Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
Тип файла:
ppt / pptx (powerpoint)
Всего слайдов:
12 слайдов
Для класса:
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
Размер файла:
226.23 kB
Просмотров:
80
Скачиваний:
0
Автор:
неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№1 слайд![Тема . Роль генетических и](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img0.jpg)
Содержание слайда: Тема 2.2 Роль генетических и средовых факторов в развитии психологических признаков(продолжение)
№2 слайд![Генотип и среда показателей](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img1.jpg)
Содержание слайда: Генотип и среда показателей личностной сферы, входящих в Большую пятерку: экстраверсия; альтруизм, склонность идти навстречу людям; сознательность, контроль импульсивности; невротизм, негативные эмоции
Джон Лоэлин использовал пятифакторную структуру личности для анализа генотипических и средовых воздействий на вариативность личностных особенностей. Он собрал исследования различных личностных свойств, проведенные близнецовым методом, семейным методом и методом приемных детей, разделил эти свойства на пять групп, соответствующих пяти сферам личности, описываемым Большой пятеркой' построил статистические модели, позволяющие провести совместный анализ данных, и провел его для каждой из пяти групп. Полученные результате этого анализа показатели наследуемости, полученные при применении двух статистических моделей, представлены в таблице:
№3 слайд![](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img2.jpg)
№4 слайд![Наибольшую связь с генотипом](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img3.jpg)
Содержание слайда: Наибольшую связь с генотипом обнаружили свойства, относящиеся к „открытости новому опыту", наименьшую - те свойства, которые относятся к „альтруизму" и „сознательности" (организованности). Таким образом, генотип вносит свой вклад в индивидуальные различия, наблюдаемые в наиболее общих показателях личностной сферы, но, если сравнивать с показателями общего интеллекта, то этот вклад оказывается значительно ниже.
№5 слайд![В результате каждая из пяти](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img4.jpg)
Содержание слайда: В результате каждая из пяти черт Большой пятерки объединяет в себе и особенности, связанные с мотивационной и ценностной сферой, и динамические характеристики поведения. Первые из них отражают содержательные аспекты личностной сферы и обычно рассматриваются как социально детерминированные. Вторые, которые относят к свойствам темперамента, как правило, связывают с генотипом (один из критериев отнесения того или иного свойства к сфере темперамента - это генетическая обусловленность этого свойства).
№6 слайд![Интересно, что возрастные](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img5.jpg)
Содержание слайда: Интересно, что возрастные изменения в генотип-средовых соотношениях, наблюдаемые в динамических особенностях личностной сферы, противоположны тем, которые были получены для возрастных изменений показателей интеллекта. Вклад генотипа в вариативность темперамента имеет тенденцию не увеличиваться с возрастом, как это было показано для интеллекта, а снижаться. Соответственно этому, роль средовых параметров растет, причем, по мере взросления человека, все большую роль начинает играть различающаяся среда и все меньшую -общая. Эти данные, получаемые при исследовании темперамента отличаются отданных, полученных для интеллекта: индивидуальные различия в интеллекте связаны преимущественно с общей средой.
№7 слайд![В свойствах Большой пятерки](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img6.jpg)
Содержание слайда: В свойствах Большой пятерки присутствуют названия „экстраверсия" и „невротизм". Там они определяют большие синдромы свойств, в которые, в частности, входят и экстраверсия-интроверсия и невротизм, выделенные Айзенком. Совпадение названий является результатом распространенности концепции Айзенка, а не следствием совпадения содержания. Другими словами, экстраверсия и невротизм Айзенка явля ются более частными характеристиками, чем свойства Большой пятерки и отражают преимущественно динамические стороны личностно сферы
№8 слайд![Как и при исследовании](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img7.jpg)
Содержание слайда: Как и при исследовании темперамента у детей, на юношеском возрасте также было показано, что особенности различающейся среды оказывают значительное влияние на вариативность экстраверсии-интроверсии и невротизма, и что это влияние с возрастом увеличивается.
№9 слайд![В целом, результаты](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img8.jpg)
Содержание слайда: В целом, результаты исследований, в которых рассматривалась роль генотипа и среды в детерминации показателей личности и темперамента свидетельствуют о том, что:
1) наиболее общие показатели личностных свойств (относящиеся к Большой пятерке) испытывают влияние генотипа;
2) при анализе более частных свойств значительно большую связь с генотипом обнаруживают индивидуальные различия в динамических, а не в содержательных особенностях личностной сферы;
3) с возрастом вклад генотипа в дисперсии свойств личностной сферы несколько уменьшается, но не пропадает;
4) влияние различающейся среды на индивидуальные различия с возрастом увеличивается.
№10 слайд![Исследования роли генотипа и](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img9.jpg)
Содержание слайда: Исследования роли генотипа и среды в свойствах личности с помощью критериальных опросников
В подавляющем большинстве исследований личности, проводящихся в психогенетике, оценка свойств личности производится на основании опросников. Разным испытуемым предъявляется один и тот же набор вопросов об их привычках и об их поведении в различных ситуациях
№11 слайд![Одним из них являются](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img10.jpg)
Содержание слайда: Одним из них являются личностные критериальные опросники, составленные на сравнении групп испытуемых, различающихся по определенному критерию. Классическими примерами использования критериального метода являются Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI) и Калифорнийский психологический опросник (CPI).
№12 слайд![Хотя Миннесотский опросник](/documents_6/fa8de7ba15d4d511629c9adbd611dfdb/img11.jpg)
Содержание слайда: Хотя Миннесотский опросник создавался как метод диагностики тех особенностей личности, которые сопутствуют различным психическим заболеваниям, он практически сразу после опубликования его первого варианта (1943 г.) стал использоваться и для обследования здоровых людей, оценки получаемые испытуемыми по шкалам опросника трактуются с точки зрения сбалансированного и гармоничного (или, наоборот, несбалансированного и дисгармоничного) развития личности
Хотя Миннесотский опросник создавался как метод диагностики тех особенностей личности, которые сопутствуют различным психическим заболеваниям, он практически сразу после опубликования его первого варианта (1943 г.) стал использоваться и для обследования здоровых людей, оценки получаемые испытуемыми по шкалам опросника трактуются с точки зрения сбалансированного и гармоничного (или, наоборот, несбалансированного и дисгармоничного) развития личности
Миннесотский опросник оказался информативен при работе как с людьми, имеющими психические отклонения, так и с нормальными популяциями, и это обеспечило ему чрезвычайную популярность среди психологов.