Презентация Методологические основы педагогического исследования онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Методологические основы педагогического исследования абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 41 слайд. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Методологические основы педагогического исследования
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:41 слайд
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:93.17 kB
- Просмотров:83
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![. Методология педагогики](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img1.jpg)
Содержание слайда: 1. Методология педагогики: определение, задачи, уровни и функции
Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли.
Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами.
Вспомним из философии, ЧТО ТАКОЕ МЕТОДОЛОГИЯ?
№3 слайд
![Методология - это наука о](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img2.jpg)
Содержание слайда: Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
Методология - это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса.
Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.
Роль методологии в определении перспектив развития педагогической науки существенно возросла.
С чем это связано?
№4 слайд
![Во-первых, в современной](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img3.jpg)
Содержание слайда: Во-первых, в современной науке заметны тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу тех или иных явлений объективной реальности
Во-вторых, усложнились сами науки психология и педагогика, стали более разнообразны по методам исследования/
В-третьих, в настоящее время стал очевиден разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований: с одной стороны – проблемы философии психологии и педагогики, а с другой – специальные методологические вопросы психолого-педагогических исследований/
В-четвертых, в настоящее время психология и педагогика стали своеобразным полигоном применения математических методов в социальных науках, мощным стимулом развития целых разделов математики.
В-пятых, человек является решающей силой в профессиональной деятельности.
№5 слайд
![Термин методология греческого](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img4.jpg)
Содержание слайда: Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода”
Термин методология греческого происхождения и означает “учение о методе” или “теория метода”
В современной науке методология понимается в следующих значениях:
В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя.
Методология в узком смысле слова – это учение о методах научного исследования.
В современной научной литературе под методологией чаще всего понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
№6 слайд
![Методология науки дает](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img5.jpg)
Содержание слайда: Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования - его объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи.
Что же представляет собой методология педагогики?
№7 слайд
![Чаще всего методология](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img6.jpg)
Содержание слайда: Чаще всего методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций
Есть и другие мнения:
существует философия педагогики, которая и разрабатывает методологию исследования. Она включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Р. Барроу
методология педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории. Я.Скалкова
№8 слайд
![Функции методологии](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img7.jpg)
Содержание слайда: Функции методологии педагогики
во-первых, она определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);
– во-вторых, направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);
– в-третьих, обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);
– в-четвертых, помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);
– в-пятых, обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);
– в шестых, создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).
№10 слайд
![Следовательно, в качестве](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img9.jpg)
Содержание слайда: Следовательно, в качестве основных признаков методологии в любом педагогическом исследовании можно выделить следующие:
– во-первых, определение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или ученого;
– во-вторых, изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития.
№11 слайд
![в-третьих, рассмотрение](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img10.jpg)
Содержание слайда: – в-третьих, рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, антропологии, физиологии, генетики и т. д. Это вытекает из того, что педагогика – наука, объединяющая все современное человеческое знание и использующая всю научную информацию о человеке в интересах создания оптимальных педагогических систем;
– в-четвертых, ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и особенности, факторы и условия);
.
№12 слайд
![в пятых, выявление и](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img11.jpg)
Содержание слайда: – в пятых, выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива или личности;
–в-шестых, разработка связей теории и практики, идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции, новое педагогическое мышление при одновременном исключении старого, отживающего, преодоление в педагогике косности и консерватизма
№14 слайд
![Методология педагогики есть](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img13.jpg)
Содержание слайда: Методология педагогики есть система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы”
В.В.Краевский
Следовательно, предмет методологии педагогики выступает как соотношение между педагогической действительностью и ее отражением в педагогической науке.
№15 слайд
![Методология педагогики как](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img14.jpg)
Содержание слайда: Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах
как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. (т.е. имеется в виду два вида деятельности–методологические исследования и методологическое обеспечение.
Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов.
Задача вторых - использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.
№16 слайд
![Это обусловлено выделение](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img15.jpg)
Содержание слайда: Это обусловлено выделение двух функций методологии педагогики:
1. дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта
2. прескриптивной – нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.
Наличие этих функций определяет и разделение оснований методологии педагогики на две группы – теоретические и нормативные.
№17 слайд
![К теоретическим основаниям,](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img16.jpg)
Содержание слайда: К теоретическим основаниям, выполняющим дескриптивные функции, относятся следующие:
– определение методологии;
– общая характеристика методологии науки, ее уровней;
– методология как система знаний и система деятельности, источники методологического обеспечения исследовательской деятельности в области педагогики;
– объект и предмет методологического анализа в области педагогики.
№18 слайд
![Нормативные основания](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img17.jpg)
Содержание слайда: Нормативные основания охватывают
– научное познание в педагогике среди других форм духовного освоения мира, к которым относятся стихийно-эмпирическое познание и художественно-образное отображение действительности;
– определение принадлежности работы в области педагогики к науке: характер целеполагания, выделение специального объекта исследования, применение специальных средств познания, однозначность понятий;
– типология педагогических исследований;
– характеристики исследований, по которым ученый может сверять и оценивать свою научную работу в области педагогики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки и практики
– логика педагогического исследования и т. д.
№19 слайд
![Структура методологического](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img18.jpg)
Содержание слайда: Структура методологического знания
Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.
Содержание 1 (высшего) философского уровня методологии - составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся система философского знания.
2 общенаучная методология – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.
№20 слайд
![уровень конкретно-научная](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img19.jpg)
Содержание слайда: 3 уровень – конкретно-научная методология - . совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. или моделирование в педагогических исследованиях).
4 уровень – технологическая методология –методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.
№22 слайд
![. Принцип единства теории и](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img21.jpg)
Содержание слайда: 1. Принцип единства теории и практики
Практика – критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается бесплодной.
Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективна.
Без глубокого и всестороннего научного анализа практической деятельности будущих специалистов невозможно наметить эффективные пути совершенствования образовательного процесса в вузах.
Любое психолого-педагогическое должно отражать передовую практику, проверяться ею и способствовать успешному решению учебных и воспитательных задач, формированию всесторонне и гармонично развитых профессионалов.
№23 слайд
![Творческий,](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img22.jpg)
Содержание слайда: Творческий, конкретно-исторический подход к исследуемой проблеме
Опыт убеждает, что нельзя глубоко исследовать ту или иную проблему подготовки будущих специалистов, идя только проторенными путями, следуя выработанным шаблонам, не проявляя творчества. Если исследователь стремится по-настоящему помочь, он должен по-новому решать возникающие проблемы.
В ходе исследования следует искать свое аргументированное объяснение новым фактам, явлениям, дополнять и уточнять сложившиеся взгляды, не бояться проявлять научной смелости.
Однако эта смелость должна сочетаться с научной обоснованностью и предусмотрительностью, так как психолого-педагогические исследования связаны с живыми людьми, а каждое общение с человеком должно его духовно обогащать.
Творчество неразрывно с конкретно-историческим подходом к оценке психолого-педагогических явлений: то, что на определенном историческом этапе является прогрессивным, может быть в иных условиях реакционным. Иначе говоря, нельзя оценивать психолого-педагогические теории прошлого с позиций современности.
№24 слайд
![Принцип объективности](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img23.jpg)
Содержание слайда: Принцип объективности
Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть явления, в его внутренний мир, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного.
Объективность при изучении личности и групп людей способов воздействия на них является одним из краеугольных камней современных психологии и педагогики.
Методологической основой конкретной реализации принципа объективности при исследовании личности служат практические действия людей, представляющие собой социальные факты.
№25 слайд
![Принцип всесторонности Любой](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img24.jpg)
Содержание слайда: Принцип всесторонности
Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу.
Такой подход дает возможность моделировать изучаемые явления и исследовать их в состоянии развития и в разных условиях.
Он позволяет осуществить многоуровневое и многоплановое изучение того или иного психолого-педагогического процесса, в ходе которого строится не одна, а ряд моделей, отражающих данное явление на разных уровнях и срезах. При этом возможен синтез этих моделей в новой целостной, обобщающей модели и, в конечном счете, в целостной теории, развивающей существо исследуемой проблемы.
№26 слайд
![Комплексный подход к](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img25.jpg)
Содержание слайда: Комплексный подход к исследованию педагогических процессов и явлений
установление всех взаимосвязей исследуемого явления, учет всех внешних воздействий, оказывающих на него влияние, устранение всех случайных факторов, искажающих картину изучаемой проблемы.
Использование в ходе исследования разнообразных методов в их различных сочетаниях.
Требованием комплексного подхода к исследованию в области психологии и педагогики является опора на достижения других наук, прежде всего таких, как социология, философия, культурология и др.
№27 слайд
![Единство исторического и](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img26.jpg)
Содержание слайда: Единство исторического и логического
Логика познания объекта, явления воспроизводит логику его развития, то есть его историю. (История развития личности, например, является своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению)
В истории развития личности проявляется ее сущность, так как человек лишь постольку является личностью, поскольку он имеет свою историю, жизненный путь, биографию.
№28 слайд
![Системность, т. е. системный](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img27.jpg)
Содержание слайда: Системность, т. е. системный подход к изучаемым объектам
предполагает рассмотрение объекта изучения как системы, выявление определенного множества ее элементов (все их выявить и учесть невозможно, да и не требуется), установление, классификацию и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, то есть обеспечивающих соединение разных элементов в систему.
Системный подход выявляет структуру (выражающую относительную жизненность) и организацию (количественную характеристику и направленность) системы; основные принципы управления ею.
В процессе реализации системного подхода необходимо иметь в виду, что объект психолого-педагогического исследования и система не одно и то же ; при выделении системы исследуемое явление искусственно отделяется от окружающей среды, т. е. абстрагируется от нее; выделяя систему объекта исследования, устанавливаются ее элементы и элементы ее среды,
Каждый элемент системы в сложных процессах может быть самостоятельной системой, и ее качество определяется не только качеством отдельных элементов, но и отношениями элементов со средой.
№30 слайд
![По отношению к психологии и](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img29.jpg)
Содержание слайда: По отношению к психологии и педагогике это означает, что,
во-первых, даже уникальный психолого-педагогический опыт содержит моменты, характерные для любого опыта организации образовательного процесса в вузе,
во-вторых, всякие общие положения должны подтверждаться опытом, находить в нем питательную среду и, наконец,
в-третьих, нет и не может быть рекомендаций, годных на все случаи жизни.
№31 слайд
![Важные методологические](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img30.jpg)
Содержание слайда: Важные методологические требования к исследованию психолого-педагогических проблем вытекают из основных законов диалектики
закон единства и борьбы противоположностей
Существуют различные виды противоречий: внутренние и внешние, основные и производные, главные и второстепенные.
по основанию внутренние и внешние противоречия в психологии и педагогике существует - классификация противоречий развития личности.
№32 слайд
![Классификация противоречий](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img31.jpg)
Содержание слайда: Классификация противоречий развития личности
К первой группе противоречий, предопределяющих развитие личности будущего специалиста, обычно относят противоречия между внешними факторами.
Ко второй группе противоречий, как правило, относят противоречия между внешними и внутренними факторами. Важнейшие из них следующие: противоречия между требованиями к личности и ее подготовленностью к выполнению этих требований; между новыми требованиями и привычными взглядами, поведением; между внешними требованиями и требованиями личности к себе; между уровнем подготовленности личности и возможностям применять свои знания, умения и навыки на практике
Третью группу противоречий составляют противоречия между внутренними факторами. В основе этих противоречий лежит неравномерность развития отдельных сторон, свойств, структурных компонентов личности. К этой группе противоречий относят противоречия между рациональным компонентом сознания и чувственным, притязаниями личности и ее реальными возможностями, новыми потребностями и старыми стереотипами поведения, новым и старым опытом и т.д.
№33 слайд
![Закон перехода количественных](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img32.jpg)
Содержание слайда: Закон перехода количественных изменений в качественные
требует исследовать любые психолого-педагогические явления в единстве их качественных и количественных характеристик.
Каждый человек обладает неисчерпаемым количеством многообразных свойств (качеств), которые допускают сравнение их со свойствами других людей. Как целостная качественная определенность он – социальное существо.
Психика человека обладает своей качественной определенностью. Однако сама психика как таковая разнокачественна.
№34 слайд
![Закон отрицание отрицания как](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img33.jpg)
Содержание слайда: Закон отрицание отрицания
как устранение старого и утверждение нового в процессе поступательного развития, при котором сохраняются “в снятом виде” отдельные стороны, элементы предшествующего явления, процесса, имеет широкое проявление в жизни людей
Каждый новый этап в развитии личности, группы есть в строго философском смысле отрицание старого, но отрицание как момент прогрессивного развития. Важную роль в таком отрицании играет самовоспитание самой личности, активная работа педагога по формированию личности будущего специалиста.
№35 слайд
![На базе всеобщих принципов](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img34.jpg)
Содержание слайда: На базе всеобщих принципов сложились и более частные принципиальные требования
Принцип детерминизма обязывает исследователя учитывать влияние различных факторов, причин на развитие психолого-педагогических явлений.
Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. В соответствии с этим принципом познание внутреннего содержания личности происходит в результате оценки внешних данных ее поведения, дел и поступков.
Принцип активной деятельности личности акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружающий мир.
№36 слайд
![Принцип развития диктует](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img35.jpg)
Содержание слайда: Принцип развития диктует рассмотрение психолого-педагогических явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант.
Принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследователя на целостное изучение личности в единстве основных социальных факторов ее развития – социальной среды, воспитания, деятельности личности, ее внутренней активности.
№37 слайд
![Методологические требования к](/documents_6/d5b43f82be82fc969056ab742da6c3de/img36.jpg)
Содержание слайда: Методологические требования к проведению психолого-педагогических исследований
а) исследовать процессы и явления такими, какие они есть на самом деле, со всеми позитивами и негативами, успехами и трудностями, без приукрашивания и без очернения; вести не описание явлений, а их критический анализ;
б) оперативно реагировать на новое в теории и практике психологии и педагогики;
в) усиливать практическую направленность, весомость и добротность рекомендаций;
г) обеспечивать надежность научного прогноза, видение перспективы развития исследуемого процесса, явления;
д) соблюдать строгую логику мысли, чистоту психологического или педагогического эксперимента.
Скачать все slide презентации Методологические основы педагогического исследования одним архивом:
Похожие презентации
-
Методологический аппарат психолого-педагогического исследования
-
Методологические основы исследования конфликтов
-
Системный подход в психолого-педагогическом исследовании
-
Психолого-педагогическая диагностика: методологические основы, типы данных. Лекция 2
-
Основные функции и принципы психолого-педагогической диагностики
-
Основные аспекты психолого-педагогического взаимодействия при работе с семьей
-
Основные психологические подходы к исследованию личности
-
Методы исследования, применяемые в педагогической психологии
-
Методы исследования медицинской психологии, основные психодиагностические методики
-
Принципы научного исследования в психолого-педагогическом направлении