Презентация Психофизиологические основы регуляции психического состояния онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Психофизиологические основы регуляции психического состояния абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 32 слайда. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Психофизиологические основы регуляции психического состояния
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:32 слайда
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:111.50 kB
- Просмотров:78
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№2 слайд
![Психические состояния](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img1.jpg)
Содержание слайда: Психические состояния представляют собой целостные характеристики психической деятельности за определенный период времени.
В любом психическом состоянии можно выделить три общих измерения:
мотивационно-побудительное,
эмоционально-оценочное
активационно-энергетическое (определяющим выступает первое измерение).
№3 слайд
![Психические состояния](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img2.jpg)
Содержание слайда: Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем динамика психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Психические состояния влияют на психические процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве «строительного материала» для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь это состояние, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности - сосредоточенностью.
№4 слайд
![Психические состояния](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img3.jpg)
Содержание слайда: Психические состояния отличаются крайним, многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).
Психические состояния отличаются крайним, многообразием и полярностью. Последнее понятие означает, что каждому психическому состоянию человека соответствует противоположное состояние (уверенность - неуверенность, активность - пассивность, фрустрация - толерантность и т.д.).
№5 слайд
![Психические состояния](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img4.jpg)
Содержание слайда: Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:
Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:
в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний - личностные и ситуативные;
в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) - интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т.д.;
в зависимости от степени глубины - состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;
в зависимости от времени протекания - кратковременные, затяжные, длительные и т.д.;
в зависимости от влияния на личность - положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
в зависимости от степени осознанности - состояния более или менее осознанные;
в зависимости от причин, их вызывающих;
в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
№6 слайд
![Можно выделить типичные](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img5.jpg)
Содержание слайда: Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.
Можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей как в повседневной жизни (любовь, счастье, горе и т.д.), так и в профессиональной деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями. Сюда следует отнести психические состояния профессиональной пригодности, осознание значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.
Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности .
Для состояния профессиональной заинтересованности характерны: осознание значимости профессиональной деятельности; стремление больше узнать о ней и активно действовать в ее области; концентрация внимания на круге объектов, связанных с данной областью (и при этом указанные объекты начинают занимать господствующее положение в сознании специалиста).
№7 слайд
![Разнообразие и творческий](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img6.jpg)
Содержание слайда: Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного, возрастания и мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.
Разнообразие и творческий характер профессиональной деятельности делают возможным возникновение у работника психических состояний, близких по своему содержанию и структуре к состоянию творческого вдохновения, свойственного ученым, писателям, художникам, актерам, музыкантам. Оно выражается в творческом подъеме, обострении восприятия, повышении способности воспроизведения ранее запечатленного, возрастания и мощи воображения, возникновении целого ряда комбинаций оригинальных впечатлений и т.д.
Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам - в частности.
№8 слайд
![Наряду с положительными](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img7.jpg)
Содержание слайда: Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.
Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят к возникновению состояния психической напряженности.
Можно и нужно говорить о состоянии сугубо операционной (операторной, «деловой») напряженности, т.е. напряженности, которая возникает как результат сложности выполняемой деятельности (трудности сенсорного различения, состояние бдительности, сложность зрительно-двигательной координации, интеллектуальная нагрузка и т.д.) и эмоциональной напряженности, вызванной эмоциональными экстремальными условиями (работой с людьми, в том числе с больными, правонарушителями и т.д.).
№9 слайд
![КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img8.jpg)
Содержание слайда: КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:
КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
Психические состояния в зависимости от целей их изучения различают по критериям:
а) преобладания в психических состояниях вызывающего их психического процесса:
б) вида деятельности, в котором проявляются психические состояния;
в) влияния психических состояний на деятельность.
При этом многие из состояний могут входить в каждую из этих групп.
По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.
№10 слайд
![Гностические психические](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img9.jpg)
Содержание слайда: Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Гностические психические состояния: любознательность, любопытство, удивление, изумление, недоумение, сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т. д.
Эмоциональные психические состояния: радость, огорчение, грусть, возмущение, злость, обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость, тоска, обреченность, угнетенность, подавленность, отчаяние, страх, робость, ужас, влечение, страсть, аффект и т. д.
Волевые психические состояния: активность, пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.
Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.
По видам деятельности учащихся профтехучилищ их психические состояния делятся на трудовые, учебные и спортивные.
№11 слайд
![Трудовые психические](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img10.jpg)
Содержание слайда: Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.
Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.
Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.
Трудовые психические состояния: готовность, неподготовленность, вдохновение, воодушевленность, энергичность, вялость, апатичность, деловитость, праздность, усталость, терпение и нетерпение и т. д.
Учебные психические состояния: возбужденность, подавленность, заторможенность, сосредоточенность, рассеянность, внимательность и невнимательность, заинтересованность, безразличие и т. д.
Спортивные психические состояния: собранность, расслабленность, напряженность, подвижность, скованность, уверенность и неуверенность, бодрость, вялость, целеустремленность, ответственность и т. д.
№12 слайд
![Характеристика основных](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img11.jpg)
Содержание слайда: Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.
Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма.
Состояние бодрствования в покое встречается при (пассивном отдыхе, чтение книги, просмотре нейтральной телепередачи). При этом наблюдается отсутствие выраженных эмоций, умеренная активность ретикулярной формации и симпатической нервной системы, а в головном мозге отмечается чередование бетта-ритма (когда человек о чем-то думает) и альфа-ритма (когда мозг отдыхает).
№13 слайд
![Состояние релаксации это](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img12.jpg)
Содержание слайда: Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.
Состояние релаксации – это состояние успокоения, расслабления и восстановления сил. Оно встречается во время занятий аутогенной тренировкой, транс, молитва. Причина непроизвольной релаксации – прекращение напряженной деятельности. Причина произвольной релаксации – занятие аутогенной тренировки, медитация, молитва и пр. Преобладающие ощущения в этом состоянии – расслабление всего тела, чувство покоя, приятное тепло, тяжесть. Отмечается повышенная активность парасимпатической нервной системы и преобладание альфа-ритма в электроэнцефалограмме.
№14 слайд
![Состояние сна особое](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img13.jpg)
Содержание слайда: Состояние сна– особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна (которые, по большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями). Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга.
Состояние сна– особое состояние психики человека, которое характеризуется почти полным отключением сознания от внешней среды. Во время сна отмечается двухфазный режим работы мозга – чередование медленного и быстрого сна (которые, по большому счету, являются самостоятельными психическими состояниями). Сон связан с необходимостью упорядочения информационных потоков и восстановления ресурсов организма. Психические реакции человека во время сна непроизвольны, а время от времени возникают эмоционально окрашенные сновидения. На физиологическом уровне отмечается попеременная активация сначала парасимпатической, а затем симпатической нервной системы. Для медленного сна характерны тетта- и дельта- волны биопотенциалов мозга.
№15 слайд
![Оптимальное рабочее состояние](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img14.jpg)
Содержание слайда: Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне.
Оптимальное рабочее состояние - состояние, обеспечивающее наибольшую эффективность деятельности при среднем темпе и интенсивности труда (состояние токаря, вытачивающего деталь, учителя на обычном уроке). Для него характерно наличие сознательной цели деятельности, высокая концентрация внимания, обострение памяти, активизация мышления и повышенная активность ретикулярной формации. Ритмы мозга – в основном лежат в бетта-диапазоне.
№16 слайд
![Состояние напряженной](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img15.jpg)
Содержание слайда: Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика – испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.
Состояние напряженной деятельности – это состояние, возникающее в процессе труда в экстремальных условиях (состояние спортсмена на соревнованиях, летчика – испытателя во время испытания новой машины, артиста цирка при выполнении сложного упражнения и т. д.). Психическое напряжение обусловлено наличием сверхзначимой цели или повышенными требования к работнику. Оно также может быть определяться высокой мотивацией к достижению результата или высокой ценой ошибки. Для него характерны очень высокая активность симпатической нервной системы и высокочастотные ритмы головного мозга.
№17 слайд
![Монотония состояние,](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img16.jpg)
Содержание слайда: Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.
Монотония – состояние, развивающееся при длительных, повторяющихся нагрузках средней и малой интенсивности (например - состояние водителя – дальнобойщика в конце долгого рейса). Оно вызывается однообразной, повторяющейся информация. Преобладающие эмоции - скука, равнодушие, снижение показателей внимания. Часть поступающей информации блокируется на уровне таламуса
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительной и высокой нагрузки. Оно обусловлено истощением ресурсов организма при длительной или чрезмерной деятельности. Для него характерно снижение мотивации к труду, нарушение внимания и памяти. На физиологическом уровне отмечается появление запредельного торможения центральной нервной системы.
№18 слайд
![Стресс состояние повышенного](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img17.jpg)
Содержание слайда: Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.
Стресс – состояние повышенного и длительного напряжения, связанного с невозможностью приспособления к требованиям среды обитания. Это состояние обусловлено длительным воздействием факторов среды, превышающее возможности адаптации организма. Оно характеризуется психическим напряжением, чувством фрустрации, тревоги, беспокойства, а в последней стадии – равнодушия и апатии. На физиологическом уровне отмечается истощением запасов гормонов надпочечников, мышечным напряжением и двухфазной активацией вегетативной нервной системы.
№19 слайд
![В динамике состояния лиц](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img18.jpg)
Содержание слайда: В динамике состояния лиц ,подвергшихся воздействию стихийного бедствия, по предварительным данным, можно выделить четыре последовательные фазы или стадии:
В динамике состояния лиц ,подвергшихся воздействию стихийного бедствия, по предварительным данным, можно выделить четыре последовательные фазы или стадии:
1. «Острый эмоциональный шок». Развивается вслед за состоянием оцепенения и длится от 3 до 5 часов. Он характеризуется общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности. В эмоциональном состоянии в этот период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием.
До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния здоровья одновременно отмечают увеличение работоспособности в 1,5-2 раза и более. В качестве примера можно привести случай с одним обследованным, который, обнаружив жену и дочь на крыше 9 - этажного дома (лестничные пролеты нижних этажей были разрушены), используя металлическую ограду клумбы и веревку, в течение часа смог забраться на крышу и спасти семью.
№20 слайд
![. Стадия психофизиологическая](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img19.jpg)
Содержание слайда: 2. Стадия «психофизиологическая демобилизация» длится до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Она характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния, с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могли достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни).
2. Стадия «психофизиологическая демобилизация» длится до трех суток. Для абсолютного большинства обследуемых наступление этой стадии связано с первыми контактами с теми, кто получил травмы и с телами погибших, с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания»). Она характеризуется наиболее существенным ухудшением самочувствия и психоэмоционального состояния, с преобладанием чувства растерянности, панических реакций, снижением уровня эффективности деятельности и мотивации к ней, депрессивными тенденциями, некоторыми изменениями функций внимания и памяти (как правило, обследованные не могли достаточно четко вспомнить, что они делали в эти дни).
Большинство опрошенных жаловалось в этой фазе на тошноту, «тяжесть» в голове, неприятные ощущения со стороны желудочно-кишечного тракта, снижение (даже отсутствие) аппетита. К этому же периоду относятся первые отказы от выполнения спасательных и «расчистных» работ (особенно связанных с извлечением тел погибших), значительное увеличение количества ошибочных действий при управлении транспортом и специальной техникой, вплоть до создания аварийных ситуаций.
№21 слайд
![. Стадия разрешения длится -](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img20.jpg)
Содержание слайда: 3. «Стадия разрешения» длится 3-12 суток после катастрофы. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. У абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица) снижение интонационной окраски речи, замедленность движений.
3. «Стадия разрешения» длится 3-12 суток после катастрофы. По данным субъективной оценки, постепенно стабилизируется настроение и самочувствие. У абсолютного большинства обследованных сохраняются пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица) снижение интонационной окраски речи, замедленность движений.
К концу этого периода появляется желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, которые не были очевидцами стихийного бедствия. Одновременно появляются сны, отсутствовавшие в двух предшествующих фазах, в том числе с тревожными и кошмарными сновидениями, в различных вариантах трансформирующих впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение физиологических резервов, в 55% случаев сопровождавшееся повышением давления крови до 140/90 - 170/100 мм рт.ст. в покое и до 200/100 мм рт.ст. при дозированной физической нагрузке, тахикардией (до 90 - 100 уд./мин) - у 90%.
№22 слайд
![. Стадия восстановления](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img21.jpg)
Содержание слайда: 4. «Стадия восстановления» началась с 12-го дня после землетрясения и наиболее отчетливо в исследованный период проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после землетрясения были отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстановились сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой фазе выявлено не было.
4. «Стадия восстановления» началась с 12-го дня после землетрясения и наиболее отчетливо в исследованный период проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые после землетрясения были отмечены шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстановились сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой фазе выявлено не было.
№23 слайд
![СПЕЦИФИКА ПРИЕМОВ](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img22.jpg)
Содержание слайда: СПЕЦИФИКА ПРИЕМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
СПЕЦИФИКА ПРИЕМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Выделены наиболее характерные индивидуально-типические варианты типологии людей, в отношении которых приемы саморегуляции должны отличаться особой спецификой.
№24 слайд
![. Сенситивный чувствительный](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img23.jpg)
Содержание слайда: 1. Сенситивный (чувствительный), реактивный, неуравновешенный тип.
1. Сенситивный (чувствительный), реактивный, неуравновешенный тип.
С этим сочетанием свойств обычно бывают те люди, которых еще со времен Галена принято называть холериками и сангвиниками. Для таких людей самое главное «снять» излишнее напряжение, стабилизировать свое психическое состояние, научиться тормозить ненужные импульсы. Чаще всего они прибегают для снятия напряжения к алкоголю.
Для этой группы больше, чем для других, необходимо управлять своим физическим состоянием, поэтому любые упражнения на релаксацию, физическое расслабление особенно полезны.
Саморегуляция в таком случае основывается на использовании приемов отвлечения, переключения внимания на другие объекты, К ним больше всего подходит рекомендация древних мудрецов: «В пылу спора, прежде чем что-то сказать, посчитай до десяти».
№25 слайд
![Надо найти удобный способ,](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img24.jpg)
Содержание слайда: Надо найти удобный способ, чтобы самостоятельно создавать необходимые условия для релаксации и переключения внимания. Известный принцип «Пусть все произойдет само собой» в этом случае вполне применим, так как многие часто торопят ход событий, проявляют нетерпение, ставят перед собой завышенные цели. Отсюда излишнее возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, а иногда и нервные срывы.
Надо найти удобный способ, чтобы самостоятельно создавать необходимые условия для релаксации и переключения внимания. Известный принцип «Пусть все произойдет само собой» в этом случае вполне применим, так как многие часто торопят ход событий, проявляют нетерпение, ставят перед собой завышенные цели. Отсюда излишнее возбуждение, неадекватные эмоциональные реакции, а иногда и нервные срывы.
Еще один способ для борьбы с негативными проявлениями, характерными для этого типа, - использование «маски спокойствия». Вообще, умение вовремя надеть на свое лицо нужную маску давно считается одним из эффективных средств психорегуляции. Так, могут пригодиться в соответствующий момент маски уверенности в себе, полудремного состояния, воодушевления, дружелюбного внимания, и т.д. Для тех, кого мы относим к первой группе, больше всего подходит маска спокойствия. В возбужденном, взвинченном состоянии сделайте спокойное лицо и сами увидите, что спокойствие быстро придет. Много внимания такому приему уделял знаменитый боксер Мохаммед Али (репетировал перед зеркалом много часов). Многие опытные спасатели, без специальных консультаций психолога, овладевают этим приемом.
№26 слайд
![Для первой группы людей также](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img25.jpg)
Содержание слайда: Для первой группы людей также необходимо овладеть приемами релаксации, причем применять их вместе с сопутствующими приемами: дыхательными упражнениями, успокаивающим самомассажем.
Для первой группы людей также необходимо овладеть приемами релаксации, причем применять их вместе с сопутствующими приемами: дыхательными упражнениями, успокаивающим самомассажем.
Нельзя недооценивать фактор слова, причем произнесенного про себя. Ведь «слово лечит, слово и калечит» заметим, и собственное тоже.
В ожидании сложной ситуации, во время ответственной деятельности, во время ЧС, занимаясь своими профессиональными обязанностями, неуравновешенным можно использовать такие приемы самоубеждения:
- десенсибилизация (представление возможного неприятного течения событий с последующим убеждением: «Я к этому готов», «У меня есть все возможности сделать все как надо», «Я выходил с честью и не из таких передряг»);
- деактуализация (намеренное снижение значимости события);
- построение внутренних опор (внушение уверенности в своих возможностях типа: «Да, я создан для этого!», «Кто же, если не я, справится с этим?»).
№27 слайд
![Те, кто относится к первой](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img26.jpg)
Содержание слайда: Те, кто относится к первой группе, обычно достаточно уверены в своих силах (а часто самоуверенны). Единственно, о чем стоит напомнить, это о точной логичной и обоснованной формулировки предстоящих задач. Таким людям необходимо убедить себя в необходимости достижения конкретной цели.
Те, кто относится к первой группе, обычно достаточно уверены в своих силах (а часто самоуверенны). Единственно, о чем стоит напомнить, это о точной логичной и обоснованной формулировки предстоящих задач. Таким людям необходимо убедить себя в необходимости достижения конкретной цели.
Формулировка целей и задач, самоубеждения и самоприказы типа: «Возьми себя в руки!» или «Ты должен довести это дело до конца» - все это внутренняя речь. Она должна быть не только точной, но и не допускать возможностей к отступлению. Внутренний монолог здесь относительно короткий, но категоричный. В зависимости от ситуации он строится на использовании элементов десенсибилизации (уменьшение чувствительности), деактуализации и внутренних опор.
№28 слайд
![Специальный навык с его](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img27.jpg)
Содержание слайда: Специальный навык с его главным принципом: «Сконцентрируйтесь здесь и сейчас!» должен формироваться и закрепляться систематически.
Специальный навык с его главным принципом: «Сконцентрируйтесь здесь и сейчас!» должен формироваться и закрепляться систематически.
Психофизический тренинг должен быть сориентирован на мысленное «проигрывание» движений и действий, несложных по своей технической структуре, ясных, четких, выполняемых с особой тщательностью, размеренно, не торопясь.
Спокойствие, надежность в любой деятельности, убежденность, размеренность, тщательность, постоянный самоконтроль и самоанализ - главные «кирпичики» в здании личного психофизического тренинга.
№29 слайд
![. Невротический, тревожный,](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img28.jpg)
Содержание слайда: 2. Невротический, тревожный, эмоционально неустойчивый, мнительный тип.
2. Невротический, тревожный, эмоционально неустойчивый, мнительный тип.
Такое сочетание свойств наиболее часто встречается у людей с меланхолическим темпераментом. Сложность психорегуляции усугубляется, если является интровертом (направлен на свой внутренний мир, сдержан, застенчив в социальных контактах, пассивность и углубленность в себя), т. к. возбуждение нарастает быстро и уровень его бывает высок. А экстраверсия (направленность во вне, импульсивность, общительность, готовность идти на риск) позволяет давать «выход» неблагоприятным эмоциональным состояниям и возбуждение развивается медленнее.
Главное, что определяет поведение и настроение представителей второй группы, - это тревожность. Тревога и беспокойство, по крайней мере в сильной форме, никогда не бывают спутниками активной деятельности. Они нарушают контроль, сковывают, не дают человеку проявиться в полную меру своих потенциальных возможностей. Неопределенность, неизвестность являются тем источником, который питает беспокойство и тревогу. Незнание исхода деятельности и страх перед тем, что он не будет соответствовать ожидаемому, выводят из равновесия. Усугубляется это появлением чувства вины.
№30 слайд
![Для такого типа людей](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img29.jpg)
Содержание слайда: Для такого типа людей рекомендуется прием, который можно назвать «Снятие запрета на ошибку». Имеется в виду самовнушение: «Буду делать как смогу, даже если это не очень хорошо получится - не страшно, еще будет возможность улучшить». Это, конечно, примитивное рассуждение, канва, по которой можно реально построить рассуждение. Механизм такого самовнушения заключается в том, что состояние тревоги устраняется поощрением реакции активно-оборонительного типа.
Для такого типа людей рекомендуется прием, который можно назвать «Снятие запрета на ошибку». Имеется в виду самовнушение: «Буду делать как смогу, даже если это не очень хорошо получится - не страшно, еще будет возможность улучшить». Это, конечно, примитивное рассуждение, канва, по которой можно реально построить рассуждение. Механизм такого самовнушения заключается в том, что состояние тревоги устраняется поощрением реакции активно-оборонительного типа.
Рекомендуются маски «Уверенный в себе», «Боевой», «Непреклонный». Как ни смешно это может показаться, но полезными считаются и маски «Утомленный», «Рассеянный», «Сомневающийся» и т.д. Чем разнообразнее палитра красок, которые будут использоваться при моделировании собственных эмоций, тем лучше вы научитесь управлять ими.
Также очень важным является навык, специфика которого заключается в необходимости обращения внимания на точность формулировок поставленных задач. Надо буквально по крохам собирать признаки своего хорошего физического и психического потенциала.
№31 слайд
![. Эмоционально устойчивый,](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img30.jpg)
Содержание слайда: 3. Эмоционально устойчивый, резистентный и инертный тип.
3. Эмоционально устойчивый, резистентный и инертный тип.
Наиболее характерные особенности этой группы людей - медленная врабатываемость, несвоевременное переключение при быстрой смене обстановки, стабильность и устойчивость - ставит их перед необходимостью принимать меры для формирования наиболее подходящего для такого случая индивидуального стиля деятельности ( а работая в системе МЧС это крайне важно). Можно приспособить к своей индивидуальности нужный стиль: выработать тактику упреждающих действий в ответ на смену обстановки, начинать период врабатываемости задолго до начала деятельности, приучать себя находить малейшие признаки изменяющейся ситуации.
Для этого нужны соответствующие психические и двигательные навыки, которые базируются на определенной психофизической культуре.
Если говорить о психофизическом тренинге, то можно рекомендовать тщательное изучение тех ситуаций, когда замедленная реакция не позволяет действовать эффективно. Такие ситуации должны постоянно моделироваться с решением на эффективные действия (ведь «задним умом» легче правильно решить). Вот и не надо стесняться внушать себе: «Надо было делать так-то и так-то. В следующий раз я таких ошибок не допущу».
№32 слайд
![Как известно активность,](/documents_6/841f525ef5ebf14b54481d2388a0bc75/img31.jpg)
Содержание слайда: Как известно активность, столь необходимую для представителей третьей группы, можно повысить с помощью двигательной нагрузки или внутреннего монолога. Двигательная нагрузка должна быть максимально вариативна. Внутренний монолог может содержать формулы воодушевления: «Вперед, вперед!», «А теперь я сделаю все, как надо!», «Сегодня мой день!». Желательно иметь свое собственное слово-ключ, которое будет привычным пусковым словом к началу работы («Подъем!», «Пошел!» и др.).
Как известно активность, столь необходимую для представителей третьей группы, можно повысить с помощью двигательной нагрузки или внутреннего монолога. Двигательная нагрузка должна быть максимально вариативна. Внутренний монолог может содержать формулы воодушевления: «Вперед, вперед!», «А теперь я сделаю все, как надо!», «Сегодня мой день!». Желательно иметь свое собственное слово-ключ, которое будет привычным пусковым словом к началу работы («Подъем!», «Пошел!» и др.).
Умение концентрироваться у этой группы происходит легко, но нужно концентрироваться «здесь и сейчас».
В идеомоторную тренировку можно включить самые разнообразные упражнения: разнообразные не только по своей двигательной структуре, но и силе, быстроте выполнения.
Направленность совершенствования третьей группы - гибкость, разнообразие, внимательность, эмоциональность.
Скачать все slide презентации Психофизиологические основы регуляции психического состояния одним архивом:
Похожие презентации
-
БОС тренинг состояния «спокойствия» как способ развития саморегуляции
-
Основные варианты задержки психического развития
-
Терминальные состояния. Клиническая смерть. Основные и специализированные приемы сердечно-легочной реанимации
-
Основные направления зарубежной социальной психологии. История и современное состояние
-
Психофизиологические основы адаптации и дезадаптации к учебной деятельности
-
Кислотно-основное состояние крови
-
Кислотно-основное состояние. Буферные системы крови
-
Состояние как психическое явление и его характеристики. Виды психических состояний. Эмоциональные состояния
-
Возраст. Основные закономерности психического развития
-
Антистресс-программа. Пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния (музыкотерапия)