Презентация Непрерывное образование персонала в современной организации. Психология взрослых онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Непрерывное образование персонала в современной организации. Психология взрослых абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 39 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Непрерывное образование персонала в современной организации. Психология взрослых
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:39 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:114.67 kB
- Просмотров:72
- Скачиваний:1
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№3 слайд
![. Сущность взрослости и ее](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img2.jpg)
Содержание слайда: 1. Сущность взрослости и ее возрастные границы
Взрослость – наиболее длительный период становления личности в онтогенезе: с 18 до 60 лет.
В границах этого возраста выделяют:
период ранней взрослости (18–23 года), включающий лишь одну стадию – юность,
и период взрослости (24–60 лет), включающий стадии молодости (24–27 лет) и
зрелости (28–60 лет).
№4 слайд
![. Сущность взрослости и ее](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img3.jpg)
Содержание слайда: 1. Сущность взрослости и ее возрастные границы
В зрелом возрасте наблюдаются три нормативных кризиса профессионального становления личности:
В 30-33 года, 40-45 лет и 50-55 лет.
Поэтому представляется оправданным выделить во взрослости еще три функциональные фазы развития:
возраст стабилизации жизнедеятельности (28–32 года);
возраст личностно-профессионального саморазвития (33–43 года);
возраст самореализации (43–60 лет).
В интервалах между ними происходит накопление противоречий между потребностно-мотивационной и операционально-технической сферами жизнедеятельности, которые предстают в явном виде во время кризисов.
№5 слайд
![. Сущность взрослости и ее](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img4.jpg)
Содержание слайда: 1. Сущность взрослости и ее возрастные границы
В интервалах между ними происходит накопление противоречий между потребностно-мотивационной и операционально-технической сферами жизнедеятельности,
которые предстают в явном виде во время кризисов.
В любом возрасте можно выделить три вектора развития личности: продуктивный, амбивалентный и деструктивный.
Возрастные границы стадий взрослости весьма условны, они определяются социально-экономическими условиями, траекториями индивидуальной жизни, особенностями психофизиологического развития и др.
№7 слайд
![. Юность года Социальная](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img6.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
Социальная ситуация развития
Это важный этап социально-профессионального становления личности. В данном возрасте наиболее высока степень восприятия социального и профессионального опыта. Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юность – это начало взрослости. Общество признает социальную зрелость молодежи, ее самостоятельность и ответственность за свое дальнейшее становление, предоставляет ей все гражданские права, предусмотренные Конституцией.
№8 слайд
![. Юность года И.С. Кон](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img7.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
И.С. Кон выделяет три (следующие) типы взросления:
период ускоренного развития, определяемого самой личностью. У девушек и юношей отчетливо определены основные целевые ориентации, направленные на удовлетворение потребности в достижении;
период эволюционного взросления; юность протекает плавно и постепенно, без каких-либо порывов, основное содержание взрослости – поддержание комфортных отношений со всеми окружающими. При этом психологические механизмы приспособления могут негативно сказаться на развитии самостоятельности и ответственности. Но зато развивается способность к вчувствованию в состояние других;
период «бури и натиска», протекающий бурно и кризисно, характеризующийся серьезными эмоциональными и поведенческими трудностями, острыми конфликтами с окружающими и самим собой. Отчетливо выражена потребность в обособлении.
№9 слайд
![. Юность года Основные](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img8.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
Основные противоречия возраста:
1. Социально-психологические:
между расцветом физических и интеллектуальных способностей и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей;
между новыми требованиями учебно-профессиональной (социально-профессиональной) деятельности и сложившимися стереотипами (способами) реализации этой деятельности;
между новыми корпоративными (социальными) нормами поведения и складывающимися межличностными отношениями, обусловленными индивидуально-психологическими особенностями человека.
№10 слайд
![. Юность года Основные](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img9.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
Основные противоречия возраста:
2. Социально-нравственные:
между деструктивным воздействием СМИ, аморальными формами молодежной субкультуры и несформированными ценностными ориентациями, неустойчивой нравственностью;
между социально-нравственной направленностью поколения взрослых («отцов») и молодежи. Это противоречия порождают аномию – различные нарушения в ценностно-нормативной системе общественных отношений (противоречия норм). Несоответствие системы социально-нравственных ценностей порождает первый конфликт поколений. Преодоление аномии в современных социально-экономических условиях возможно при утверждении новых социальных ценностей.
№11 слайд
![. Юность года Основные](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img10.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
Основные противоречия возраста:
3. Профессионально-психологические:
между полученной профессией и осознанием трудности адаптации и самореализации в ней;
между требованиями профессиональной деятельности к уровню подготовленности и отсутствием необходимого опыта работы.
№12 слайд
![. Юность года к годам](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img11.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
к 18 годам обозначаются два направления становления личности: одно связано с продуктивной реализацией жизненных планов, другое – с их крушением.
В обоих случаях переход от школьного обучения к новой форме жизнедеятельности, от одной ведущей деятельности к другой, глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности - личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимости определить свое место в новой социально-психологической ситуации.
Идентичность обусловливает целостность личности. При переживании кризиса происходит перестройка ее психологической организации.
№13 слайд
![. Юность года Основные](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img12.jpg)
Содержание слайда: 1. Юность (18–23 года)
Основные потребности юности – это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях.
Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.
Основные психологические новообразования личности на данной стадии становления – карьерное самоопределение (ответственность за свое становление), самостоятельность, социальная зрелость, обобщенные способы познавательной и профессиональной деятельности, компетенции.
№14 слайд
![. Молодость года Социальная](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img13.jpg)
Содержание слайда: 2. Молодость (24–27 года)
Социальная ситуация развития
Это возраст начала самостоятельной трудовой деятельности, вступления в брак и установления семейных отношений. К сожалению, в данном возрасте часть молодых людей становятся безработными, разводятся, осваивают асоциальные и противоправные формы поведения.
Молодость – это возраст активного усвоения трудовой профессиональной деятельности, приобретение первоначального профессионального опыта, вхождения в новую социально-профессиональную группу (как правило, разновозрастную), установление новых межличностных отношений и усвоение новых социально-профессиональных, корпоративных норм поведения.
№15 слайд
![. Молодость года Социальная](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img14.jpg)
Содержание слайда: 2. Молодость (24–27 года)
Социальная ситуация развития
Основные психологические новообразования этого возраста: адаптивность, социально-профессиональная идентичность, автономность, профессиональный опыт.
Смыслообразующим содержанием молодости является социально-профессиональная адаптация.
Ведущая деятельность в молодости - нормативно одобряемая деятельность, т.е. деятельность, способы осуществления которой уже сложились, отражены в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках и технологической документации.
№16 слайд
![. Молодость года Основные](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img15.jpg)
Содержание слайда: 2. Молодость (24–27 года)
Основные противоречия, обусловливающие психологические особенности молодости:
диспропорция (несоответствие) сформированных в профессиональной школе знаний, умений, навыков и компетенций требованиям (содержанию) социально-профессиональной деятельности;
между сложившимися ценностно-смысловыми ориентациями, межличностными отношениями и востребованными социально-профессиональными нормами корпоративного поведения;
между социально-профессиональными ожиданиями и реальными социально-экономическими условиями жизнедеятельности;
между сложившейся Я-концепцией и необходимостью ее изменения, рефлексии формирующейся новой идентичности.
№17 слайд
![. Молодость года Основные](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img16.jpg)
Содержание слайда: 2. Молодость (24–27 года)
Основные противоречия, обусловливающие психологические особенности молодости:
диспропорция (несоответствие) сформированных в профессиональной школе знаний, умений, навыков и компетенций требованиям (содержанию) социально-профессиональной деятельности;
между сложившимися ценностно-смысловыми ориентациями, межличностными отношениями и востребованными социально-профессиональными нормами корпоративного поведения;
между социально-профессиональными ожиданиями и реальными социально-экономическими условиями жизнедеятельности;
между сложившейся Я-концепцией и необходимостью ее изменения, рефлексии формирующейся новой идентичности.
№18 слайд
![. Молодость года Кризис](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img17.jpg)
Содержание слайда: 2. Молодость (24–27 года)
Кризис социально-профессиональных ожиданий
Противоречия между ожиданиями и реальным положением порождают кризис социально-профессиональных экспектаций. Анализируя свое социально-профессиональное положение, молодой человек вынужден пересмотреть уже сложившуюся Я-концепцию, заново определить смысл жизни. Реализовав себя в юности, молодой человек вновь стоит перед проблемой личностного и профессионального самоопределения в новых обстоятельствах жизни с учетом реальных возможностей и ограничений.
При определенных условиях переживание кризиса приводит к развитию комплекса неполноценности. Причины - недостижение поставленных в юности целей.
Психологическая помощь заключается в формировании уверенного поведения и ревизии Я-концепции.
№19 слайд
![. Зрелость лет Это самый](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img18.jpg)
Содержание слайда: 3. Зрелость (28–60 лет)
Это самый длительный период жизни, возраст реализации себя во всех видах жизнедеятельности: личной и семейной жизни, социально-профессиональной деятельности и сфере досуга.
До 25–27 лет факторами становления личности являются присвоение разнообразных знаний, умений, опыта, освоение многоплановых видов деятельности, приобретение социально полезных и личностно значимых вещей, присоединение к психологически близким людям и другие формы удовлетворения потребности приобретения.
После 27 лет ведущим фактором дальнейшего развития личности становится созидание.
№21 слайд
![. Зрелость лет Зрелость это](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img20.jpg)
Содержание слайда: 3. Зрелость (28–60 лет)
Зрелость – это наиболее результативный и продуктивный возраст. Психическое развитие в первый период зрелости определяется (детерминируется) следующими противоречиями:
между отчетливо выраженной потребностью в реализации своего профессионально-психологического потенциала (ЗУНы, компетентность, профессионально значимые качества и способности) и невозможностью в полной мере его осуществления в социально-профессиональной деятельности;
между возросшей индивидуальностью личности и невозможностью реализовать индивидуальный стиль деятельности и инновационные инициативы;
между сложившейся системой ценностно-смысловых ориентаций и необходимостью ее ревизии, коррекции в соответствии с социально-профессиональными возможностям и перспективами.
№22 слайд
![. . Возраст стабилизации](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img21.jpg)
Содержание слайда: 3.1. Возраст стабилизации жизнедеятельности
(28–32 года)
Социальная ситуация развития в этом возрасте неоднозначна, наблюдаются существенные различия в жизнедеятельности женщин и мужчин. Для женщин эмоциональное благополучие семьи, воспитание детей имеют большую значимость, чем для мужчин. Мужчины в большей степени сориентированы на профессиональную деятельность, профессиональные достижения и карьеру. Физиологическое развитие женщин и мужчин также сильно различается.
Существенно повышается значение экономических условий жизни. Родители к этому времени уже перестают материально поддерживать молодые семьи. Важную роль играет фактор материального благополучия (наличие собственного жилья, удовлетворительная зарплата, обеспечивающая достойную жизнь семье и позволяющая дать всестороннее образование детям).
Важное значение приобретает социально-профессиональный статус молодых людей: место работы, должность, квалификация обогащающие социально-психологическое пространство жизни.
№23 слайд
![. . Возраст стабилизации](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img22.jpg)
Содержание слайда: 3.1. Возраст стабилизации жизнедеятельности
(28–32 года)
Ведущей деятельностью становится социально-профессиональная, но есть варианты. Для некоторых женщин ведущей деятельностью становится семейно-бытовая, для других – профессиональная.
Для мужчин за редким исключением ведущей деятельностью остается профессиональная.
№24 слайд
![. . Возраст стабилизации](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img23.jpg)
Содержание слайда: 3.1. Возраст стабилизации жизнедеятельности
(28–32 года)
В процессе ее выполнения профессиональной деятельности возникает противоречие между потребностями в совершенствовании деятельности и нормативными операционально-техническими способами ее осуществления. Это противоречие частично разрешается путем выработки индивидуального стиля деятельности, внесения в нее инновационных элементов, новаторства и рационализаторства.
№25 слайд
![. . Возраст стабилизации](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img24.jpg)
Содержание слайда: 3.1. Возраст стабилизации жизнедеятельности
(28–32 года)
Основными психологическими новообразованиями в возрасте 28–32 года становятся оптимизм, социально-профессиональная активность, уверенность в себе, самостоятельность, социальная ответственность, социально-профессиональная идентичность, профессионально обусловленные черты характера.
В этом возрасте у части молодых людей под влиянием социально-профессиональных условий и социальной пассивности развиваются социально и профессионально нежелательные качества. К ним относятся социально-профессиональный инфантилизм, социальный негативизм, профессиональная леность, консерватизм. Наблюдается также профессиональная стагнация.
№26 слайд
![. . Возраст стабилизации](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img25.jpg)
Содержание слайда: 3.1. Возраст стабилизации жизнедеятельности
(28–32 года)
Возрастные кризисы развития
К концу этого возраста многие молодые люди остро переживают очередной кризис, женщины – в 28–30 лет, в среднем на три года раньше, чем мужчины.
Для женщин-матерей актуальным становится получение дополнительного (реабилитационного) профессионального образования, которое должно помочь профессионально восстановиться, а в случаях профессиональной переориентации – получить новую специальность или профессию.
Кризис в жизни мужчин возникает вследствие осознанного или неосознанного чувства социально-профессиональной несостоятельности (неполноценности). Большинство мужчин сориентированы на профессиональные достижения, карьеру.
№27 слайд
![. . Возраст стабилизации](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img26.jpg)
Содержание слайда: 3.1. Возраст стабилизации жизнедеятельности
(28–32 года)
Продуктивные выходы из кризиса:
ревизия и коррекция Я-концепции (не обязательно иметь высокую должность, ведь можно быть просто высококвалифицированным специалистом, хорошим семьянином, верным другом, полезным членом общества);
получение дополнительного образования, существенное повышение квалификации, переход на новую должность, смена места работы, резкое повышение социально-профессиональной активности;
нахождение смысла жизни за пределами профессии (социально-бытовое творчество, хобби, садоводство, театр и др.).
Возможные деструктивные тенденции:
нарушение супружеской верности и распад семьи;
злоупотребление алкоголем, азартными играми, пустым времяпрепровождением и т.п.
Выход молодых людей из кризисного состояния означает вступление в новую фазу зрелости – фазу саморазвития.
№28 слайд
![. . Возраст саморазвития лета](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img27.jpg)
Содержание слайда: 3.2. Возраст саморазвития (33–45 лета)
Следующая ступень зрелости (33–45 лет) – период относительно спокойной жизнедеятельности.
Женщины и мужчины примиряются с социально-профессиональными условиями и семейными отношениями.
Многие работники в этом возрасте становятся профессионалами, самоопределяются в профессиональном сообществе, достигают вершин профессионализма и пика творческих успехов.
Сохраняется прежний уровень психического развития.
№29 слайд
![. . Возраст саморазвития лета](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img28.jpg)
Содержание слайда: 3.2. Возраст саморазвития (33–45 лета)
Основные психологические новообразования: рефлексивность,
самоэффективность, профессионализм, социально-профессиональная позиция, профессиональная идентичность, креативность.
Зрелая личность обладает развитой рефлексией, которая выступает основой ревизии Я-концепции и как следствие изменений самооценки, уровня притязаний, мотивации деятельности.
Важное значение приобретает социально-профессиональная активность – стремление выйти за пределы нормативной деятельности, действовать за границами требований ситуации и квалификационных предписаний.
№30 слайд
![. . Возраст саморазвития лет](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img29.jpg)
Содержание слайда: 3.2. Возраст саморазвития (33–45 лет)
Социально-психологическое равновесие к 40–42 годам начинает нарушаться. Возникают проблемы в семейных отношениях, во взаимоотношениях с коллегами, друзьями. Осознается несовпадение Я-реального и Я-идеального, постепенно нарастает психическая напряженность, появляются тоскливость, раздражительность, уныние, потеря интереса к жизни, профессиональная усталость.
Все это признаки наступления кризиса середины жизни, который получил в психологической литературе такие названия, как кризис идентичности, бесперспективности, опустошенности.
№31 слайд
![. . Возраст саморазвития лет](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img30.jpg)
Содержание слайда: 3.2. Возраст саморазвития (33–45 лет)
Социально приемлемый вариант разрешения кризиса – внесение в структуру жизнедеятельности новых форм самоутверждения и реализации себя во внепрофессиональной жизни.
Но главное все же – преодолеть сопротивление изменения себя, найти в себе социально-психологическое мужество, трезво проанализировать возможности дальнейшего развития, продуктивного становления на основе самоактуализации своего профессионально-психологического потенциала.
№32 слайд
![. . Возраст самореализации,](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img31.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возраст самореализации, выполнения себя
(44–60 лет)
Особенности социальной ситуации развития в 43–60 лет обусловлены следующими моментами:
постепенное физическое старение, ослабление психофизиологических и психических функций (внимания, памяти, мышления), снижение сексуальных потенций;
изменение жизненного пространства за счет появления новых родственников и постепенного ухода из жизни приятелей, подруг, коллег, близких знакомых;
сужение перспектив профессионального продвижения, карьеры.
№33 слайд
![. . Возраст самореализации,](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img32.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возраст самореализации, выполнения себя
(44–60 лет)
Профессионально-психологическое развитие личности детерминируется следующими противоречиями:
между сформировавшейся (сложившейся) интегральной индивидуальностью и невозможностью ее реализовать в социально-профессиональной деятельности;
между ценностно-смысловыми ориентациями зрелого возраста, молодыми специалистами и руководителями, что порождает сверхуверенное поведение и демонстративного социально-профессионального превосходства, что порождает межличностные конфликты;
между достигнутым уровнем профессионализма и невозможностью развития акмепрофессионализма, что приводит к профессиональной стагнации и неудовлетворенностью своей жизнедеятельностью;
между возрастными инволюционными процессами психических функций (способностей) и необходимостью интеллектуального обеспечения акмепрофессионализма.
№34 слайд
![. . Возраст самореализации,](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img33.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возраст самореализации, выполнения себя
(44–60 лет)
Эти противоречия обусловливают неудовлетворенность своими социально-профессиональными достижениями, статусом и, вместе с тем, инициируют дальнейшее профессиональное саморазвитие и самоактуализацию личности.
В качестве профилактики нарастающего чувства тревожности, ухудшения психического здоровья выступает саногенное мышление, которое инициирует активность, рефлексию и интроспекцию личности, направленные на самодетерминацию своего дальнейшего профессионально-психологического развития.
№36 слайд
![. . Возраст самореализации,](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img35.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возраст самореализации, выполнения себя
(44–60 лет)
Развитое чувство ответственности, способность к эффективному использованию своего опыта и профессионализма, социально-профессиональные ценности, генеративность – стремление повлиять на деятельность организации, предприятия и передать свой опыт молодым работникам, стремлении выйти на уровень эксперта в своей области труда, чувство неуспокоенности, саногенное мышление.
Достигнув вершин в своем социальном и профессиональном развитии, личность вдруг явственно начинает ощущать приближение старости. Осмысление и переживание этих моментов падает на возраст 50–55 лет.
№37 слайд
![. . Возраст самореализации,](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img36.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возраст самореализации, выполнения себя
(44–60 лет)
Кризис утраты профессиональной деятельности, который усугубляется психологическими ловушками, возникающими после 50 лет:
"психологическая импотенция";
профессиональные деформации;
консервирование прежних отношений и способов жизнедеятельности;
потеря чувства профессиональной идентификации.
Эти деструктивные тенденции разрушают сложившуюся
Я-концепцию, порождают тревожность и потерянность.
К концу стадии зрелости и женщины, и мужчины должны переосмыслить свое место в социально-профессиональном пространстве, обусловленное прекращением активной роли в жизни общества.
№38 слайд
![. . Возраст самореализации,](/documents_6/b52ad314017a07e321da55eb58c44f22/img37.jpg)
Содержание слайда: 3.3. Возраст самореализации, выполнения себя
(44–60 лет)
Компенсаторным психологическим новообразованием в этом возрасте становится чувство уверенности в себе, или самопринятие, поддерживающее чувство собственного достоинства и социальной ценности человека.
Важно, чтобы человек осознавал свою личную ответственность за достойную жизнь. Обращение к культуре достоинства, овладение эффективными способами экономной организации жизнедеятельности помогут ему преодолеть очередной кризис утраты профессиональной деятельности.
Скачать все slide презентации Непрерывное образование персонала в современной организации. Психология взрослых одним архивом:
Похожие презентации
-
Психологическое сопровождение практической работы с персоналом организации
-
Преподавание психологии в высшей школе и системе дополнительного образования
-
Организация планирования психолого-педагогического сопровождения развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО
-
Репродуктивное здоровье семьи - современные, медицинские, психолого-социальные, этические аспекты
-
Психологический портрет современного предпринимателя
-
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года
-
Профессиональный стандарт. Педагог-психолог (психолог в сфере образования)
-
Методологические принципы современной психологии. Тема 2
-
Современная система специальной психологической помощи в России
-
Организация и содержание психологической коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата