Содержание слайда: Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода” Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода” В современной науке методология понимается в следующих значениях: В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя. Методология в узком смысле слова – это учение о методах научного исследования. В современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

№6 слайд
Методология науки дает
Содержание слайда: Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи. Что же представляет собой методология педагогики?

№7 слайд
Чаще всего методология
Содержание слайда: Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций Есть и другие мнения: существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Р. Барроу методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Я.Скалкова

№8 слайд
Функции методологии
Содержание слайда: Функции методологии педагогики во-первых, она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов); – во-вторых, направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин); – в-третьих, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); – в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев); – в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман); – в шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).

№9 слайд
Из рассмотренных функций
Содержание слайда: Из рассмотренных функций следует, что: методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях

№10 слайд
Следовательно, в качестве
Содержание слайда: Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие: – во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого; – во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития.

№11 слайд
в-третьих, рассмотрение
Содержание слайда: – в-третьих, рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т. д. Это вытекает из того, что педагогика – наука, объединяющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальных педагогических систем; – в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия); .

№12 слайд
в пятых, выявление и
Содержание слайда: – в пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности; –в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма

№13 слайд
Возникает вопрос наиболее
Содержание слайда: Возникает вопрос: наиболее широкое (философское) определение методологии нам подходит? ПОЧЕМУ?

№14 слайд
Методология педагогики есть
Содержание слайда: Методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы” В.В.Краевский Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.

№15 слайд
Методология педагогики как
Содержание слайда: Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. (т.е. имеется в виду два вида деятельности–методологические исследования и методологическое обеспечение. Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Задача вторых - использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

№16 слайд
Это обусловлено выделение
Содержание слайда: Это обусловлено выделение двух функций методологии педагогики: 1. дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта 2. прескриптивной – нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя. Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии педагогики на две группы – теоретические и нормативные.

№17 слайд
К теоретическим основаниям,
Содержание слайда: К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие: – определение методологии; – общая характеристика методологии науки, ее уровней; – методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики; – объект и предмет методологического анализа в области педагогики.

№18 слайд
Нормативные основания
Содержание слайда: Нормативные основания охватывают – научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности; – определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий; – типология педагогических исследований; – характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики – логика педагогического исследования и т. д.

№19 слайд
Структура методологического
Содержание слайда: Структура методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание 1 (высшего) философского уровня методологии - составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функ­ции выполняет вся система философского знания. 2 общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

№20 слайд
уровень конкретно-научная
Содержание слайда: 3 уровень – конкретно-научная методология - . совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. или моделирование в педагогических исследованиях). 4 уровень – технологическая методология –методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

№21 слайд
. Методологические принципы
Содержание слайда: 2. Методологические принципы научного исследования При рассмотрении этого вопроса будем исходить из того, что методология есть не что иное, как применение общих принципов, теорий при решении исследо­вательских задач, проблем конкретной науки.

№22 слайд
. Принцип единства теории и
Содержание слайда: 1. Принцип единства теории и практики Практика – критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается бесплодной. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективна. Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности будущих специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в вузах. Любое психолого-педагогическое должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению учебных и воспитательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов.

№23 слайд
Творческий,
Содержание слайда: Творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки будущих специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам, не проявляя творчества. Если исследователь стремится по-настоящему помочь, он должен по-новому решать возникающие проблемы. В ходе исследования следует искать свое аргументированное объяснение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся взгляды, не бояться проявлять научной смелости. Однако эта смелость должна сочетаться с научной обоснованностью и предусмотрительностью, так как психолого-педагогические исследования связаны с живыми людьми, а каждое общение с человеком должно его духовно обогащать. Творчество неразрывно с конкретно-историческим подходом к оценке психолого-педагогических явлений: то, что на определенном историческом этапе является прогрессивным, может быть в иных условиях реакционным. Иначе говоря, нельзя оценивать психолого-педагогические теории прошлого с позиций современности.

№24 слайд
Принцип объективности
Содержание слайда: Принцип объективности Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть явления, в его внутренний мир, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного. Объективность при изучении личности и групп людей способов воздействия на них является одним из краеугольных камней современных психологии и педагогики. Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.

№25 слайд
Принцип всесторонности Любой
Содержание слайда: Принцип всесторонности Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими яв­лениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях. Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного психолого-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной, обобщающей модели и, в конечном счете, в целостной теории, развивающей существо исследуемой проблемы.

№26 слайд
Комплексный подход к
Содержание слайда: Комплексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы. Использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях. Требованием комплексного подхода к исследованию в области психологии и педагогики является опора на достижения других наук, прежде всего таких, как социология, философия, культурология и др.

№27 слайд
Единство исторического и
Содержание слайда: Единство исторического и логического Логика познания объекта, явления воспроизводит логику его развития, то есть его историю. (История развития личности, например, является своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению) В истории развития личности проявляется ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою ис­торию, жизненный путь, биографию.

№28 слайд
Системность, т. е. системный
Содержание слайда: Системность, т. е. системный подход к изучаемым объектам предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификацию и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, то есть обеспечивающих соединение разных элементов в систему. Системный подход выявляет структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы; основные принципы управления ею. В процессе реализации системного подхода необходимо иметь в виду, что объект психолого-педагогического исследования и система не одно и то же ; при выделении системы исследуемое явление искусственно отделяется от окружающей среды, т. е. абстрагируется от нее; выделяя систему объекта исследования, устанавливаются ее элементы и элементы ее среды, Каждый элемент системы в сложных процессах может быть самостоятельной системой, и ее качество определяется не только качеством отдельных элементов, но и отношениями элементов со средой.

№29 слайд
Важную методологическую роль
Содержание слайда: Важную методологическую роль в психолого-педагогическом исследовании играют категории диалектики сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность; содержание и форма; единичное, особенное и общее и др..

№30 слайд
По отношению к психологии и
Содержание слайда: По отношению к психологии и педагогике это означает, что, во-первых, даже уникальный психолого-педагогический опыт содержит моменты, характерные для любого опыта организации образовательного процесса в вузе, во-вторых, всякие общие положения должны подтверждаться опытом, находить в нем пита­тельную среду и, наконец, в-третьих, нет и не может быть рекомендаций, годных на все случаи жизни.

№31 слайд
Важные методологические
Содержание слайда: Важные методологические требования к исследованию психолого-педагогических проблем вытекают из основных законов диалектики закон единства и борьбы противоположностей Существуют различные виды противоречий: внутренние и внешние, основные и производные, главные и второстепенные. по основанию внутренние и внешние противоречия в психологии и педагогике существует - классификация противоречий развития личности.

№32 слайд
Классификация противоречий
Содержание слайда: Классификация противоречий развития личности К первой группе противоречий, предопределяющих развитие личности будущего специалиста, обычно относят противоречия между внешними факторами. Ко второй группе противоречий, как правило, относят противоречия между внешними и внутренними факторами. Важнейшие из них следующие: противоречия между требованиями к личности и ее подготовленностью к выполнению этих требований; между новыми требованиями и привычными взглядами, поведением; между внешними требованиями и требованиями личности к себе; между уровнем подготовленности личности и возможностям применять свои знания, умения и навыки на практике Третью группу противоречий составляют противоречия между внутренними факторами. В основе этих противоречий лежит неравномерность развития отдельных сторон, свойств, структурных компонентов личности. К этой группе противоречий относят противоречия между рациональным ком­понентом сознания и чувственным, притязаниями личности и ее реальными возможностями, новыми потребностями и старыми стереотипами поведения, новым и старым опытом и т.д.

№33 слайд
Закон перехода количественных
Содержание слайда: Закон перехода количественных изменений в качественные требует исследовать любые психолого-педагогические явления в единстве их качественных и количественных характеристик. Каждый человек обладает неисчерпаемым количеством многообразных свойств (качеств), которые допускают сравнение их со свойствами других людей. Как целостная качественная определенность он – социальное существо. Психика человека обладает своей качественной определенностью. Однако сама психика как таковая разнокачественна.

№34 слайд
Закон отрицание отрицания как
Содержание слайда: Закон отрицание отрицания как устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором сохраняются “в снятом виде” отдельные стороны, элементы предшествующего явления, процесса, имеет широкое проявление в жизни людей Каждый новый этап в развитии личности, группы есть в строго философском смысле отрицание старого, но отрицание как момент прогрессивного развития. Важную роль в таком отрицании играет самовоспитание самой личности, активная работа педагога по формированию личности будущего специалиста.

№35 слайд
На базе всеобщих принципов
Содержание слайда: На базе всеобщих принципов сложились и более частные принципиальные требования Принцип детерминизма обязывает исследователя учитывать влияние различных факторов, причин на развитие психолого-педагогических явлений. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. В соответствии с этим принципом познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешних данных ее поведения, дел и поступков. Принцип активной деятельности личности акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окру­жающий мир.

№36 слайд
Принцип развития диктует
Содержание слайда: Принцип развития диктует рассмотрение психолого-педагогических явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант. Принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследователя на целостное изучение личности в единстве основных социальных факторов ее развития – социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности.

№37 слайд
Методологические требования к
Содержание слайда: Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями, без приукрашивания и без очернения; вести не описание яв­лений, а их критический анализ; б) оперативно реагировать на новое в теории и практике психологии и педагогики; в) усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций; г) обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления; д) соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологического или педагогического эксперимента.

№38 слайд
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН
Содержание слайда: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН 1.Охарактеризуйте понятие «Педагогический дизайн». Зачем введено данное понятие? Чем оно отличается? Какое понятие вам ближе и почему?

№39 слайд
. Охарактеризуйте категории
Содержание слайда: 2. Охарактеризуйте категории педагогического дизайна А) Образовательная среда Б)Образовательный ресурс В)Образовательное средство Г) Учебный материал

№40 слайд
. Графический дизайн и
Содержание слайда: 3. Графический дизайн и педагогический дизайн: Что общего? Что шире и почему?

№41 слайд
Охарактеризуйте принципы
Содержание слайда: Охарактеризуйте принципы педагогического дизайна. принципами Вспомните-Методологические принципы научного исследования. Что общего? В чем различия?

Скачать все slide презентации Методологические основы педагогического исследования одним архивом: