Презентация Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов онлайн
На нашем сайте вы можете скачать и просмотреть онлайн доклад-презентацию на тему Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов абсолютно бесплатно. Урок-презентация на эту тему содержит всего 46 слайдов. Все материалы созданы в программе PowerPoint и имеют формат ppt или же pptx. Материалы и темы для презентаций взяты из открытых источников и загружены их авторами, за качество и достоверность информации в них администрация сайта не отвечает, все права принадлежат их создателям. Если вы нашли то, что искали, отблагодарите авторов - поделитесь ссылкой в социальных сетях, а наш сайт добавьте в закладки.
Презентации » Здоровье и Медицина » Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов
Оцените!
Оцените презентацию от 1 до 5 баллов!
- Тип файла:ppt / pptx (powerpoint)
- Всего слайдов:46 слайдов
- Для класса:1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11
- Размер файла:2.60 MB
- Просмотров:84
- Скачиваний:0
- Автор:неизвестен
Слайды и текст к этой презентации:
№4 слайд
![ЛИТЕРАТУРА . Анцупов А.Я.,](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img3.jpg)
Содержание слайда: ЛИТЕРАТУРА:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология. - М., 2001
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000.
3. Ишмуратов А.Т. Конфликтология. –К., 1997.
4. Левин К. Разрешение социальных кон-фликтов. - М., 2003.
5. Мерлин В.С. Психологические конфликты /
В кн: Проблемы экспериментальной психологии личности. - Пермь, 1970, С. 53 – 91.
№5 слайд
![Бихевиористская традиция](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img4.jpg)
Содержание слайда: Бихевиористская традиция исследования конфликтов /конфликт превращается в явление ситуационной природы/
Бихевиористы, сместили акцент с внутренних детерминант возникновения конфликтов, на внешние (средовые).
Главным содержанием психологических исследо-ваний бихевиористы считали поведение человека в разных его формах.
Основная методологическая схема бихевиоризма в исследовании конфликтов:
«ситуация - конфликтное поведение».
Источники происхождения конфликтного поведения и взаимодействия можно обнаружить при помощи анализа фактов ситуации.
№6 слайд
![Бихевиористы о конфликтах](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img5.jpg)
Содержание слайда: Бихевиористы о конфликтах
Социально-психологические конфликты в рамках концепции фрустрационной детерминации агрессии понимаются как особая форма агрес-сивного ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустриру-ющую ситуацию.
Представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого расширяется вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.
№7 слайд
![Бихевиористы о конфликтах](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img6.jpg)
Содержание слайда: Бихевиористы о конфликтах
Конфликтность поведения - следствие научения неадекватному или отклоняющемуся поведению, которое получив подкрепление становится частью поведенческого репертуара личности.
Чтобы понять поведение человека, надо обратиться к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию и к факторам, повлиявшим на усвоение и закрепление этой модели поведения.
Стратегии поведения людей в конфликтах надо рассматривать как результат научения тем или иным моделям взаимодействия.
№9 слайд
![Альберт Бандура Косвенное](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img8.jpg)
Содержание слайда: Альберт Бандура
Косвенное подкрепление - когда наблюдатели ведут себя таким же образом, как наблюдаемые ранее модели, получившие подкрепление, в то время как при косвенном наказании наблюдаемые аверсивные последствия снижают тенденцию вести себя подобным образом.
Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказывают себя за ее достижение, превышение или неудачу
№13 слайд
![Леонард Берковиц Попытался](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img12.jpg)
Содержание слайда: Леонард Берковиц (1926)
Попытался систематизировать многочис-ленные исследования по человеческой агрессивности.
Установил насильственное воздействие масс-медиа на сознание человека.
Исследование агрессивности базировал на принципах «неоассоцианизма», объясняющих отношения между факто-рами окружающей среды, негативными аффектами и проявлениями агрессив-ности.
Утверждал, что агрессивные действия могут быть спровоцированы факторами окружающей среды, например, простым физическим присутствием оружия
(не только социальной, но и предметной среды, социально опосредованной).
№14 слайд
![ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img13.jpg)
Содержание слайда: ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО
НАУЧЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ
«В пользу социального научения говорит и то, что действительное различие между неагрессивными и агрессивными детьми заключается не в том, что последние в ситуации межличностного конфликта отдают предпочтение агрессивным методам его разрешения, а в том, что агрессивные дети, в отличие от неагрессивных, лишены альтернативы, т.к. в их поведенческом репертуаре отсутствуют «сценарии» конструктивного
решения конфликтной ситуации»
А.А. Реан, 1997).
№15 слайд
![В СССР бихевиоризм считался](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img14.jpg)
Содержание слайда: В СССР бихевиоризм считался буржуазным извращением психологии. Активно критиковал этот подход А. Н. Леонтьев: «бихевиоризм отрицает роль и вообще наличие внутренних ненаблюдаемых свойств (таких, как цели, мотивы, предубеждения и прочее) в поведении и деятельности человека».
К бихевиоризму были близки существовавшие в СССР в 1920—1930-е гг. «объективная психология» П. П. Блонского и «рефлексология»
В. М. Бехтерева.
Плюсы бихевиоризма:
объективность,
использование научных методов,
в предмет исследования вошло поведение,
эффективные методики терапии нарушенного
поведения.
Минусы бихевиоризма:
*устарелая методология,
*механический детерминизм,
*нет разницы между человеком и животным.
№17 слайд
![Конфликт как форма ответа на](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img16.jpg)
Содержание слайда: Конфликт как форма ответа на конкурентную ситуацию (теория кооперации и конкуренции Мертона Дойча )
Варьированием внешних условий можно менять поведение социальной группы.
Конкуренция или кооперация, конфликт или сотрудничество во внутригрупповых и межгрупповых отношениях связаны:
1.С типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию:
А) способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими;
Б) противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другими.
2. С типом действий этих людей:
а) эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели;
б) ухудшающие действия, имеющие противоположные результаты.
№18 слайд
![Закон социальных отношений](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img17.jpg)
Содержание слайда: Закон социальных отношений Мертона Дойча
кооперация вызывает и вызывается: готовностью оказывать помощь, открытостью в коммуникации, доверительными и дружественными аттитюдами, чувствительностью к общим интересам;
конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе; ограниченной коммуникацией; минимизацией осознания сходства в ценностях; акцентах на противоположности интересов;
враждебными установками.
№19 слайд
![КРИТИКА Исследования Шерифа](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img18.jpg)
Содержание слайда: КРИТИКА:
Исследования Шерифа безусловно ценно.
Но оно имеет некоторые недостатки:
Оценивалось лишь поведение субъектов в конфликте, не рассмотривалось содержание человеческих переживаний, мотивов, представление о происходящем, т.е. то, что составляет существо человеческих конфликтов. Неверно сводить все разнообразие и богатства психической и социальной жизни человека к определенному набору поведенческих реакций.
Исследования проводились в лабораторных условиях, а перенос осуществлялся на реальную социальную жизнь.
(Н.В.Гришина, 2000).
№20 слайд
![ЗНАЧЕНИЕ вклада в](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img19.jpg)
Содержание слайда: ЗНАЧЕНИЕ вклада в конфликтологию сторонников ситуативного подхода
Стараниями М. Дойча и других исследователей конфликт перестал восприниматься как исключи-тельно интрапсихически генерируемый феномен.
Ситуационный подход в исследовании кон-фликтов был реализован в бихевиористской традиции, сделавшей акцент на внешних детер-минантах их возникновения.
Предметом ситуационных подходов в исследова-нии конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры.
Конфликт - форма реакции на
внешнюю ситуацию. Наиболее
частая реакция - агрессия.
№21 слайд
![Когнитивистские подходы](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img20.jpg)
Содержание слайда: Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен
Когнитивисты показали:
Взаимодействия субъектов в социальной ситуации объясняются с точки зрения субъек-тивного отражения (восприятия, осознания, рефлексии, оценки и т.д.) взаимодействующим субъектом.
Конфликт может быть понят только с учетом субъективного отражения параметров ситуации. Она является ключевым фактором объяснения феноменологии конфликта.
Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе.
№25 слайд
![Курт Левин о законах](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img24.jpg)
Содержание слайда: Курт Левин о законах
конфликта
Случаи, когда индивид находится между двумя позитивными или негативными валентностями (или же один и тот же объект одновременно наделен как позитивной, так и негативной валентностью), описывают основные виды внутриличностного конфликта.
Межличностные конфликты - это «конфликты между собственными и вынуждающими силами», т.е как противоречия между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой.
Законы конфликта едины для всех его разновидностей. Однако случай конфликта между собственными и внешними вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти.
Идеи Курта Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в т.ч. Теории структурного баланса Ф.Хайдера.
№26 слайд
![ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img25.jpg)
Содержание слайда: ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ПОЛЯ Курт Левин
Личность живет и развивается в психологическом поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность).
Для каждого человека эта валентность имеет свой знак, хотя существуют и такие предметы, которые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу.
Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности (как энергетические заряды), вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т.е. удовлетворению потребности.
«Поле» — это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает в нераздельности мотиваци-онные устремления (намерения) индивида и, существую-щие вне индивида, объекты его устремлений».
№27 слайд
![Курт Левин различал два рода](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img26.jpg)
Содержание слайда: Курт Левин различал два рода потребностей: биологические и социальные (квазипотребности)
Потребности в структуре личности находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии. При этом квазипотребности, которые связаны между собой, могут обмениваться находящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем.
Возможность коммуникации ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позволяет ему раз-решать конфликты и находить выход из сложных ситуа-ций. Эта гибкость достигается благодаря системе заме-щающих действий, которые формируются на основе связанных, коммуницирующих между собой потребностей.
Таким образом, человек не привязан к определенному действию или способу решения ситуации, но может менять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.
№28 слайд
![Из Теории поля Курта Левина](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img27.jpg)
Содержание слайда: Из «Теории поля» Курта Левина
Не только сложившаяся ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность.
Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непо-средственное влияние поля окружающих его предметов, "встать над полем".
Такое поведение является волевым, в отличие от полевого, которое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения.
№33 слайд
![Теория конгруэнтности Ч.](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img32.jpg)
Содержание слайда: Теория конгруэнтности
Ч. Осгуда и П. Танненбаума
Теория Ч. Осгуда и П. Танненбаума делает два предположения, которые позволяют прогнозировать исходы дисбалансных состояний:
1. Дисбаланс в когнитивной структуре Р (или А — у Ньюкома) зависит не только от общего знака отношения Р к О (А к Б) и О к Х (Б к X), но и от интенсивности этих отношений. Так, отношение может быть положительным, но различной степени (можно что-то или кого-то «сильно любить», просто «любить» и т.п.). Различная интенсивность отношения может также привести к несоответствию (неконгруэнтности).
2. Восстановление баланса может быть достигнуто не только за счет изменения знака отношения Р к одному из членов триады, но путем изменения и знака, и интенсивности, причем одновременно к обоим членам триады.
№34 слайд
![Осгуд Osgood Чарльз Эджмертон](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img33.jpg)
Содержание слайда: Осгуд (Osgood) Чарльз Эджмертон
(1916-1991) - американский психолог.
Занимался проблемами социальной психологии, психолингвистики.
Развивал теорию смысла, в которой смысл понимался как свернутое вос-произведение реального поведения в отношении определенных предметов.
На основе этой теории разработал метод семантического дифференциала.
№35 слайд
![Теория когнитивного](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img34.jpg)
Содержание слайда: Теория когнитивного
диссонанса Леона Фестингера
Теория Фестингера имеет дело с когнитивной структурой одного индивида.«Конфликт» происходит в когнитивной структуре одного человека, когда у него возникает несоответствие (диссонанс) между двумя элементами (когнициями или знаниями). Это могут быть знания о себе: (что делает, чувствует, хочет или желает, чем он является и т.п.) Другие элементы — это знания о мире, в котором он живет: что и где происходит, что к чему ведет, что доставляет удовлетворение, а что причиняет боль, на что можно не обращать внимания, а что важно и т.д.
Есть три пути «избавления» от диссонанса (или уменьшения его):
а) изменить поведение;
б) изменить знание - когницию), т.е. убедить себя в чем-то позитивном;
в) осторожно относиться ко всякой новой информации, произвести ее «селекцию» — воспринимать лишь конструктив.
№37 слайд
![Пять областей, в которых](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img36.jpg)
Содержание слайда: Пять областей, в которых уменьшение диссонанса играет важную роль:
1. Конфликт после принятия решения, когда человек, приняв решение, стремится всячески привести доводы в пользу принятой альтернативы, т.е. в значительной мере снижает объективность, свойственную при оценке альтернатив до принятия решения.
2. Вынужденное согласие, когда у человека возникает диссонанс не потому, что его принудили принять какое-то решение, а он сам добровольно позволил вовлечь себя в решение, вызывающее диссонанс. Для уменьшения диссонанса он начинает повышать ценность совершенного действия и «оправдывать» себя.
3. Специфический отбор информации — стремление не столько избежать негативной информации (которая увеличивает диссонанс), сколько подбирать позитивную информацию, диссонанс уменьшающую.
4. Несогласие с убеждениями социальной группы, когда ее неправота очевидна, признание чего могло бы привести к уменьшению диссонанса. Но зачастую, благодаря взаимодействию между членами группы, такое несогласие не возникает, а, напротив, вместе с группой человек находит новые и новые «подтверждения» ее правоты.
5. Неожиданные результаты действий и их последствия, когда мера усилий человека уменьшить диссонанс зависит от того, как соотносятся затраченные им усилия и неуспешность результата: диссонанс сильнее в том случае, когда результат какого-то решения противоречит представлению человека о себе. Чтобы уменьшить диссонанс в этом случае, человек склонен изменять даже самооценку.
№38 слайд
![Возможные источники](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img37.jpg)
Содержание слайда: Возможные источники
возникновения диссонанса:
из логической непоследовательности,
т.е. когда человек просто допускает одновременное существование
двух противоречивых суждений;
из несоответствия когнитивных элементов нормам (культурным образцам);
из несоответствия когнитивного элемента более широкой системе представлений;
из несоответствия прошлому опыту.
№39 слайд
![Конфликт как когнитивная](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img38.jpg)
Содержание слайда: Конфликт как когнитивная система :
У. Клар, Д.Бар-Тал, А.Круглянский (1988)
Рассматривают межгрупповой конфликт непосредственно как когнитивную схему, т.е. как специфическое содержа-ние знания.
Под когнитивной схемой ими понимается семантическая сеть взаимосвязанных значений (того, что подразумева-ется), проистекающих от особого центрального убеждения.
В случае конфликтной схемы этим специфическим центральным убеждением является несовместимость целей различных сторон.
Конфликт - это не свойство ситуации, а выводы, делаемые на ее основе.
Однажды сформированная схема начинает в значительной степени управлять кодированием, организацией и поиском информации. Если ситуация определяется как конфлик-тная, для ее характеристики будут выбираться признаки, поддерживающие эту схему.
№41 слайд
![Когнитивный и мотивационный](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img40.jpg)
Содержание слайда: Когнитивный и мотивационный факторы в конфликте (Arie В. Kruglanski)
Так как конфликт связан с определенной интерпретацей ситуации, содержание представлений у субъектов о том, что считать конфликтом, может различаться.
Структуры знания формируются под влиянием двух факторов: когнитивного и мотивационного.
Когнитивный фактор имеет два аспекта:
1) наличие идей в личностном концептуальном репертуаре;
2) их доступность в данный момент.
Мотивационный фактор определяется как:
1) потребность в когнитивной структуре (стремление иметь ясное и четкое представление о данной проблеме или «не хочу ничего знать»);
2) опасение невалидности;
3) потребность в окончательных выводах, принятие которых зависит от того, в какой степени они соответствуют индиви-дуальным желаниям и устремлениям.
№44 слайд
![КОММЕНТАРИЙ Теории](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img43.jpg)
Содержание слайда: КОММЕНТАРИЙ
Теории когнитивного соответствия, дали много для проработки проблем социального познания, его структуры, содержания, но не смогли вплотную приблизиться к ответу на вопрос о связи когнитивной активности и поведения, деятельности человека.
Эти теории могут быть второй составляющей социально-психологических знаний, давшей импульс дальнейшим исследованиям социального познания.
Когнитивистская ориентация в целом задала ипроблема-тику дальнейших исследований в социальной психологии, связанную с акцентом на проблемы социальной перцепции, коммуникации аттитюдов, принятия решений и т.п. Она стимулировала развитие третьей составляющей, получив-шей название - исследования атрибутивных процессов. Вклад этой области в общую теорию социального познания так велик, что должен быть рассмотрен особо.
№45 слайд
![КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Какова](/documents_6/abcbb8dba736e8f10f72b4ecc8f69748/img44.jpg)
Содержание слайда: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Какова основная методологическая схема бихевиористов в исследовании конфликтов?
Результатом чего являются стратегии поведения личности в конфликте с позиций бихевиоризма?
В чем сущность принципа викарного научения?
Кто из ученых является основоположниками ситуационной традиции изучения конфликтов?
Каковы минусы бихевиоризма в изложении концепции конфликта?
В чем основные достоинства когнитивистской концепции конфликта?
Какие потребности К. Левин называл квазипотребностями?
Какие пути избавления от когнитивного диссонанса называет Л.Фестингер ?
Скачать все slide презентации Ситуационный и когнитивистский подходы к исследованию конфликтов одним архивом:
Похожие презентации
-
Системный подход в психолого-педагогическом исследовании
-
Количественный и качественный подходы в исследованиях. Психометрические и проективные тесты
-
Подходы к пониманию возможности исследований в области психолого-педагогических проблем
-
Основные психологические подходы к исследованию личности
-
Методологические основы исследования конфликтов
-
Психология развития и возрастная психология. Продолжение обзорного анализа подходов к исследованию психического развития
-
Детская психология. Подходы к исследованию развития детской психики (гештальт-подход и персонологический подход)
-
Нанотоксикология – новое направление для исследований
-
Комнатные цветы Наши исследования 1 «В» класс
-
По медицине Фармакоэкономические подходы к лечению хронической цереброваскулярной недостаточности